Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







По специальности 050908 – «Оценка»





По специальности 050908 – «Оценка»

Астана 2008

Первый рубежный контроль (7 недель)

Лекция 1. Введение

1. Задачи развития теории оценки.

2. Термин «оценка» в теории экономического анализа.

 

Литература:

Закон Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года № 109 «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан».

Дияров С.К. Экономика недвижимости: учебное пособие. Кызылоорда, 2003г.

Тэпман Л.Н. Оценка недвижимости: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандара. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

 

1. Переход на рыночные условия хозяйствования поставил массу проблем, которые необходимо решать, и среди них наиважнейшая – проблема собственности.

Процессы приватизации, разгосударствление предприятий, до 90 % которых находилось в собственности государства, существенно актуализировали вопросы оценки собственности, как самих предприятий, так и иных объектов недвижимости.

Государство, продавая экономические объекты по минимальным ценам, теряет право на присвоение будущих доходов, причем зачастую теряют право на доходы и действительные собственники предприятий – их работники. Поэтому не учитывать будущие доходы от собственности при ее продаже неправомерно. Инвестора же в первую очередь интересуют будущие доходы, а не затраты, требующиеся на создание объекта, хотя оценка бизнеса предприятий только на основе будущих доходов также может быть ошибочна. В силу этого при оценке бизнеса предприятия должен использоваться весь многосторонний комплекс подходов: с точки зрения затрат на создание предприятия, его будущей доходности и цен продажи капитала аналогичных предприятий на рынке.

В стране начался процесс купли-продажи предприятий банкротов. Таким образом, капитал предприятия как собственность становится объектом купли-продажи и приобретает некоторые черты товара.

Как всякий товар, предприятие должно обладать полезностью для покупателя, т.е. потребительской стоимостью. Сложность самого товара-предприятия, а также целей его воспроизводства рождает особенности и самой потребительской стоимости. Прежде всего, это соответствие предприятия потребности покупателя, целям будущего потребления.

Полезность предприятия, как и любого другого товара, проявляется в процессе пользования или потребления. Следовательно, если предприятие не действует, не приносит дохода собственнику, оно теряет для него свою полезность и подлежит продаже. Но если кто-то другой видит новые способы использования данного предприятия, новые возможности приносить доходы, то такое предприятие становится товаром. Со временем изменяются формы пользования последним – оно начинает приносить доход покупателю, а, следовательно, вновь обретает полезность. Сегодня данное предприятие удовлетворяет общественной потребности, завтра оно может быть полностью или отчасти вытеснено другим подобным товаром.

Основа полезности предприятия – возможность формировать иную конкретную экономическую систему (использование земли, материально-вещественных факторов производства, рабочей силы и пр.), способность воспроизводить и создавать товар, имеющий устойчивого потребителя, качественно совершенствовать свою деятельность и приносить доход.

Полезность предприятия определяет цену со стороны спроса, а затраты на воспроизводство аналогичного предприятия диктуют цену со стороны предложения. В результате взаимодействия этих сил формируется рыночная цена – товар особого рода.

Во-первых, предприятие – это инвестиционный товар, вложения в который осуществляются в надежде на отдачу в будущем. Затраты и отдача разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли может быть неизвестен, иметь вероятностный характер, поэтому инвестор учитывает риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые получит собственник от предприятия, представляет собой верхний предел рыночной цены предприятия со стороны покупателя.

Во-вторых, предприятие является системой, а продаваться могут как вся система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы.

В-третьих, потребность в этом товаре зависит от процессов, происходящих как внутри самого товара, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в обществе приводит предприятие, как правило, к неустойчивости, с другой – неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и самого предприятия, и общества.

В-четвертых, с учетом особого значения устойчивости предприятий для обеспечения стабильности в обществе необходимо государственное регулирование условий и механизма процессов купли-продажи предприятий, а также непосредственное участие государственных структур в формировании рыночных цен на предприятие, в их оценке.

