Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Перестройка в общественно-политической сфере началась с





проведения политики гласности. Уничтожение цензуры, появление новых газет, многочисленные общественные объединения, массовые митинги, дискуссии о выборе пути общественного развития на страницах периодических изданий, широкая кампания критики существующего общества и его истории – все это свидетельствовало о широком всплеске социальной активности населения. Пытаясь объяснить экономические трудности, М.С. Горбачев настаивал, что главными являются вопросы политические. Экономические реформы, по его мнению, терпят крах потому, что разбиваются о командно-административную систему, консерватизм партийного аппарата и бюрократизм государственных чиновников. Этот механизм должен быть радикально демократизирован. Главным лозунгом нового этапа перестройки ставился призыв « Больше демократии!». Новая доктрина политической демократии получила практическое воплощение в решениях XIX Всесоюзной партийной конференции (июнь 1988 г.). Конференция приняла 6 резолюций, которые выдвигали в качестве основополагающих новые для советских людей принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, естественные неотъемлемые гражданские и политические права человека. Последовательно проводилась мысль о необходимости исключения партийных органов из хозяйственного управления, лишения их государственных функций и закрепления последних за Советами. Сами Советы должны были быть преобразованы в соответствии с законами парламентаризма. Далеко идущими по последствиям были решения конференции о реформе советского федерализма и национальных отношений. Речь шла о расширении прав союзных республик и автономных образований, децентрализации и передаче на места ряда управленческих функций. Замысел М.С. Горбачева состоял в том, что решения партконференции позволят отстранить от власти консерваторов, разрушить командно-административную систему и сплотить народ вокруг реформаторского руководства КПСС. Никто не предвидел, что демократические решения XIX Всесоюзной партийной конференции заключают в себе смертельную угрозу для самой КПСС. В декабре 1988 г. был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР». В соответствии с ним вводился принцип альтернативности при выборах народных депутатов и институт Съезда Советов.



Создавалась двухступенчатая структура органов государственной власти: 1) Съезд народных депутатов (2250 чел.), две трети которого должны были избираться населением, а одна треть представлять общественные организации; 2) Верховный Совет, который формировался Съездом и должен был работать на постоянной основе (советский парламент). Альтернативные выборы позволили народу самому привести к власти людей, ориентированных на радикальную ломку системы. Одной из главных задач новой избирательной системы была плавная передача властных полномочий от партийных органов к Советам.

Выборы 1989 г. нанесли чувствительный урон партийно-государственному аппарату, многие высокопоставленные кандидаты в депутаты «провалились», в состав депутатского корпуса вошли сторонники продолжения радикальных преобразований (Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров, Г.Х. Попов, А.А. Собчак, Ю.Н. Афанасьев). Первый Съезд народных депутатов сформировал Верховный Совет СССР, председателем которого был избран М С. Горбачев. На первом Съезде народных депутатов начала создаваться первая в СССР парламентская демократическая оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), к которой переходит инициатива по дальнейшему реформированию политической системы. Главными направлениями реформы стала ликвидация монополии КПСС, отмена 6-й статьи Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС и построение демократического правового государства. В марте 1990 г. на III внеочередном Съезде народных депутатов был учрежден пост президента, М.С. Горбачев был избран первым (и последним) президентом СССР. 6-я статья Конституции была упразднена. Институт президентства распространился позднее на многие республики и автономии. Отмена 6-й статьи Конституции открыла дорогу многопартийности. Демократические процессы стимулировали рост новых общественных организаций, движений и инициатив. По подсчетам специалистов и политологов, в стране возникло свыше 10 тыс. самодеятельных объединений и организаций, более 20 партий различного толка – от социал-демократических до христианских и монархических. В Министерстве юстиции СССР на начало 1991 г. было зарегистрировано 312 общественных объединений.

Национальный вопрос.

