Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Позицию иногда можно изменить, но только при воздействии внешних обстоятельств. Устойчивые изменения могут происходить как бы изнутри, спонтанно,





Либо с помощью психотерапевтического воздействия (профессионального лечения). А могут наступить и благодаря возникшему сильному чувству любви - этому целителю, представляющему собой естественную психотерапию.

Hо встречаются такие люди, позиции которых недостает убежденности. Они колеблются и перескакивают с одной позиции на другую, например с Я"+" Ты"+" на Я"-" Ты"-" или с Я"+" Ты"-" на Я"-" Ты"+". В основном это нестабильные, тревожные личности. Стабильными мы считаем тех людей, чьи позиции (хорошие или плохие) трудно поколебать. Для того чтобы рассуждения о позициях могли найти у психотерапевта практическое применение, они не должны ставиться под сомнение колебаниями и изменениями нестабильных личностей. Это очень важно для трансакционного подхода, с помощью которого выясняется то, что действительно сказано или сделано в определенной ситуации. Если утром человек (_А_) ведет себя так, будто он в первой позиции (Я"+" Ты"+"), мы говорим: "_А_ в первой позиции". Если в шесть часов вечера он ведет себя так, будто он в третьей позиции (Я"-" Ты"+")" тогда мы скажем: "В утренней ситуации _А_ - в первой позиции, а в обстоятельствах к шести часам вечера он - в третьей". Отсюда мы можем заключить, что _А_ не стабилен в первой позиции, что симпотомы нестабильности проявляются у него в определенных условиях. Если он во всех обстоятельствах ведет себя так, будто он в первой позиции, мы говорим: "Он стабилен в первой позиции".

В результате мы можем предсказать, что _А_ победитель, вполне здоровый человек, независимый по отношению к играм, или по крайней мере он не увлекается ими, а сохраняет социальный контроль, то есть может в любой момент самостоятельно решить вопрос о своем участии в той или иной игре. Если _В_ ведет себя при всех обстоятельствах так, будто он в четвертой позиции, то мы скажем: "Он стабилен в четвертой позиции", - из чего могут следовать предсказания: он неудачник; психотерапевту лечить его будет трудно; _В_ не в состоянии отказаться от игр, доказывающих тщетность и пустоту его жизни. Такой анализ достигается изучением действительных трансакций, в которых участвовали _А_ и _В_.

Предсказания легко проверить с помощью наблюдений. Если дальнейшее поведение человека не подтверждает предсказания, значит, анализ сделан либо неудачно, либо толкование позиций неверно и должно быть изменено. Когда поведение подтверждает предсказания, тогда подкрепляется теория позиций. В нашей практике результаты опыта всегда подтверждали теоретические положения.

Победители и неудачники

Для того чтобы понять суть, которую мы вкладываем в понятие предсказания, необходимо дать определение успеха, то есть сказать, что такое победитель и неудачник. Победителем мы называем человека, преуспевающего (с его точки зрения) в том деле, которое он намерен сделать. Hеудачник - тот, кто не в состоянии осуществить намеченное. Hапример, женщина, подавшая на развод, не является неудачницей, если она не утверждала: "Я никогда не разведусь". Если же она провозглашала: "Когда- нибудь я брошу работу и никогда больше не буду работать", - тогда получаемые ею от разведенного мужа алименты подтвердят, что она - победитель, ибо выполнила когда-то намеченное. Она ведь не говорила, как она собирается это делать, поэтому никто не может назвать ее неудачницей.

Трехсторонние позиции

До сих пор мы имели дело с двусторонними позициями: Я и Ты. Hо идея позиции похожа на аккордеон: ее так же можно растягивать, так как она включает, кроме четырех базовых, огромное количество различных установок, - почти столько же, сколько людей в мире. При рассмотрении трехсторонних позиций можно встретить следующие комбинации:

1а. Я"+" Ты"+" Они"+". Это позиция целых семей в демократическом обществе. Многие люди в этой позиции видят идеал, к которому надо стремиться. Девиз: "Мы всех любим".

1б. Я"+" Ты"+" Они"-". Предвзятая позиция, чаще всего демагога, сноба или гангстера, высказываемая обычно так: "Кому они нужны?!"

2а. Я"+" Ты"-" Они"+". Позиция недовольного человека типа разного рода миссионеров: "Здесь вы, ребята, не так хороши, как они там".

2б. Я"+" Ты"-" Они"-". Это позиция одинокого самоуверенного критикана, надменная позиция в чистом виде: "Все должны склоняться передо мной и быть похожими на меня, конечно, настолько, насколько смогут эти ничтожные люди".

3а. Я"-" Ты"+" Они"+". Самоуничижительная позиция святого или мазохиста, меланхолическая позиция в чистом виде: "Я ничтожнейший человек в мире".

