|
Анализ и информационная переработка исходного текста
Содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка, направленная на выявление и интерпретацию содержащейся в исходном тексте информации логического, оценочного и собственно-языкового характера, являются необходимыми этапами работы по подготовке сочинения-рассуждения. Главными задачами многоаспектного анализа исходного текста являются определение, осмысление и формулирование его основных содержательных категорий: — темы текста (о чем говорится в тексте? Что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте?); — идейного содержания (какую цель ставил перед собой автор? Для чего автор написал этот текст? Что он хотел сказать?); — проблематики (какие проблемы поднимаются в тексте?); — позиции автора по затрагиваемым в тексте проблемам (какова точка зрения автора по данным проблемам?).
Внимание! Чтобы успешно справиться с содержательно-языковым анализом исходного текста, важно четко представлять содержание понятий «тема», «идея», «проблема», «позиция автора», а также знать особенности выражения соответствующих содержательных категорий в текстах разных типов.
Запомните! Тема текста — это не просто предмет изображения (то, о чем пишет автор в тексте), а определенные стороны того или иного понятия, явления жизни, которые выделяет, по-своему передает, а нередко и оценивает автор. Идея текста (идейный смысл текста) — это главная мысль текста, его главный вывод. Идейный смысл текста всегда четко соотносится с его основной проблематикой (основной проблемой). Поэтому правильное определение основной идеи текста (основной мысли автора) является главным условием для верного определения основной проблемы (основной проблематики) текста. Проблема текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения и т. п. Проблема текста может быть сформулирована как в виде повествовательного предложения, так и в виде вопроса. Например: Проблема истинного патриотизма (Что такое истинный патриотизм?) Проблема взаимоотношения человека и природы (Какими должны быть взаимоотношения человека и природы?) Проблема интеллигентности (Кого можно считать истинным интеллигентом?) В тексте может быть не одна, а несколько проблем — в таких случаях говорят о проблематике текста. Несколько проблем, затронутых в тексте, обычно могут быть объединены в одну общую (более значимую) проблему. Тема текста и его основная проблема иногда очень тесно взаимосвязаны, и их разграничение может вызывать значительные трудности. Это наблюдается, например, в тех случаях, когда текст посвящен какому-либо сложному явлению или понятию, сама сущность которых может рассматриваться как определенная проблема (ср., например, такие понятия, как добро, счастье, красота и т. п.). В таких случаях принято говорить о проблемной теме текста (например, тема исторической памяти народа и проблема исторической памяти). Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. По значимости разграничивается основная и дополнительная информация. По способу выражения информация может быть явной (прямой, текстовой) и скрытой (подтекстовой, или подтекстной). Прямая информация представляет собой сведения, мысли, суждения и оценки, которые прямо и явно выражаются автором текста. Скрытая (подтекстовая) информация содержится в подтексте и должна быть выведена читателем самостоятельно на основе содержащихся в тексте утверждений автора и его оценок изображаемого. Характер информации и соответственно способ выражения идейного смысла текста и авторской позиции во многом зависят от избранных автором стиля и типа речи.
Внимание! В текстах официально-делового, научного и публицистического стилей идея текста и позиция автора, как правило, выражаются прямо. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей соответствующие содержательные категории, как правило, выражаются косвенно, т. е. в подтексте.
