Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общие требования и структура занятий





Лисенкова Л.Н.

Л63

Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с.

ISBN 5-9219-0181-4

Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит раз­личные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые на­правлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного вос­приятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать цело­стные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д.

ББК 74.212

Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

© Лисенкова Л.Н., 2002

ISBN 5-9219-0181-4

© Издательство «Школьная Пресса», 2002


Пояснительная записка

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последую­щего образования.

В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информа­цию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Чтение как вид деятельности можно представить процессом де­кодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графи­ческой модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);

2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние);

3) слияние нескольких слогов в слово;

4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за­
конченную фразу или высказывание.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.

В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показа­телями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, сло­ги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характер­но угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Иска­жения звукового состава слов и трудности слогослияния в боль­шинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

Трудности в формировании навыка, чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

• нарушениями пространственных представлений, пространст­
венной ориентировки;

• нарушением зрительно-моторной координации;

• нарушением моторики, графомоторных навыков;

• нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематичес-
кого восприятия;


• нарушением произвольного внимания;

• нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

• нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднения­
ми при воспроизведении последовательности движении, по­
следовательности в пространстве, во времени, в речи;

• нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизноше-
ния), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно
при вербализации пространственных, временных представлений.

Для детей младшего школьного возраста, испытывающих труд­ности в формировании навыка чтения, можно организовать кор-рекционные группы1, для занятий в которых разработана эта про­грамма, преследующая три основные цели:

1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций,
обеспечивающих формирование навыка чтения.

2. Формирование навыка чтения.

3. Формирование эмоционально-положительного отношения к
процессу чтения, интереса к чтению.

Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки:

1. Формирование функционального базиса навыка чтения.

2. Коррекция несовершенного навыка чтения.

Общие требования и структура занятий

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реали­зуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревно­ваний. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, нео­бычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирова­ние ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.

Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, ос­мысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, сня­тие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.

1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).


ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Этот блок включает различные задания и упражнения, направ­ленные на коррекцию и развитие:

• пространственного восприятия, пространственных представ­
лений;

• зрительного восприятия, зрительной памяти;

 

• слухового восприятия;

• фонематического восприятия, фонематического анализа и
синтеза;

• мелкой моторики, графомоторных навыков;

• зрительно-моторной координации;

• сукцессивных способностей;

• слухоречевой памяти;

• произвольного внимания.

КОРРЕКЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО НАВЫКА ЧТЕЙИЯ

Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, предложенных Е.В.Заика, включенных в этот блок, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения, как:

• способность строгого побуквенного анализа слов:

• быстрое различение похожих по написанию слов и букв;

• способность схватывать целостные образы слов;

• прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;

• прогнозирование, опирающееся на смысл;

• четкие глазодвигательные и речедвигательные операции.
Используются также задания и упражнения на формирование

осмысленного чтения.

Занятие № 1

1. Организационный момент

Игра «Цепочка слов». Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. Первое слово в цепочке — это ответ на вопрос учителя. Напри­мер: какое сейчас время года?


2. Развитие мелкой моторики

Упражнения для пальцев рук.

• «Пересчет пальцев».

1) Обе руки подняты вверх. Детям предлагается поочередно
коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого (пер­
вого) пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начи­
ная с мизинца. Упражнение выполняется обеими руками одно­
временно.

2) Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Детям предлагает­
ся поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинца, а затем сде­
лать то же самое, но начиная с большого пальца. Упражнение вы­
полняется обеими руками одновременно.

 

• Упражнение «Пальчики здороваются».

• Упражнение «Пальчики обнимаются».

• Упражнение «Позы пальцев».

Детям предлагается вслед за учителем воспроизводить различ­ные позы пальцев:

1) 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

2) 2-й палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

3) 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У;

4) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

5) 2-й и и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

6) 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У,
а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в щепоть (зайчик);

7) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в щепоть;

8) 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные — выпрям­
лены.

3. Упражнения на координацию рук

• Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя ру­
ками: правой, сжатой в кулак, и левой — раскрытой ладонью.
Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой — раскры­
той ладонью.

• Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя ру­
ками: правой, сжатой в кулак (на ребре), и левой — ребром ла­
дони. Затем наоборот.

• Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Детям предлагается вы­
полнить последовательно три движения рукой: ударить кулаком
по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.

4. Развитие зрительно-моторной координации

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.


5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия

• Задание «Запомни и зарисуй». Ученики в течение 7—10 сек.
рассматривают табличку с изображенными на ней четырьмя
различными фигурами. Затем табличка убирается. Ученики в
тетрадях по памяти воспроизводят эти фигуры.

• Работа с изографами. Детям показываются картинки, на кото­
рых изображены буквы, составляющие слово. Эти буквы рас­
положены в необычном ракурсе, в виде того предмета, о кото­
ром идет речь. Задача ребенка прочитать слово и показать
указкой каждую букву.

6. Коррекция навыка чтения

• Составление предложения из слов, написанных на отдель­
ных карточках. Чтение составленного предложения обыч­
ным способом и наоборот по буквам. Запись предложения
в тетрадь.

• Чтение таблиц с предложениями наоборот по словам.

 

7. Физкультминутка. Перерыв

8. Воспроизведение последовательности слов в речи
Скороговорка.

9. Развитие фонематического восприятия

По первым звукам названных учителем слов нужно отгадать за­думанное слово. Например, учитель загадал слово cad. Он последо­вательно называет три слова: солнце, aucm, дом.

10. Коррекция навыка чтения

• Чтение текста из рабочей книги «вверх ногами». Уточнение со­
держания прочитанного текста по вопросам учителя.

• Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить
слова из двух частей, написанных на карточках.

11. Развитие внимания и мелкой моторики

Детям предлагается бланк, содержащий инструкцию и изобра­жения контуров предметов. Дети должны прочитать, понять зада­ние и выполнить его цветными карандашами. Например: раскра­сить рыбок, плывущих направо, — синим карандашом, плывущих налево — красным.

12. Итоги занятия

Занятие № 2

1. Организационный момент

Игра «Цепочка слов».

2. Развитие мелкой моторики

Упражнения для пальцев рук.


3. Упражнения на координацию рук

4. Развитие зрительно-моторной координации

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.

5. Развитие пространственных представлений

Усвоение понятий «слева», «справа», «над», «под», «внутри», «в центре», «между». Ребенку предлагается обвести в тетрадях по О шаблону три геометрические фигуры, расположенные в ряд. По устной инструкции учителя дети расставляют определенные значки в соответствии с этими понятиями. По вопросам учителя дети отве­чают, где находится тот или иной значок по отношению к геомет­рическим фигурам.

6. Коррекция навыка чтения

• Составление рассказа из предложений, написанных на отдель­
ных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­
собом и наоборот по словам.

• Чтение таблицы слов наоборот по буквам.

 

7. Физкультминутка. Перерыв

8. Воспроизведение последовательности слов в речи
Скороговорки.

9. Развитие фонематического восприятия

Детям предлагаются предметные картинки. По первым звукам названий нужно отгадать зашифрованное слово.

10. Коррекция навыка чтения

• Чтение текста из рабочей книги с прикрытой нижней полови­
ной строчки. Уточнение содержания прочитанного текста по
вопросам учителя.

• Классификация слов по группам. Детям предлагается разложить
карточки со словами группами по категориальному признаку.

11. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза
Задание «Наборщик». Детям предлагается слово, из букв кото­
рого они составляют и записывают в тетрадь новые слова.

12. Итоги занятия


Занятие № 3

1. Организационный момент

Игра «Цепочка слов».

2. Развитие мелкой моторики

Упражнения для пальцев рук.

3. Упражнения на координацию рук

4. Развитие зрительно-моторной координации

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.

5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия
Задание «Запомни сочетание фигур». На магнитной доске учи­
тель демонстрирует первое сочетание геометрических фигур. На за­
поминание дается 10 сек. Дети из имеющихся у них наборов соот­
ветствующих геометрических фигур выкладывают на своих столах
точно такое же сочетание. Задание можно повторить несколько раз.

6. Коррекция навыка чтения

• Составление предложения из слов, написанных на отдельных
карточках. Чтение составленного предложения обычным спо­
собом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь.

• Поиск в рассказе заданного слова.

7. Физкультминутка. Перерыв

8. Воспроизведение последовательности слов в речи
Скороговорка.