Доходы и расходы предприятия определяет его прибыль. Но если это предприятие нуждается в обновлении или оно испытывает недостаток собственных оборотных средств, то собственник вынужден произвести из прибыли вычеты для осуществления намеченных капитальных вложений, восполнить недостаток собственных оборотных средств, выплатить проценты и погасить кредит. Отсюда следует, что на рыночной цене предприятия скажутся такие факторы, как политика капитальных вложений, оборачиваемость и структура капитала, наличие собственного капитала.

Большое значение для формирования рыночной цены имеет не только величина ожидаемых прибылей, но и время их получения. Одно дело – собственник приобретает активы и быстро начинает получать прибыль от их использования, и другое – если инвестирование и возврат капитала значительно удалены друг от друга. На величине рыночной цены предприятия неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем доходов.

Один из важнейших факторов, влияющих на рыночную стоимость предприятия, - степень контроля, которую получает новый собственник. Если предприятие покупается в индивидуальную, частную собственность или если приобретается контрольный пакет, то новый собственник получает следующие права: назначать управляющих; определять их оплату; влиять на политику и направления работы предприятия; покупать или продавать активы; реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие; принимать решение о поглощении других предприятий; определять величину дивидендов и т.д. В силу того, что покупаются большие права, рыночная цена в данном случае будет выше, чем в случае покупки неконтрольного пакета. Хотя при некоторых обстоятельствах неконтрольный пакет может представлять большую ценность.

Другой важный фактор, определяющий рыночную цену предприятия, - ликвидность этой собственности. Рынок предполагает премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери стоимости. Отсюда рыночные цены на предприятие должны быть ниже, чем цены на аналогичные открытые общества.

Рыночная цена на предприятия, как на любой другой товар, определяется соотношением спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то в результате конкуренции покупатели готовы оплатить максимальную цену. Верхняя граница цены спроса определяется текущей стоимостью будущих прибылей, которые собственник может получить от владения этим предприятием. Особенно это характерно для отраслей, где предложение предприятий ограничено природными возможностями. Отсюда следует, что в наибольшей степени к верхней границе, в случае превышения спроса над предложением, будут приближены цены на сырьевые предприятия. В то же время при повышении спроса возможно появление в некоторых отраслях новых предприятий, что приведет к увеличению их числа, и в долгосрочном плане цены на эти предприятия могут несколько упасть.

Если же предложение превышает спрос, то цены диктуются производителем, и минимальная цена, по которой он может продать свой товар, определяется затратами на производство этого товара.

Итак, рыночная цена предприятия определяется его прибыльностью в будущем, издержками на создание аналогичных предприятий и соотношением спроса и предложения.

Одной из важнейших задач в настоящее время является определение рыночной, соответствующей реальности, цены недвижимости, через оценку.

 

2. Понятие оценки, используемое в законе «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», определено как: «Оценка – определение возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки».

К объектам оценки относятся:

1) отдельные материальные объекты (вещи), в том числе бесхозяйное, выморочное имущество;

2) совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое);

3) право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

4) право требования обязательства (долги);

5) работы, услуги, информация;

6) объекты права интеллектуальной собственности;

7) иные объекты гражданских прав.

Видами оценки являются обязательная и инициативнаяоценка.

Обязательная оценка в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан проводится:

1) для налогообложения объектов недвижимости физических лиц, не используемых в предпринимательской деятельности, а также для определения оценочной стоимости земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств;

2) для приватизации, передачи в доверительное управление либо в аренду (аренду с последующим выкупом);

3) для ипотечного кредитования;

4) для выкупа и изъятия имущества у собственника для государственных нужд;

5) для определения стоимости имущества должника, когда он или взыскатель возражает против произведенной судебным исполнителем оценки;

6) для определения стоимости имущества, поступившего в государственную собственность;

7) в иных случаях.

Инициативная оценка проводится на основании волеизъявления заказчика по проведению оценщиком оценки любого принадлежащего заказчику объекта оценки в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Процесс оценки – последовательность действий, выполняемых в ходе определения стоимости, обычно включает восемь этапов:

1 этап – постановка задачи;

2 этап – составление плана работ;

3 этап – сбор и обработка данных;

4 этап – оценка стоимости земельного участка;

5 этап – оценка стоимости объекта на основе трех общепринятых методов;

6 этап – определение варианта наилучшего и наиболее эффективного использования;

7 этап – согласование;

8 этап – составление отчета об оценке.