В условиях резкой политизации общества, снижения уровня жизни, кризиса структур власти обострились межнациональные отношения, увеличилось число этнических конфликтов, главным образом, на почве нагнетания национальных страстей и амбиций в борьбе за власть на местах. Возникла реальная угроза распада государства. IV съезд Советов народных депутатов (декабрь 1990 г.) принял решение о проведении 17 марта 1991 г. всенародного референдума по вопросу о сохранении Союза ССР. Такой референдум в масштабе СССР проводился впервые. Против него выступил ряд республик: Грузия, Армения, Литва, Латвия, Эстония, Молдова. В результате референдума, в котором приняло участие 9 республик, 76,4 % проголосовавших граждан высказались за необходимость сохранения Союза как обновленной федерации равноправных суверенных республик. Однако события стали развиваться в противоположном направлении. Под воздействием «парада» суверенитетов, войны законов Союз, вопреки итогам референдума, стал стихийно распадаться. Проанализируйте события 2-й половины 80-х гг. и ответьте на вопрос: почему это стало возможным? Перестройка обострила межэтнические конфликты в стране, вывела на поверхность проблемы, имеющие глубокие исторические корни. О каких проблемах идет речь, и что Вам известно об этом? Приведите факты.

Используя результаты референдума, М.С. Горбачев попытался реформировать СССР и заключить новое соглашение о союзе между республиками. 23 апреля 1991 г. в загородной резиденции Президента СССР в Ново-Огарево состоялась встреча руководителей девяти республик и М.С. Горбачева, на которой было сделано «Совместное заявление» (9+1). Проект нового союзного договора значительно расширял полномочия республик, практически речь шла о создании Союза суверенных государств (ССГ) как федерации равноправных союзных республик. Намечалось принятие новой конституции, изменения в структуре органов власти и управления. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г. Опубликованный проект договора вызвал неоднозначную реакцию. Противники нового договора опасались его губительных последствий.

19 августа 1991 г. произошли трагические события в Москве, связанные с попыткой государственного переворота. Президент страны М.С. Горбачев был отстранен от власти. Власть перешла в руки Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его состав вошли: вице-президент Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны Д.Т. Язов и др. Главной задачей ГКЧП было восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г. 22 августа члены ГКЧП были арестованы. Население не оказало поддержки путчистам. События 19-21 августа приблизили распад СССР. Республики одна за другой заявили о своей независимости (Украина, Белоруссия, Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан).

8 декабря 1991 г. руководители России (Б.Н. Ельцин), Украины

(Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) подписали соглашение о прекращении действия союзного Договора 1922 г., об окончании деятельности государственных структур СССР и о создании Содружества независимых государств (СНГ) (Беловежское соглашение).

21 декабря в Алма-Ате была подписана Декларация глав одиннадцати государств в поддержку беловежского соглашения. 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев сложил с себя полномочия президента СССР.

 

Третий вопрос (5.3). Каковы результаты перестройки? Новый курс М. C. Горбачева продолжался с 1985 г. по 1991 г. В экономической сфере политика М. C. Горбачева не только не позволила вывести страну из кризиса, а еще больше его углубила. Обострился товарный голод, действовала карточная система, росла инфляция, катастрофически падал уровень жизни населения, росло забастовочное движение (выступления шахтеров).

Инициатор перестройки не смог завершить начатые экономические преобразования, и к концу его пребывания на президентском посту положение в стране было катастрофическим. Об этом свидетельствуют следующие данные 1.

Наименование 1985 г. 1991 г.
Советский золотой запас (т.) Около 2500
Число политзаключенных
Официальный курс доллара (руб.) 0,6
Политические партии в России 12 (официально зарегистрированных)
Число членов КПСС (млн. чел.) 0 (партия запрещена)
Официальные темпы роста советской экономики (%) +2,3 - 11
Внешний долг (млрд. долл.) 10,5
Цены 1 кг. мяса (руб.)
Экспорт нефти (млн. баррелей)

В период «перестройки» произошло крушение коммунистической идеологии и самой КПСС. Всплеск антикоммунистических настроений после неудачной попытки государственного переворота 1991 г. привел к запрету организаций КПСС по всей стране, а это означало, что демонтировался политический каркас самого государства в целом. На смену коммунистическим идеалам пришли идеи национального возрождения, которые сначала облекались в форму национального самосознания и экономического суверенитета, а затем переросли в лозунги государственной независимости.

Главным итогом «перестройки» стал распад СССР и завершение советского периода в истории страны. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики, руководителями которых зачастую являлись бывшие партийные и советские работники.

К последствиям «перестройки» следует отнести и серьезные перемены в мире: распад социалистической системы, ликвидация Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи, глобальное ослабление позиций СССР.