Если исходный текст представляет собой текст-рассуждение, то для определения его идеи и авторской позиции важно проанализировать все композиционные части: исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства; вывод — и на этой основе определить или сформулировать основополагающие мысли автора (они могут содержаться во всех абзацах текста) и его основную идею. Для выяснения идейного смысла и позиции автора в тексте-повествовании также необходим анализ композиционных частей текста: экспозиции, завязки, кульминации, развязки. Особое внимание следует уделить кульминации и развязке, а также тому, от какого лица ведется повествование. Анализ этих аспектов и поможет ответить на вопросы: что хотел сказать автор? Каково его отношение к тому, о чем повествуется в тексте? При определении идейного смысла текста и позиции автора в тексте-описании следует прежде всего обратить внимание на то, какие детали общей картины являются наиболее значимыми для автора и почему, как сам автор оценивает описываемый предмет или явление. Учитывая отмеченные обстоятельства, содержательный анализ исходного текста уже на первых этапах работы необходимо сочетать с языковым анализом, который должен быть направлен: 1) на определение типа и стиля речи исходного текста; 2) на выяснение того, как, каким образом (прямо или косвенно, в словах самого автора или как-нибудь иначе), с помощью каких содержательно-композиционных и собственно языковых средств автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста. Поэтому важно не только точно определить те фрагменты текста (абзацы, предложения, слова), в которых наиболее полно выражаются идейный смысл и позиция автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности, отобранные автором из множества возможных (например, вопросо-ответная форма изложения, использование тропов и фигур, слов с суффиксами субъективной оценки, разговорных синтаксических конструкций и т. д.).
Содержательно-языковой анализ текста требует соблюдения определенной последовательности. 1. Следует еще раз перечитать исходный текст и вдуматься в него. О чем идет речь? Что об этом думает автор? Что хотел сказать автор?
Запомните! От качества чтения исходного текста будет зависеть глубина и точность его восприятия, правильность понимания и интерпретации смыслового содержания текста.
2. После предварительного прочтения текста необходимо последовательно проанализировать каждый из абзацев, обращая внимание на ключевые слова, выражающие наиболее значимые понятия, а также выделить и записать наиболее важные положения (мысли автора), которые могут быть выражены автором текста прямо или содержаться в подтексте и следовать из всей логики повествования, описания или рассуждения. 3. На основе анализа и обобщения основных мыслей и положений, выделенных в результате поабзацного изучения исходного текста, следует сформулировать его идейный смысл и основные выводы автора (авторскую позицию) по вопросам, которые рассматриваются в тексте. Соответствующие положения нужно записать в черновик. 4. После того как выяснены основные мысли автора (определено идейное содержание текста), целесообразно переходить к определению общих и частных проблем (проблематики текста) и их формулированию.
Внимание! Формулировка проблемы может даваться как в виде повествовательного, так и в виде вопросительного предложения. В большинстве случаев проблематика текста может быть определена с помощью вопросов, которые ставятся к основным положениям и выводам автора (его позиции по тем или иным проблемам).
Например:
Основные мысли автора
| Вопрос для определения проблемы
| Основная проблема (возможны варианты формулировок)
| Природа — источник духовных сил человека
| Чем является природа для человека?
| Проблема значения природы для человека. Проблема взаимоотношения природы и человека. Чем является природа для человека?
| Истинная интеллигентность не тождественна внешней образованности и эрудиции, она является внутренним качеством человека, которое проявляется прежде всего в отношении к окружающим
| Что такое истинная интеллигентность? В чем заключается истинная интеллигентность?
| Проблема истинной интеллигентности. В чем заключается истинная интеллигентность? Кого можно назвать истинным интеллигентом? Каким должен быть истинно интеллигентный человек?
| Внимание! На этапе содержательного анализа текста художественного и художественно-публицистического стилей очень важно не ограничиваться восприятием и интерпретацией прямой информации исходного текста и определением только каких-либо конкретных проблем, связанных непосредственно с предметом изображения. Необходимо стремиться к более глубокому постижению содержания и восприятию его затекстовой информации, которая может быть связана с решением более общих проблем социального или морально-нравственного характера.
Сравните соотношение частных и общих проблем, которые могут быть выделены применительно к одному тексту.
Проблемы частного характера
| Общие проблемы
| Проблема милосердия и сострадания к людям Проблема уважения старших
| Проблема взаимоотношений людей
| Проблема сохранения природных богатств Проблема защиты природы
| Человек и природа (проблема значимости природы для человека)
| 5. Завершающим этапом содержательного и языкового анализа текста и его информационной переработки является уточнение и формулирование позиции автора по каждой из выделенных проблем. Позиция автора, как правило, предполагает эмоциональную и морально-нравственную оценку того или иного явления. При этом позиция должна четко соотноситься с формулировкой данной проблемы. Сравните формулировки позиции автора по разным проблемам одного текста.
