Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1Сущность и социально-педагогический потенциал летних каникул





Согласно определению В. И. Даля, каникулы – это время, "когда нет дела, когда нечего работать".

Каникулы – официально установленный перерыв в обязательных занятиях, работе или учебе. С содержательной точки зрения каникулы – это всегда (и в первую очередь) смена ведущего вида деятельности, которым для детей, подростков и молодежи выступает учение, вот почему в данном случае речь идет о смене учения на активный, содержательный отдых. Смысл отдыха заключается в снятии утомления и напряжения, источниками которых являются перегруженность учебной деятельностью.

Детский и подростковый досуг вообще (а в период каникул и подавно) должен быть динамичным, активным, разнообразным, интересным, познавательным, насыщенным яркими событиями, новыми видами деятельности и т.п.

Высокий образовательный и социально-педагогический потенциал летних каникул заключается в том, что во время каникул практически всегда происходит смена форм и сферы общения, изменение структуры личных связей, пристрастий, симпатий и личностных предпочтений. В учебной деятельности дети и молодые люди чаще всего просто вынуждены (независимо от личностного волеизъявления) ограничиваться определенным почти не изменяемым кругом общения. В каникулы же они имеют уникальную (в плане получения ценного и интересного опыта) возможность общаться с тем, с кем сами захотят, с другими людьми, выходя на иной уровень осуществления выбора и предпочтения в общении.

В период летних каникул поступки ребенка и подростка в значительно меньшей степени регламентируются и ограничиваются взрослыми. Этот момент – едва ли не самый важный для развития автономности личности ребенка или подростка, что сегодня является одним из важнейших условий достойной жизнедеятельности любого человека. Заданность моделей поведения сменяются на произвольность и самодеятельность. Разумеется, при этом большое значение имеет то, насколько ребенок или молодой человек обладает навыками саморегуляции и самодисциплины.



Во время каникул происходит смена мотива получения информации – с мотива обязательности, внешнего принуждения, долженствования на мотив интереса.

С окончанием учебного года не прекращается процесс образования личности ребенка или подростка. По сути, каникулы – это продолжение образовательного процесса, причем его результативность нередко оказывается даже более высокой (особенно, если рассматривать само понятие образования в широком смысле слова, имея в виду процесс образования личности ребенка или молодого человека, становления образа себя и окружающего мира). Продолжая непрерывный процесс образования личности растущего человека, каникулы наполняются другими более разнообразными источниками информации (это преимущественно новые люди и собственный практический опыт ребенка), иным (по качеству и объему) содержанием, во многом иными технологиями (преимущественно игровыми, предполагающими активное взаимодействие с другими людьми, возможность свободного выбора, творчество). Все это в значительной степени увеличивает образовательный и социальный эффект осуществляемой детьми и молодежью досуговой деятельности. В нормальной для личностного и социального развития ситуации у растущего человека должна быть возможность осуществления свободного и оптимального выбора видов досуговой деятельности.

Каникулы – это не только новая социальная, но и чаще всего новая природная среда: значительно больше времени на свежем воздухе, за городом; больший простор для движения, спортивных и подвижных игр, состязаний, конкурсов и праздников, т.е. всего того, без чего невозможно нормальное развитие сущностных сил растущего организма.

Ведущими факторами формирования и совершенствования личности ребенка в пространстве и времени летних каникул становятся новые люди и новая природная среда.

В контексте смыслообразования каникулы, как и любое другое социокультурное и педагогическое явление, традиционно можно рассматривать с двух позиций:

а) с точки зрения детей (подростков, молодежи) каникулы – это оптимальное время для отвлечения от обыденных, наскучивших занятий, развития творческого потенциала, включения в систему новых отношений, для снятия накопившегося напряжения, восстановления сил, израсходованных в течение учебного года, новые возможности для личностного и социального роста;

б) с точки зрения взрослых каникулы – это продолжение процесса образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей природной и социальной средой, значимое для растущего человека расширение ноля его социального взаимодействия, предоставление большей самостоятельности и конструктивное изменение видов осуществляемой деятельности.

Педагогически целесообразная и грамотная организация различных форм каникулярного досуга детей и молодежи предполагает гармоничное согласование данных представлений.

Не так давно в педагогический лексикон гармонично вошли понятия "философия каникул" и "педагогика каникул". В основе философии каникул лежат две ценности саморазвития индивидуальностисвобода и интерес, в основе педагогики каникул – творчество и совместность. Именно ориентация на эти ценности составляет идеологическую основу образовательной и социально- педагогической деятельности детей и подростков в период летних каникул.

Сегодня представлено достаточно много форм организации летнего досуга детей, подростков и молодежи. Среди них можно выделить традиционные и инновационные формы.

Все имеющиеся формы организации каникулярной деятельности детей, подростков и молодежи можно разделить па два вида, исходя из того, в каком месте реализуется та или иная форма:

• загородные формы (загородные лагеря – стационарные и палаточные, экспедиции, походы);

• городские формы (пришкольные и приклубные лагеря, дворовые площадки, трудовые бригады и т.п.).