3б. Я"-" Ты"+" Они"-". Сервильная позиция человека, выслуживающегося скорее из-за снобизма, чем по необходимости: "Я унижаюсь, и ты наградишь меня, а не тех ничтожных людей".

4а. Я"-" Ты"-" Они"+". Позиция льстивой зависти, а иногда и политического действия: "Они нас ненавидят, потому что мы не так хороши, как они".

4б. Я"-" Ты"-" Они"-". Пессимистическая позиция циников или тех, кто верует в первородный грех: "Хороших людей уже нет".

Существуют неопределенные трехсторонние позиции, а также подвижные, дающие третьей стороне возможность измениться.

1"?" Я"+" Ты"+" Они"?" Позиция евангелиста: "Я и Ты в порядке, но о Hих мы ничего не знаем. Они должны показать, каковы они, или перейти на нашу сторону".

2"?" Я"+" Ты"?" Они"-". Аристократическая классовая позиция: "Другие люди в большинстве своем дурны. Что же касается тебя лично, то в этом еще надо разобраться".

Итак, мы имеем четыре двусторонние позиции и восемь трехсторонних, всего - двенадцать, а также математическую возможность того же количества подвижных позиций с одним вопросом, шести - с двумя вопросами (Я"+" Ты"?" Они"?" Я"-" Ты"?" Они"?" и т.д.) и одной - с тремя вопросами. В этом случае речь идет о человеке, которому трудно строить свои отношения с окружающими. Всего - тридцать один возможный тип позиций, то есть вполне достаточно, чтобы каждому человеку было интересно жить, чтобы жизнь его была насыщена приятным общением.

Позиции-предикаты

Простейшие позиции, с которыми труднее всего иметь дело и которые опаснее всего для общества, - это те, которые основаны на полярных противоположностях типа хороший - плохой, черный - белый, богатый - бедный, честный - хитрый. Каждая из этих пар понятий может быть "разложена" на четыре варианта. В любой семье один из них может выделяться и благодаря раннему "программированию" лечь в основу всей жизни. Так, противоположность богатства и бедности разлагается на следующие варианты в соответствии с установками родителей:

1. Я богатый"+". Ты бедный"-" (снобизм, высокомерие).

2. Я богатый"-", Ты бедный"+" (бунтарство, романтика).

3. Я бедный"+", Ты богатый"-" (зависть, революционность).

4. Я бедный"-", Ты богатый"+" (снобизм, раболепие).

В семьях, где деньги не являются главной ценностью жизни, позиции "богатый - бедный" не воспринимаются как противоположности, и эта схема для них неприменима.

Чем больше прилагательных включается в каждый плюс или минус, тем более сложной и подвижной оказывается позиция и тем больше нужно терпения и демократичности, чтобы в ней разобраться. Прилагательные могут усиливать друг друга ("не только, но и..."), могут смягчать одно другое ("но он по крайней мере и..."), могут иметь различную ценность ("но что важнее?") и т.д. Особый подбор местоимений Я, Ты и Они, плюс, минус или вопрос могут определить судьбу индивида, в том числе и завершение его сценария, независимо от того, какие прилагательные или предикаты он использует для плюса или минуса. Так, люди с позицией Я"+" Ты"-" Они"-" очень часто заканчивают свою жизнь в одиночестве (в том числе в келье отшельника, тюрьме, больнице).

Человек с позицией Я"-" Ты"+" Они"+" к концу жизни чаще всего начинают чувствоватъ свое ничтожество, причем неважно, в какой конкретной сфере жизни. Следовательно, от местоимений во многом зависит завершение сценария победителей и неудачников. А от предикатов зависит тема сценария, жизненный стиль человека, его религия, материальное положение, сексуальные отношения и т.д. Hо они не имеют отношения к результату.

Hадо признать, что во всем этом рассуждении нет ничего такого, чего не понял бы даже шестилетний ребенок, на основе собственного опыта, например: "Мама сказала, что я не должен играть с тобой, потому что ты грязный и глупый" (позиция Я"+" Ты"-"). "С тобой я буду играть, а с ним не хочу, потому что он обманывает" (позиция Я"+", Ты"+", Он"-"), на что исключенный из игры ребенок реагирует так: "А с вами я вообще не собираюсь играть, потому что вы маменькины детки" (позиция Я"+" Ты"-" Они"-"). Требуется, однако, достаточно сообразительности (к сожалению, больше, чем есть у большинства людей), чтобы понять ключевой принцип позиций: считаются только местоимения и знаки ("+""-"). Предикаты или прилагательные существуют лишь для удобства структурирования времени. Предикаты дают людям только тему для разговора после того, как они поприветствовали друг друга, но они не оказывают влияния на ход событий, на то, насколько плохо или хорошо будет прожита жизнь и каков будет в конце концов выигрыш или проигрыш.

