Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК КАК РЕГУЛЯТОР ЭКОНОМИКИ





Денежно-кредитная система

В рыночной экономике широко используются кредитные отношения, поэтому знание теоретических основ кредита является необходимым условием для рационального использования ссуд в качестве инструмента, позволяющего обеспечить удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах с целью получения дохода.

Кредит происходит от латинского «creditum» (ссуда, долг). В то же время переводится как «верую», «доверяю». В широком смысле слова – и с юридической, и с экономической точки зрения кредит – это сделка, договор между юридическими или физическими лицами о займе или ссуде. Один из партнеров (ссудодатель, кредитор) предоставляет другому (ссудополучателю, заемщику) деньги (иногда имущество) на определенный срок с условием возврата эквивалентной стоимости, как правило, с оплатой этой услуги в виде процентов.

В современных рыночных условиях все ссуды оформляются в виде денежного кредита, и кредитные отношения являются частью всех денежных отношений. Главное, что отличает ссуду от всех других форм денежных отношений, – это возвратное движение стоимости.

Под кредитом подразумевают все денежные отношения, связанные с предоставлением и возвратом ссуд, организацией денежных расчетов, эмиссией наличных денежных знаков, кредитованием инвестиций, использованием государственного кредита, совершением страховых операций и т.д.

Деньги выступают как средство платежа всюду, где присутствует кредит. Следовательно, кредит – особая форма движения денег.

Сущность кредита выступает в трех функциях:

1. Распределение денежных средств на возвратной основе. Эта функция четко проявляется в процессе предоставления на время средств предприятиям и организациям для удовлетворения их потребностей в денежных ресурсах. Таким образом, хозяйства обеспечиваются оборотным капиталом и ресурсами для инвестиций.

2. Созданиекредитных средств обращения и замещение наличных денег. Эта эмиссионная функция проявляется в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства, т.е. обороту предоставляются деньги как в наличной, так и в безналичной формах. Данная функция кредита обнаруживается и тогда, когда на основе замещения наличных денег происходят безналичные расчеты.

Кредитная система может создавать условия, позволяющие полнее использовать кредит для достижения поставленных целей; банкам и заемщикам рекомендуется использовать различные виды ссуд. Выбирая конкретный вид кредита, заемщики учитывают экономическую целесообразность, выясняют, позволяет ли данная форма кредита наиболее полно использовать ссуду для повышения их деятельности.

3. Контроль рублем. На базе кредитных отношений строится наблюдение за деятельностью заемщиков и кредиторов, оцениваются кредитоспособность и платежеспособность хозяйствующих субъектов, контролируется соблюдение принципов кредитования. Это дает основание говорить о присущей кредиту контрольной функции. Любой кредитор через ссуду контролирует состояние заемщика, стремясь предотвратить несвоевременный возврат долга.

Кредит может быть предоставлен не только в виде прямой ссуды, обусловленной заключенным договором, но также в формах аванса, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, если это вытекает из договора купли-продажи и не запрещено законодательными актами.

Принципами кредитования являются:

– возвратность;

– срочность;

– обеспеченность;

– целевое назначение;

– платность.

Возвратность означает, что средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды. Кредит как определенная система экономических отношений отличается от других денежных отношений тем, что здесь движение денег происходит на условиях возвратности. Следовательно, в данном принципе заключена сущность кредитных отношений: ссуда возвратна, и важно обеспечить возврат средств в установленный срок. И в этом смысле срочность, которая должна обеспечиваться в соответствии с установленными договорными рамками, выступает как важнейший принцип, основное условие возвратности кредита.

Обеспеченность ссуд как принцип кредитной сделки показывает, что имеющиеся у заемщика имущество, ценности, недвижимость или солидный гарант позволяют кредитору иметь уверенность в том, что возврат ссуженных средств будет обеспечен в срок. Данный принцип подразумевает реальное обеспечение предоставленных заемщику ссуд различными видами имущества или обязательствами сторон. В качестве обеспечения своевременного возврата ссуды кредиторы по договору принимают в залог поручительство и обязательства в других формах, принятых практикой.

