Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Компоненты выбора из списков — ListBox, CheckBox, CheckListBox и ComboBox





Компоненты ListBox и ComboBox отображают списки строк. Они отличаются друг от друга прежде всего тем, что ListBox только отображает данные и позволяет пользователю выбрать из них то, что ему надо, a ComboBox позволяет также редактировать данные. Кроме того различается форма отображения списков. ListBox отображает список в раскрытом виде и автоматически добавляет в список полосы прокрутки, если все строки не помещаются в окне компонента. ComboBox позволяет отображать список как в развернутом виде, так и в виде выпадающего списка, что обычно удобнее, так как экономит площадь окна приложения .

Основное свойство обоих компонентов, содержащее список строк, — Items, имеющее рассмотренный ранее тип TStrings. Заполнить его во время проектирования можно, нажав кнопку с многоточием около этого свойства в окне Инспектора Объектов. Во время выполнения работать с этим свойством можно, пользуясь свойствами и методами класса TStringsClear, Add и другими.

В компоненте ListBox имеется свойство MultiSelect, разрешающее пользователю множественный выбор в списке. Если MultiSelect = false (значение по умолчанию), то пользователь может выбрать только один элемент списка. В этом случае можно узнать индекс выбранной строки из свойства ItemIndex, доступного только во время выполнения. Если ни одна строка не выбрана, то ItemIndex = -1. Начальное значение ItemIndex невозможно задать во время проектирования. По умолчанию ItemIndex = -1. Это означает, что ни один элемент списка не выбран. Если вы хотите задать этому свойству какое-то другое значение, т.е. установить выбор по умолчанию, который будет показан в момент начала работы приложения, то сделать это можно, например, в обработчике события OnCreate формы, введя в него оператор вида



ListBox1.ItemIndex:=0;

Если допускается множественный выбор (MultiSelect = true), то значение ItemIndex соответствует тому элементу списка, который находится в фокусе. При множественном выборе проверить, выбран ли данный элемент, можно проверив свойство Selected[Index: Integer] типа Boolean.

На способ множественного выбора при MultiSelect = true влияет еще свойство ExtendedSelect. Если ExtendedSelect = true, то пользователь может выделить интервал элементов, выделив один из них, затем нажав клавишу Shift и переведя курсор к другому элементу. Выделить не прилегающие друг к другу элементы пользователь может, если будет удерживать во время выбора нажатой клавишу Ctrl. Если же ExtendedSelect = false, то клавиши Shift и Ctrl при выборе не работают.

Свойство Columns определяет число столбцов, в которых будет отображаться список, если он не помещается целиком в окне компонента ListBox.

Свойство Sorted позволяет упорядочить список по алфавиту. При Sorted = true новые строки в список добавляются не в конец, а по алфавиту.

Свойство Style, установленное в lbStandard (значение по умолчанию) соответствует списку строк. Другие значения Style позволяют отображать в списке не только текст, но и изображения.

Индикаторы с флажком CheckBox используются в приложениях в основном для того, чтобы пользователь мог включать и выключать какие-то опции, или для индикации состояния. При каждом щелчке пользователя на индикаторе его состояние изменяется, проходя в общем случае последовательно через три значения: выделение (появление черной галочки), промежуточное (серое окно индикатора и серая галочка) и не выделенное (пустое окно индикатора). Этим трем состояниям соответствуют три значения свойства компонента State: cbChecked, cbGrayed, cbUnchecked. Впрочем, эти три состояния допускаются только при значении другого свойства AllowGrayed равном true. Если же AllowGrayed = false (значение по умолчанию), то допускается только два состояния: выделенное и не выделенное. И State, и AllowGrayed можно устанавливать во время проектирования или программно во время выполнения.

Промежуточное состояние обычно используется, если индикатор применяется для отображения какой-то характеристики объекта. Например, если индикатор призван показать, какой регистр использовался при написании какого-то фрагмента текста, то в случае, если весь текст написан в верхнем регистре индикатор может принимать выделенное состояние, если в нижнем — не выделенное, а если использовались оба регистра — промежуточное.