Проблема уважения старших (частная проблема)
| Автор считает, что уважение старших — обязательное качество воспитанного и культурного человека
| Проблема взаимоотношения людей (общая проблема)
| Автор убежден, что характер взаимоотношений между людьми определяется прежде всего их морально-нравственными качествами. Грубость в общении, по мнению автора, свидетельствует о «черствости и черноте души» человека
| Результаты содержательно-языкового анализа текста следует зафиксировать в черновике и использовать в качестве рабочих материалов для написания сочинения-рассуждения.
Упр. 77. Внимательно прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.
Святые места
I. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — родина? II. Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно: как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице — сколько людей прошло! III. Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия. IV. Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: „Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры...“ У меня тогда комок в горле застрял. Не мог говорить, не мог сразу поверить... В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали...» V. Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сейчас тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих просто пройти эту площадь. Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант смогли выразить в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. VI. И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом отечество. Любить отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
(По В. М. Пескову)
Задания
1. Проанализируйте содержание каждого абзаца данного текста, подчеркивая ключевые слова и наиболее важные мысли автора. 2. Письменно ответьте на вопросы, пользуясь справочным материалом (см. таблицу), выбирая из него подходящие, по вашему мнению, ответы, продолжая предлагаемые фразы или делая в них необходимые вставки.
№
| Вопросы
| Справочный материал
|
| О чем этот текст? Какой вопрос ставит автор в начале текста? Помогает ли этот вопрос понять тему текста?
| а) О любви к родине; б) о любви к родине и о том, из чего она складывается
|
| Какой тип (типы) речи использует автор? Присутствует ли в тексте повествование? рассуждение? описание?
| а) Повествование и рассуждение; б) повествование и описание; в) рассуждение с элементами повествования и описания
|
| Какие мысли выражаются во втором и третьем абзацах?
| а) О необыкновенной красоте Красной площади, о том, что это величественный памятник русской культуры, который вызывает чувство особой гордости; б) о значимости Красной площади и храма Василия Блаженного как символов России
|
| Почему описание Красной площади и храма Василия Блаженного предваряет рассуждения автора? С помощью каких языковых средств автор подчеркивает важность и значимость этого места?
| а) Чтобы задуматься о том, что есть Родина для каждого человека; б) чтобы усилить выразительность текста и создать наглядные образы, показать эмоциональное отношение автора к теме текста. Риторические вопросы... (назвать). Риторические восклицания... (назвать).
|
| Какая мысль утверждается и доказывается в 4-м абзаце? Какие доказательства и средства языковой выразительности используются автором? Почему автор включил в свой текст рассказ реставратора? Какие особенности речи рассказчика передают его чувства?
| Храм Василия Блаженного не должен быть разрушен (уничтожен), так как великие памятники культуры — это святыни для человека, любящего свою Родину. Для доказательства приводится реальный исторический факт:... (назвать). Перед этим автор использует риторический вопрос... (назвать), определяя свою позицию... (назвать). Слова очевидца передают его недоумение и ужас от идеи сноса храма. В речи рассказчика очень емкий фразеологизм... (назвать). Используются неполные предложения... (назвать) как отражение волнения
|
| Какие мысли утверждаются в 5-м и 6-м абзацах? Какие средства выразительности использует автор для передачи своих мыслей?
| Сохранение исторических памятников — это сохранение культуры... В заботах «о текущих делах» нельзя забывать об этом. И нельзя медлить. Для подчеркивания особой значимости своих мыслей автор использует высокую лексику и фразеологию: сотворивший,..., хлеб насущный.... Для усиления экспрессивности — парцелляцию...
|
| Какие выводы делает автор в последнем абзаце? Как он формулирует эти выводы? Являются ли данные выводы выражением авторской позиции по основным вопросам, рассматриваемым в тексте? Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо? Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции? Почему заменяет местоимение «я» на «мы» по ходу текста? Какие синонимы используются в начале и в конце текста? Какой смысл вкладывает автор в слово «отечество»? Помогает ли выражению позиции автора выбранный им стиль речи?
