Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы определения сметной стоимости





 

Концепцией развития системы ценообразования предусматривались различные методы определения стоимости продукции предприятия.

В первую очередь это был базисно-компенсационный метод, предполагающий суммированием стоимости, исчисленной в сметной документации в базисном уровне цен, и определяемых расчетами дополнительных затрат, связанных с изменением цен и тарифов на потребляемые ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.). Он существовал в Республике Беларусь с 1991 по 1992 год, когда инфляция была незначительной, а дополнительные затраты – меньше основной стоимости. Затем в связи с ростом инфляции в расчетах стоимости продукции стали использоваться другие методы.

Концепцией также предусматривался метод определения стоимости товара на основании данных об объектах-аналогах – это использование стоимостных и ресурсных показателей по зданиям, сооружениям, проектно-технологическим модулям, элементам затрат по объектам, аналогичным проектируемому объекту по функциональному назначению, конструктивной характеристике и близким по объемно-планировочным показателям. Например, в строительстве метод аналогов заключается в подборе аналогичного по своим технико-экономическим показателям уже построенного объекта или группы объектов, прошедших процедуру подрядных торгов, и определении цены, исходя из стоимости объекта представителя. Применение такого метода требует разработки информационно-справочной электронной автоматизированной системы, позволяющей накапливать информацию о стоимостных, технико-экономических и конструктивных характеристиках строящихся объектов, о проведенных в Республике Беларусь подрядных торгах в части договорных (контрактных) цен, а также осуществлять удобный поиск такой информации среди аналогичных объектов.

Определение стоимости продукции в текущих ценах рекомендуется производить следующими методами: базисно-индексным, ресурсным, ресурсно-индексным.

Базисно-индексный метод – это применение к стоимости, определенной на базисном уровне цен, текущих или прогнозных индексов изменения стоимости. Приведение в уровень текущих (прогнозных) цен производится путем перемножения базисной стоимости каждого из элементов на соответствующий индекс. Этот метод основывается на применении нормативных расценок и индексов изменения стоимости. К особенностям базисно-индексного метода можно отнести то, что утверждаемые нормативы учитывают усредненные условия производства работ, а не конкретные затраты каждого подрядчика, и индексы изменения стоимости тоже отражают усредненную динамику цен на ресурсы.

Ресурсный метод – это калькулирование стоимости ресурсов в базисных и (или) текущих (прогнозных) ценах и тарифах. Калькулирование ведется на основе потребности в материалах, изделиях, конструкциях, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы определяются на основании проектных данных, различных нормативных и других источников. Расчеты по данному методу достаточно точно определяют затраты на производство продукции, то есть позволяют подсчитать цену наиболее достоверно и при этом учесть особенности конкретной организации.

Ресурсно-индексный метод – это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы, расход которых определяется в соответствии с проектными решениями. Индексы определяются по отношению к базисному (предшествующему) уровню. Приведение в уровень текущих или прогнозных цен производится путем применения к стоимости ресурсов соответствующих индексов изменения стоимости или же действующих цен, то есть если имеются текущие цены по каким-либо статьям затрат, то используются цены, а по остальным статьям затрат используются индексы. Ресурсно-индексный метод позволяет определить сметную стоимость более точно, более достоверно, чем базисно-индексный, так как при ресурсно-индексном методе индексы применяются только к незначительной части стоимостных показателей, а при базисно-индексном методе к стоимости всех элементов сметных затрат. Вместе с тем индексы пересчета весьма усреднены, что приводит к значительным погрешностям при определении сметной стоимости.

Суть индексного метода заключается в том, что сформированная на этапе проектирования цена является базисной основой формирования стоимости выполненных работ. Сама же стоимость выполненных работ определяется при помощи индексов изменения стоимости, рассчитываемых по статьям затрат.

Выбор метода составления сметной документации (расчетов) определяется в каждом конкретном случае в зависимости от наличия исходных данных, требований действующих нормативных документов.