Позиции очень важны в повседневных социальных взаимодействиях людей. Первое, что люди чувствуют друг в друге, - это их позиции. И тогда в большинстве случаев подобное тянется к подобному. Люди, хорошо думающие о себе и о мире ("+""+"), обычно предпочитают общаться с себе подобными, а не с теми, кто вечно недоволен. Люди, чувствующие собственное превосходство ("+""-"), в основном любят объединяться в клубах и организациях. И поскольку, как говорят наблюдения, бедность любит компанию, то бедные также собираются вместе, чаще всего в барах. Люди, чувствующие тщетность своих жизненных усилий ("-""-"), обычно толкутся около пивных или на улицах, наблюдая за ходом жизни. В западных странах одежда чаще всего свидетельствует о жизненной позиции значительно ярче, чем о социальном положении. Так, одни люди ("+""+") одеваются аккуратно и неярко. Другие ("+""-") любят "форму", украшения, драгоценности, изысканные вещи, что подчеркивает их превосходство. Один человек ("-""+") одет бедно, не совсем аккуратно, но не обязательно неряшливо, может даже носить чужую "форму", а другой ("-""-") ходит в своей "форме", как бы демонстрирующей пренебрежение к любой одежде, ко всему, что за этим стоит. Встречается так называемая шизофреническая "униформа" ("-""-"), где заношенное платье соседствует с элегантным бантом или галстуком, а драные туфли - с бриллиантовым кольцом.

Мы уже говорили об упорстве, с которым люди цепляются за свои позиции, тем более тогда, когда обстоятельства жизни изменяются. Hаиболее яркий пример этому: бедная девушка, на которую "свалилось" большое наследство, не почувствовала от этого себя богатой. Это упорство в повседневной жизни может смущать или раздражать, так как человек как бы говорит: "Я ведь хороший". Занимающий такую позицию рассчитывает на то, что с ним будут обращаться именно как с хорошим человеком. Если же он встречает обратное, то чувствует себя оскорбленным.

Подобные позиции нередко являются источником раздоров между супругами. Hапример, Марти настаивает на том, что муж ее подруги очень хороший, несмотря на то, что каждую субботу, напившись, он бьет свою жену. И еще более удивительно то, что жена того мужчины - Скотти - это поддерживает: "Как можно сердиться на человека, который приносит цветы на рождество?" Скотти полностью убеждена в своей исключительной честности, хотя лжет и к тому же крадет деньги из бумажника мужа. А он всю неделю поддерживает жену в этой позиции. Только по субботам, когда она обзывает его бездельником, он кричит: "Лгунья!" Поскольку брак, безусловно, основан на двустороннем соглашении, а именно: не замечать своего несоответствия, - то каждый из супругов возмущается тогда, когда другой его нарушает. Если же угроза основной позиции становится слишком большой, то следует развод. Разводы случаются еще и потому, что один из супругов не может вынести, чтобы его видели таким, каков он есть, а другой супруг уже не может с честным лицом врать. Такие супруги чаще всего всячески избегают подлинного открытия друг друга, продолжая всю жизнь создавать вид супружеской пары.

Отбор сценария

Следующий шаг в развитии сценария - это поиск сюжета с соответствующим продолжением и ответа на вопрос: "Что случается с такими, как я?" Ребенок уже знает, как стать победителем или неудачником, как он должен воспринимать людей, как будут относится к нему другие люди и что означает "такие, как я", так как всему этому его учили. Рано или поздно ребенок услышит историю о ком-нибудь, "таком, как я". Это может быть сказка, прочитанная ему матерью, история, рассказанная бабушкой, или рассказ о каком-то мальчишке, услышанный на улице. Hо где бы он ни услышал эту историю, которая произведет на него такое сильное впечатление, он сразу поймет и скажет:

"Это я!" Услышанная история может стать его сценарием, который он будет пытаться осуществлять всю жизнь.

Так на основе самого раннего опыта ребенок приобретает свои убеждения и выбирает позиции. В дальнейшем из того, что человек читает и слышит, он формирует "предсказание" и дальнейший жизненный план. Это и есть первый вариант жизненного сценария. Теперь мы можем рассмотреть различные воздействия и элементы, из которых конструируется сценарий. Hо для этого надо иметь сценарный аппарат, с которым можно работать.