Проверять состояние индикатора можно не только по значению State, но и по значению свойства Checked. Если Checked равно true, то индикатор выбран, т.е. State = cbChecked. Если Checked равно false, то State равно cbUnchecked или cbGrayed. Установка Checked в true во время проектирования или выполнения автоматически переключает State в cbChecked.

Как и в радиокнопке, в индикаторе CheckBox надпись задается свойством Caption, а ее размещение по отношению к индикатору — свойством Alignment.

Имеется еще один компонент, очень похожий на ListBox — это список с индикаторами CheckListBox. Выглядит он так же, как ListBox, но около каждой строки имеется индикатор, который пользователь может переключать. Индикаторы можно переключать и программно, если список используется для вывода данных и необходимо в нем отметить какую-то характеристику каждого объекта, например, наличие товара данного наименования на складе.

Все свойства, характеризующие компонент CheckListBox как список, аналогичны ListBox, за исключением свойств, определяющих множественный выбор. Эти свойства компоненту CheckListBox не нужны, поскольку в нем множественный выбор можно осуществлять установкой индикаторов.

Рассмотрим теперь компонент ComboBox. Стиль изображения этого компонента определяется свойством Style, которое может принимать следующие основные значения:

Таблица 14 –Значения свойства Style

csDropDown Выпадающий список со строками одинаковой высоты и с окном редактирования, позволяющим пользователю вводить или редактировать текст
csSimple Развернутый список со строками одинаковой высоты и с окном редактирования, позволяющим пользователю вводить или редактировать текст
csDropDownList Выпадающий список со строками одинаковой высоты, не содержащий окна редактирования.

 

Выбор пользователя или введенный им текст можно определить по значению свойства Text. Если же надо определить индекс выбранного пользователем элемента списка, то можно воспользоваться обсуждавшимся в компоненте ListBox свойством ItemIndex. Все сказанное выше об ItemIndex и о задании его значения по умолчанию справедливо и для компонента ComboBox. Причем для ComboBox задание начального значения ItemIndex еще актуальнее, чем для ListBox. Если начальное значение не задано, то в момент запуска приложения пользователь не увидит в окне компонента одно из возможных значений списка и, вероятнее всего, не очень поймет, что с этим окном надо делать.

Если в окне проводилось редактирование данных, то ItemIndex = -1. По этому признаку можно определить, что редактирование проводилось.

Свойство MaxLength определяет максимальное число символов, которые пользователь может ввести в окно редактирования.

Если MaxLength = 0, то число вводимых символов не ограничено.

Как и в компоненте ListBox, свойство Sorted позволяет упорядочить список по алфавиту. При Sorted = true новые строки в список добавляются не в конец, а по алфавиту.

Таблица строк — компонент StringGrid

Компонент StringGrid представляет собой таблицу, содержащую строки. Данные таблицы могут быть только для чтения или редактируемыми. Таблица может иметь полосы прокрутки, причем заданное число первых строк и столбцов может быть фиксированным и не прокручиваться. Таким образом, можно задать заголовки столбцов и строк, постоянно присутствующие в окне компонента. Каждой ячейке таблицы может быть поставлен в соответствие некоторый объект.

Компонент StringGrid предназначен в первую очередь для отображения таблиц текстовой информации. Однако этот компонент может отображать и графическую информацию.

Таблица 15 - Основные свойства компонента

Cells[ACol, ARow: Integer]: string Строка, содержащаяся в ячейке с индексами столбца и строки ACol и ARow.
Cols[Index: Integer]: TStrings Список строк, содержащихся в столбце с индексом Index.
Rows[Index: Integer]: TStrings Список строк, содержащихся в строке с индексом Index.
Objects [ACol, ARow: Integer]: TObject; Объект, связанный со строкой, содержащейся в ячейке с индексами столбца и строки ACol и ARow.