9. Развитие фонематического восприятия

По последним звукам названных учителем слов нужно отгадать задуманное слово.

10. Коррекция навыка чтения

• Чтение текста из рабочей книги с прикрытой верхней полови­
ной строчки. Уточнение содержания прочитанного текста по
вопросам учителя.

• Отделение слов от псевдослов. Детям предлагаются карточки
со словами и с бессмысленными буквосочетаниями, они
должны разложить их на 2 группы.

11. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза
Задание «Отгадай слово». Детям предлагается из написанных на

доске наборов букв составить слова.

12. Итоги занятия

Занятие № 4

1. Организационный момент

Игра «Цепочка слов».


2. Развитие мелкой моторики

Упражнения для пальцев рук.

3. Упражнения на координацию рук

4. Развитие зрительно-моторной координации

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.

5. Развитие пространственных представлений

Усвоение понятий: «справа», «слева», «над», «под», «перед», «по­сле», «выше», «ниже». Дети на партах последовательно выкладыва­ют цветные геометрические фигуры по речевой инструкции учите­ля в соответствии с понятиями. Например: «Положите перед собой красный треугольник, справа от него положите желтый треуголь­ник, слева — зеленый прямоугольник. Над красным треугольником положите желтый круг, под красным треугольником — зеленый квадрат. Перед зеленым прямоугольником положите красный ква­драт, после желтого треугольника — зеленый круг. Выше зеленого круга положите синий квадрат, а ниже зеленого прямоугольника — синий треугольник».

По вопросам учителя дети рассказывают, где находится та или иная фигура по отношению к другим геометрическим фигурам (вербализация пространственных понятий).

6. Коррекция навыка чтения

• Составление рассказа из предложений, написанных на отдель­
ных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­
собом и наоборот по словам.

• Чтение таблицы слов. Каждому ученику выдается таблица
слов. Предлагается отыскать и подчеркнуть карандашом
«вкусные слова».

 

7. Физкультминутка. Перерыв

8. Воспроизведение последовательности слов в речи
Скороговорка.

9. Развитие фонематического восприятия

Задание «Найди ошибку». Учитель просит учеников выслушать фразы. В этих фразах есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и ис­править их. Например: У меня взрослая почка. (Дочка.)

10. Коррекция навыка чтения

• Чтение текста из рабочей книги. Дети должны мысленно
разделить слово на две половины и озвучивать только вто­
рую.

• Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить
слова из двух частей, написанных на карточках.


11. Развитие внимания, мелкой моторики

Детям предлагается бланк, содержащий инструкцию и изобра­жения контуров предметов. Дети должны прочитать, понять зада­ние и выполнить его цветными карандашами. Например, стрелки, которые показывают направо, — синим карандашом, налево — зе­леным, вверх —красным, вниз — желтым.

12. Итоги занятия

Занятие № 5

1. Организационный момент

Игра «Цепочка слов».

2. Развитие мелкой моторики

Упражнения для пальцев рук.

3. Упражнения на координацию рук

4. Развитие зрительно-моторной координации

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.

5. Развитие зрительного восприятия

• Детям предлагается таблица, на которой изображены предме­
ты, наложенные друг на друга (посуда). Дети должны выде­
лить, показать и назвать все изображенные предметы.

• Работа с изографами.

6. Коррекция навыка чтения

• Составление предложения из слов, написанных на таблич­
ках. Чтение составленного предложения обычным спосо­
бом и наоборот по буквам. Запись составленного предложе­
ния в тетрадь.

• Чтение таблиц слов. Каждому ученику выдается таблица слов.
Предлагается подчеркнуть карандашом слова, которые обо­
значают то, что ребенок умеет делать. Например: лаять, бе­
гать, летать, петь.

 

7. Физкультминутка. Перерыв

8. Воспроизведение последовательности слов в речи
Скороговорки.

9. Развитие фонематического восприятия

Детям предлагаются предметные картинки. По вторым звукам их названий нужно отгадать зашифрованное слово.

10. Коррекция навыка чтения

• Чтение текста из рабочей книги через слово. Детям предлага­
ется читать не как обычно, а перескакивая через каждое вто­
рое слово.


 




• Классификация слов по группам. Детям предлагается разло­
жить карточки со словами группами по категориальному
признаку.

