Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семейный (генеалогический) анализ





Этот метод основан на том простом соображении, что у родственни­ков имеется некоторая часть одинаковых генов, поэтому можно опре­делить генотипическую корреляцию (rg). Фенотипическую корреля­цию (гр) можно установить экспериментально. Коэффициент насле­дуемости при этом вычисляется как отношение этих корреляций:

/

Для монозиготных близнецов генетическая корреляция равна 1. Для родства первой степени она составляет 1/2(0,5). Сюда относятся корреляция ребенок—родитель, а также корреляции между детьми одних родителей, в том числе и дизиготными близнецами. В случае родства второй степени генетическая корреляция равна 1/4(0,25). Это корреляция между бабушками (дедушками) и внуками, дядями (те­тями) и племянниками (племянницами), сводными братьями и сест­рами (для которых общим является только один родитель). Для третьей степени родства корреляция равна 1/8(0,125) — между двою­родными братьями и сестрами.

При таком подходе приходится делать слишком много допущений, в ча­стности, пренебрегать ковариациями и генотип-средовыми взаимодейст­виями, не учитывать ассортативность браков. На практике такие способы подсчета вполне применимы при селекции у животных, однако в отноше­нии поведения человека их применяют редко.

Еще одной принципиально важной особенностью, ограничива­ющей применение семейного анализа в психогенетике, является не­возможность отделения генетических эффектов от средовых. Невоз­можно сказать, чем объясняется сходство членов семьи, — тем, что у них схожие генотипы (частично идентичные генотипы), или же тем, что они живут в одних и тех же условиях (частично идентичные сре­довые воздействия). Ответ на этот вопрос становится практически невозможен, особенно при изучении полигенных (зависящих от многих генов) признаков. Нельзя, конечно, сказать, что семейный анализ не может ничего дать — например, отсутствие фенотипической корреляции по какому-то признаку может быть достаточно ин­формативным. Изучение родословных в случае простых типов на­следования может оказаться исключительно важным, несмотря на то, что большинство психологических признаков полигенно. Тем не ме­нее, семейный анализ важен как дополнительный метод, позволя­ющий уточнить данные, которые получены с помощью других мето­дов психогенетики.

Контрольные вопросы

1. Каким образом оценивается изменчивость признака?

2. Назовите компоненты фенотипической дисперсии.

3. Что такое коэффициент наследуемости?

4. Назовите компоненты средовой дисперсии.

5. В чем заключаются генотип-средовые взаимодействия (G х E)?

6. Приведите пример взаимодействия «генотип—среда».

7. Охарактеризуйте типы корреляции «генотип—среда».

8. Приведите примеры активной и реактивной корреляции «гено­тип—среда».

9. Как корреляция «генотип—среда» сказывается на фенотипической изменчивости?

 

10. Что такое ассортативность браков? Приведите примеры.

11. В каком случае наследуемость признака будет равна нулю?

12. В каком случае наследуемость признака будет равна единице?

13. Охарактеризуйте основную идею, лежащую в основе близнецово­го метода.

14. Каким образом можно оценить наследуемость с помощью близне­цового метода?

15. Какие варианты близнецового метода применяются в психогенетике?

16. В чем ценность метода разлученных близнецов?

17. Перечислите основные проблемы, возникающие при применении
близнецового метода.

18. Назовите преимущества метода приемных детей.

 

 

Глава 4

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

Генетические исследования на человеке имеют целый ряд вполне по­нятных ограничений. В связи с этим представляют интерес исследо­вания генетических основ поведения у животных. Здесь можно при­менять методы селекции, получение инбредных линий, современные методы генной инженерии, избирательного выключения определен­ных генов, вызывать мутации и т.д. Инбредные линии, получаемые при длительном близкородственном скрещивании (не менее 20 по­колений), представляют собой идентичных по генотипу животных, поэтому все отличия, которые можно наблюдать среди животных од­ной линии, связаны с воздействием среды.

Возникает вполне резонный вопрос: насколько данные, получен­ные на животных, допустимо переносить на человека?

 

Сходство геномов

В последнее время успешно идет расшифровка геномов человека и ряда животных. Если сравнить геном человека и, скажем, геном мы­ши, то становится очевидным наличие большого числа гомологич­ных генов. У обоих видов в геноме насчитывается приблизительно по 30 тыс. генов, причем для 99% генов мышей имеются соответст­вующие гомологичные гены у человека. Более того, большая часть генов мыши и человека занимают области хромосом с идентичными последовательностями генов (так называемые синтеничные области). 96% генов мыши найдено в синтеничных областях. Данные сравни­тельного генного анализа показывают, что в ходе эволюции мле­копитающих линии, давшие, в конечном счете, человека и грызунов, разошлись сравнительно недавно — приблизительно 75 млн. лет то­му назад. Основные отличия между этими видами обусловлены не столько числом генов и тем, какие это гены, сколько тем, как эти ге­ны регулируются и взаимодействуют.


В любом случае не приходится сомневаться в том, что на молеку­лярном генном уровне между генами человека и мыши имеется зна­чительная степень гомологии.

Сходство поведения

В то же время на уровне поведения картина намного сложнее, и во­прос о том, насколько уместно сравнение поведения этих двух видов, требует тщательного анализа в каждом конкретном случае.

Следует отметить, что у млекопитающих наблюдается значитель­ное сходство в строении мозга и организации нейрональных систем, определяющих различные аспекты поведения. Следовательно, мож­но говорить о наличии общих нейроанатомических, нейрофизиоло­гических механизмов, лежащих в основе поведения. Имеется боль­шое сходство на уровне мотивационных процессов, таких как голод, жажда, страх, агрессия, половое поведение. Общими являются меха­низмы ряда форм обучения — привыкания, условно-рефлекторного обучения (классического и инструментального). Гомологичность (сходство) поведенческих механизмов проявляется и при реагирова­нии на фармакологические вещества. Одни и те же фармакологиче­ские агенты, оказывающие влияние на нервную систему и психику человека, вызывают сходные реакции у млекопитающих. Это касает­ся веществ, имеющих, например, седативное действие, или снима­ющих тревожные состояния и страх (транквилизаторов), психости­муляторов и т.п.

Все это заставляет полагать, что исследование генетики поведе­ния животных может оказать огромную помощь в выяснении психо­генетических основ поведения человека.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.