На этапе постановки задачи:

А) идентифицируется и подробно описывается оцениваемый объект;

Б) устанавливаются: цель оценки; вид оценочной стоимости (рыночная, инвестиционная и т.д.); дата.

Идентифицируя оцениваемый объект, следует, прежде всего, определить и письменно зафиксировать его местоположение, статус и физический состав.

Цель оценки – использование заключения об оценочной стоимости. Она во многом предопределяет вид оценочной стоимости, характер используемых данных, принципы, суждения и подходы, которыми руководствуется оценщик, поэтому однозначное определение и фиксация цели оценки проводятся именно на этапе постановки задачи.

Вид оценочной стоимости, фиксируемый при постановке задачи, должен соответствовать цели и определяться в соответствии с законодательными стандартами, общепринятыми правилами оценочной деятельности. Так, например, для налогообложения недвижимости, принадлежащей физическим лицам, определяется инвентаризационная стоимость, а для принятия решения о совершении сделки, в которой имеется заинтересованность, - рыночная стоимость имущества.

На этапе составления плана работ определяются:

- график работ по оценке;

- источники и способы сбора информации;

- затраты на сбор и обработку информации;

- оценочная методология, соответствующая цели оценки и избранному виду оценочной стоимости;

- вознаграждение оценщика.

Информация, необходимая для проведения оценки, может быть получена из периодических изданий и другой литературы, посвященной рынкам недвижимости, в специализированных базах данных, в государственных и муниципальных органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость (БТИ), в риэлторских и строительных фирмах, у других оценщиков. Большинство профессионалов обладают собственными базами данных. Для получения информации могут потребоваться соответствующие специалисты, командировки в другие регионы, маркетинговые, социологические и другие исследования.

Затраты на сбор и обработку информации могут включать:

1) расходы на доступ к платным базам данных и иных источников информации;

2) оплату услуг специалистов, привлекаемых к оценке (в зависимости от обстоятельств оценщик может воспользоваться услугами юристов, бухгалтеров, строителей, архитекторов и других специалистов);

3) командировочные расходы;

4) оплату маркетинговых, социологических и других исследований;

5) расходы на изготовление материалов к отчету об оценке (карты, схемы, чертежи, таблицы, фотоматериалы и т.д.).

Вознаграждение оценщика устанавливается, исходя из всех запланированных затрат с учетом сложности задачи и объема работ.

Далее идет этап сбора и обработки данных, касающихся не только самого оцениваемого объекта, но и его ближайших окрестностей, а также района, поселения (поселка, города) и региона его местоположения. В зависимости от природы оцениваемого объекта может потребоваться информация об аналогичных объектах в других регионах или даже других странах.

Оценщику могут потребоваться данные о продажных ценах аналогичных объектов, о расценках на строительные работы, другие экономические данные, информация об окружающей природной среде (климате, экологии, геологии и т.д.), данные о социальных (демографических, религиозных, культурных и др.), правовых, политических и других факторах, влияющих на стоимость оцениваемого объекта.

Особое внимание следует уделить проверке полноты и достоверности собранной информации. Данные, в отношении которых имеются неустранимые сомнения в их полноте или достоверности, отбрасываются.

Собранные данные обрабатываются и готовятся для дальнейшего использования в оценочном процессе. Могут быть внесены обоснованные корректировки, уточняющие и дополняющие данные.

Следующий этап – оценка земельного участка. Если земельный участок входит в состав оцениваемого объекта, оценка его стоимости проводится, как правило, отдельно от оценки стоимости расположенных на нем зданий и сооружений.

К трем общепринятым методам оценки недвижимости (земельный участок относится к недвижимости) относятся методы прямого сравнения продаж, затратный и доходный.

Метод прямого сравнения продаж (рыночный) основан на сопоставлении оцениваемого объекта и аналогичных ему по своим свойствам объектов, относительно недавно проданных на рынке.

В затратном методе оценочная стоимость определяется, исходя из затрат на воспроизводство или замещение оцениваемого объекта с учетом износа – снижения стоимости в результате негативного воздействия всевозможных внутренних и внешних факторов.