| Человек должен знать свое прошлое, должен беречь все, что связано с его отечеством. Любовь к отечеству — это не только память, но и дела, показывающие связь между прошлым и настоящим. Это любовь не одного человека, который сталкивается с отдельными фрагментами, деталями истории в своей жизни (поэтому местоимение «я»), это любовь всего народа к своей Родине, к своей стране (поэтому местоимение «мы»). Любовь к отечеству надо воспитывать. Позиция автора выражается прямо, в предложениях... (назвать). Для передачи своей позиции, подчеркивания важности высказываемых мыслей, придания им большей убедительности автор использует высокий синоним слова «родина» —... (назвать); инверсию... (назвать); предложения со значением долженствования... (назвать). Выражению позиции автора текста способствует выбранный им стиль... (назвать). Этот стиль прямо ориентирован на открытое выражение авторской позиции, повышенную экспрессивность речи, основанную на сочетании разговорных и книжных элементов языка (например, разговорные: получка,...; книжные, высокие: отечество,...), широком использовании изобразительно-выразительных средств (риторические восклицания...)
|
| Какие проблемы поднимаются в данном тексте? Какова основная проблема текста? Как относится автор к основной проблеме?
| а) Проблема сохранения памятников истории и культуры; б) проблема воспитания любви к Родине; в) проблема сущности понятия «любовь к Родине» (в чем состоит любовь к Родине? Из чего она складывается?); г) проблема...; д) проблема.... Назвать одну из перечисленных проблем. Любовь к Родине — понятие емкое. Оно включает в себя несколько компонентов: а) бережное отношение к памятникам истории и культуры; б) уважение к прошлому своей страны; в)...; г)...
| 3. Предлагаемые вопросы и подготовленные вами ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения. Напишите, о чем этот текст, какова его основная проблема, в чем заключается позиция автора. Отметьте характерные для этого текста средства выразительности. Объясните их роль в тексте, приведите примеры.
Упр. 78. Внимательно прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.
(1) На углу, под шатром цветущей липы, обдало меня буйным благоуханием. (2) Туманные громады поднимались по ночному небу, и, когда поглощен был последний звездный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль пустевшей улицы. (3) В тусклой темноте, над железным ставнем парикмахерской, маятником заходил висячий щит, золотое блюдо. (4) Вернувшись домой, я застал ветер уже в комнате. (5) Он хлопнул оконной рамой и поспешно отхлынул, когда я прикрыл за собою дверь. (6) Внизу, под окном, был глубокий двор, где днем сияли, сквозь кусты сирени, рубашки, распятые на светлых веревках, и откуда взлетали порой, печальным лаем, голоса, — старьевщиков, закупателей пустых бутылок, — нет-нет, — разрыдается искалеченная скрипка. <...> (7) А теперь там внизу набухала душная мгла, — но вот слепой ветер, что беспомощно сполз в глубину, снова потянулся вверх, — и вдруг — прозрел, взмыл, и в янтарных провалах в черной стене напротив заметались тени рук, волос, ловили улетающие рамы, звонко и крепко запирали окна. (8) Окна погасли. (9) И тотчас же в темно-лиловом небе тронулась, покатилась глухая груда, отдаленный гром. (10) И стало тихо. <...