Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упражнение «Отработка навыков ведения консультативной беседы на ее начальных этапах, слушания и понимания».





1. Работа в тройках клиент-психолог-наблюдатель на установление контакта, используя техники активного слушания, резюме, парафраз. Преподаватель предлагает одному из студентов разыграть перед группой роль клиента, предложив некоторую реальную или гипотетическую проблему для анализа. Другому студенту предлагается осуществлять роль консультанта. Остальные члены группы выполняют роли супервизоров. Однако на протяжении занятия студент, осуществляющий роль консультанта, может неоднократно меняться. В некоторых случаях роль клиента может взять на себя преподаватель.

По ходу развертывания процесса консультирования преподаватель может комментировать действия консультанта или клиента, предлагать им занять ту или иную позицию, предлагать другим членам группы включиться в работу, помочь консультанту.

Прежде всего, отрабатываются навыки знакомства с клиентом. Обращается внимание на необходимость наличия стандартной фразы, с которой начинается процесс консультирования. Например: «Что Вас привело ко мне?»

При отработке у студентов навыков слушания особое внимание уделяется тому, чтобы студенты внешне демонстрировали свою включенность в беседу: кивали головой, произносили местоимения, свидетельствующие о том, что они слушают, смотрели в глаза клиенту, при этом были доброжелательны и безоценочны.

Одной из основных ошибок студентов на этом этапе работы является переход к этапу коррекции, когда этап диагностики, по сути, еще не завершен. Преподаватель обращает внимание студентов на подобные ошибки.

Преподаватель требует от студентов, чтобы после каждого более или менее продолжительного высказывания клиента они делали резюме и только после этого говорили то, что хотели сказать. Необходимо кратко, но точно пересказать мысли и чувства, недавно выраженные клиентом, пытаться делать это до тех пор, пока клиент не выразит свое согласие с пересказом. Это формирует навыки понимания в процессе слушания.

В резюме не следует делать акцент на том отрицательном, что сказал клиент, скорее следует выделить и подчеркнуть положительные аспекты сказанного. Резюме консультанта должно быть направлено на повышение самооценки клиента, на увеличение осознания им собственных сил и возможностей. Резюме консультанта должно вселять новые силы в клиента, а не укреплять его в позиции безнадежности. У студентов формируются навыки подведения подобного рода резюме.

Те же самые требования предъявляются и к формулировкам вопросов, которые консультант задает клиенту. Преподаватель также следит за тем, чтобы вопросы не были слишком длинными или непонятными, перегруженными научными психологическими терминами, ставящими клиента в тупик. У студентов отрабатываются навыки конструктивной постановки вопросов. Моделируются или берутся из реальной жизни по 2—3 ситуации, которые могут произойти с клиентом, и формулируют запрос клиента в каждой из подготовленных ситуаций. При этом в одном случае (в одной из ситуаций) участники группы могут помочь клиенту в работе по его запросу, а в остальных запрос является невыполнимым. Повествование клиента ведется от первого лица, как во время сессии.

Когда подгруппы готовы, все возвращаются в круг. Представитель первой подгруппы пересказывает остальным одну из смоделированных ситуаций и запрос клиента, а участники остальных подгрупп должны решить, смогут они работать по запросу клиента или нет (ситуации могут обсуждаться как в круге, так и в подгруппах). После того как решение принято, участники (все вместе) придумывают варианты обратной связи клиенту на его запрос. В одних случаях следует тактично объяснить клиенту возможности психологического консультирования, в других можно переформулировать запрос и предложить клиенту работать по новому запросу. Затем группа переходит к разбору следующей ситуации.

Упражнение «Развитие навыков слушания и умения анализировать свои эмоциональные состояния».

Время. По десять минут на каждого участника.

Тема: Как я контролирую свои эмоции: гнев, тревогу, ненависть и др.

Содержание. Группа делится на пары. Один из участников пары — клиент рассказывает консультанту в свободной форме о том:

· какие эмоции он испытывает чаще всего;

· с какими эмоциями ему легко справляться, а с какими трудно;

· как он контролирует себя тогда, когда необходимо сдерживать свои эмоции;

· насколько это ему удается;

· какие навыки он бы хотел приобрести, чтобы лучше контролировать свои отрицательные эмоции.

Консультант использует нерефлексивное и рефлексивное слушание и задает уточняющие вопросы. Когда до окончания сессии останется 2—3 минуты, он предупреждает клиента об этом и делает резюмирование. По сигналу тренера участники меняются местами (консультант садится лицом к часам) и ролями.

Лабораторное занятие 6.

Тема: Структура и содержание процесса консультирования (1ч).

Фокус на эмоциях клиента.

Мини-лекция «Фокус на эмоциях клиента (техники самораскрытия, нормализации)»

Цель. Подготовка участников к освоению практических навыков, необходимых в работе с эмоциями клиента.

Содержание. Тренер знакомит участников с основными моментами следующего этапа сессии: «Фокус на эмоциях клиента», подчеркивая его важность и делая акцент на том, как преодолеть основные трудности, с которыми обычно встречается начинающий консультант, работая с чувствами клиента, что делать, если клиент начинает плакать или проявлять свой гнев. Далее тренер рассказывает о техниках нормализации и самораскрытия и о том, как использовать техники постановки вопросов эмоционального характера.

Упражнение «Самораскрытие»

Цель. Отработка навыков использования техники самораскрытия, закрепление знаний, полученных в ходе мини-лекции.

Содержание. Упражнение состоит из двух этапов.

Этап 1. Тренер зачитывает участникам вариант из сессии начинающего консультанта, который попытался использовать самораскрытие, и просит участников сначала прокомментировать действия консультанта, а затем дать обратную связь по типу «сэндвича».

Этап 2. Тренер просит группу разделиться на три-четыре подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка с отрывком из сессии и четыре варианта самораскрытия. Участникам необходимо внимательно прочитать свой отрывок и выбрать приемлемые и неприемлемые варианты самораскрытия консультанта, прокомментировав каждый вариант.

Затем подгруппы возвращаются в круг (третий этап) и по очереди зачитывают свои отрывки из сессии и комментарии к ним, которые были сделаны в ходе групповой работы. В это время остальные участники слушают и делятся своими мнениями.

Обсуждение. В процессе обсуждения тренер просит участников поделиться тем опытом, который они приобрели в ходе данного упражнения. Сделали ли они какие-либо выводы для себя о том, насколько данная техника сочетается с их персональным стилем ведения консультации, насколько она подходит каждому из них? Как часто и в каких ситуациях они могут использовать эту технику?

Комментарии для тренера. Критикуя неудачные варианты примеров, не следует забывать и о положительных моментах. На любых этапах обучения, а особенно на начальных, очень просто допускать неточности. Мы рекомендуем с уважением относиться к любым ошибкам начинающих консультантов, давая конструктивную критику, без сарказма и насмешек. Только в этом случае участники тренинга будут чувствовать себя защищенными от насмешек других. Именно поэтому мы советуем давать обратную связь по типу «сэндвича».







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.