Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







III стадия. Локомоторно-генитальная





Стадия инфантильной генитальности, соответствует фаллической стадии психоанализа.

Возраст 4 – 5 лет – дошкольный возраст.

Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.

Эриксон. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать.

От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры.

Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии.

На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. (Сравним: у Берна состояние Родитель.) Развивается чувство моральной ответственности.

То, что на протяжении всей жизни человека его совесть остается частично детской, составляет самую суть человеческой трагедии. Ибо супер-эго ребенка способно быть грубым, безжалостным и непреклонным, когда дети чрезмерно контролируют себя и сжимают свое “Я” до точки самоуничижения; когда они развивают сверхпослушание, более педантичное, чем то, которого хотели добиться родители; или когда они развивают глубокие и стойкие обиды, т.к. сами родители, оказывается, не живут по этой совести.

Результирующая уверенность в своей правоте – главная награда за добропорядочность – часто обращена против других в виде нетерпимого поучающего надзора. Доминирующее стремление человека – запрещение, а не проявление инициативы.

Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может заниматься совместными делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни.

Соционический подход. Описанные проявления говорят, на мой взгляд, об актуализации задач, связанных с местом наименьшего сопротивления (МНС). Здесь и слишком большая (неадекватная) требовательность, как к самому себе, так и к окружающим, и чувство вины, и внутренний трагизм. Здесь же склонность постоянно накапливать информацию, не умея применить ее творчески. “Принцип “все или ничего” – таит в себе большую потенциальную опасность, как для собственного эго, так и для эго собратьев”, – пишет Эриксон. Этот принцип – характерная особенность МНС.

Эриксон прямо говорит о включении суперэго у дошкольника. И действительно, на этой стадии ребенок проходит первый этап социализации, так или иначе он сталкивается с общественными нормами, еще не умея им соответствовать. Это указывает на включение блока СУПЕРЭГО модели А.

Функция продуктивная, на этой стадии по-прежнему ребенок активно “выдает” все, чему научился, радует и удивляет своими успехами. Возраст “от двух до пяти” – это возраст активной фантазии и ее словесного выражения. Родители таких детей обычно с гордостью рассказывают окружающим о том, чему их ребенок “уже научился”. Все это говорит о продуктивности этой стадии. Слово “генитальная” в названии стадии говорит об этом же – о ее продуктивности.

Как проработать проблемы МНС? Найдя для себя необходимый баланс между инициативой и совестью. Это непросто, но необходимо.

Резюме:

  • на этой стадии развития начинается первый этап социализации, что соответствует блоку СУПЕРЭГО;
  • включается продуктивная функция этого блока – четвертая: дошкольник сначала “должен” радовать успехами в развитии, а потом – вырабатывает и осваивает собственное чувство долга;
  • функция уже в ментальном кольце, включилось развитие сознательного: совесть, интеллектуальная активность (со весть, кстати, от слова “ведать”);
  • очень много трагизма в описании этой стадии, что говорит о МНС, болевой точке.

IV стадия. Латентная

Соответствует латентной фазе классического психоанализа.

Возраст 6 – 11 лет.

Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.

Эриксон. Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит ее название – латентная).

Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.

Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству.

Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “ баловство ” и “ пачкотню ”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность.

На этой стадии буйное воображение укрощается законами объективного мира, даже чтением, письмом и арифметикой. До того, как ребенок, психологически готовый к элементарной роли родителя, способен стать биологическим родителем, он должен побыть в роли работника и потенциального кормильца. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается домом. Влияние не только семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство неполноценности. Он уже убедился на опыте, что в лоне семьи нет осуществимого будущего. Систематическое обучение – во всех культурах происходит на этой стадии. Именно в этот период более широкое общество становится важным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания значимых ролей в технологии и экономике общества.

Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания, когда все более ранние влечения вновь появляются в новом сочетании, чтобы оказаться подчиненными генитальности.

Соционический подход. И вновь после идущих подряд двух продуктивных функций включается акцептная: пришла пора учиться, накапливать знания. А значит, опять пришло время большего потребления, чем отдачи.

На этой стадии происходит уже более серьезный этап социализации: выход в школу – это выход в новые, незнакомые ситуации. Из семьи и близкого, заботливого окружения – в общество незнакомых людей и в мир незнакомых дел. Ребенок пытается во всем попробовать себя, адаптироваться к самостоятельной жизни. Он уже бывает и дома один, и совершает самостоятельные прогулки. Такая ориентировка на общество, незнакомый мир говорит об активизации блока СУПЕРЭГО.

Проявления этого периода напоминают включение третьей функции – ролевой, адаптивной. Она соответствует той роли, которую мы берем на себя при встрече с незнакомой ситуацией. Когда неуместно выставлять напоказ свои истинные побуждения, мысли и чувства среди незнакомых людей, мы прячем их за маской, ролью, соответствующей третьей функции. Эти проявления ролевой функции согласуются с латентной (скрытой) стадией развития.

Резюме:

  • на данной стадии развития происходит важный этап социализации, что соответствует блоку СУПЕРЭГО;
  • включается акцептная функция этого блока – третья: главная работа школьника – накапливать знания, усваивать школьную программу, читать книги, кроме того он смотрит фильмы, узнает много интересного о мире из разных источников, он любопытен и любознателен, но никакой важной продукции не производит, да от него ее и не ждут;
  • функция в ментальном кольце, продолжается развитие сознательного: “хочу все знать” – это об указанном возрасте;
  • инициативу (3 стадия) и обретение навыков и умений (4 стадия) следует отнести к социальному уровню коммуникации по В. В. Гуленко: здесь дистанция далекая (социализация не предполагает проникновения в душу, общение с широким кругом людей уже не ограничивается близким окружением), а коммуникация поверхностная (здесь не делятся глубинными размышлениями, а осваивают социально значимые вещи: предприимчивость и трудовые навыки. В то же время такие личные чувства, как совесть и чувство неполноценности, не обсуждают с посторонними). Социальный уровень у Гуленко соответствует блоку СУПЕРЭГО;
  • блоку СУПЕРЭГО также соответствует архетип Юнга Персона – та роль, которую мы играем, выходя в общество;
  • к этому моменту включились все слабые функции, видимо, сильные только готовятся к включению в полной мере, набирают свою информацию, тренируют способность ее обрабатывать. Слишком большой объем информации они обрабатывают, ребенку его еще тяжело полностью освоить.






Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.