|
Авторские художественные сказки.СКАЗКОТЕРАПИЯ
Магистрант: Иванова Татьяна Юльевна второй курс, заочное отделение
Содержание Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Заключение Литература приложение
ВВЕДЕНИЕ
Арт-терапия сегодня по праву считается одним из наиболее эффективных методов, используемых психологами и педагогами во время занятий с детьми. Посредством творчества они воплощают свои эмоции, страхи и желания, что позволяет узнать о них что-то новое. Кроме того, с помощью искусства ребенок не только способен выразить себя, но и познать окружающий мир, что способствует его социальной адаптации. Сказкотерапия – это как один из вида арт-терапии, при котором для лечения используют сказки для детей. В этом методе основным средством психологического воздействия является метафора, от точности подбора которой зависит эффективность работы врача с пациентом.
Глава 1 Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия - это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам: 1. Сказки для детей, которые испытывают страхи. 2. Сказки для гиперактивных детей. 3. Сказки для агрессивных детей. 4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д. 5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи). 6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных. По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и т.д. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр. Как пишет Вачков И.В., главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки.
Глава 2 Виды сказок и их функции Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы. Сюжеты народных сказок многообразны: Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсона «Гадкий утенок». Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Особенности сказкотерапии с детьми По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др., в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа. От психолога требуется выполнение следующих условий: · При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства; · Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами; · Нельзя допускать затянувшихся пауз. Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям: · Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»); · Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки; · Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи. Однако, как пишет Чех Е.В., сказки должны подходить ребенку по возрасту. В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
Существует определенная структура проведения занятия по сказкотерапии: Во-первых, нужно выбрать главного персонажа, близкого ребенку по возрасту, полу и характеру. Метод «Изготовление кукол» Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. По мнению Гребенщиковой Л.Г. любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов. С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека. Глава 3 Заключение Скзкотерапия- этой очень мощный инструмент познания себя, своего внутреннего Я, своих страхов, тревог идр. Сказкотерапия помогает ребенку понять и прожить за героя сказки то, что может чувствовать он сам. На мой взгляд, сказкотерапия полезна не только для детей, но и для взрослых. ЛИТЕРАТУРА 1. http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html 2. http://semya-i-detstvo.ru/psixologiya/art-terapiya-dlya-detej-skazkoterapiya.html 3. http://docus.me/d/916276/?page=5#text 4. Сказкотерапия с особым ребенком. Методическое пособие. Томская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению МБЛПУ ЗОТ “Центр медицинской профилактики” 5. Ткач Р. М. Т48 Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с. 6. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с. ISBN 5-9268-0022-6 БОЮСЬКА В одном деревенском доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверек с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и сытно. Все, да не все. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты. Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее. Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок бес толку до самого утра. Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды но чью сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил сторожевой пес и спрашивает: — Ты почему плачешь? — Спать хочу, — отвечает мышонок. — Так почему не спишь? — удивился пес. — Не могу, у меня Боюська. — Какая такая Боюська? — не понял пес. — Боюська-а-а-а-а, — еще сильнее заплакал мышонок. — А что она делает? — Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми. — Вот здорово, — позавидовал пес, — мне бы твою Бо- юську. — Те-бе, — перестал плакать мышонок. — Для чего она тебе? — Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я — сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську. Мышонок задумался: может, такая Боюська нужна самому? Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом. СКАЗКОТЕРАПИЯ
Магистрант: Иванова Татьяна Юльевна второй курс, заочное отделение
Содержание Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Заключение Литература приложение
ВВЕДЕНИЕ
Арт-терапия сегодня по праву считается одним из наиболее эффективных методов, используемых психологами и педагогами во время занятий с детьми. Посредством творчества они воплощают свои эмоции, страхи и желания, что позволяет узнать о них что-то новое. Кроме того, с помощью искусства ребенок не только способен выразить себя, но и познать окружающий мир, что способствует его социальной адаптации. Сказкотерапия – это как один из вида арт-терапии, при котором для лечения используют сказки для детей. В этом методе основным средством психологического воздействия является метафора, от точности подбора которой зависит эффективность работы врача с пациентом.
Глава 1 Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия - это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам: 1. Сказки для детей, которые испытывают страхи. 2. Сказки для гиперактивных детей. 3. Сказки для агрессивных детей. 4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д. 5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи). 6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных. По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и т.д. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр. Как пишет Вачков И.В., главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки.
Глава 2 Виды сказок и их функции Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы. Сюжеты народных сказок многообразны: Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсона «Гадкий утенок». Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Авторские художественные сказки. Дидактические сказки. На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера - это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху. Психокоррекционные сказки. Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания: · Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. · Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. · Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм. 1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. 2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. 3. Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка. 4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта - через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. 5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений. Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям. Сказкотерапия для детей выполняет три основных функции: 1) диагностическая (способствует определению состояния ребенка, а также его отношения к конкретной ситуации из жизни, помогает понять его стратегию поведения); Сказкотерапия оказывает столь положительное влияние на детей, так как выполняет целый ряд задач: 1. Учит преодолевать страхи и трудности, принимать решения, ведь сказки показывают ребенку, что безвыходных ситуаций не бывает. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|