Кредитор, давая ссуду под залог, проверяет обеспечена ли ликвидность залогового имущества, т.е. способность активов к превращению в деньги. Проверяются также способность ценностей к длительному хранению, стабильность цен на заложенное имущество, издержки по хранению и реализации залога. В зависимости от того, насколько заложенное имущество отвечает данным требованиям, определяется объем выдаваемой ссуды.

При кредитовании используются различные формы кредита:

Банковский кредит. Отличительной чертой банковского кредита является его строго целевой и срочный характер. В качестве субъектов банковского кредита выступает, с одной стороны, банк-кредитор, а с другой – предприятия, организации и население – заемщики. В условиях командной экономики все функции, связанные с обслуживанием кредита, выполнялись централизованно. Прямой банковский кредит давал возможность государству административно-командными методами распределять ссудный фонд, определять направления ссуд и порядок их возврата. Таким образом, данный кредит являлся важнейшим средством управления хозяйством. Такое административное распределение заемных средств не отвечает требованиям и условиям рыночных отношений.

По срокам использования банковский кредит делится на: краткосрочный; среднесрочный; долгосрочный.

Краткосрочный кредит предоставляется на период до одного года и служит одной из форм образования и движения оборотного капитала предприятий. Он содействует формированию их оборотных фондов, своевременному осуществлению расчетов, повышает платежеспособность и укрепляет финансовое положение хозяйств. Благодаря своей способности реагировать на изменяющиеся потребности заемщиков краткосрочный кредит представляется идеальным источником формирования той части оборотного капитала, которая подвержена наиболее частым колебаниям.

Большое значение для обеспечения потребностей в инвестициях имеют среднесрочный и долгосрочный кредиты. Эти средства обслуживают преимущественно капитальные вложения и используются на строительство новых производств, внедрение новых технологий и осуществление затрат, возмещающихся в течение трех–пяти лет.

Коммерческий кредит. Сущность коммерческого кредита состоит в том, что он осуществляет универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, обслуживает отношения между продавцами и покупателями конкретной продукции. Коммерческий кредит предоставляется продавцами покупателям как по открытому счету, т.е. не обеспеченному долговыми обязательствами, так и под долговые обязательства – векселя. Иначе говоря, поставщик предоставляет отсрочку платежа покупателю за отгруженные в адрес последнего товары или оказанные услуги.

Государственный кредит. Субъектами при государственном кредите выступают юридические, физические лица и государство. Государство размещает свои облигации и другие ценные бумаги среди государственных, кооперативных и частных предприятий, организаций, учреждений, а также населения.

Потребительский кредит. Он выступает в виде заемных средств, предоставленных банками, предприятиями или государством населению. Основные виды потребительского кредита: продажа товаров с рассрочкой платежа, ссуды на кооперативное жилье, индивидуальное строительство, на хозяйственное обзаведение, развитие фермерства, на операции ломбардов и т.д.

Межбанковский кредит – это такое предоставление кредита банками друг другу, когда у одних возникают свободные ресурсы, а у других их недостает.

Межхозяйственный кредит – это относительно новая форма кредита, здесь субъектами кредитных отношений выступают различные предприятия и организации, дающие средства взаймы друг другу. Межхозяйственный кредит имеет сходство с коммерческим кредитом, однако в отличие от последнего, носящего главным образом товарный характер, когда продаются товары с рассрочкой платежа, межхозяйственный кредит подразумевает предоставление денежных средств взаймы. Такие ссуды предприятия могут получать при временных финансовых затруднениях, для выполнения совместных программ, при оказании финансовой помощи корпорациями своим предприятиям и т.д.

Международный кредит – это кредит во внешнеэкономическом обороте государства и выступает обычно в формах коммерческого, банковского и межгосударственного кредита.

Кредитно-банковская система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.

Кредитно-банковские институты подразделяются на:

1) Центральный банк;

2) коммерческие банки;

3) специализированные кредитно-финансовые институты.

Центральный банк (ЦБ) осуществляет одну основную функцию – контроль за денежной массой и кредитом в экономике. Он занимает в кредитно-банковской системе особое место и является, как правило, государственным учреждением.

Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.

Специализированные кредитно-финансовые институты включают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования. Так, внешнеторговые банки специализируются на кредитовании экспорта и импорта товаров, а ипотечные банки и компании – на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и строений).

