Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование политической культуры в процессе политической социализации





Мы уже отмечали одну из характерных черт теории политической культуры — терминологическое и теоретическое заимствование у социологии и психологии. Для обозначения механизмов и путей формирования политических культур и субкультур теоретики политики прибегают к социологической и социально-психологической теории социализации. Они разделяют психологическую структуру личности на подструктуры (например, по сферам социальной деятельности), выделяя в ней политическое «Я», представляющее собой трехуровневую структуру, в которой:

♦ на поверхностном уровне находятся комбинации мнений и установок по текущей политике;

♦ на промежуточном уровне существуют менее эмоционально насыщенные установки, проявляющиеся в отношении индивидов к политическому процессу и структурам власти;

♦ на глубинном уровне расположены общие идентификации и убеждения, такие как национальное самосознание, этническая и классовая идентификация, религиозная и идеологическая принадлежность, понимание своих прав и обязанностей в обществе.

Чем глубже уровень политического «Я», тем менее подвижны и изменчивы его установки. В то же время соотношение между уровнями и установками внутри уровней может меняться.

Формирование этого политического «Я» происходит в процессе политической социализации, которая является важной составляющей политической культуры личности и продолжается на протяжении всей жизни индивида. Политическая социализация может быть прямой или косвенной.

Прямая социализация означает непосредственную передачу информации, содержащую политические ценности и мнения о политике.

Косвенная социализация происходит, когда формирование политических убеждений идет не преднамеренно, а под влиянием собственного опыта или высказываний окружающих, не несущих непосредственных политических оценок.

Ресоциализация имеет место при пересмотре индивидом своей системы ценностей и отношения к политической системе, изменении в связи с этим своего политического поведения.

Глава 16. Политическая культура

Теория постматериалистической политической культуры Инглхарта 323

♦ политические конфликты имеют все менее классовый характер и фокусируются вокруг проблем культуры и качества жизни.

Эти тенденции способствуют:

♦ в обществах с авторитарной политической культурой — демократизации, но в обстановке слишком быстрых перемен и неуверенности в завтрашнем дне возможны вспышки ксенофобии;

♦ в демократических обществах — развитию демократической культуры по пути большей партисипаторности и ориентированности на конкретные проблемы (табл. 16.4).

Ядром теории постматериалистической культуры Инглхарта является теория межгенерационной перемены ценностей, которая объясняет, что человечество перейдет от современных индустриальных материалистических ценностей к ценностям постматериалистическим постепенно, от поколения к поколению.

Таблица 16.4. Характеристики ценностных систем материалистического и постматериалистического общества

  Материалистическое общество Постматериалистическое общество
1. В политике Потребность в сильных лидерах. Приоритетность порядка. Ксенофобия, фундаментализм Меньшая значимость политического авторитета. Приоритетность самовыражения, политического участия. Экзотика/новизна — стимулирующий фактор
2. В экономике Приоритетность экономического роста. Достижительная мотивация. Противопоставление индивидуальной и государственной собственности Высшая приоритетность качества жизни. Субъективное благополучие. Снижение авторитета как частной, так и государственной собственности
3. Сексуально-семейная нормативность На первом плане — максимизация репродуктивности, но только в рамках полной (гетеросексуальной) семьи Сексуальное удовлетворение в соответствии с индивидуальным выбором. Индивидуальное самовыражение
4. В религии Акцент на значимости высшей силы. Абсолютные правила. Акцент на предсказуемости Меньшая значимость религиозного авторитета. Гибкие правила, ситуационная этика. Акцент на смысле и назначении жизни

Источник: Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. №4. С. 6-23.

Глава 16. Политическая культура

Свои теоретические выводы Инглхарт подтверждает эмпирическими замерами. В книге «Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе» (1990) он привел данные, что в Западной Европе и Северной Америке в 1970-х гг. соотношение между «материалистами» и «постматериалистами» было 4: 1, а к 1988 г. стало 4: 31. В монографии «Модернизация и постмодернизация» (1997) он утверждает, что переход на постматериалистические ценности затронул также и народы Восточной Европы, так как безопасность существования в период с 1950 по 1980 г. (шаг замеров тридцать лет — время прихода нового поколения) была значительно выше, чем в период с 1915 по 1945 г.2

Альтернативные подходы к исследованию политической культуры

При всей теоретической и эмпирической тщательности исследований Инглхарта политологам следует признать, что он уходит от основного тезиса политического дискурса — тезиса о соответствии политической культуры политической системе, об их соотношении, взаимодействии и взаимовлиянии. Поэтому приведем пример типизации политических культур при помощи нарративного метода, т. е. описания характерных черт культур той или иной политической системы. Исходя из основного противостояния XX в., противостояния между демократией и тоталитаризмом (см. главу 6 «Теория политической системы»), по нашему мнению, двумя основными конкурирующими культурами в этот период были демократическая и тоталитарная.

Тоталитарная политическая культура имеет своим прообразом подданническую культуру, или «культуру повиновения» (Алмонд). Для нее характерны жесткое управление политической системой, обществом со стороны господствующей политической партии, централизация и унификация воспитания и образования, жесткий контроль над политической деятельностью граждан. Характерными чертами такого типа политической культуры являются не проведение выборов, а демонстрация единства власти и народа, не выражение групповых интересов, а показ единодушия народа, не представление своей индивидуальности, а растворение в коллективе. Политические мероприятия в обществе тоталитарной политической культуры имеют показной, де-

1 Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. N.Y, 1990. P. 66.

2 Inglehart R. Modernization and Postmodernization. N.Y, 1997. P. 216.

Альтернативные подходы к исследованию политической культуры 325

Альтернативные подходы к исследованию политической культуры 327

Рис. 16.2. Процесс политической культуры

своей стороны отметим, что ни географически, ни исторически, ни геополитически, ни лингвистически, ни экономически, ни тем более в религиозном и культурном отношении Россию невозможно отделить от Европы. Другое дело, что российская политическая культура имеет свои особенности, вызванные отличиями географического положения, климата, ее истории, религии, ее развития и образа жизни. Суть этих особенностей, по нашему мнению, в следующем:

географически Россия продолжает оставаться крупнейшей по площади страной мира; она обладает огромными энергетическими и другими ресурсами. Это не может не сказываться на образе мышления россиян, их если не снисходительном, то по крайней мере не восторженном отношении к другим, даже самым передовым и технически вооруженным народам, их политической культуре, в том числе таким ее составляющим, как конституционализм, парламентаризм, демократия, политическое участие. С другой стороны, огромные размеры России и гигантская протяженность ее границ позволяют россиянам иметь контакты не только с европейцами, но и с самыми разными народами Азии, что также не способствует принятию европейских политических ценностей;

геополитически Россия продолжает оставаться крупным игроком мировой политики; она обладает всеми видами оружия массового поражения, в том числе ядерным, она постоянный член Совета Безопасности ООН, она стала членом «Большой восьмерки»; Россия сохраняет высокий геополитический статус и довольно высокий международный авторитет. Всем этим гордятся многие россияне. Отсюда понятно, почему они не торопятся перенимать ценности и образцы поведения западной политической культуры;







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.