11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза
Задание «Неполные слова». Каждому ученику выдается листок с

написанными словами, в которых пропущены одна или несколько букв. Ученик должен вставить эти буквы.

12. Итоги занятия

Занятие № 6

1. Организационный момент

Игра «Цепочка слов».

2. Развитие мелкой моторики

Упражнения для пальцев рук.

3. Упражнения на координацию рук

4. Развитие зрительно-моторной координации

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.

5. Развитие пространственных представлений

Усвоение понятий: «левый верхний квадрат», «левый нижний квадрат», «правый верхний квадрат», «правый нижний квадрат», «средний нижний», «средний верхний квадрат».

Работа с карточкой и набором цветных геометрических фигур.

По речевой инструкции учителя на карточке, разделенной на 6 квадратов, дети раскладывают цветные геометрические фигуры в соответствии с понятиями.

По вопросам учителя дети рассказывают, где на карточке нахо­дится та или иная геометрическая фигура (вербализация простран­ственных понятий).

6. Коррекция навыка чтения

• Составление рассказа из предложений, написанных на отдель­
ных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­
собом и наоборот по словам.

• Чтение выданных напечатанных текстов, восполняя пропуски
букв в словах. Уточнение содержания по вопросам учителя.

 

7. Физкультминутка. Перерыв

8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорки.

9. Развитие фонематического восприятия.

Задание «Магнитофон». Учитель с паузами называет слоги, из которых ученики должны сложить слова.


10. Коррекция навыка чтения

• Чтение текста из рабочей книги с двукратным произнесени­
ем каждого слова. Уточнение содержания текста по вопро­
сам учителя.

• Отделение слов от псевдослов. Детям предлагаются карточки
со словами и бессмысленными буквосочетаниями, они долж­
ны разделить их на две группы.

11. Развитие внимания, мелкой моторики

Детям предлагается бланк, содержащий инструкцию и изобра­жения контуров предметов. Дети должны прочитать, понять зада­ние и выполнить цветными карандашами. Например: раскрась ку­бики так, чтобы маленький кубик был между красным и зеленым, а синий был рядом с красным.

12. Итоги занятия

Занятие № 7

1. Организационный момент

Игра «Цепочка слов».

2. Развитие мелкой моторики

Упражнения для пальцев рук.

3. Упражнения на координацию рук

4. Развитие зрительно-моторной координации

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку од­ного из учеников.

5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия

Задание «Запомни сочетание фигур».

Магнитная доска разделена на 6 квадратов, в 3—4 из которых расположены цветные геометрические фигуры. На запоминание дается 10 секунд. Дети из имеющихся у них наборов соответствую­щих геометрических фигур должны выложить на своих карточках из 6 квадратов точно такое же сочетание. Задание можно повторить несколько раз.

6. Коррекция навыка чтения

• Составление предложения из слов, написанных на табличках.
Чтение предложения обычным способом и наоборот по бук­
вам. Запись составленного предложения в тетрадь.

• Чтение напечатанных стихотворений наоборот по словам
(с последнего слова до первого).

 

7. Физкультминутка. Перерыв

8. Воспроизведение последовательности слов в речи
Скороговорки.





9. Развитие фонематического восприятия

Задание «Найди ошибку». Учитель просит учеников выслушать двустишия и четырехстишия, в которых есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить их. Например: «Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не миска (киска)».

10. Коррекция навыка чтения

• Чтение текста из рабочей книги, развернутой на 90° (т.е. строч­
ки ставятся столбиком). Уточнение содержания текста по во­
просам учителя.

• Складывание слов из половинок.

11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза
Задание «Составь новое слово». Каждому ученику выдается ли­
сток с написанными словами. Нужно составить и записать новые
слова, исключив по одной букве из данных слов (добавив по одной
букве, заменив одну букву). Например: плуг-луг, oca-коса, куль-руль.

12. Итоги занятия

Занятие № 8

1. Организационный момент

Игра «Цепочка слов».

2. Развитие мелкой моторики

Упражнения для пальцев рук.

3. Упражнения на координацию рук

4. Развитие зрительно-моторной координации

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку од­ного из учеников.