 

 

Система сметных нормативов

Сметные нормативы – это обобщенное название сметных норм, расценок и цен. При установлении сметных нормативов учитывается средний уровень производства строительных и монтажных работ, транспортных условий, технического состояния машин, а также цен на материальные ресурсы.

Сметные нормы – это совокупность ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Вместе с определенными правилами и методическими положениями, содержащими необходимые требования, они служат основой определения сметной стоимости строительства, реконструкции капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий любой формы собственности.

Сметно-нормативная база, необходимая для определения сметной стоимости, устанавливается на определенный период времени, по истечении которого она пересматривается. В промежутках между очередными пересмотрами сметно-нормативная база пополняется новыми нормативами и ценами в соответствии с изменениями технического уровня, совершенствованием технологий, внедрением новых машин и материалов.

Сметные нормативы должны:

соответствовать основным задачам сметного нормирования и ценообразования в, обеспечивая определение сметной стоимости на разных стадиях проектирования и для различных видов проектно-сметной документации;

быть технически и экономически обоснованными, обеспечивая оптимальный расход различных ресурсов, рациональное использование окружающей среды, правильное и достоверное определение стоимости товара;

учитывать достижения, технологии и передовой опыт, обеспечивая заинтересованность строительно-монтажных организаций в повышении эффективности труда;

обладать удобством в применении, предоставляя возможность широкого использования вычислительной техники.

Исходными данными для разработки сметных нормативов являются:

технология строительного производства и строительные материалы, отвечающие последним достижениям научно-технического прогресса;

действующие стандарты на материалы, изделия и конструкции, оборудование;

действующие нормы и тарифные ставки по оплате труда рабочих в соответствующей отрасли;

отпускные цены на промышленную продукцию, тарифы на электрическую и тепловую энергию, тарифы на грузовые перевозки;

нормы амортизационных.

При разработке сметных нормативов исключается возможность повторного учета затрат, содержащихся в отдельных нормативах. Отдельные нормативы (накладные расходы, плановые накопления и др.) согласовываются Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и местными органами управления.

Нормативы расхода ресурсов в зависимости от органов (организаций), их утверждающих, подразделяются на:

- общереспубликанские;

- ведомственные;

- производственные.

Общереспубликанские нормативы расхода ресурсов, разработанные организациями, уполномоченными отраслевым министерством, и ведомственные нормативы расхода ресурсов, разработанные организациями, уполномоченными республиканскими органами государственного управления, согласованные с постоянно действующим или создаваемым на период разработки научно-техническим советом соответствующего республиканского органа государственного управления, рассматриваются межведомственной комиссией по ценообразованию, образованной при отраслевом министерстве и Министерстве экономики.

Рекомендованные названной межведомственной комиссией общереспубликанские и ведомственные нормативы расхода ресурсов утверждаются:

общереспубликанские – отраслевое министерство;

ведомственные – соответствующим республиканским органом государственного управления по согласованию с отраслевым министерством.

К производственным нормативам расхода ресурсов относятся утверждаемые организацией нормативы расхода ресурсов, разрабатываемые с учетом требований технических нормативных правовых актов, проектных решений, а также условий деятельности конкретной организации.

Общереспубликанские и ведомственные нормативы расхода ресурсов являются обязательными при составлении сметной документации и определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).

По объектам, для которых применение общереспубликанских и ведомственных нормативов расхода ресурсов не является обязательным, заказчик (застройщик) самостоятельно определяет и устанавливает в задании на проектирование, какие нормативы расхода ресурсов (общереспубликанские, ведомственные или производственные) применяются при составлении сметной документации. При этом, если осуществляется государственное регулирование, то возможно применение производственных нормативов расхода ресурсов.

Сметные базы. Общие положения

Система ценообразования по отраслям народного хозяйства постоянно совершенствуется и развивается. Пересмотр сметных нормативов обусловлен изменениями нормативных правовых актов Республики Беларусь, бурным развитием информационных технологий, систем сбора, хранения и передачи информации.