Основа доходного метода – представление о стоимости как текущем эквиваленте всех ожидаемых чистых доходов, которые оцениваемый объект при разумном использовании может принести своему собственнику в будущем. При этом учитываются не только размеры доходов, но и время их поступления, а также уровень риска, связанного с их получением.

На этапе согласования проводятся:

- итоговая проверка данных, на которых основывается оценка;

- проверка обоснованности допущений, положенных в основу оценки;

- проверка правильности всех математических расчетов;

- синтез оценочных стоимостей, полученных с использованием трех общепринятых методов оценки, в единое окончательное заключение об оценочной стоимости объекта.

Отчет об оценке – итоговый документ, представляемый оценщиком клиенту и содержащий заключение об оценочной стоимости недвижимости (в том объеме, в каком это предусмотрено договоренностью между клиентом и оценщиком) и любую другую информацию, имеющую отношение к оценке. В зависимости от потребностей клиента в отчет об оценке может быть включена более или менее детализированная информация об использовании данных: допущения, принципы, подходы и суждения, которыми руководствовался оценщик.

Частная собственность

Исторически термин «частная собственность» связан с тем, чтобы отграничить государственное (казенное) имущество от всех других имуществ. Поэтому считалось, что все негосударственное есть частное. Сегодня при огромном разнообразии форм собственности «неказенной» является собственность не только отдельных граждан, но и кооперативов, ассоциаций, различных объединений. В соответствии с этим в западной экономической теории и практике утвердилось представление, согласно которому под частной собственностью понимается всякая негосударственная форма собственности. В таком понимании есть своя логика. Государство выступает в качестве представителя всего общества, а остальные субъекты собственности олицетворяют лишь часть общества, и поэтому правомерно их считать представителями частной собственности.

Многие считают, что частная собственностьэто безраздельная, ничем не ограниченная (кроме воли своего хозяина) собственность. В действительности частный собственник имеет полное право производить над объектом своей собственности все операции, которые сочтет нужными, лишь бы эти операции не вторгались в сферу частной собственности других людей. В цивилизованном обществе выработаны определенные правила поведения собственников.

К частной собственности можно отнести:

1) домашние хозяйства как экономические единицы, осуществляющие производство продукции и оказание услуг для собственных нужд;

2) легальные частные предприятия, действующие в соответствии с законодательством. Сюда относятся предприятия любого размера – от индивидуального, кустарного производства до крупных предприятий;

3) нелегальные частные предприятия в составе «теневой экономики». Сюда относится вся деятельность в сфере производства товаров и оказания услуг, которую частные лица осуществляют без специального разрешения властей;

4) любой вид использования частного имущества для личных сбережений – от сдачи внаем квартир до денежных операций между частными лицами.

Частный сектор развивается спонтанно без каких-либо инструкций из центра, что свидетельствует о жизнеспособности частной собственности. Одним из основных условий развития частного сектора является полная свобода учреждения предприятия и начало любой производственной деятельности. Частный сектор не должен сталкиваться ни с какими запретами и должен иметь неограниченное право сдавать в аренду имущество, находящееся в частной собственности, а также накапливать, продавать и покупать любые высокоценные предметы. Свободные цены, свободная внешнеторговая деятельность, свобода купли-продажи жилья или имущества, свобода кредитования, свобода найма рабочей силы и т.д. – вот та атмосфера, которая необходима для развития частного сектора.

Второе условие развития частного сектора требует гарантии законами выполнения частных договорных обязательств. В случае любого нарушения частного договора пострадавший гражданин должен иметь право обратиться в суд, чтобы принудить нарушителя к выполнению принятых им обязательств.

Третье условие – необходимость абсолютной безопасности частной собственности. Гарантии ее неприкосновенности должны предусматриваться законами, различными постановлениями и указами.

Четвертое условие требует, чтобы кредитная политика стимулировала частные капиталовложения. Для развития всех форм собственности идеальным можно считать положение равных возможностей для всех форм собственности.

Пятое условие. Для дальнейшего развития частного сектора очень важно наличие в обществе уважения к частному сектору. В условиях рыночной экономики, если покупателю нужен товар, предлагаемый продавцом, и данный покупатель готов заплатить запрашиваемую цену, то деятельность предпринимателя, торговца в качестве продавцов должна рассматриваться как общественно полезная.