К системе кредитно-финансовых институтов относятся:

1. Инвестиционные банки, занимающиеся эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводящие операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют право принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. На сегодняшний день в России они немногочисленны.

2. Сберегательные учреждения, занимающие важное место в кредитной системе благодаря привлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал.

3. Страховые компании, для которых характерна специфическая форма привлечения средств – продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают прежде всего в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги.

4. Пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и структуре активов. Так, имеются застрахованные пенсионные фонды (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности – банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и многие другие.

5. Инвестиционные компании, размещающие среди мелких держателей свои обязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки ценных бумаг народного хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, так как из-за значительной диверсификации (вложение средств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за банкротства фирмы, в чьи акции вложен капитал. Так, инвестиционные чековые фонды в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.

Денежная система – форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закреплённая национальным законодательством. Денежные системы сформировались в XVI – XVII вв., хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. В денежных системах по мере их развития происходили существенные изменения.

Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги. В связи с этим выделяют два типа денежных систем:

- система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменены на металл;

- система обращения кредитных и бумажных денег, при которых золото вытеснено из обращения.

Понятие современной денежной системы включает в себя следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды денег; эмиссионную систему; государственный или кредитный аппарат.

Характерными чертами современных денежных систем являются:

- отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото;

- переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги;

- выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (в основном выпуск государственных ценных бумаг);

- преобладание в денежном обращении безналичного оборота;

- усиление государственного регулирования денежного обращения.

Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, а выпуск других денежных единиц запрещён. Официально соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается, а исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежит Центральному банку России.

Видами денег, имеющими законную платёжную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБ.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет, новых образцов, а также их описание публикуется в средствах массовой информации. Они обязательны к приёму по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более 5 лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платёжного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.

В связи с тем, что российская денежная единица – рубль – по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен устанавливается государством.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Инструменты кредитно-денежной политики, осуществляемой Центральным банком:

1. Операции на открытом рынке – наиболее важное средство контроля денежного предложения.

Термин «операции на открытом рынке» относится к покупке и продаже государственных облигаций федеральными резервными банками на открытом рынке – т.е. к покупке и продаже облигаций коммерческим банкам и населению в целом.

2. Понижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и тем самым увеличивает возможность банков создавать новые деньги путем кредитования.

Изменение резервной нормы воздействует на способность банковской системы к созданию денег двумя путями:

1) влияет на размер избыточных резервов;

2) изменяет размер денежного мультипликатора.

Так, например, в случае повышения установленной законом резервной нормы с 10 до 20% избыточные резервы понижаются с 3000 до 1000 руб., и в то же время мультипликатор текущих счетов понижается с 10 до 5. Следовательно, способность банковской системы к созданию денег падает с 30 тыс. (3 тыс. руб. × 10) до 5 тыс. руб. (1 тыс. руб. × 5).

Хотя изменение резервной нормы – это прием, обладающий мощным потенциалом, но на деле он используется не часто.

3. Изменение учетной ставки. Одной из традиционных функций Центрального банка является роль «заимодателя в крайнем случае», т.е. Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам, которые обладают твердым финансовым положением, но неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного получения дополнительных средств. Так, каждый Федеральный резервный банк предоставляет краткосрочные ссуды коммерческим банкам своего округа.

 

 

Государственный бюджет

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными отношениями. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) и, во-вторых, связаны с формированием и использова­нием централизованного фонда денежных средств, предназначен­ного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народ­ного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выпол­няя специфическое общественное назначение - по удовлетворе­нию потребностей общества и его государственно-территориаль­ных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самос­тоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу основных особенностей относятся следующие:

1. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособ­лением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований.

2. С помощью бюджета происходит перераспределение нацио­нального дохода, реже - национального богатства между отрас­лями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности.

3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задача­ми, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

4. Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенной спецификой.

Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Структура государственного бюджета представлена в табл. 5.