Корректировка сметно-нормативных баз происходит постоянно, что не исключает, и даже наоборот предполагает регулярную кардинальную ревизию сметно-нормативных баз.

Пересмотр сметных нормативов осуществляется:

- постоянно - путем разработки новых, исключения устаревших, корректировки существующих нормативов;

- как правило, раз в пять лет - расчетным методом, путем полного пересмотра, ревизии существующих нормативов. Капитальный пересмотр связан, как правило, не просто с корректировкой нормативов, а с изменением методик формирования стоимости.

Таблица 1. Сметно-нормативные базы по отраслям экономики

Показатель Сметно-нормативная база, утвержденная в
         
Базисный уровень цен       текущие цены
Сборники расценок ЕРЕР – 84 ЕР-91 РСН-2001, РСН-2002, РСН-2003 РСН-2007 РСН-2008 РСН-2009 РСН-2010 отсутствуют
Сборники сметных норм СНиП 84 часть IV СНиП 91 часть IV НРР-2012
Сборники базисных цен Сборники сметных цен в базисном уровне на 01.01.1984 Сборники сметных цен в базисном уровне на 01.01.1991 РСН 2007 Сборники сметных цен в базисном уровне на 01.01.2006 отсутствуют
Нормообразующая база для расчета накладных расходов (НР) и общепроизводственных и общехозяйственных расходов (ОПР и ОХР) НР устанавливались в процентах от прямых затрат НР устанавливались в процентах от сметной стоимости основной заработной платы и затрат на эксплуатацию строительных машин, учтенных в составе прямых затрат НР устанавливались в процентах от сметной стоимости основной заработной платы и затрат на эксплуатацию строительных машин, учтенных в составе прямых затрат НР устанавливаются в процентах от сметной стоимости основной заработной платы и заработной платы в составе затрат на эксплуатацию строительных машин, учтенных в составе прямых затрат ОПР и ОХР устанавливаются в процентах от сметной стоимости основной заработной платы и заработной платы в составе затрат на эксплуатацию строительных машин, учтенных в составе прямых затрат
Нормообразующая база для расчета плановых накоплений (ПН) и плановой прибыли (ПП) ПН устанавливались в процентах от сметной себестоимости ПН устанавливались в процентах от сметной стоимости основной заработной платы и затрат на эксплуатацию строительных машин, учтенных в составе прямых затрат ПН устанавливались в процентах от сметной стоимости основной заработной платы и затрат на эксплуатацию строительных машин, учтенных в составе прямых затрат ПН устанавливаются в процентах от сметной стоимости основной заработной платы и заработной платы в составе затрат на эксплуатацию строительных машин, учтенных в составе прямых затрат ПП устанавливаются в процентах от сметной стоимости основной заработной платы и заработной платы в составе затрат на эксплуатацию строительных машин, учтенных в составе прямых затрат
Нормативный акт, в соответствии с которым осуществлялся переход на новую сметно-нормативную базу   постановление Совета Министров РБ от 11.02.1993 № 67 «О новых сметных нормах и ценах в строительстве» постановлением Совета Министров РБ от 16.07.2001 № 997 «О переходе на ресурсно-сметные нормы в строительстве» указ Президента РБ от 11.11.2006 № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования» указ Президента РБ от 11.08.2006 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесения изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь»

 

При введении каждой новой сметно-нормативной базы предусматривается такой механизм перехода, который, как правило, разрешает использование сметной документации по уже запроектированным объектам в «старой» базе, а стоимость вновь проектируемых объектов рассчитывается по новым сметным нормативам. Поэтому организации довольно часто для определения стоимости различных объектов используют разные нормативные базы, в зависимости от того, когда выполнялось проектирование объекта и по какой сметно-нормативной базе определялась его стоимость на этапе проектирования.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.