Важно помнить, что частная собственность служит непосредственной основой других форм собственности и различных форм хозяйствования (например, акционерных обществ и фермерских хозяйств). В современном цивилизованном обществе изменилось состояние и самой частной собственности. Многие экономисты признают, что она выступает теперь не только в индивидуальной (трудовой и нетрудовой), но и в других формах – коллективной, групповой, акционерной.

Коллективная (групповая) собственность

Коллективная собственность представлена, прежде всего в виде кооперативной собственности, различных форм кооперации, а также акционерной собственности и собственности совместных, смешанных предприятий.

Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. Кооперативная форма собственности – это коллективная форма собственности, но не утратившая индивидуализма, что проявляется в связи дохода с индивидуальным вкладом (паем).

Разновидностью коллективной собственности является акционерная собственность. Акционерная собственность возникает на основе добровольного объединения денежных средств различных слоев населения. Такое объединение становится основой совместного коллективного создания в процессе функционирования акционерного предприятия доходов и их индивидуального присвоения в виде дивидендов. В пределах индивидуального пакета акций (т.е. суммы акций, приходящейся на каждого акционера) акционер получает свободу самостоятельно принимать решения, оказывая тем самым соответствующее воздействие на перспективы развития данного предприятия. Акционерная собственность наследовала частную собственность, не разрушая, но постоянно ее преобразуя.

Государственная собственность развивается в направлении индивидуализации собственности, а частная собственность – в направлении общественных форм присвоения.

Итак, ни одна из форм собственности не может быть идеальной и универсальной. Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и кооперативная формы собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Частная собственность используется там, где не требуется большой концентрации средств, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.

В экономической литературе помимо основных форм собственности выделяют и другие производственные формы, такие, как собственность общественных организаций, ассоциаций, товариществ и т.д., семейная собственность. Особое место занимает интеллектуальная форма собственности, представляющая собой присвоение знаний, обмен научной информацией, культурой, искусством, изобретением, на основе которой становится возможной так называемая «утечка мозгов».

Развитие форм собственности на современном этапе характеризуется процессом интернационализации отношений собственности, в результате чего появляются совместные, смешанные предприятия, а также транснациональные корпорации.

Лекция 5. Принципы оценки

1. Основные подходы и принципы оценки недвижимости.

2. Принцип полезности. Принцип замещения. Принцип ожидания.

3. Принцип вклада. Остаточная продуктивность. Принцип сбалансированности. Принцип разделения.

4. Принцип спроса и предложения. Принцип конкуренции. Принцип соответствия. Принцип изменения внешней среды.

5. Принцип лучшего и наиболее эффективного использования.

 

СРС – Закон предложения и спроса.

Литература:

Оценка недвижимости: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 496 с. : ил.

Коваленко Г.П. Рынок недвижимого имущества в Республике Казахстан: Практическое пособие. – Алматы: Жетi жаргы, 2002.

 

1. Процесс оценки недвижимого имущества заключается в оценке стоимости имущественных прав его владельца. Право использовать земельный участок представляет для собственника земли важный момент при определении стоимости участка. При определении своей точки зрения оценщик должен встать также и на позицию покупателя, понять, какую ценность для него представляет владение данной собственностью и почему. Оценка коммерческой недвижимости определяется исходя из принципа отдачи от инвестиций после погашения операционных расходов. Знание экономических принципов необходимо для понимания приемов и процедур оценки недвижимого имущества.

Принципов, которые необходимо учитывать оценщику, весьма много, и при оценке недвижимости необходимо по возможности учитывать все или хотя бы основные, помня, что все принципы взаимосвязаны между собой.

Теоретической основой процесса оценки является система оценочных принципов. В мировой практике принято выделять 4 группы оценочных принципов:

1-я группа – принципы, основанные на представлениях потенциального собственника. Полезность; замещение; ожидание.

2-я группа – принципы, вытекающие из процесса эксплуатации недвижимости. Вклад; остаточная продуктивность; сбалансированность; разделение.

