Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исторические процессы на территории России до «Великого переселения народов».





Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.

 

В системе наук, которых насчитывается около 2 тысяч, особое место принадлежит истории. Она является одной из важнейших форм самосознания людей. «Historia est maqistra vitae» («История – наставница жизни»), - говорили древние. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

Греческое слово historos означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. История – наука о процессе развития природы и человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни во всем многообразии и противоречивости, о деятельности людей, о совокупности отношений в обществе.

По широте изучения объекта подразделяется: всемирная или всеобщая история, истории я континентов; отдельных стран и народов (история России, Беларуси); истории групп народов (история восточных славян).

Функции истории:

1) познавательная, интеллектуально развивающая – на основе причинно-следственных связей выявляет объективные закономерности в развитии, как всего человеческого общества, так и конкретно России;

2) практически - политическая – на основе теоретического осмысления исторических фактов, закономерностей развития общества, помогает выработать научно обоснованный политический курс;

3) мировоззренческая - фактологическая сторона истории является фундаментом, на котором основана наука об обществе;

4) воспитательная - знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм, позволяет соотнести индивидуальные и национальные интересы с общечеловеческими, с идеей о Земле как общем доме всех людей.

Принципы исторического познания, которые необходимо соблюдать при анализе явлений и событий: принцип историзма, принцип объективности, принцип социального подхода, принцип альтернативности.

Методы (способы) исторического познания:

1) хронологический – изложение исторического материала временной последовательности;

2) синхронный – одновременное изучение событий, происходящих в обществе; метод периодизации;

3) исторический метод моделирования;

4) статистический метод.

Исторические источники – все остатки прошлой жизни, свидетельства о прошлом:

1) вещественные – предметы археологических раскопок (утварь, украшения, памятники архитектуры и т.д.);

2) письменные – летописи, рукописи и печатные книги, судебники, правовые акты и т.д.;

3) изобразительные (художественные) – картины, гравюры и т.д.

4) фонические – звукозапись.

История России – часть мирового исторического процесса, сложный многовариантный путь развития страны с его специфическими самобытными условиями.

Предмет истории Отечества – выяснение закономерностей социально-экономического и политического развития России, ее народов, как в прошлом, так и в настоящем во всем многообразии противоречивости и конкретности.

 

1. 2. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология и теория исторической науки.

Историография позволяет проследить путь становления и развития русской исторической школы, познакомиться с богатым историческим наследием:

- ХП – ХШ в.в. – процесс накопления летописей, агиографов («Чтение о жизни и погублении … Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Задонщина».

- ХIV – ХVП в.в. – преобладание религиозной, канонической литературы

- ХVШ – ХIХ в.в. – стремление создать целостную схему русской истории в рамках всемирно-исторического процесса (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский)

- 1917 – 90-е годы ХХ в. – исследование исторического процесса через призму марксизма-ленинизма, то есть история – это поступательная смена общественно-экономических формаций.

- 90-е годы ХХ в. – нач. ХХI в. – процесс переосмысления содержания и роли истории России.

На современном этапе растет интерес к истории, делается попытка найти в прошлом ответы на актуальные вопросы современности. Особое звучание приобретают слова В.О. Ключевского: «История- это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». За одиннадцать столетий в истории России произошло многое. Нынче идет дискуссия по вопросу: к какой цивилизации можно отнести Росси., какое место она занимает в мировой цивилизации?

Сложилось несколько подходов:

1) западники считают, что Россия развивалась в русле западной цивилизации, но чуть медленнее;

2) Россия – разновидность восточных деспотий, где идет постоянная смена полосы реформ и контрреформ;

3) Россия – самобытная страна, развивающаяся по самостоятельному пути; для русской цивилизации характерны высокая духовность, коллективизм, соборность, общинное устройство социальной жизни;

4) Сторонники концепции Бердяева видят своеобразие русской истории в том, что основу мировоззрения русского человека составляет православие, но в его душе и поведении продолжает жить языческое, стихийное.