 

Все эти свойства доступны во время выполнения. Задавать тексты можно программно или по отдельным ячейкам, или сразу по столбцам и строкам с помощью методов класса TStrings.

Свойства ColCount и RowCount определяют соответственно число столбцов и строк, свойства FixedCols и FixedRows — число фиксированных, не прокручиваемых столбцов и строк. Цвет фона фиксированных ячеек определяется свойством FixedColor. Свойства LeftCol и TopRow определяют соответственно индексы первого видимого на экране в данный момент прокручиваемого столбца и первой видимой прокручиваемой строки.

Свойство ScrollBars определяет наличие в таблице полос прокрутки. Причем полосы прокрутки появляются и исчезают автоматически в зависимости от того, помещается таблица в соответствующий размер, или нет.

Свойство Options является множеством, определяющим многие свойства таблицы: наличие разделительных вертикальных и горизонтальных линий в фиксированных (goFixedVertLine и goFixedHorzLine) и не фиксированных (goVertLine и goHorzLine) ячейках, возможность для пользователя изменять с помощью мыши размеры столбцов и строк (goColSizing и goRowSizing), перемещать столбцы и строки (goColMoving и goRowMoving) и многое другое. Важным элементом в свойстве Options является goEditing — возможность редактировать содержимое таблицы.

В основном компонент StringGrid используется для выбора пользователем каких-то значений, отображенных в ячейках. Свойства Col и Row показывают индексы столбца и колонки выделенной ячейки. Возможно также выделение пользователем множества ячеек, строк и столбцов.

Среди множества событий компонента StringGrid следует отметить событие OnSelectСell, возникающее в момент выбора пользователем ячейки. В обработчик этого события передаются целые параметры ACol и ARow — столбец и строка выделенной ячейки, и булев параметр CanSelect — допустимость выбора. Параметр CanSelect можно использовать для запрета выделения ячейки, задав его значение false. А параметры ACol и ARow могут использоваться для какой-то реакции программы на выделение пользователя. Например, оператор

 

Label1.Caption:='Выбрана ячейка '

+IntToStr(ARow)+':'+IntToStr(ACol);

 

выдаст в метку Label1 номер выбранной ячейки. А оператор

Label1.Caption :=StringGrid1.Cells [ACol, ARow];

выведет в ту же метку текст выделенной ячейки. Конечно, в реальном приложения задача заключается не в том, чтобы вывести подобные тексты при выборе пользователем той или иной ячейки, а в том, чтобы сделать нечто более полезное.

Функция InputBox

Окно ввода — это стандартное диалоговое окно, которое появляется на экране в результате вызова функции InputBox. Значение функции InputBox — строка, которую ввел пользователь.

В общем виде инструкция ввода данных с использованием функции InputBox выглядит так:

Переменная := InputBox(Заголовок, Подсказка, Значение);

где:

Переменная — переменная строкового типа, значение которой должно быть получено от пользователя;

Заголовок — текст заголовка окна ввода; П подсказка — текст поясняющего сообщения;

Значение — текст, который будет находиться в поле ввода, когда окно ввода появится на экране.

Ниже в качестве примера приведена инструкция, используя которую можно получить исходные данные для программы пересчета веса из фунтов в килограммы. Окно ввода, соответствующее этой инструкции, приведено на Рисунок 3.

 

s:= InputBox ('Фунты-килограммы','Введите вес в фунтах','0');

 

Рисунок 3 - Пример окна ввода

 

Если во время работы программы пользователь введет строку и щелкнет на кнопке ОК, то значением функции InputBox будет введенная строка. Если будет сделан щелчок на кнопке Cancel, то значением функции будет строка, переданная функции в качестве параметра значение.

Следует еще раз обратить внимание на то, что значение функции InputBox строкового (string) типа. Поэтому если программе надо получить число, то введенная строка должна быть преобразована в число при помощи соответствующей функции преобразования. Например, фрагмент программы пересчета веса из фунтов в килограммы, обеспечивающий ввод исходных данных из окна ввода, может выглядеть так:

s := InputBox('Фунты-килограммы1,'Введите вес в фунтах',''); funt := StrToFloat(s);

Ввод данных из поля редактирования осуществляется обращением к свойству Text.