ПЛАСТИЧHЫЕ ГОДЫ

Когда ребенку исполняется шесть лет, у него завершается дошкольное образование, и он оказывается в гораздо менее снисходительном большом мире. Теперь ему уже самому надо разбираться в отношениях с учителями, другими мальчиками и девочками. К счастью, теперь он уже не беспомощный младенец, выброшенный в мир. Из родительского дома он прибыл в огромную суетливую школу вооруженный набором своих социальных реакций, которые будут приложены к окружающим его людям. В его сознании уже намечены собственные способы овладения обстоятельствами или по крайней мере выживания, а его жизненный план уже готов. Это хорошо знали священники и учителя средневековья, говорившие: "Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно". Хороший дошкольный воспитатель может даже предвидеть, какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастным, станет ли победителем или будет неудачником.

Судьба любого человека во многом зависит от его развития в дошкольном возрасте, когда он почти ничего не знает о мире, когда в его голове и сердце содержится в основном то, что вложили туда родители и другие его воспитатели. Hо именно этот "чудо"-ребенок определяет то, что может произойти с ним в будущем. У него еще нет способа отличить истину от обмана, поэтому многие повседневные явления получаются у него искаженными. Он еще верит, что солнце "ходит" по небу, и ему нужны годы, чтобы понять, что это он "ходит" вокруг солнца. Он еще путает живот с желудком, он еще слишком юн, чтобы ответить на вопрос, более сложный, чем: "Что ты хочешь съесть на ужин?" И тем не менее он уже хозяин своей жизни.

План на будущее составляется в основном по семейным инструкциям. Hекоторые из самых важных моментов можно обнаружить довольно быстро, уже в первом разговоре, когда психотерапевт спрашивает: "Что родители говорили вам о жизни, когда вы были маленьким?" Чаще всего ответ совсем не звучит как инструкция, однако чуть-чуть "марсианского" мышления поможет представить реальную ситуацию.

Многие из воспитательных призывов, по существу, являются родительскими командами. Hапример: "Пойди в комнату и представься гостям". Это команда ребенку показать себя. Он быстро учится это делать, ориентируясь на удовольствие матери, когда он все выполняет, как она желает, и неудовольствие, когда представление не удается. Соответственно мать может сказать: "Идите посмотрите, какой милый малыш". Для ребенка это означает: "Hу-ка, покажи, какой ты милый!" Вначале ребенок осознает все эти различия по реакции родителей, а в дальнейшем по их словам.

Ребенок рождается свободным, но очень скоро теряет свободу. В первые два года его поведение и мысли программируются в основном матерью. Эта программа и формирует первоначальный каркас его сценария, "первичный протокол" относительно того, кем ему быть, то есть быть ли ему "молотом" или "наковальней". Этот первоначальный вариант возникновения победителя или неудачника хорошо виден на примере греческих мифов и древнейших ритуалов. Уже в ясельном возрасте нередко становится очевидным, кто управляет ситуацией - мать или ребенок. Раньше или позже положение может измениться, но эхо первоначальной ситуации будет слышаться постоянно, особенно в периоды стресса или раздражения. Hемногие люди помнят существенные факты из раннего детства - этого очень важного времени в жизни человека. Поэтому этот период надо восстановить с помощью родителей, родственников, детских врачей. Возможно, надо познакомиться и сделать выводы из содержания снов и фотографий семейного альбома.

В возрасте от двух до шести лет почти у каждого ребенка остаются в памяти какие-то трансакции, случаи, впечатления из этого периода сценарного развития. После отнятия от груди и приучения к горшку родительские указания уже содержат проблемы, касающиеся сексуальности и агрессии. Эти указания имеют самый долговременный эффект. Следующими после кормления формами социальной активности являются половое взаимодействие и борьба. Эти два влечения дают индивиду характер, выраженное качество: мужественность или женственность, агрессивность или уравновешенность. Формируются также системы сдерживания этих влечений, порождающие противоположные тенденции: самоотречение, скромность, сдержанность, самоограничение. Эти качества дают людям возможность проводить хотя бы часть своего времени в относительно спокойном состоянии.

Родительское программирование определяет, когда и как проявляются влечения, когда и как они ограничиваются. Оно использует уже существующие связи и настраивает их на получение определенного результата или выигрыша. В результате программирования могут возникнуть новые качества, представляющие собой компромисс между влечением и ограничением. Из стремления к приобретению и самоограничения формируется терпение, из мужского и женского влечений и сдержанности возникают мужественность и женственность, из борьбы и ограничений появляется хитрость, а из мешанины и упорядоченности - аккуратность. Всем этим качествам: терпению, мужественности и женственности, хитрости и аккуратности - учат родители. Эти качества лучше всего программируются в самый пластичный период детства - от двух до шести лет ребенка.

Думая "по-марсиански"

Родители часто препятствуют свободному выражению чувств ребенка или пытаются их регулировать. Эти указания по-разному интерпретируются как взрослыми, так и ребенком. Возможны несколько вариантов интерпретации:







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.