 

 

История России – часть всемирной истории.

 

В мировом историческом процессе есть три типа общественного развития: эволюционный, инновационный, мобилизационный.

Особенностью исторического пути России является то, что основой был мобилизационный тип развития:

- преувеличенная роль государства в лице центральной власти; правительство, ставя определенные цели и решая проблемы развития, постоянно берет инициативу на себя, используя различные меры принуждения и контроля;

- особая роль внешних факторов вынуждает правительство выбирать такие цели развития, которые постоянно опережают социально-экономические возможности страны;

- постоянная внешняя опасность вынуждала сохранять высокий уровень затрат на военные нужды.

Развитие мобилизационного общества носит «пульсирующий» характер. В России это отразилось на процессе внутренней колонизации: освоение новых территорий проходило «всплесками», вершины которых приходились на окончание периодов стабилизации в развитии русского общества.

Еще одной особенностью развития России был «раскол культуры», вызванный разницей между культурой управляющих и культурой управляемых. Культурное взаимонепонимание держателей государственной власти и народа порождало социальный конфликт, «русский бунт».

Задача состоит в том, чтобы показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство, как сказались на развитии России природа, климат, многонациональный и многоконфессиональный состав населения, заселенность территории, внешние факторы.

 

 

Исторические процессы на территории России до «Великого переселения народов».

Исторические процессы на территории современной России берут своё начало в первобытнообщинном строе. Согласно археологической периодизации первобытный строй делится на периоды:

- каменный век — 2,5 млн. лет — конец III-го тысячелетия до н.э.; каменный век подразделяется на: палеолит— древний каменный век (в свою очередь палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний)), мезолит— средний каменный век, неолит— новый каменный век;

- бронзовый век—конец III -го тысячелетия до н.э.— I тысячелетие до н.э.;

- ранний железный век (с I-го тысячелетия до н.э.).

В раннем палеолите идет процесс антропогенеза — эволюции человека. В конце раннего палеолита, более 100 тыс. лет тому назад, появился неандерталец, названный так по первой находке в Германии. Неандертальцы — палеоантропы (древние люди), предпоследняя стадия эволюции человека. Стоянки неандертальцев на территории СНГ обнаружены возле Волгограда, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Казахстане, в низовьях Днепра и Дона.

В позднем палеолите, 40-35 тысяч лет назад, происходит переход от неандертальца к человеку современного типа (кроманьонский человек). В этот период появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты. Зарождается искусство. Магическим целям служила наскальная живопись (Каповая пещера в Башкирии). Происходит переход от первобытного человеческого стада к родовому строю. Основной ячейкой человеческого общества становится родовая община.

В мезолите (среднекаменном веке) VIII-VI тысяч лет до н.э. происходит таяние ледника, начинается продвижение людей в центральные и северные районы Европы. Люди жили материнскими родами.

Род — группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской), по большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя.

Важнейшим изобретением этого периода были лук и стрелы. Это привело к возможности индивидуальной охоты.

В неолите (V-III тысяч лет до н.э.) происходит переход к производящему хозяйству, что превратило человека из существа, которое довольствовалось тем, что давала дикая природа, в субъекта, активно её преобразующего в своих интересах. Это является одной из основ развития человечества до наших дней. Поэтому переход от присваивающих форм хозяйства к производящим, получил название «неолитической революции». Стоит отметить, что неолитическая революция происходила неравномерно: чем дальше на север, тем больше времени требовалось для перехода к производящему хозяйству. Практически до прихода индоевропейцев основная масса археологических культур, располагавшихся в лесной полосе Восточной Европы, вела преимущественно присваивающее хозяйство, скотоводство и особенно земледелие здесь в лучшем случае имели зачаточный характер.

В неолите расширяется и усовершенствуется ассортимент каменных орудий труда, появляются и принципиально новые материалы (например, освоено изготовление лепной керамики, ткачество), изобретена лодка. Родоплеменной строй достигает более высокой стадии развития— создаются крупные объединения родов— племена, появляются межплеменной обмен и межплеменные связи.