 

Рисунок 4 - Компонент Edit1 используется для ввода данных

 

На Рисунок 4 - Компонент Edit1 используется для ввода данных приведен вид диалогового окна программы пересчета веса из фунтов в килограммы. Компонент Editl используется для ввода исходных данных. Инструкция ввода данных в этом случае будет иметь вид:

 

Funt := StrToFloat(Editl.Text);

 

Окна сообщений используются для привлечения внимания пользователя. При помощи окна сообщения программа может, к примеру, проинформировать об ошибке в исходных данных или запросить подтверждение выполнения необратимой операции, например, удаления файла.

Процедура ShowMessage

Вывести на экран окно с сообщением можно при помощи процедуры ShowMessageили функции MessageDlg.

Процедура ShowMessageвыводит на экран окно с текстом и командной кнопкой ОК.

В общем виде инструкция вызова процедуры ShowMessageвыглядит так:

 

ShowMessage(Сообщение);

 

где сообщение — текст, который будет выведен в окне.

На Рисунок 5 - Пример окна сообщения приведен вид окна сообщения, полученного в результате выполнения инструкции:

 

ShowMessage('Введите вес в фунтах.');

 

Рисунок 5 - Пример окна сообщения

 

Следует обратить внимание на то, что в заголовке окна сообщения, выводимого процедурой ShowMessage, указано название приложения, которое задается на вкладке Application окна Project Options. Если название приложения не задано, то в заголовке будет имя исполняемого файла.

Функция MessageDig более универсальная. Она позволяет поместить в окно с сообщением один из стандартных значков, например "Внимание", задать количество и тип командных кнопок и определить, какую из кнопок нажал пользователь. На Рисунок 6 - Пример окна сообщения приведено окно, выведенное в результате выполнения инструкции:

 

r:=MessageDlg('Файл '+ FName + ' будет удален.', mtWarning, [mbOk,mbCancel] , 0) ;

 

Рисунок 6 - Пример окна сообщения

 

Значение функции MessageDlg — число, проверив значение которого, можно определить, выбором какой командной кнопки был завершен диалог.

В общем виде обращение к функции MessageDig выглядит так:

 

Выбор:= MessageDlg(Сообщение, Тип, Кнопки, КонтекстСправки)

 

где:

Сообщение — текст сообщения;

Тип — тип сообщения. Сообщение может быть информационным, предупреждающим или сообщением о критической ошибке. Каждому типу сообщения соответствует определенный значок. Тип сообщения задается именованной константой (Таблица 16 - Константы функции MessageDlg);

Кнопки — список кнопок, отображаемых в окне сообщения. Список может состоять из нескольких разделенных запятыми именованных констант. Весь список заключается в квадратные скобки.

 

Таблица 16 - Константы функции MessageDlg

Константа Тип сообщения Значок
mtWarning Внимание
mtError Ошибка
mt Information Информация
mtConfirmation Подтверждение
mtCustom Обычное Без значка

 

Таблица 17. Константы функции MessageDlg

Константа Кнопка Константа Кнопка
mbYes Yes mb Abort Abort
mbNo No mbRetry Retry
mbOK OK mblgnore Ignore
mbCancel Cancel mbAll All
mbHelp Help    

 

Например, для того чтобы в окне сообщения появились кнопки ОК и Cancel, список Кнопки должен быть таким:

 

[mbOK,mbCancel]

 

Кроме приведенных констант можно использовать константы: mbokcancel, mbYesNoCancel и mbAbortRetryIgnore. Эти константы определяют наиболее часто используемые в диалоговых окнах комбинации командных кнопок.

КонтекстСправки — параметр, определяющий раздел справочной системы, который появится на экране, если пользователь нажмет клавишу <F1>. Если вывод справки не предусмотрен, то значение параметра КонтекстСправки должно быть равно нулю.

