|
Общие требования и структура занятийСтр 1 из 2Следующая ⇒ Лисенкова Л.Н.
Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с. ISBN 5-9219-0181-4 Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит различные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые направлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного восприятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать целостные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д. ББК 74.212 Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке. © Лисенкова Л.Н., 2002
© Издательство «Школьная Пресса», 2002 Пояснительная записка Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл. Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций: 1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи); 2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние); 3) слияние нескольких слогов в слово; 4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения. Трудности в формировании навыка, чтения могут быть вызваны причинами различного характера: • нарушениями пространственных представлений, пространст • нарушением зрительно-моторной координации; • нарушением моторики, графомоторных навыков; • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематичес- • нарушением произвольного внимания; • нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти; • нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднения • нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизноше- Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, можно организовать кор-рекционные группы1, для занятий в которых разработана эта программа, преследующая три основные цели: 1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, 2. Формирование навыка чтения. 3. Формирование эмоционально-положительного отношения к Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки: 1. Формирование функционального базиса навыка чтения. 2. Коррекция несовершенного навыка чтения. Общие требования и структура занятий Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реализуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревнований. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения. Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности. 1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи). ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ Этот блок включает различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие: • пространственного восприятия, пространственных представ • зрительного восприятия, зрительной памяти;
• слухового восприятия; • фонематического восприятия, фонематического анализа и • мелкой моторики, графомоторных навыков; • зрительно-моторной координации; • сукцессивных способностей; • слухоречевой памяти; • произвольного внимания. КОРРЕКЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО НАВЫКА ЧТЕЙИЯ Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, предложенных Е.В.Заика, включенных в этот блок, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения, как: • способность строгого побуквенного анализа слов: • быстрое различение похожих по написанию слов и букв; • способность схватывать целостные образы слов; • прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова; • прогнозирование, опирающееся на смысл; • четкие глазодвигательные и речедвигательные операции. осмысленного чтения. Занятие № 1 1. Организационный момент Игра «Цепочка слов». Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. Первое слово в цепочке — это ответ на вопрос учителя. Например: какое сейчас время года? 2. Развитие мелкой моторики Упражнения для пальцев рук. • «Пересчет пальцев». 1) Обе руки подняты вверх. Детям предлагается поочередно 2) Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Детям предлагает
• Упражнение «Пальчики здороваются». • Упражнение «Пальчики обнимаются». • Упражнение «Позы пальцев». Детям предлагается вслед за учителем воспроизводить различные позы пальцев: 1) 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак; 2) 2-й палец выпрямлен, остальные собраны в кулак; 3) 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У; 4) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак; 5) 2-й и и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак; 6) 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У, 7) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в щепоть; 8) 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные — выпрям 3. Упражнения на координацию рук • Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя ру • Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя ру • Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Детям предлагается вы 4. Развитие зрительно-моторной координации Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя. 5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия • Задание «Запомни и зарисуй». Ученики в течение 7—10 сек. • Работа с изографами. Детям показываются картинки, на кото 6. Коррекция навыка чтения • Составление предложения из слов, написанных на отдель • Чтение таблиц с предложениями наоборот по словам.
7. Физкультминутка. Перерыв 8. Воспроизведение последовательности слов в речи 9. Развитие фонематического восприятия По первым звукам названных учителем слов нужно отгадать задуманное слово. Например, учитель загадал слово cad. Он последовательно называет три слова: солнце, aucm, дом. 10. Коррекция навыка чтения • Чтение текста из рабочей книги «вверх ногами». Уточнение со • Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить 11. Развитие внимания и мелкой моторики Детям предлагается бланк, содержащий инструкцию и изображения контуров предметов. Дети должны прочитать, понять задание и выполнить его цветными карандашами. Например: раскрасить рыбок, плывущих направо, — синим карандашом, плывущих налево — красным. 12. Итоги занятия Занятие № 2 1. Организационный момент Игра «Цепочка слов». 2. Развитие мелкой моторики Упражнения для пальцев рук. 3. Упражнения на координацию рук 4. Развитие зрительно-моторной координации Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя. 5. Развитие пространственных представлений Усвоение понятий «слева», «справа», «над», «под», «внутри», «в центре», «между». Ребенку предлагается обвести в тетрадях по О шаблону три геометрические фигуры, расположенные в ряд. По устной инструкции учителя дети расставляют определенные значки в соответствии с этими понятиями. По вопросам учителя дети отвечают, где находится тот или иной значок по отношению к геометрическим фигурам. 6. Коррекция навыка чтения • Составление рассказа из предложений, написанных на отдель • Чтение таблицы слов наоборот по буквам.