> (11) В этой тишине я заснул, ослабев от счастия, о котором писать не умею, — и сон мой был полон тобой. (12) Проснулся я оттого, что ночь рушилась. (13) Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. (14) Грохот за грохотом ломал небо. (15) Широко и шумно шел дождь. (16) Меня опьянили эти синеватые содрогания, легкий и острый холод. (17) Я стал у мокрого подоконника, вдыхая неземной воздух, от которого сердце звенело, как стекло. (18) Все ближе, все великолепнее гремела по облакам колесница пророка. (19) Светом сумасшествия, пронзительных видений озарен был ночной мир, железные склоны крыш, бегущие кусты сирени. (20) Громовержец, седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении, стоял, подавшись назад, на огненной колеснице и напряженными руками сдерживал гигантских коней своих: — вороная масть, гривы — фиолетовый пожар. (21) Они понесли, они брызгали трескучей искристой пеной, колесница кренилась, тщетно рвал вожжи растерянный пророк. (22) Лицо его было искажено ветром и напряжением, вихрь, откинув складки, обнажил могучее колено, — а кони, взмахивая пылающими гривами, летели — все буйственнее — вниз по тучам, вниз. (23) Вот громовым шепотом промчались они по блестящей крыше, колесницу шарахнуло, зашатался Илья, — и кони, обезумев от прикосновения земного металла, снова вспрянули. (24) Пророк был сброшен. (25) Одно колесо отшибло. (26) Я видел из своего окна, как покатился вниз по крыше громадный огненный обод и, покачнувшись на краю, прыгнул в сумрак. (27) А кони, влача за собою опрокинутую, прыгающую колесницу, уже летели по вышним тучам, гул умолкал, и вот — грозовой огонь исчез в лиловых безднах. <...> (28) Оторвавшись от окна, спеша и волнуясь, я накинул халат и сбежал по крутой лестнице прямо во двор. (29) Гроза отлетела, но еще веял дождь. (30) Восток дивно бледнел. <...> (По В. В. Набокову)
Задания
1. Письменно ответьте на поставленные вопросы, пользуясь справочным материалом (см. таблицу), выбирая из него подходящие, по вашему мнению, ответы, продолжая предлагаемые фразы или делая в них необходимые вставки.
№
| Вопросы
| Справочный материал
|
| О чем идет речь в тексте?
| О грозе как природном явлении
|
| Что хотел сказать автор? Какие мысли и чувства он хотел передать?
| Передать мысль о величии и мощи грозы как природного явления; показать красоту и силу природной стихии. Передать чувство восхищения силой природы
|
| Каков стиль данного текста? Какова его основная функция? Почему избран данный стиль?
| Это художественный стиль, который ориентирован на возникновение у читателя эстетического переживания (получение эстетического наслаждения от прочитанного). Мы узнаем из текста, написанного в художественном стиле, не о причинах возникновения грозы, о хронологических деталях этого события в какой-либо местности, а переживаем вместе с автором те чувства, которые возникают у нас, когда мы сталкиваемся с грозой, наблюдаем, как она зарождалась, как накатывала и, наконец, как «изливалась» ливнем и т. д.
|
| Каков тип речи в используемом тексте?
| Это описание с элементами повествования. Автор (рассказчик) описывает грозу в разные моменты (ее рождение, протекание и завершение)
|
| Как влияют стиль и тип речи на манеру изложения текста?
| Художественный стиль, предполагающий использование множества средств языковой выразительности, прежде всего тропов и фигур, позволяет воссоздать картину грозы наглядно, ярко, образно, зримо, создает ощущение подлинности, реальности изображаемого. Приемы языковой выразительности, свойственные художественному стилю, воздействуют на фантазию читателя и помогают представить картину грозы во всех ее красках. Тип речи — описание — также помогает образному представлению грозы во всех ее деталях. Включенные в текст элементы повествования позволяют наглядно передать действия, движения, сопровождающие грозу
|
| Каким образом обеспечивается единство изображаемого? Какова последовательность изображения?
| Несмотря на то что в тексте есть элементы повествования, все построение текста подчинено изображению картины грозы. Элементы повествования лишь указывают на этапы развития изображаемого природного явления. Вначале дается описание природы перед грозой (душный воздух, ветер), а потом описание самой грозы
|
| Какой основной образ использует Набоков для передачи грозы? Почему? Чего позволяет достичь использование именно этого образа?