3-я группа – принципы, обусловленные действием рыночной среды. Спрос и предложение; конкуренция; соответствие; изменение внешней среды.

4-я группа – принцип лучшего и наиболее эффективного использования.

СРС -

Литература:

Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М. : ИНФРА – М, 2003.

1. Самый простой ответ на вопрос, что такое деньги, будет таким: деньги – это все то, что обычно принимается в обмен на товары и услуги.

Действительно, в прошлом многие вещи использовались как деньги – ракушки, слоновая кость, соль и др. Но такой ответ – не научный.

Существуют различные научные концепции возникновения и сущности денег, в том числе рационалистическая и эволюционная.

Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в обмене товаров необходимы специальные инструменты. Эта идея о деньгах как договоре безраздельно господствовала вплоть до конца 18 века.

Так, П. Самуэльсон определяет деньги как искусственную социальную условность. Американский экономист Дж. К. Гэлбрейт считает, что закрепление денежных функций за благородными металлами и другими предметами – продукт соглашения между людьми. Таким образом, деньги – это продукт соглашения между людьми.

Согласно эволюционной концепции происхождения денег, они возникли как результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Исследовав исторический процесс развития обмена и форм стоимости, можно понять, как из общей массы товаров выделился один товар, который выполнял роль денег.

На ранней стадии развития человеческого общества товарный обмен носил случайный, эпизодический характер. Ему соответствовала простая или случайная форма стоимости: товар А равен товару Б.

Полная, или развернутая, форма стоимости отражает более высокую ступень развития обмена, когда к одному какому-либо товару приравниваются другие товары.

Товару Б

Товар А = Товару В

Товару Г и т.д.

Здесь присутствует множество эквивалентов. Эта форма стоимости показывает, что все товары соизмеримы между собой.

Дальнейшее развитие товарного производства и обмена приводит к постепенному исчезновению непосредственного обмена одного товара на другой и появлению всеобщей формы стоимости, при которой

 

Товар А

Товар Б = Товар В

Товар Г

Всеобщая форма стоимости характеризуется тем, что все товары начинают обмениваться на один товар, который играет роль всеобщего эквивалента – средства выражения стоимости всего товарного мира. В разных местах роль всеобщего эквивалента выполняли разные товары: скот, меха ….

С развитием товарного производства обилие различных товаров, играющих роль всеобщего эквивалента, вступило в противоречие с потребителями растущего рынка. Последний требовал перехода к одному эквиваленту. Роль всеобщего эквивалента закрепляется за одним товаром, возникает денежная форма стоимости, которая закрепляется за драгоценными металлами (золотом и серебром) и может быть представлена формулой:

Товар А

Товар Б = 3 г золота

Товар В

Золото стало деньгами в процессе исторического развития форм стоимости потому, что обладало совокупностью качеств, позволяющих ему лучше, чем другие товары выполнять функцию всеобщего эквивалента. К ним относятся:

1) длительная сохраняемость;

2) легкая делимость и соединимость без потери стоимости;

3) высокая стоимость в небольшом количестве;

4) относительная редкость золота в природе;

5) качественная однородность всех частей при делении.

Анализ этих форм позволяет нам понять главное в сущности денег – именно то, что деньги – это товар, но товар особого рода, ибо обладает особой потребительной стоимостью – способностью обмениваться на любой товар или являться всеобщим эквивалентом, это форма стоимости всех товаров и услуг.

Всеобщий эквивалент означает способность товара обмениваться на любой другой товар.

2. Для современной экономической науки характерен подход, согласно которому сущность денег выводится из их функции. Этот тезис сформулирован английским экономистом Дж. Хиксом следующим образом: деньги – это то, что используется как деньги.

Сущность денег раскрывается в их функциях:

Функции денег

ОсновныеПроизводные

Мера Средство Средство Средства

стоимости обращения накопления платежа

Масштаб цен Сокровища

Теоретическое положение о том, что сущность денег скрывается в функциях как мера стоимости (масштаб цен), средств обращения (обмен) и платежа, а также средств накопления (хранения), признается всеми западными экономистами.

Особую роль среди этих функций выполняют две основные, фундаментальные функции:

А) мера стоимости;

Б) средство обращения.