7. Физкультминутка. Перерыв 8. Воспроизведение последовательности слов в речи 9. Развитие фонематического восприятия Детям предлагаются предметные картинки. По первым звукам названий нужно отгадать зашифрованное слово. 10. Коррекция навыка чтения • Чтение текста из рабочей книги с прикрытой нижней полови • Классификация слов по группам. Детям предлагается разложить 11. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза 12. Итоги занятия Занятие № 3 1. Организационный момент Игра «Цепочка слов». 2. Развитие мелкой моторики Упражнения для пальцев рук. 3. Упражнения на координацию рук 4. Развитие зрительно-моторной координации Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя. 5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия 6. Коррекция навыка чтения • Составление предложения из слов, написанных на отдельных • Поиск в рассказе заданного слова. 7. Физкультминутка. Перерыв 8. Воспроизведение последовательности слов в речи 9. Развитие фонематического восприятия По последним звукам названных учителем слов нужно отгадать задуманное слово. 10. Коррекция навыка чтения • Чтение текста из рабочей книги с прикрытой верхней полови • Отделение слов от псевдослов. Детям предлагаются карточки 11. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза доске наборов букв составить слова. 12. Итоги занятия Занятие № 4 1. Организационный момент Игра «Цепочка слов». 2. Развитие мелкой моторики Упражнения для пальцев рук. 3. Упражнения на координацию рук 4. Развитие зрительно-моторной координации Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя. 5. Развитие пространственных представлений Усвоение понятий: «справа», «слева», «над», «под», «перед», «после», «выше», «ниже». Дети на партах последовательно выкладывают цветные геометрические фигуры по речевой инструкции учителя в соответствии с понятиями. Например: «Положите перед собой красный треугольник, справа от него положите желтый треугольник, слева — зеленый прямоугольник. Над красным треугольником положите желтый круг, под красным треугольником — зеленый квадрат. Перед зеленым прямоугольником положите красный квадрат, после желтого треугольника — зеленый круг. Выше зеленого круга положите синий квадрат, а ниже зеленого прямоугольника — синий треугольник». По вопросам учителя дети рассказывают, где находится та или иная фигура по отношению к другим геометрическим фигурам (вербализация пространственных понятий). 6. Коррекция навыка чтения • Составление рассказа из предложений, написанных на отдель • Чтение таблицы слов. Каждому ученику выдается таблица
7. Физкультминутка. Перерыв 8. Воспроизведение последовательности слов в речи 9. Развитие фонематического восприятия Задание «Найди ошибку». Учитель просит учеников выслушать фразы. В этих фразах есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить их. Например: У меня взрослая почка. (Дочка.) 10. Коррекция навыка чтения • Чтение текста из рабочей книги. Дети должны мысленно • Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить 11. Развитие внимания, мелкой моторики Детям предлагается бланк, содержащий инструкцию и изображения контуров предметов. Дети должны прочитать, понять задание и выполнить его цветными карандашами. Например, стрелки, которые показывают направо, — синим карандашом, налево — зеленым, вверх —красным, вниз — желтым. 12. Итоги занятия Занятие № 5 1. Организационный момент Игра «Цепочка слов». 2. Развитие мелкой моторики Упражнения для пальцев рук. 3. Упражнения на координацию рук 4. Развитие зрительно-моторной координации Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя. 5. Развитие зрительного восприятия • Детям предлагается таблица, на которой изображены предме • Работа с изографами. 6. Коррекция навыка чтения • Составление предложения из слов, написанных на таблич • Чтение таблиц слов. Каждому ученику выдается таблица слов.
7. Физкультминутка. Перерыв 8. Воспроизведение последовательности слов в речи 9. Развитие фонематического восприятия Детям предлагаются предметные картинки. По вторым звукам их названий нужно отгадать зашифрованное слово. 10. Коррекция навыка чтения • Чтение текста из рабочей книги через слово. Детям предлага
• Классификация слов по группам. Детям предлагается разло 11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза написанными словами, в которых пропущены одна или несколько букв. Ученик должен вставить эти буквы. 12. Итоги занятия Занятие № 6 1. Организационный момент Игра «Цепочка слов». 2. Развитие мелкой моторики Упражнения для пальцев рук. 3. Упражнения на координацию рук 4. Развитие зрительно-моторной координации Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя. 5. Развитие пространственных представлений Усвоение понятий: «левый верхний квадрат», «левый нижний квадрат», «правый верхний квадрат», «правый нижний квадрат», «средний нижний», «средний верхний квадрат». Работа с карточкой и набором цветных геометрических фигур. По речевой инструкции учителя на карточке, разделенной на 6 квадратов, дети раскладывают цветные геометрические фигуры в соответствии с понятиями. По вопросам учителя дети рассказывают, где на карточке находится та или иная геометрическая фигура (вербализация пространственных понятий). 6. Коррекция навыка чтения • Составление рассказа из предложений, написанных на отдель • Чтение выданных напечатанных текстов, восполняя пропуски
7. Физкультминутка. Перерыв 8. Воспроизведение последовательности слов в речи. 9. Развитие фонематического восприятия. Задание «Магнитофон». Учитель с паузами называет слоги, из которых ученики должны сложить слова. 10. Коррекция навыка чтения • Чтение текста из рабочей книги с двукратным произнесени • Отделение слов от псевдослов. Детям предлагаются карточки 11. Развитие внимания, мелкой моторики Детям предлагается бланк, содержащий инструкцию и изображения контуров предметов. Дети должны прочитать, понять задание и выполнить цветными карандашами. Например: раскрась кубики так, чтобы маленький кубик был между красным и зеленым, а синий был рядом с красным. 12. Итоги занятия Занятие № 7 1. Организационный момент Игра «Цепочка слов». 2. Развитие мелкой моторики Упражнения для пальцев рук. 3. Упражнения на координацию рук 4. Развитие зрительно-моторной координации Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку одного из учеников. 5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия • Задание «Запомни сочетание фигур». Магнитная доска разделена на 6 квадратов, в 3—4 из которых расположены цветные геометрические фигуры. На запоминание дается 10 секунд. Дети из имеющихся у них наборов соответствующих геометрических фигур должны выложить на своих карточках из 6 квадратов точно такое же сочетание. Задание можно повторить несколько раз. 6. Коррекция навыка чтения • Составление предложения из слов, написанных на табличках. • Чтение напечатанных стихотворений наоборот по словам