Значение, возвращаемое функцией MessageDig, позволяет определить, какая из командных кнопок была нажата пользователем.

 

Таблица 18. Значения функции MessageDlg

Значение функции MessageDig Диалог завершен нажатием кнопки
mrAbort Abort
mrYes Yes
mrOk Ok
mrRetry Retry
mrNo No
mrCancel Cancel
mrIgnore Ignore
mrAll All

Вывод в текстовый файл

Объявление файла

Файл — это именованная структура данных, представляющая собой последовательность элементов данных одного типа, причем количество элементов последовательности практически не ограничено. В первом приближении файл можно рассматривать как массив переменной длины неограниченного размера.

Как и любая структура данных (переменная, массив) программы, файл должен быть объявлен в разделе описания переменных. При объявлении файла указывается тип элементов файла.

В общем виде объявление файла выглядит так:

 

Имя: file of ТипЭлементов;

 

Примеры:

 

res: file ofchar; // файл символов

koef: file ofreal; // файл вещественных чисел

f: file ofinteger; // файл целых чисел

 

Файл, компонентами которого являются данные символьного типа, называется символьным, или текстовым. Описание текстового файла в общем виде выглядит так:

 

Имя: TextFile;

 

где:

· имя — имя файловой переменной;

· TextFile — обозначение- типа, показывающее, что Имя — это файловая переменная, представляющая текстовый файл.

Назначение файла

Объявление файловой переменной задает только тип компонентов файла. Для того чтобы программа могла выводить данные в файл или считывать данные из файла, необходимо указать конкретный файл, т. е. связать файловую переменную с конкретным файлом (задать имя файла).

Имя файла задается вызовом процедуры AssignFile, связывающей файловую переменную с конкретным файлом.

Описание процедуры AssignFile выглядит следующим образом:

 

AssignFile(var f, ИмяФайла: string)

 

Имя файла задается согласно принятым в Windows правилам. Оно может быть полным, т. е. состоять не только непосредственно из имени файла, но и включать путь к файлу (имя диска, каталогов и подкаталогов).

Ниже приведены примеры вызова процедуры AssignFile:

 

AssignFile(f, 'a:\result.txt');

AssignFile(f, '\students\ivanov\korni.txt');

fname:=('otchet.txt'); AssignFiie(f,fname);

Вывод в файл

Непосредственно вывод в текстовый файл осуществляется при помощи инструкции write или writeln. В общем виде эти инструкции записываются следующим образом:

write (ФайловаяПеременная, СписокВывода) ;

writeln(ФайловаяПеременная, СписокВывода);

где:

· ФайловаяПеременная — переменная, идентифицирующая файл, в который выполняется вывод;

· СписокВывода -- разделенные запятыми имена переменных, значения которых надо вывести в файл. Помимо имен переменных в список вывода можно включать строковые константы.

Например, если переменная f является переменной типа TextFile, то инструкция вывода значений переменных x1 и х2 в файл может быть такой:

write(f, 'Корни уравнения', xl, х2);

Различие между инструкциями write и writeln состоит в том, что инструкция writeln после вывода всех значений, указанных в списке вывода, записывает в файл символ "новая строка".

Открытие файла для вывода

Перед выводом в файл его необходимо открыть. Если программа, формирующая выходной файл, уже использовалась, то возможно, что файл с результатами работы программы уже есть на диске. Поэтому программист должен решить, как поступить со старым файлом: заменить старые данные новыми или новые данные добавить к старым. Способ использования старого варианта определяется во время открытия файла.

Возможны следующие режимы открытия файла для записи в него данных:

· перезапись (запись нового файла поверх существующего или создание нового файла);

· добавление в существующий файл.

Для того чтобы открыть файл в режиме создания нового файла или замены существующего, необходимо вызвать процедуру Rewrite(f), где f — файловая переменная типа TextFile.