Таблица 5

Структура государственного бюджета

Доход Расход
   
I. Налоговые доходы: 1. Государственное управление
1. НДС 2. Международная деятельность
2. Акцизы 3. Национальная оборона
3. Таможенные пошлины 4. Правоохранительная деятельность, федеральная судебная система
4. Налог на прибыль предприятий 5. Фундаментальные исследования и содействие НТП

 


Продолжение табл. 5

   
5. Налог на доходы физических лиц 6. Промышленность, энергетика, строительство
6. Налог на совокупный доход 7. Сельское хозяйство и рыболовство
7. Платежи за пользование природными ресурсами 8. Охрана окружающей среды
8. Прочие налоговые доходы 9. Образование
II. Неналоговые доходы: 10. Культура, искусство, СМИ
1. Доходы от гос. имущества или от деятельности 11. Здравоохранение, физическая культура
2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 12. Социальная политика
3. Прочие неналоговые доходы 13. Обслуживание государственного долга
III. Доходы целевых бюджетных фондов 14. Финансовая помощь бюджетам других уровней
  15. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  16. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций
  17. Пополнение гос. запасов и резервов
  18. Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам
  19. Мобилизационная подготовка экономики
  20. Исследование и использование космического пространства
  21. Прочие
  22. Расходы целевых бюджетных фондов

 

 

В таблице представлена функциональная классификация расходов государственного бюджета, в которой выделены три группы расходов:

1) текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процен­тов, субсидии и текущие трансферты);

2) капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);

3) предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений государственного управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам, либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий, минус поступления, уменьшающие объем подобных требований или долевого участия в акционерном капитале).

В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято и в других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и Правительства.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень ведомственной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Третий уровень ведомственной классификации расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств.

Бюджетный дефицит – неравновесие доходов и расходов, возникающее в связи с превышением расходной части над доходной.

Мировая практика знает четыре основных способа решения проблемы бюджетного дефицита:

1. Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой и самый болезненный, т.к. государство обычно финансирует те нужды общества, которые не могут быть охвачены рынком в силу их неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества.

2. Изыскание источников дополнительных доходов. С ростом инфляции быстро растут абсолютные суммы доходов фирм и граждан, а значит, и налоги с этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен.

3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов. Самый легкий и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете – эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику – она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству нетрудно напечатать дополнительные деньги и выплатить ими повышенную зарплату. Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам, отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег – мотор инфляции, а бюджет всегда проигрывает "гонку" с инфляцией.

4. Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных орга­низаций, других государств и иностранных финансовых организаций. Подобно гражданину или хозяйственной организации государство при нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного государственного банка, но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государст­венный долг. Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Государственный долг в условиях развитой рыночной экономики включает задолженность центрального правительства (основная часть долга); местных органов власти; государственных предприятий и некоторые другие долги. В общей сумме государственного долга в современных условиях значительную долю составляет внешняя задолженность центральных правительств по займам и кредитам, привлекаемым ими из-за рубежа.

На современном этапе во всех странах размеры государственного долга непрерывно возрастают в связи с хронической дефицитностью бюджетов государств, ростом военных расходов.

Бюджетный профицит – превышение доходов бюджета над его расходами. Профицит может использоваться на: сокращение привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества; направление средств на погашение дополнительных обязательств; увеличение расходов, в т.ч. за счет передачи части доходов бюджетам других уровней; уменьшение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое законодательство.

 

 

4.3. Рыночный механизм формирования доходов и проблемы
социальной политики государства

Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода.

Рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства означает лишь одну “справедливость”: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, а также предельной производительности факторов. С этой точки зрения, например, совершенно справедливым будет низкий доход лиц неквалифицированного труда, спрос на который невелик. И также справедливым будет высокий доход брокера, сумевшего предугадать динамику цен. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.

Тем не менее уже в первой половине ХХ в. в промышленно развитых странах все более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. Особую популярность приобретают теория и практика “социального рыночного хозяйства”, означающие широкие социальные мероприятия, проводимые государством. Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Социальная политика государства – направление его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества, которое заключается в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).

2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

4. Дальнейшее совершенствование общественно-политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые может направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения. Понятие “доход” представляет собой показатель результатов экономической деятельности. Экономическая литература использует понятие “доход” как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на производство, а также долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, т.к. определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме ра<







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.