7. Физкультминутка. Перерыв 8. Воспроизведение последовательности слов в речи 9. Развитие фонематического восприятия Задание «Найди ошибку». Учитель просит учеников выслушать двустишия и четырехстишия, в которых есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить их. Например: «Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не миска (киска)». 10. Коррекция навыка чтения • Чтение текста из рабочей книги, развернутой на 90° (т.е. строч • Складывание слов из половинок. 11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза 12. Итоги занятия Занятие № 8 1. Организационный момент Игра «Цепочка слов». 2. Развитие мелкой моторики Упражнения для пальцев рук. 3. Упражнения на координацию рук 4. Развитие зрительно-моторной координации Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку одного из учеников. 5. Развитие пространственных представлений • Усвоение понятий: «перед», «после», «между», «сверху», «снизу». и набором предметных картинок на магнитах. На магнитной доске расположены в ряд две цветные геометрические фигуры. По речевой инструкции учителя дети располагают на магнитной доске предметные картинки в соответствии с понятиями. По вопросам учителя дети рассказывают где находится та или иная предметная картинка по отношению к геометрическим фигурам (вербализация пространственных понятий). • Усвоение понятий: «третий справа», «второй слева», «следую Детям предлагается обвести по шаблону в тетрадях пять квадратов, расположив их в ряд. По устной инструкции учителя дети выполняют задание цветными карандашами в соответствии с понятиями. Например: «Третий справа квадрат закрасьте красным каран- дашом, второй слева — синим, следующий за красным, — зеленым, рядом с зеленым, — желтым, перед синим — коричневым». 6. Коррекция навыка чтения • Составление рассказа из предложений, написанных на отдель • Чтение напечатанного текста, в котором есть предложения,
7. Физкультминутка. Перерыв 8. Воспроизведение последовательности слов в речи 9. Развитие фонематического восприятия Учитель читает небольшой текст. Ученики должны хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук. 10. Коррекция навыка чтения • Чтение текста из рабочей книги с повторным произнесением • Классификация слов на группы по категориальному признаку. 11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза листок со словами. Нужно составить и записать новые слова, взяв из каждого слова только первые (вторые, последние) слоги. 12. Итоги занятия Упражнения и задания, предлагаемые в методических рекомендациях, повторяются на протяжении всего цикла занятий с использованием различного практического материала. Литература Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6. Корпев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПб., 1997. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. — М., 2000. МилостиввнкоЛ.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. — М., 2000.
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка......................... Занятие № 1-8 .5.5 Литература......................................................................... 15 Учебное издание Лидия Николаевна Лисенкова Лисенкова Л.Н.
Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с. ISBN 5-9219-0181-4 Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит различные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые направлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного восприятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать целостные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д. ББК 74.212 Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке. © Лисенкова Л.Н., 2002
© Издательство «Школьная Пресса», 2002 Пояснительная записка Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл. Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций: 1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи); 2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние); 3) слияние нескольких слогов в слово; 4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения. Трудности в формировании навыка, чтения могут быть вызваны причинами различного характера: • нарушениями пространственных представлений, пространст • нарушением зрительно-моторной координации; • нарушением моторики, графомоторных навыков; • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематичес- • нарушением произвольного внимания; • нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти; • нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднения • нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизноше- Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, можно организовать кор-рекционные группы1, для занятий в которых разработана эта программа, преследующая три основные цели: 1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, 2. Формирование навыка чтения. 3. Формирование эмоционально-положительного отношения к Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки: 1. Формирование функционального базиса навыка чтения. 2. Коррекция несовершенного навыка чтения. Общие требования и структура занятий Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реализуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревнований. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения. Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности. 1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи). Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|