Анализируя причины провала политики «перестройки» и распада СССР, следует признать, что это было результатом воздействия целой группы объективных и субъективных причин. Приведите данные, свидетельствующие в пользу тех или иных факторов. Подумайте, какое место в отечественной истории занимает М.С. Горбачев?

Оценивать роль личности в истории необходимо в контексте крупных переломных исторических эпох, когда совершается переход общества из одного состояния в другое. Опыт свидетельствует, что такие переходные эпохи сопровождаются затяжным падением производства и инфляцией, ростом социальных контрастов. Важен вопрос, способствовала ли историческая личность в переходную эпоху созданию таких моделей, которые улучшали бы общество в будущем. Поэтому необходимо время, чтобы адекватно оценить происшедшие события. Для объективной оценки М.С. Горбачева важен также вопрос, какой ценой оплачивался переход общества в новое состояние. Открытыми остаются вопросы: возможно ли было использование М.С. Горбачевым иной, менее болезненной и более продуктивной модели общественных преобразований, и возможны ли были иные итоги реформы?

Так или иначе, такие институты как многопартийность, свободные выборы, свобода прессы, зарождение гражданского общества, разделение властей, которые были созданы при М.С. Горбачеве, являлись основой для состязательности различных общественных и политических сил, что сохраняло надежду на обновление общества на демократической основе.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

История России /под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2002.

История России в новейшее время. 1985-2009 гг. /отв. ред.

А.Б. Безбородов. – М.: Проспект, 2010.

Новейшая история Отечества. ХХ век./ под ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина. - М.: Владос, 1998. Т.II.

Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994 гг. От Горбачева до Ельцина. - М.: Прогресс-Академия, 1994.

 

Дополнительная литература

Горбачев М.С. Избранные речи и статьи. - М.: Политиздат, 1985.

Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и

всего мира. - М.: Политиздат, 1987.

Горбачев М.С. Социально-демократический проект для России. – М.: Культурная революция, 2007.

Современная политическая история России (1985-1997): хроника /под ред. В.И. Зоркальцева, А.И. Подберезкина. - М.: Прогресс-Академия, 1997.

 

Тема 6. . РОССИЯ НА ПУТИ РАДИКАЛЬНОЙ

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

МОДЕРНИЗАЦИИ. СТАНОВЛЕНИЕ

НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

(И.Э. Сангаева)

 

6.1. Реформы российской экономики. Переход к рынку.

«Шокотерапия».

6.2. Конституционный кризис.

6.3. Новый этап государственного строительства в России.

Конституция 12 декабря 1993 г.

 

Первый вопрос (6.1). После распада СССР курс на демократическое преобразование общества продолжило новое государство – Россия, Российская федерация. План экономических реформ был обнародован на V Съезде народных депутатов России в речи президента Б.Н. Ельцина. Был определен ряд конкретных направлений экономической политики, которые в совокупности и составляли радикальную экономическую реформу. Точных сроков реализации программы не предусматривалось, но основные меры предполагалось осуществить в 1992 г. Авторами программы являлись ведущие министры-рыночники Е.Т. Гайдар, А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс. Переход от государственной экономики к рынку предполагал введение института частной собственности и конкуренции между производителями.

Рыночная экономика – это экономика, основанная на частной собственности. Если собственность раздроблена между множеством владельцев, ни один из них не имеет исключительного права и возможности командовать остальными, определять размеры их личных доходов или уровень общественного положения. Рыночная экономика – это гарантия не только эффективного использования средств, ресурсов, основных фондов и так далее, но также и гарантия свободы общества и независимости граждан. Главным архитектором экономических реформ стал вице-премьер российского правительства Е.Т. Гайдар (доктор экономических наук, директор академического Института экономической политики). Реформа, предложенная Е.Т. Гайдаром, получила название «шокотерапия». Она представляла собой политику быстрого перехода от командно-административной к рыночной экономике и радикальные методы борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом, направленные на стабилизацию экономического развития.

Реформа предусматривала осуществление следующих мер:

- отпуск цен, их либерализация, т.е. освобождение цен из-под контроля государства;

- свобода торговли внутренней и внешней;

- разгосударствление собственности в стране путем акционирования и приватизации.