| Илья-пророк (громовержец) на колеснице. Движущийся образ позволяет показать необыкновенную динамику всего, что связано с грозой (ветер, гром, молнии), а также величие, мощь, силу, стихийность и красоту этого природного явления
|
| Какие языковые средства передают зрительные и слуховые впечатления? Найдите в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, экспрессивный повтор, инверсию. Есть ли в тексте морфологические и словообразовательные средства изобразительности? Какие элементы структуры предложений служат целям художественной изобразительности? Какие из используемых средств языковой выразительности показались вам наиболее значимыми, яркими, интересными. Почему?
|
|
| Каково ваше личное впечатление от прочитанного? Понравился вам текст или нет? Почему? Что особенно удивило, привлекло, поразило в тексте?
|
| 2. Предлагаемые вопросы и подготовленные вами ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения. Напишите, о чем этот текст. Каков его основной смысл? Какие чувства передает автор? Какие языковые средства помогают выразить основные мысли и чувства автора? Как вы оцениваете языковое оформление текста?
Упр. 79. Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.
(1) Человек — первое животное, сумевшее внести изменения в окружающий его мир. (2) Как утверждает нобелевский лауреат Франсуа Жекоб, человек стал первым детищем эволюции, обладающим силой подчинить эволюцию себе, то есть изменить самого себя. (3) Именно это и вызывает тревогу: что нас ждет в будущем — какие сюрпризы и опасности? (4) Я имею в виду возможности, открывшиеся в последнее время перед биологами в области изменения человеком себя самого как вида. (5) За последние тридцать лет успехи биологии более существенны, чем за последние тридцать веков. (6) Биологи открыли фактор, от которого зависит организация живых существ, этакий законопроект, на основании которого строятся различные живые формы. (7) Теперь установлено, что в генетический код, как и в любой закон, можно вносить изменения. (8) И хотя создание в лабораторных условиях какого-либо супергения или суперпреступника — дело весьма далекого будущего, уже сейчас мы в состоянии задуматься об изменениях генетического потенциала, которые могут повлиять на распределение полов, то есть решать, какое количество мальчиков и какое количество девочек должно родиться в тот или иной период. (9) Что же делать?! (10) Да, мы открыли генетический код — код жизни, мы научились наконец разбираться в поразительном единстве человека как живого существа при всем разнообразии индивидов. (11) Но манипуляции на генетическом материале сопряжены, по-видимому, с огромным риском. (12) Мы можем избавить человечество от старых бед, но мы можем и вызвать к жизни новые, непредвиденные и непредсказуемые чудовища. (13) Ученые дали в руки человеку «чудесные игрушки», с помощью которых он может добиться огромных успехов в развитии цивилизации, но и сам человек, кажется, вот-вот станет игрушкой... (14) Что же делать? (15) Действовать или бездействовать? (16) Экспериментировать, искать или объявить мораторий? (17) Одни говорят: чтобы познавать, надо рисковать. (18) Им отвечают: да, но мы оказались в положении, когда не столько можем открыть то, что есть, сколько создать то, чего нет. (19) И этот разнобой во взглядах естествен. (20) Одна и та же техника опыта на генах может обернуться и добром и злом. (21) Что несет с собой генетическая инженерия? (22) Надо ли отгадывать те загадки, которые задает нам мир сегодня? (23) Эти мучительные сомнения объясняются во многом тем, что в наш век наука и техника развиваются несравненно быстрее, чем в века минувшие. (24) А мудрость человеческая, его нравственное сознание развиваются по-прежнему медленно. (25) Возьмите гигантских доисторических рептилий — динозавров. (26) Эти животные достигли огромных размеров, потому что на первом этапе их эволюции величина была важнейшим фактором в борьбе за существование. (27) Но поскольку увеличение роста не сопровождалось развитием остальных характеристик, в первую очередь мозга, животные вымерли. (28) Сегодняшний «мозг» человечества — его нравственное сознание — катастрофически отстает от огромного «научного тела». (29) Именно поэтому ряд видных биологов Западной Европы и Америки и решили отказаться от дальнейших исследований в области генетики до тех пор, пока этическая ответственность, наш «мозг» не разовьется, не станет более высоким... (По Е. Богату)
Задания
1. Проведите поабзацный содержательный и языковой анализ текста. Выпишите из каждого абзаца ключевые слова и наиболее важные мысли. Какие суждения представляются вам наиболее значимыми, выражающими основной идейный смысл текста и позицию автора? (Зачем написан этот текст? Что хотел сказать автор?) 2. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста и скорректировать ваши выводы о его содержании.