Для того чтобы открыть файл в режиме добавления к уже существующим данным, находящимся в этом файле, нужно вызвать процедуру Append (f), где f — файловая переменная типа TextFile.

На Рисунок 7 - Диалоговое окно программы записи-добавления в файл приведено диалоговое окно программы, которая выполняет запись или добавление в текстовый файл.

Рисунок 7 - Диалоговое окно программы записи-добавления в файл

В листинге 1 приведена процедура, которая запускается нажатием командной кнопки Записать. Она открывает файл в режиме создания нового или замещения существующего файла и записывает текст, находящийся в поле компонента Memo1.

Имя файла нужно ввести во время работы в поле Editl. Можно задать предопределенное имя файла во время разработки формы приложения. Для этого надо присвоить значение, например test.txt, свойству Edit1.Text.

Листинг 1. Создание нового или замещение существующего файла

procedureTForm1.Button1Click(Sender: TObject);

Var

f: TextFile; // файл

fName: String[80]; // имя файла

i: integer;

Begin

fName := Editl.Text;

AssignFile(f, fName);

Rewrite(f); // открыть для перезаписи

// запись в файл

for i: =0 to Memol.Lines.Count do // строки нумеруются с нуля

writeln(f, Memol.Lines[i]);

CloseFile(f); // закрыть файл

MessageDlg('Данные ЗАПИСАНЫ в файл ',mtlnformation,[mbOk],0);

end;

 

В листинге 2 приведена процедура, которая запускается нажатием командной кнопки: «Добавить». Она открывает файл, имя которого указано в поле Edit1, и добавляет в него содержимое поля Memol.

Листинг 2. Добавление в существующий файл

procedureTForm1.Button2Click(Sender: TObject);

Var

f: TextFile; // файл

fName: String[80];.// имя файла

i: integer; begin

fName := Editl.Text;

AssignFile(f, fName);

Append(f); // открыть для добавления

// запись в файл

fori:=0 toMemo1.Lines.Count do // строки нумеруются с нуля

writeln(f, Memo1.Lines[i]);

CloseFile(f); // закрыть файл

MessageDlg('Данные ДОБАВЛЕНЫ в файл ',mtInformation,[mbOk],0);

end;

Ошибки открытия файла

Попытка открыть файл может завершиться неудачей и вызвать ошибку времени выполнения программы. Причин неудачи при открытии файлов может быть несколько. Например, программа попытается открыть файл на гибком диске, который не готов к работе (не закрыта шторка накопителя, или диск не вставлен в накопитель). Другая причина — отсутствие открываемого в режиме добавления файла (файла нет — добавлять некуда).

При запуске программы из Delphi в случае ошибки во время открытия файла возникает исключение, и на экране появляется диалоговое окно с сообщением.

Рисунок 8 - Пример сообщения об ошибке открытия файла (программа запущена из Delphi)

Если программа запускается из Windows, то окно с сообщением об ошибке выглядит иначе.

Рисунок 9 - Пример сообщения об ошибке открытия файла (программа запущена из Windows)

Программа может взять на себя задачу контроля за результатом выполнения инструкции открытия файла. Сделать это можно, проверив значение функции IOResult (input-Output Result — результат ввода/вывода). Функция IOResuit возвращает 0, если операция ввода/вывода завершилась успешно; в противном случае — код ошибки (не ноль).

Для того чтобы программа смогла проверить результат выполнения операции ввода/вывода, нужно разрешить ей это делать. Для этого надо перед инструкцией вызова процедуры открытия файла поместить директиву компилятору — строку {$I-}, которая запрещает автоматическую обработку ошибок ввода/вывода. Эта директива сообщает компилятору, что программа берет на себя контроль ошибок. После инструкции открытия файла следует поместить директиву {$I+}, восстанавливающую режим автоматической обработки ошибок ввода/вывода.

Закрытие файла

Перед завершением работы программа должна закрыть все открытые файлы. Это делается вызовом процедуры close. Процедура close имеет один параметр — имя файловой переменной. Пример использования процедуры:

Close(f).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.