Цель - создать класс собственников и предпринимателей. Почему необходимо было отпустить цены? В условиях распада СССР и КПСС, фактической утраты государством способности управлять промышленностью и сельским хозяйством, правительство попыталось проводить политику «сильных денег». Е.Т. Гайдар предлагал положиться на рынок как на орудие структурных изменений в экономике: свободные цены должны были отобрать те товары и производителей, которые удовлетворяли потребностям общества, и отвергнуть те, которые были ему не нужны. Свободные цены наполнят товарами прилавки, будут способствовать конкуренции и, в конечном итоге, приведут к оживлению и росту экономики. Реформаторы прогнозировали рост цен примерно в три раза и с учетом этого установили индекс повышения заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, стипендий и различных пособий в размере 70%. Однако, цены в течение 1992 г. выросли в 36 раз, что привело к снижению жизненного уровня населения. Освобождение цен не включило механизм конкуренции. Предприятия - монополисты пошли не по пути снижения издержек, а по пути повышения цен на свою продукцию, что, в свою очередь, привело к кризису взаимных неплатежей промышленных предприятий. Не получая денег за свою продукцию, предприятия оказались на грани краха. Хроническими стали задержки с выплатой заработной платы, что привело к росту социального напряжения в обществе. Выход из положения реформаторы видели в преодолении ценового эгоизма предприятий, повышении их экономической эффективности путем акционирования и реализации президентского указа о банкротстве неконкурентоспособных предприятий. Верховный Совет, опираясь на массовое недовольство населения, в целях предотвращения экономического краха целых отраслей и неизбежного в случае массовой безработицы социального взрыва, настаивал на финансовой помощи промышленности. Центробанк предоставил государственным предприятиям дешевые кредиты на покрытие задолженности по взаиморасчетам. Это означало спасение экономики и одновременно раскручивание гиперинфляции в стране, так как в ход был пущен печатный станок. Рост денежной массы (во 2-й половине 1992 г. было напечатано в 4 раза больше денег, чем в начале 1992 г.) привел к резкому падению курса рубля. Таким образом был нанесен удар по концепции «шокотерапии», которая предполагала резкое снижение и жесткое регулирование темпов роста денежной массы и сдерживание инфляции.

29 января 1992 г. Президент издал Указ «о свободе торговли», предоставивший равные права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в сфере торговли. Сотни тысяч людей занялись торгово-посреднической деятельностью. Так в 1992 г. осуществлялось «первоначальное накопление капитала» за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. Оказавшись в новых условиях, население стало быстро приспосабливаться к росту цен. Важным моментом было преодоление психологического барьера неопределенности и бездеятельности. Многие люди стали надеяться на свои силы, сознавая, что государство не будет заботиться о них, как прежде. Энергичные, инициативные люди смогли реализовать свое желание заняться предпринимательством, перед ними открылись новые перспективы. Опасным следствием этого процесса явилось получение огромных прибылей вне сферы государственного контроля и налогообложения.

Третьей важной задачей экономической модернизации являлась приватизация. Ее цели: покончить с монополией государства в сфере производства, стимулировать заинтересованность производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником. Сроки проведения приватизации: октябрь 1992 г. - июнь 1994 г.

Приватизация получила название «чековой» ( ваучерной), так как каждый гражданин, получив приватизационный чек, становился как бы совладельцем всего государственного имущества, получая свою долю. Населению было роздано 146 млн. чеков (по 10 тыс. руб. каждый) на общую сумму 1 трлн.460 млрд. руб. (так было оценено все имущество предприятий, подлежащих приватизации). Гражданам предложили выбрать для себя различные варианты реализации чека:

- использовать его при закрытой подписке на акции своего предприятия;

- участвовать в чековом аукционе;

- купить акции чекового инвестиционного фонда;

- продать свой чек.

По замыслу реформаторов, именно ваучерная приватизация должна была привлечь большинство россиян и нейтрализовать негативные стороны радикальных реформ. Большинство населения было не готово эффективно действовать в новых условиях. Приватизационные чеки были втянуты в спекулятивный оборот и оказались в руках спекулянтов, легализованных теневиков и в значительной степени у администрации предприятий и чиновников, создавших побочные коммерческие структуры, которые специально занимались сбором приватизационных чеков у населения и работников предприятий. Большинство акционеров не стали и не могли стать эффективными собственниками. Чтобы участвовать в управлении предприятием, нужно было обладать хотя бы 10 %-м пакетом акций. Не оправдались надежды населения и на получение дивидендов (к 1994 г. с прибылью работали лишь 10 % приватизированных предприятий), то же самое относилось и к ЧИФам (чековым инвестиционным фондам). Из 646 фондов лишь 136 начислили в 1994 г. скромные дивиденды своим акционерам. Поступления доходов в бюджет от приватизации тоже оказались весьма скромными. Реформы, связанные с именем Е.Т. Гайдара, продолжались год. Результаты их оказались противоречивыми, при этом в их оценке общество резко разделилось.

