Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие социальной общности Характерные черты и типология массовых социальных общностей





Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов. Люди одновременно являются членами различных общностей. Поэтому часто единство в одном (напр., в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности). Социальные общности - это такие объединения людей, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий. Люди осознанно объединяются, реально понимая, что совместными усилиями они добьются больших результатов, нежели каждый в отдельности.

Социальные общности по численности бывают: малые (2-15 человек) и большие.

Лидерство - это способности, качества и поведение, связанные с ролью группового лидера. Лидером в малой группе именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях.

Типология социальных общностей:

В зависимости от уровня солидарности: 1) множества, в которых воплощается мнимая. Формы множеств:

а) категории: студенты, подростки, женщины, "новые русские" и т.д.;

б) агрегации: пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета и т.д.; в) массы: люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной; люди, стремящиеся носить одинаковую одежду.;

2)контактные общности, в которых воплощается реальная, но, как правило, кратковременная солидарность.

Их формы: а) аудитории – одноразовые, относительно кратковременные взаимодействия лектора и слушателей; б)толпы – общности людей, объединенных сиюминутным настоящим в) социальные круги – общности людей одного социального положения, собравшихся вместе для удовлетворения своих социальных потребностей: встреча друзей, конференция ученых, школьный бал и т.д 3) групповые общности, в которых солидарность



По численности: 1) диады (взаимодействие двух человек); 2) малые общности (от 3 до -десятков человек); 3)большие общности (от сотен до тысяч); 4) суперобщности 5) все мировое сообщество.

По времени существования: 1); 2) длительные; 3) долговременны По плотности связей между индивидами: 1) тесно сплоченные; 2) аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива). По базовому системообразующему признаку: 1) территориальные 2) этнические, 3) демографические, 4) культурные и т.д. В социальной психологии в начале ХХ в. сложилось еще одно понимание социальных общностей- толпа . типы толп: 1) разнородные, в том числе а) анонимные (уличная толпа) и б) неанонимные (парламентское собрание); 2) однородные, в том числе а) секты (политическая, религиозная) и б) касты (военные, рабочие); 3) классы (буржуазия, купечество).

 

19. Основные характеристики массовых социальных общностей: публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность

Массовые общности — это неорганизованные, случайно, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности (совокупности), объединенные сходным поведением ее членов. К ним относятся: толпа, публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность. Такие объединения выступают в разных формах: публика кино и театра, телезрители, радиослушатели, читающая публика, разные собрания, лекции, съезды, митинги, демонстрации и т.д. Некоторые социологи и социальные психологи называют их формами коллективного поведения общности, а точнее, массового поведения.

Публика — это “формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте; именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию” [250. С.283]. Другое, более краткое, определение приводит Г.М.Андреева — “кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем” . Публика отличается от толпы. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собранием людей.Несмотря на то, что публика является одной из форм стихийной группы, элемент Публика бывает собранной (собравшейся) и несобранной Собранную в одном месте публику Я.Щепаньский предлагает называть аудиторией, а не собранную, не объединенную публику, установки и стремления которой все же поляризованы в одном направлении, — поляризованной массойАудитория— “совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом” Таким образом, аудитория может представлять собой как агрегацию (например, публика в театре), так и совокупность изолированных индивидов (например, телевизионная аудитория, аудитория той или иной газеты). Выделяются различные типы аудиторий, например, реальная и потенциальная, целевая и нецелевая, регулярная и нерегулярная и т.д.Аудитория представляет собой сложное и неоднородное образование, и это во многом обусловлено тем, что разные люди по-разному воспринимают и усваивают информацию из-за различия личных качеств и различия культурных норм и ценностей, присущих каждому индивиду в отдельности. Взаимодействие аудитории с коммуникатором может осуществляться как непосредственно (например, слушание лекции, уличного оратора и т.д.), так и опосредованно, анонимно (например, слушание радиопередач, чтение газет и т.д.).Масса - это “аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации” Г.Блумер выделяет четыре отличительные черты массы:1) члены массы могут занимать разное общественное положение и происходить из различных слоев общества, это могут быть представители разных классов, профессий, имеющих разный культурный уровень и материальное состояние;2) масса представляет собой анонимную группу, она состоит из анонимных индивидов;3) члены массы не имеют возможности общаться друг с другом и взаимодействовать, разве только что ограниченно и несовершенно, потому что чаще всего физически отделены друг от друга, в связи с этим они вынуждены действовать обособленно, как отдельные индивиды;4) масса имеет очень рыхлую организацию, поэтому не способна действовать так же согласованно, как толпа.Несмотря на то, что массовое поведение это не согласованное действие множества индивидов, а лишь совокупность индивидуальных линий поведения, оно может оказывать значительное влияние на общество. Если индивидуальные линии сходятся, то масса становится могущественной силой. Например, сдвиги в избирательных интересах масс могут привести к краху одной политической партии и возвышению другой, что очень актуально в настоящее время для России.Социальное движение представляет собой массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, национально-освободительное, женское, молодежное, экологическое и т.д.) Социальное движение — это “достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности” Оно является особым видом социального явления, специфическим типом массового поведения.П.Штомпка в своей книге “Социология социальных изменений” выделил следующие основные компоненты социальных движений: “1. Коллективность людей, действующих совместно. 2. Единство в отношении цели коллективных действий, а именно — изменения в обществе, причем цель должна восприниматься участниками однозначно.3. Коллективность относительно диффузна, с низким уровнем формальной организации.4. Действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают институциализированные, застывшие формы” Социальные движения неоднородны, в них объединяются представители разных социальных групп. Социальные движения —сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество. Внутри социального движения, с момента его возникновения и до полного исчезновения, происходят постоянные процессы, охватывающие не только участников движения, но и его организации, институты и нормативную систему. Массовые общности вырабатывают общественное мнение. Одним из источников информации являются официальные сообщения средств массовой информации, которые часто в условиях массового поведения произвольно и ошибочно интерпретируются. Популярным источником информации в массовых общностях являются также различного рода слухи и сплетни.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.