Ещё в эпоху верхнего палеолита начинают складываться определенные этнокультурные области, начинаются процессы этногенеза. Этногенез – процесс зарождения и развития того или иного этноса. Этнос — исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме). Этнос в своём формировании и развитии проходит через следующие исторические формы: племя, народность, нация, которые соответствуют степени консолидации и устойчивости этнической общности. Кроме того, можно констатировать, что этнические процессы идут постоянно и стадия нации не гарантирует этносу вечного существования.

Племя — этническая общность, характерная для первобытнообщинного строя и периода его разложения, характеризуется основными признаками этноса, но ведущую роль в консолидации играет осознание своего родства в сакральном смысле (общее происхождение от мифологического предка) и признание своей подчинённости санкционированной обществом власти. В данном случае принцип экономического и «политического» единства способствует созданию более крупных общностей — союзов племён, куда могут входить племена, относящиеся к различным языковым группам, но на протяжении столетий сплавляющихся в более устойчивую общность, характерную для государственного периода — народность.

Изучая этнические процессы глубокой древности стоит, иметь в виду, что многочисленные миграции, смешения, ассимиляции препятствуют точной реконструкции этнических процессов. Расселяясь на определённой территории, вступая в культурные, хозяйственные, политические и брачные контакты с другими народами, этническая периферия, не потерявшая языковую связь с другими этническими группами, вышедшими из одного «протонарода», составляет с ними «языковую семью».

Одной из самых древних этнических общностей на территории современной России являются народы уральской семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта. Между нижним течением Оби и верхним течением Печоры данную этническую общность можно локализировать уже в VI-V тысячелетии до н.э. Это население принадлежало к древнейшим формам уральской малой расы (зоны контакта между европеоидами и монголоидами). В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной угро-финские.

В V-IV тысячелетии до н.э. монголоидные черты проявляются в западной части восточно-европейской лесной полосы, что свидетельствовало о миграции финно-угров. К III тысячелетию до н.э. они освоили территории вплоть до Финского залива, Подвинья, устья Нёмана, белорусского поозерья.

Преобладание монголоидных черт было характерно для Северной Европы и Эстонии, в Латвии прослеживалось сочетание европеоидных и монголоидных черт. На территории Литвы и Беларуси преобладало европеоидное «дофинно-угорское» население. Территории Северной и Центрально-европейской части России были полностью освоены уральской семьёй.

Дальнейшему прогрессу человечества способствовало освоение изготовления бронзы (бронзовый век). Появление бронзовых орудий привело к росту производительности труда, активизировало обмен между племенами. Однако в районах, удалённых от месторождений меди и олова (составляющих бронзу), наблюдается широкое использование каменных орудий труда.

С бронзовым веком связаны существенные изменения в этническом облике Евразии. В III тысячелетии до н.э. в восточно-европейскую лесную зону с юга проникают племена скотоводов, которые относились к индоевропейской семье.

Владея бронзовым оружием, скотоводством (в первую очередь) и земледелием, имея более жёсткую социальную структуру, индоевропейцы смогли занять территории, заселённые «дофинно-угорским» населением, а также продвинуться в ареал расселения племён уральской семьи. Это привело к усилению европеоидных черт у прибалтийских финнов и предков мордвы. В наши дни наиболее архаические антропологические формы, характерные для финно-угров, зафиксированы только у манси и хантов. Индоевропейцы способствовали распространению в Восточной Европе земледелия и патриархата.

Актуальным является вопрос о прародине индоевропейцев. К числу индоевропейских относятся индийские, иранские, италийские, кельтские, германские, балтийские, славянские, а также армянский, греческий, албанский и некоторые мертвые языки: хетто-лувийские, тохарские, фригийский, фракийский, иллирийский и венетский. Сейчас индоевропейцы заселяют все континенты и являются одним из крупнейших народов мира.