Критики реформ Е. Т. Гайдара считали их итоги

ужасающими. Слишком высокой оказалась социальная цена реформ. Согласно оценкам Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук, реальные доходы населения к концу 1992 г. снизились до 44 % от уровня начала года. Доля расходов на питание в потребительском бюджете российской семьи в 1992 г. в среднем составляла 60 %, а у семьи с детьми и пенсионеров - до 80-90 % денежных поступлений. Прямые потери по вкладам в сберегательных кассах составляли около 500 млрд. руб. В результате производимой структурной перестройки экономики России в наиболее тяжелом положении оказались предприятия машиностроения и наукоемкого производства, где спад достиг 70 %. Усилилось неравенство в распределении национального дохода: все большая его часть стала сосредоточиваться в руках предпринимателей, посредников, людей, занятых в торговле и сервисе, директорского корпуса, государственных чиновников и все меньшая часть - в руках рабочих, крестьян, интеллигенции. Возникло общество социальных контрастов, в котором вступил в силу закон: богатые богатеют, бедные беднеют.

Сокрушительный удар был нанесен по сфере народного образования, культуре и науке. Резкое сокращение дотирования привело к тому, что только в науке, согласно данным Госкомстата, число занятых сократилось к началу 1993 г. (по сравнению с 1990 г.) на 27 %. За год «утечка мозгов» составляла 3,5 тыс. человек. Тяжелая экономическая ситуация, нестабильность в обществе, непредсказуемость будущего, неуверенность в завтрашнем дне привели к резкому увеличению смертности россиян (в 1993 г. на 20 % больше, чем в 1992 г.) и снижению рождаемости (на 14% за тот же период). В целом, к концу 1992 г. экономика страны ориентировалась, главным образом, на экспорт сырья, в первую очередь нефти и газа, различных сортов металла. Все иные отрасли, образование и наука оказались невостребованными и обреченными на прозябание.

Защитники реформ считали главным достижением то, что наконец удалось сдвинуть с мертвой точки введение в России рынка. Удалось предотвратить голод, наполнить прилавки продовольствием и другими товарами. Цены для многих людей оказались недоступными, но зато любой товар можно было теперь купить, что создавало у всего населения стимул трудиться и зарабатывать деньги. Сторонники реформ считали, что это служило основой подъема экономики. В заслугу правительству ставилось также то, что в 1992 г. оно смогло проводить успешные операции по спасению национальной валюты. Началась структурная перестройка основных отраслей экономики, в рамках которой ведущую роль играли факторы спроса и предложения, а не госзаказ. Процесс массовой приватизации привел к формированию в обществе рыночных отношений. В 1992 г. доля частного сектора в производстве ВВП (валового внутреннего продукта) составила 50 %. И, наконец, сторонники реформ считали, что преобразования привели к перелому российской ментальности: из коллективистско - патерналистской она все больше становилась индивидуалистической, нацеленной на автономизацию материального интереса каждой личности.

Таким образом, в конце 1992 г. стало очевидно, что невозможно проведение быстрых и масштабных рыночных реформ без ухудшения положения народных масс и столь же быстрое и безболезненное создание гражданского общества и демократических институтов. В декабре 1992 г. Е.Т. Гайдар вынужден был уйти в отставку. Новый кабинет министров во главе с В.С. Черномырдиным продолжал курс рыночных реформ, но со значительной корректировкой в темпах их проведения и сбалансированности хода преобразований. Были усилены регулирующая роль государства в осуществлении реформ и их социальная направленность.