Каникулы, проведенные за городом (в лагере или походе), обладают существенно большим образовательным и социально-педагогическим потенциалом, нежели лето, проведенное в городе. Причин тому множество, среди них особо можно выделить две:

1. Близость и доступность природной среды. Это дает растущему человеку не только необходимую для нормального развития "чистую" энергию из природных источников, но и колоссальный объем необходимой "живой" информации об окружающем мире. Лес, вода, солнце, свежий воздух, помноженные на активность, движение, игру, творчество, общение, – вот очевидная формула сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья любого человека, а растущего человека в особенности. Уместно также привести слова великого русского педагога и просветителя К. Д. Ушинского: "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное значение на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье".

2. Специфика временного детского (юношеского, разновозрастного) коллектива (отряд в лагере, туристская группа в походе или исследовательская группа в экспедиции).Специфические особенности загородного временного формирования детей и подростков выражаются в следующих основных характеристиках:

• автономность. Дети и подростки, находясь в формировании загородного типа, оказываются вне влияния семьи, школы, дворового сообщества или какого-либо другого постоянного социального окружения, определяющего набор основных ролей, отыгрываемых растущим человеком и во многом определяющих стратегию его жизни. Оторванность от постоянного социального окружения, пусть и временная, дает ребенку и подростку уникальную возможность смены ролей, возможность быть другим, быть разным, возможность экспериментировать со своим поведением. Безусловно, это является одним из очевидных и важных условий осуществления полноценного психического и социального развития человека. Именно автономность, независимость и оторванность от привычных связей, отношений, ожиданий и зависимостей позволяют создать оптимальные социальные, педагогические и психологические условия для развития такого бесспорно важного (особенно в условиях сегодняшней действительности) качества, как самостоятельность. Большинство детей первый опыт практически полного самообслуживания и самоконтроля в повседневном быту получают именно в лагерях или походах.Недостаток подобного опыта впоследствии может негативно сказаться на личностном и социальном самоопределении и самоутверждении человека;

• сборность. Как правило, в одной группе, в одном временном коллективе оказываются ребята с различными (и в каждом случае неповторимыми и оригинальными) жизненным опытом, мировоззрением, комплексом умений и навыков, ценностными ориентациями, представлениями о нормах поведения, отношений. Кроме того, зачастую это группы, членами которых становятся дети и подростки из разных местностей, районов и даже регионов. В условиях практически постоянно осуществляющегося общения (с учетом того, насколько важной и принимаемой подростками является информация, исходящая от сверстников) все это приводит к тому, что за достаточно короткий промежуток времени ребята получают довольно значительный объем жизненного опыта. Именно сборность, сочетание (всегда уникальное) во многом различных людей является одним из важнейших факторов того высокого образовательного и социально-педагогического эффекта, который потенциально возможен при объединении детей, подростков и молодых людей в различные временные группы, существующие в условиях загородных досугово-оздоровительных учреждений;

• необходимая согласованность. Попадая в новые, непривычные условия временного коллектива ребенок или подросток оказывается в такой социальной ситуации, в которой постоянно возникает необходимость подчиняться новым требованиям и правилам, нередко вступающим в противоречие с его внутренними правилами, установками и ожиданиями. Педагогически целесообразно организуемый процесс коллективного принятия ряда правил и периодически осуществляемой их коррекции потенциально может привести к достижению довольно высокого уровня развития взаимодействия, согласованности совместной деятельности. Конструктивное взаимодействие в данном случае невозможно без принятия участниками деятельности какой-либо компромиссной позиции, что, в свою очередь, невозможно без принятия (частичного или полного) точек зрения и позиций других людей. Такая необходимость в согласованности положительным образом влияет на формирование и развитие толерантности и, следовательно, позитивно отражается на профилактике агрессивного поведения и экстремизма в подростково-молодежной среде, а значит, и в обществе в целом;

• высокая интенсивность взаимодействия. Условия жизнедеятельности временного формирования способствуют высокой интенсивности общения детей и молодых людей, поскольку оно становится необходимым в различных сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Объективная необходимость устанавливать коммуникативные связи ведет к высокому моральному напряжению, что в рассматриваемом контексте становится положительным фактором развития личности и коллектива. Достаточно быстро (если сравнивать с обыденной жизнью) возникают и получают дальнейшее развитие контакты, завязываются довольно тесные отношения. Постоянно осуществляемая совместная деятельность также требует особого и очень высокого темпа в поиске общих решений и их дальнейшей реализации. Дети и подростки очень скоро, практически сразу могут увидеть результаты коллективных усилий, проанализировать и оценить их эффективность, сделать выводы, совместно принять очередное решение и т.д.

Как показывает практика, дети больше утомляются (физически и эмоционально), когда их время в лагере плохо организовано, когда они часто предоставлены сами себе и т.д.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.