На основе анализа языков индоевропейских народов было установлено, что все они имели общую основу. Выявление общих черт в индоевропейских языках позволило отнести время существования праиндоевропейской общности к V-IV тысячелетию до н.э. Около 3000 г. до н.э. в результате расселения, начинается процесс распада праиндоевропейского языка на языки-потомки.

Обратим внимание на концепции прародины индоевропейцев.

1. Пангерманская концепция (19 в). Согласно данной теории прародиной индоевропейцев является Северная Германия и Южная Скандинавия, но индоевропейцы—скотоводы, а скотоводство в Европе распространялось с юга на север. На Балканах скотоводство и земледелие появились раньше, чем Северной Германии, что доказывает продвижение индоевропейцев с юга на север а не наоборот.

2. Балканская концепция (конец ХIХ начало XX вв). Действительно, это самый древний очаг расселения индоевропейцев на территории Европы, но в 20в. найдены более древние ареалы расселения индоевропейцев (Малая Азия). Однако в современной европейской науке ещё есть сторонники балканской концепции прародины индоевропейцев.

3. Южные степи Восточной Европы от Дона и Северного Кавказа до Дуная, или территория от Урала до Каспийского моря. Но это слишком большой регион для первоначальной локализации этнической общности, кроме того, лингвистические данные не свидетельствуют в пользу этого региона, поэтому можно говорить о заселении этой территории индоевропейцами, но не о формировании их в данном ареале.

4. Восточно-анатолийская прародина (Передняя Азия). Тщательный анализ лингвистических материалов, следов общих мифов, сохранившихся у индоевропейских народов, и сопоставление этих данных с результатами исследований палеобиологов позволили определить в качестве наиболее вероятной прародины индоевропейцев район современной Восточной Анатолии вокруг озер Ван и Урмия. В праиндоевропейском языке имеются также заимствования из древних семитских языков (предки арабов, древних евреев, ассирийцев), которые могли иметь место не позже IIIтыс. до н.э. и картвельских языков (предки грузин). Установлено, что именно из Восточной Анатолии происходят самые ранние образцы письменности на индоевропейском языке.

Расселение индоевропейцев по Европе и Азии происходило в IV-III тысячелетии до н.э. Скотоводство надежно обеспечивало человека как продуктами питания, так и тягловой силой. Это привело к сокращению детской смертности и увеличению продолжительности жизни, росту численности и плотности населения, что потребовало новых территорий и пастбищ, а это вызвало расселение индоевропейцев.

Миграция индоевропейцев была направлена как на восток, так и на запад. На западе индоевропейцы через Малую Азию вышли к Эгейскому морю и на Балканы (IV тысячелетие до н.э.). Обогнув Черное море и пройдя через территорию современных Болгарии и Румынии, проникли в Молдавию и Правобережную Украину (трипольская археологическая культура — IV-III тысячелетие до н.э.).

Другая волна индоевропейцев прошла через Кавказ. На Северном Кавказе, как и в Закавказье, выявлены археологические культуры индоевропейцев. Часть индоевропейцев через Иранское плоскогорье, дошла до современной китайской провинции Синьцзян и Индийского полуострова. Ещё одна группа индоевропейцев от Ирана повернула к северу в Среднюю Азию и дальше, пройдя между Каспийским и Аральским морями, вышла в приволжские степи, а потом к Днепру (древнеямная культура). Таким образом, в южных степях Восточной Европы был создан мощный культурный очаг, из которого, вероятнее всего, происходило расселение индоевропейцев в более северные регионы Восточной и Западной Европы.

Приблизительно в середине III тысячелетия до н.э. в области Среднего Поднепровья часть индоевропейских племён начала смешиваться с племенами местной неолитической (днепродонецкой) культуры, в результате чего возникла среднеднепровская археологическая культура ранней бронзы с господством в ней индоевропейских черт. Около полтысячи лет она пребывала в Среднем Поднепровье, но на рубеже III и II тысячелетий племена среднеднепровской культуры начали расселяться на север. С этого момента начинается новый этап в этнической истории Восточной Европы — индоевропейский.