Второй вопрос (6.2). При изучении вопроса следует обратить внимание на причины и сущность конституционного кризиса, который закончился кровавыми событиями в октябре 1993 г. Смена премьера в декабре 1992 г. не сняла напряженности во взаимоотношениях президента и парламента. Президент предложил законодательной власти сделать выбор: или заключить соглашение с исполнительной властью, дав ей право проводить жесткий реформистский курс, или организовать всенародный референдум, который должен был решить, кому ––президенту или законодателям должны быть вручены решающие властные полномочия. Конфликт между исполнительной и законодательной властью, определивший развитие российской политики в 1993 г., имел ряд причин. Среди них:

- разногласие по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России. Среди законодателей в качестве ведущей силы утвердились сторонники регулируемой экономики и национально-государственного направления. Новое правительство, внося корректировки в экономическую политику Е.Т. Гайдара, в то же время не отказывалось от курса реформ, который вызывал недовольство у депутатов Верховного Совета. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР;

- отсутствие у различных ветвей власти опыта взаимодействия в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала. Попытка ввести такую систему в России была предпринята в начале ХХ в., но потерпела крах. В западных странах система разделения властей являлась не только одной из основ демократического правления, но и действовала практически без сбоев. Существует несколько моделей разделения властей, главными среди которых являются две: президентская республика, в которой исполнительная власть имеет больше прерогатив, чем законодательная, и парламентская республика, в которой законодательная власть имеет больше полномочий.

Для России больше подходила модель президентской республики. Огромная территория страны, сложности переходного периода, отсутствие в России сильных партий, особенности российского менталитета – все это говорило в пользу модели президентской республики. Законодатели не могли с этим согласиться. Посредством внесения ряда поправок в Конституцию они попытались сосредоточить власть в своих руках. На VIII Съезде народных депутатов в Конституцию была внесена поправка, делавшая Съезд народных депутатов высшим органом государственной власти, который правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Другая поправка Конституции наделяла Верховный Совет правом приостанавливать действие указов и распоряжений Президента Российской Федерации, отменять постановления и распоряжения Совета Министров республик в составе Российской Федерации в случае их несоответствия законам Российской Федерации. Выходом из создавшегося положения могло быть вынесение на референдум вопроса об основах конституционного строя, в первую очередь, разделения властей. Однако VIII Съезд народных депутатов (8-12 марта 1993 г.) наложил мораторий на проведение референдума. Президентская сторона расценила это как «исторический реванш сил реакции». В ответ президент России Б.Н. Ельцин обратился к гражданам России и объявил о подписании им Указа об особом порядке управления до преодоления кризиса власти. На 25 апреля предполагалось проведение референдума о доверии президенту и вице-президенту РФ, а также по вопросу о проекте новой Конституции и выборам нового парламента. В случае одобрения новой Конституции деятельность Съезда народных депутатов должна быть приостановлена. Фактически в стране вплоть до вступления в силу новой Конституции вводилось президентское правление. В ответ чрезвычайный Съезд народных депутатов попытался отстранить президента от власти с помощью импичмента, но безуспешно. Тогда Съезд согласился на проведение референдума, но с формулировками вопросов, утвержденными самими законодателями. Три из четырех вопросов, сформулированных Съездом, были направлены против президента:

- Доверяете ли Вы президенту РФ Б.Н. Ельцину?

- Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом РФ и правительством с 1992 г.?

- Считаете ли Вы необходимым проведения досрочных выборов президента РФ?

- Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Верховного Совета РФ?

Референдум, проведенный 25 апреля, принес успех президенту, упрочив его легитимность. В нем приняло участи около 64 % избирателей. Из них за доверие президенту высказалось 58,7 %, социальную политику президента и правительства одобрило 53 %. Референдум отклонил идею досрочных перевыборов и президента, и законодателей, при этом «запас прочности» у Б.Н. Ельцина оказался больше, чем у законодателей (за досрочные перевыборы президента высказалось 34 млн. чел., а народных депутатов - 46,2 млн. чел.). Проанализируйте результаты голосования. Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Сразу после референдума президент и его сторонники приступили к активной подготовке новой российской Конституции, которая призвана была утвердить президентскую республику и создать сильную исполнительную власть. Противостояние двух ветвей власти продолжалось все лето 1993 г. Верховный Совет и его сторонники начали подготовку активного контрнаступления на исполнительную власть и особенно на президента. Верховный Совет тормозил принятие законов, обеспечивающих правовую основу реформаторской деятельности. Законодательная власть становилась центром всех оппозиционных антиреформаторских сил. 21 сентября в выступлении по телевидению российский Президент объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Вступил в силу президентский Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (указ № 1400). Это означало введение временного президентского правления и радикальную ломку всего существующего государственно-политического и конституционного строя.