Теоретически для становления и бытия деньгами необходимо и достаточно этих двух функций, ибо они характеризуют деньги как выражение (соизмерение) стоимости и как средство реализации, сбыта товаров. Остальные функции денег – средства накопления и средства платежа являются производными от основных и появились лишь как результат исторического развития товарного обращения вообще и денег в частности. Согласно учению К. Маркса, деньги выполняют также и пятую функцию – мировые деньги.

Функция денег как меры стоимости – это выражение способности денег соизмерять стоимость всех товаров. Изначально для выполнения этой функции деньги, как особый товар, должны были обладать собственной стоимостью.

Стоимость денег в марксистской теории определяется затратами труда на добычу золота в рамках общественной потребности. Выражение стоимости в деньгах носит идеальный характер, т.е. функцию меры стоимости могут выполнять мысленно представляемые идеальные деньги.

Выражение стоимости товаров деньгами предполагает не только качественную, но и количественную определенность, а именно: данное количество товара равно определенному количеству золота. С необходимостью количественного соизмерения стоимости товаров золота связана техническая функция денег – масштаб цен.

Масштаб цен – это фиксированное законом весовое количество золота, принятое в качестве денежной единицы.

Нельзя смешивать функцию денег меры стоимости с их технической функцией – масштабом цен. Деньги являются мерой стоимости как выполненного общественного труда. Масштаб цен – фиксированный вес металла. Деньги в качестве меры стоимости выполняют общественную функцию – выражают стоимость товара; масштаб цен – функция техническая, служащая для измерения различных количеств золота.

Как мера стоимости деньги функционируют стихийно, масштаб цен устанавливается государством.

Деньги как средство обращения функционируют в процессе товарного обращения, который и порождает потребность в выполнении деньгами этой функции. Функция денег как средства обращения состоит в том, что они выступают в качестве посредника в процессе обращения товаров. Первоначально при обмене товаров использовались деньги в виде слитков золота и серебра. Это затрудняло товарное обращение тем, что необходимо было взвешивать денежный металл, дробить его на мелкие части, устанавливать пробы и т.д. Постепенно слитки золота (серебра) стали заменяться монетами. Монета – это слиток металла определенной формы, веса, пробы и достоинства, которые удостоверены государством.

По мере развития товарного хозяйства золотые монеты постепенно вытесняются бумажными деньгами. Это обусловлено природой денег как средства обращения. Металлические деньги стираются, теряют в весе. Реальное содержание монеты отличается от номинального. Деньги становятся неполноценными.

Деньги как средство накопления. Возможность и необходимость накопления денег возникают в результате отделения актов продажи (Т - Д) от купли (Д - Т). Если за продажей товара не последовала покупка, то у продавца остаются на руках деньги, которые могут с этого времени функционировать в виде сокровища, а продавец становится собирателем сокровищ. Чтобы удержать у себя золото как деньги или как элемент сокровищ, надо изъять их из обращения.

Собиратель сокровищ стремится побольше продавать и поменьше покупать. Известны следующие формы сокровищ:

А) накопление золотых слитков, монет;

Б) накопление эстетической формы – предметов роскоши из золота или серебра.

Деньги как средство платежа. С развитием товарного производства и обращения возникают отношения, при которых происходит продажа товаров в кредит. Причины, обусловливающие продажу товаров в кредит:

- различные сроки изготовления товаров;

- различные сроки реализации товаров.

При продаже товаров в кредит деньги функционируют в сфере товарного обращения идеально, как мера стоимости при определении цены товаров и как идеальное покупательное средство.

Но при наступлении срока платежа за ранее проданный товар в кредит деньги как средство платежа действительно вступают в обращение и переходят из рук покупателя в руки продавца.

Из функции денег как средства платежа возникают кредитные деньги – векселя, банкноты, чеки. К кредитным деньгам относят также депозитные деньги (как систему межбанковских расчетов), а также электронные деньги, «пластиковые деньги», «кредитные карточки» «Америкен экспресс» и др.

В качестве средства платежа используются реальные деньги: золото, монеты, бумажные деньги, кредитные деньги.

Мировые деньги. Деньги функционируют не только внутри страны, но и в оборот<







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.