Стоит отметить пребывание на территории данного региона различных групп индоевропейцев. Например, с середины II тысячелетия до н.э. на территории южно-русских степей, нижнего течения Днепра, Поволжья, Северной части Средней Азии, Южном Урале, на Юге Западной Сибири утверждаются иранские племена индоевропейской семьи народов.

В I тысячелетия до н.э. на территории Восточной Европы появились археологические культуры железного века. Освоение технологий получения железа из болотной руды и его обработки привели к появлению железных орудий труда и оружия, которые полностью вытесняют из этой сферы кремний, что способствует существенному росту производительности труда и появлению излишков. Это вело к формированию социальной иерархии, имущественного неравенства и разложению первобытнообщинного строя, возникновению государства. Подобные процессы в Двуречье, Средиземноморье, Китае прошли ещё в бронзовом веке.

В раннем железном веке на территории России обитали народы разных языковых семей: индоевропейской, финно-угорской, алтайской, кавказской.

Особые сложности возникают в изучении происхождения кавказских языков. В пределах современной России к ним относятся дагестанские, адыгские, нахские и абазинский языки.

Известно, что в III тысячелетии до н.э. на них говорили на большей части Малой Азии (современная Турция), а также в западном Иране, в Прикубаньи. Доказано, что отдалённым родственником современных вейнахских (чеченского и ингушского) языков были урартский и родственный ему хурритский. Урартский язык исчез на протяжении I тысячелетия до н.э. Большинство учёных склоняется к мнению о происхождении языков урартов и вейнахов от общего предка. Абхазы и адыги некогда составляли единую этноязыковую общность.

Наиболее развитые культуры раннего железного века известны в причерноморских степях— они оставлены киммерийцами, таврами (автохтонным населением Крыма), скифами, сарматами.

Наши знания об этих народах довольно обширны не только благодаря археологическим раскопкам, но и письменным сведениям древних греков. Кроме того уже во второй половине VII в. до н.э. на территории Северного Причерноморья появились греческие поселения-колонии, которые основывались выходцами из полисов материковой Греции. Вблизи Днепро-Бугского лимана возникает Ольвия (основана выходцами из Милета). На месте нынешнего Севастополя находился Херсонес Таврический, на месте Керчи — Пантикапей. Греческие колонии находилось и на черноморском побережье Кавказа.

Население северного Причерноморья периодически менялось вследствие мощных миграционных волн, приходивших, преимущественно, с востока. Так киммерийцев со временем вытеснили скифы. Греческий историк Геродот выделял у скифов, принадлежавших к иранцам, ряд племенных группировок. Скифы в тот период имели довольно развитые социальные отношения, их племенной союз сумел даже отразить попытку персидского царя Дария завоевать Причерноморье. С III в. до н. э. на скифов начинают наступать родственные ираноязычные племена савроматов (сарматов), имевшие преимущество в вооружении— длинные железные мечи, позволявшие рубить прямо с коня. Во II-I вв. до н.э. сарматы завоевали значительную часть территории Северного Причерноморья. В руках скифов остался степной Крым, где возникает новое царство— Неаполь Скифский, во главе с эллинизированной скифской верхушкой.

Таким образом, мы видим, что до «Великого переселения народов» территория России была не только заселена человеком, но включена в зону антропогенеза и прошла практически все археологические эпохи, с характерными для них изменениями в хозяйственном и социальном развитии. В этот период происходит расселение племён уральской семьи, которые стали основой этногенеза не только некоторых народов России, но и сыграли определяющую роль в этногенезе финнов, эстонцев и венгров. В этот же период происходит формирование предков современных кавказских и тюркских народов, происходит индоевропейская колонизация Восточной Европы, в результате чего создаются условия для начала этногенеза славяно-балтской общности, причём славяне не являлись господствующим этносом Восточной Европы. К I тысячелетию до н.э. относится и создание первых государственных образований, которые появились в южных районах Восточной Европы в дославянский период.

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.