1. О чем говорится в этом тексте?
А) о значении образования в жизни человека Б) об отношении человека к природе В) о роли нравственности в современной науке Г) о причинах бурного развития научных идей в современном мире
2. Какое высказывание искажает смысл текста?
A) Могущество человека не может не тревожить общество. Б) Уже сегодня ученые могут вносить изменения в генетический код человека. В) Человек может погибнуть как вид, если нравственное чувство не будет контролировать развитие науки. Г) Ученые не вправе прерывать свои исследования ни при каких обстоятельствах, ибо в непрерывном движении вперед и заключается смысл науки.
3. Определите стиль и тип речи этого текста.
A) публицистический, рассуждение Б) художественный, описание В) научный, рассуждение и описание Г) разговорный, рассуждение
4. Значение какого слова определено неверно?
А) эволюция — развитие Б) существенный — важный, необходимый В) этический — нравственный Г) манипулировать — отзываться на какое-либо воздействие извне
5. Какой смысл имеет выражение «объявить мораторий»?
А) назначить общее голосование по какому-либо важному вопросу Б) отсрочить, приостановить те или иные действия В) объявить недействительным, завершить Г) потребовать исполнения тех или иных функций от какого-либо лица
6. Какое высказывание о речевых особенностях текста является неверным?
А) Многочисленные вопросы выражают сложность и остроту поставленной проблемы. Б) Автор широко использует слова книжного стиля, общенаучные термины, чтобы придать своим суждениям четкость, логичность и убедительность. В) Антитезы, сложные предложения с противительным союзом но показывают всю глубину трагических для человека противоречий. Г) Сопоставление с динозаврами позволяет автору в аллегорической форме выразить мысль о сверхъестественном могуществе человека.
7. Каким предложением из текста можно подтвердить следующее высказывание?
Современная наука сделала человека могущественным, но если он забудет о высокой нравственной ответственности, то станет рабом тех сил, которые сам же и открыл. А) 2 Б) 8 В) 13 Г) 29
8. Какое предложение является итоговым суждением этого текста?
А) 7 Б) 28 В) 11 Г) 5
9. В предложении 28 отметьте все средства языковой выразительности, которые используются в данном фрагменте текста и повышают эмоциональную и воздействующую силу мысли автора.
А) метафора Б) контекстуальные антонимы В) парцелляция Г) эпитет
10. Какая из формулировок отражает основную мысль автора?
A) Открытие генетического кода — величайшее достижение современной науки. Б) Наука является важнейшей движущей силой в развитии человечества. В) Нравственность есть главное препятствие на пути развития науки. Г) Прогресс науки не должен происходить без учета нравственных критериев.
11. Какое слово наиболее точно определяет позицию автора?
A) опровергает Б) призывает В) предупреждает Г) критикует
12. Какое название наиболее точно отражает смысл исходного текста?
A) «На краю пропасти» Б) «Без всякой надежды на спасение» В) «В плену предрассудков» Г) «Дорога первопроходцев»
13. Какая из проблем не рассматривается в тексте?
A) изменения человека как вида Б) будущего (судьбы) человечества В) сущности науки как вида человеческой деятельности Г) нравственной ответственности в современной науке 3. Предлагаемые вопросы и ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения. Напишите, о чем этот текст. Какова его проблематика? В чем заключается позиция автора текста? Оцените речевое оформление текста.
Упр. 80. Внимательно прочитайте статью, написанную А. Марченко, известной исследовательницей творчества С. Есенина.
(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи. (3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими, ощутимыми. (6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок месяца над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев. (12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: желтая масса близкой реки и синяя полоска дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари. (13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно-синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки. (16) Среди этого буйного многоцве<
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|