5. Развитие пространственных представлений

• Усвоение понятий: «перед», «после», «между», «сверху», «снизу».
Работа с магнитной доской, цветными геометрическими фигурами

и набором предметных картинок на магнитах. На магнитной доске рас­положены в ряд две цветные геометрические фигуры. По речевой инст­рукции учителя дети располагают на магнитной доске предметные кар­тинки в соответствии с понятиями. По вопросам учителя дети расска­зывают где находится та или иная предметная картинка по отношению к геометрическим фигурам (вербализация пространственных понятий).

• Усвоение понятий: «третий справа», «второй слева», «следую­
щий за», «рядом».

Детям предлагается обвести по шаблону в тетрадях пять квадра­тов, расположив их в ряд. По устной инструкции учителя дети вы­полняют задание цветными карандашами в соответствии с поняти­ями. Например: «Третий справа квадрат закрасьте красным каран-


дашом, второй слева — синим, следующий за красным, — зеленым, рядом с зеленым, — желтым, перед синим — коричневым».

6. Коррекция навыка чтения

• Составление рассказа из предложений, написанных на отдель­
ных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­
собом и наоборот по словам.

• Чтение напечатанного текста, в котором есть предложения,
содержащие смысловые ошибки. Задача детей — быстро выде­
лить как можно больше таких ошибок.

 

7. Физкультминутка. Перерыв

8. Воспроизведение последовательности слов в речи
Скороговорки.

9. Развитие фонематического восприятия

Учитель читает небольшой текст. Ученики должны хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

10. Коррекция навыка чтения

• Чтение текста из рабочей книги с повторным произнесением
каждого второго (третьего) слова. Уточнение содержания тек­
ста по вопросам учителя.

• Классификация слов на группы по категориальному признаку.

11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза
Задание «Зашифрованное слово». Каждому ученику выдается

листок со словами. Нужно составить и записать новые слова, взяв из каждого слова только первые (вторые, последние) слоги.

12. Итоги занятия

Упражнения и задания, предлагаемые в методических рекомен­дациях, повторяются на протяжении всего цикла занятий с исполь­зованием различного практического материала.

Литература

Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6.

Корпев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПб., 1997.

Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. — М., 2000.

МилостиввнкоЛ.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.

Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных спо­собностей ребенка. — М., 2000.


 




СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.........................

Занятие № 1-8


.5.5


Литература......................................................................... 15

Учебное издание


Лидия Николаевна Лисенкова

Лисенкова Л.Н.

Л63

Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с.

ISBN 5-9219-0181-4

Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит раз­личные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые на­правлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного вос­приятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать цело­стные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д.

ББК 74.212

Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

© Лисенкова Л.Н., 2002

ISBN 5-9219-0181-4

© Издательство «Школьная Пресса», 2002


Пояснительная записка

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последую­щего образования.

В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информа­цию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Чтение как вид деятельности можно представить процессом де­кодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графи­ческой модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);

2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние);

3) слияние нескольких слогов в слово;

4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за­
конченную фразу или высказывание.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.

В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показа­телями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, сло­ги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характер­но угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Иска­жения звукового состава слов и трудности слогослияния в боль­шинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

Трудности в формировании навыка, чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

• нарушениями пространственных представлений, пространст­
венной ориентировки;

• нарушением зрительно-моторной координации;

• нарушением моторики, графомоторных навыков;

• нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематичес-
кого восприятия;


• нарушением произвольного внимания;

• нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

• нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднения­
ми при воспроизведении последовательности движении, по­
следовательности в пространстве, во времени, в речи;

• нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизноше-
ния), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно
при вербализации пространственных, временных представлений.

Для детей младшего школьного возраста, испытывающих труд­ности в формировании навыка чтения, можно организовать кор-рекционные группы1, для занятий в которых разработана эта про­грамма, преследующая три основные цели:

1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций,
обеспечивающих формирование навыка чтения.

2. Формирование навыка чтения.

3. Формирование эмоционально-положительного отношения к
процессу чтения, интереса к чтению.

Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки:

1. Формирование функционального базиса навыка чтения.

2. Коррекция несовершенного навыка чтения.

Общие требования и структура занятий

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реали­зуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревно­ваний. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, нео­бычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирова­ние ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.

Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, ос­мысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, сня­тие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.

1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).








Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.