Кризис предполагалось ликвидировать в течение двух с половиной месяцев. На 12 декабря 1993 г. назначались выборы в Государственную Думу и референдум по новой Конституции. Верховный Совет отказался подчиниться указу президента и приравнял его к государственному перевороту. В ночь с 21 на 22 сентября был приведен к присяге в качестве Президента РФ вице-президент А.В. Руцкой. Верховный Совет постановил дополнить Уголовный Кодекс РФ статьей, карающей антиконституционную деятельность, невыполнение его и Съезда решений и воспрепятствование его деятельности «вплоть до расстрела». В Белом доме началась раздача оружия гражданским лицам.

В ночь с 23 на 24 сентября вооруженные сторонники Белого дома во главе с подполковником Тереховым предприняли неудачную попытку захватить штаб Объединенных вооруженных сил СНГ на Ленинградском проспекте, в результате чего пролилась первая кровь. 27-28 сентября началась блокада Белого дома, окруженного нарядами милиции и ОМОН.

3 октября вооруженные защитники Белого дома штурмом взяли здание московской мэрии и двинулись к телецентру в Останкино. Атаки защитников Белого дома были отбиты. В Москву были введены войска. Утром 4 октября начался танковый обстрел Белого дома. К вечеру все было кончено, руководство Белого дома во главе с Р.И. Хасбулатовым и А.В. Руцким было арестовано. Погибло около 150 чел. с обеих сторон. В Москве был введен комендантский час, приостановлен выпуск оппозиционных газет. Серией указов Президент России практически повсеместно прекратил деятельность органов Советской власти. Таким образом была ликвидирована вторая после КПСС политическая основа советского социалистического строя.

Место прежней государственности должна была занять новая система, принципы которой закреплялись в проекте российской Конституции. 12 декабря 1993 г. одновременно с референдумом по принятию Конституции проходили выборы в Государственную Думу. По итогам голосования, из 450 депутатских мандатов у «Выбора России» (партии реформаторов) оказалось 96, у ЛДПР – 70, у КПРФ – 65, у Аграрной партии – 47. Выборы в верхнюю палату - Совет Федерации проводились на основе мажоритарной системы: от каждого избирательного округа, совпадавшего с территорией одного из субъектов Российской Федерации, мандаты получали два кандидата, сумевшие набрать наибольшее количество голосов избирателей.

Третий вопрос (6.3). Конституция, принятая 12 декабря 1993 г., была 5-й по счету в истории российской государственности. Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 г., вторая (1-я Конституция СССР) - в 1924 г., третья – Конституция победившего социализма – в 1936 г., четвертая (Брежневская) - в 1977 г. По официальным данным, за проект новой Конституции 1993 г. проголосовало 58,4 % от числа принявших участие в референдуме. Новая Конституция закрепила ликвидацию советской системы в России. В основу политического устройства страны был положен принцип разделения властей. Законодательно закреплялись политические и гражданские права и свободы человека, право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской деятельностью, право частной собственности и политическая многопартийность.

В соответствии со ст.1 новой Конституции Российской Федерации – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.1 Что означают характеристики: демократическое, федеративное, правовое государство? Раскройте содержание этих терминов, опираясь на текст Конституции.

В состав Российской Федерации входили 21 республика, 6 краев, 1 автономная область, 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей (всего 89 субъектов Федерации).

Президент – глава государства одновременно является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, главой исполнительной власти. Он избирается на 4 года и не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

Президент назначает с согласия нижней палаты парламента Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федеральных министров. В полномочия Президента входит формирование Совета Безопасности, Администрации Президента и Совета Обороны, назначение и освобождение полномочных представителей Президента, Высшего командования Вооруженных Сил, дипломатических представителей за рубежом. Высшие органы государственной власти представлены тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная власть – Федеральное собрание (парламент) состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. К ведению Совета Федерации относятся изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента о введении чрезвычайного и военного положений; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны. Совет Федерации назначает выборы Президента и отрешает его от должности, назначает на должность судей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов Российской Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных дого









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.