Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Если вы хотите помочь своему ребенку,





Забудьте слова «скажи» и «повтори»

хотя бы на первое время!

Занятия надо начинать как можно раньше


Необходимо подчеркнуть, что здесь и далее мы будем рассказывать о детях с сохранными двигательными функциями и нормальным физическим слухом, у которых отмечается задержка темпов речевого развития.

 
 

Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.

К сожалению, в соответствии со сложившейся у нас традицией, родители и педагоги не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее. Как правило, отсутствие речи или ее недоразвитие сказываются в школьном возрасте, когда недостатки речевого развития не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период в возрасте от 2,5 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.



Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений

Чем раньше вы обратите внимание

На уровень развития речи вашего ребенка,

Чем раньше вы окажете ему помощь,

тем эффективнее она будет

Как помочь ребенку


Возможность наблюдать за ребенком на протяжении ряда лет, вовремя начать коррекцию отклонений в речи ребенка, умение влиять на ход развития речи в предметно-практической и игровой деятельности ребенка, может быть реализовано теми лицами, которые постоянно взаимодействуют с ним родителями ребенка, воспитателями детского сада, гувернерами и др.

Естественно, что коррекционное воздействие должно отличаться от тех приемов и методов, которые обычно используются мамами для стимуляции речевого общения, и носить специфический характер. Успешность коррекции в большой степени зависит от уровня взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей. Именно родители и воспитатели детских яслей и садов осуществляют процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях. Еще более возрастает роль родителей и воспитателей в тех случаях, когда отсутствует логопедическая помощь.

Коррекционная работа требует много знаний и определенных навыков. Поэтому будьте внимательны, выполняйте все наши инструкции в строгом соответствии с написанным. Если что-то сразу не получается, посоветуйтесь со специалистом или внимательно перечитайте книгу. Каждый из этапов работы отмечен значком é. Не торопитесь перепрыгивать с этапа на этап. Все этапы являются строго обязательными в представленном порядке. Нам сложно определить, сколько времени потребуется для занятий на каждом из этапов. Продолжительность ежедневных занятий и общая продолжительность работы определяются индивидуально в соответствии с возможностями детей.

Основными задачами коррекционной работы с ребенком, имеющим начатки лепетной речи являются:

• развитие мотивационной основы речевой деятельности,

• формирование имитативных способностей.

Словарь для справок

Мотивация— побудительная причина, повод к какому-либо действию, поступку.

Имитация — подражание способности воспроизводить речь.

 

В норме, как мы уже говорили, речь ребенка формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. При этом постепенно происходит «подгонка» детского языка к языку взрослого на основе неосознанного языкового анализа, синтеза и способности к лингвистическим обобщениям.

Таким образом в ходе коррекционной работы прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.

Попробуйте сделать следующее

é

Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Создайте интимную, доверительную обстановку, говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.

é

Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Вы можете выбрать любую совместную деятельность, лучше доступную и интересную для ребенка игру.


Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би-би» или «Ту-ту»[1].


é

Пытайтесь установить словесный контакт с сыном. В ходе игры спросите ребенка: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», — с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним! Разумеется, что вопрос можно несколько изменять, например: «Как гудит эта машина?», «А сейчас поедет синяя машина, как она гудит?» и пр.

Можно переходить к реализации следующей задачи — формированию навыка эхолалии — отраженной речи. Для этого взрослый (мама, папа, бабушка, воспитатель яслей, в общем тот, кто занимается воспитанием ребенка) должен организовать специальное общение с ребенком в процессе совместной предметной деятельности или игры.

Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»!

Рассмотрим поподробнее приемы вызывания отраженной речи — имитации речивзрослого ребенком.

é

Взрослый (педагог) отбирает для имитации простые по звукослоговому составу 5-10 слов, названий окружающих предметов, например, одежды, игрушек, посуды, еды (1-2 группы), того, что ребенок любит больше всего. Для совсем маленьких детей можно использовать имена близких людей. При этом взрослый говорит на так называемом «нянькином» языке, в котором слова упрощены до лепета, много звукоподражаний, типа, мышь — пи пи кошка — мяу или киса и др.

Представим, что ребенок любит гулять (дело происходит зимой) и поесть, поэтому мы отобрали следующую лексику шуба, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка. Рассмотрим на конкретном примере, каким образом действует взрослый.

Взрослый во время проведения режимных моментов, в частности, во время одевания и еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребенком диалог образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко, т. е. утрированно. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого, по мере смены действий.

Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.

Взрослый: Что мы достали? — Шубу

Что это такое? — Шуба

Что сейчас мы надели? — Шубу.

Потом стали надевать на ребенка шапку.

Что мы достали? — Шапку.

Что это такое? — Шапка.

Что сейчас мы надели? — Шапку. И т.д.

И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действийс этим предметом.

Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль.

é

Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению вдиалог — после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.) Например:

Взрослый. Принеси тарелку. Что ты принес? ...

Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка...

Что это?.. Это тарелка. И т.п.

Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. Например:

Взрослый. Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы та-рел-ка.

Еще раз та-рел-ка.

Давай вместе та-рел-ка. Молодец!

Хвалите ребенка даже в том случае если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движением ваших губ.

Взрослый. Еще раз вместе та-рел-ка. Хорошо!

Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз сколько производятся оречевляемые действия.

Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внимание на то, что вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. Второе важное условие — ребенок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.

Если вам надоели занятия и наша книга, вы можете либо отказаться от дальнейших действий, либо позвать ребенка следующим образом. Иди сюда. Садись. Сейчас мы будем заниматься — говорить слова. Скажи «тарелка».

Дальше можно отдыхать и наблюдать, как речь ребенка формируется без вашего участия.

Если же вы хотите добиться результата четко следуйте нашим рекомендациям.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.