Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







По поручению прокурора в рассмотрении протеста может принять участие его помощник. Поручение должно быть надлежащим образом оформлено.





В определенных случаях возможен отзыв протеста. Право отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен, - прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения. См.: Кузьмин В.А., Китрова Е.В.Комментарий к федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). - Москва: ИГ «Юрист», 2007. С 55-64.

Отзыв протеста связан с тем, что мнение прокурора может измениться в результате установления новых, ранее не известных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он может быть отозван.

Представление об устранении нарушений закона

Представление прокурора - акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. В соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ" и рядом документов Генеральной прокуратуры, например Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10 января 1999 г. № 3 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях", нормативно-правовое регулирование нарушений закона может быть осуществлено вынесением представления прокурора. Оно вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона.

В представлении отражаются: орган, должностное лицо, которому оно вносится, источники информации об имевших место нарушениях закона, характеристика нарушений закона, анализ их причин и способствовавших им условий, требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств, указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений. Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную. Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, должны базироваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий. В числе требований, направленных на устранение правонарушений и их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлечения к ответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям. Разумеется, что в их действиях отсутствуют признаки преступления или административного проступка.



В нормативных правовых актах отсутствует детальное регулирование процедуры рассмотрения представления. Необходимо иметь в виду, что оно рассматривается безотлагательно. Срок рассмотрения представления не установлен, однако указано, что в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, с последующим сообщением результатов принятых мер прокурору в письменной форме. В месячный срок, с момента внесения, по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению названных в нем нарушений закона, их причин и способствовавших им условий. Между тем на практике месячный срок, отведенный на принятие мер, нередко воспринимается как срок рассмотрения представления. В каждом представлении, во избежание волокиты, должны содержаться четкие указания о сроках. В случае умышленного игнорирования изложенных в представлении требований прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении.

Присутствие прокурора на заседании коллегиального органа позволяет ему, во-первых, в случае необходимости дать разъяснения по существу возникших при рассмотрении представления вопросов и, во-вторых, иметь возможность более подробно аргументировать свою позицию по отношению к допущенным нарушениям. Обязательность извещения прокурора о дне заседания коллегиального органа обусловлена интересами обеспечения возможности личного участия прокурора в рассмотрении принесенного им протеста.

В целях эффективной реализации полномочий по надзору за соблюдением Конституции РФ в соответствии с ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" и рядом организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ (такими, как Приказы "О совершенствовании информационно-аналитической работы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации" № 55 от 9 сентября 2002 г., "О систематизации законодательства в органах прокуратуры" № 9 от 19 апреля 2004 г., и другими) органы прокуратуры стремятся своевременно выявлять и устранять противоречия между правительственными актами и законом.

В системе подзаконных актов особое место занимают Постановления Правительства Российской Федерации. Они принимаются по наиболее важным вопросам, и на их основе осуществляется конкретизация положений закона, обеспечивается проведение в жизнь их требований. От качества Постановлений в значительной степени зависит уровень правового регулирования различных сфер жизнедеятельности общества и государства.

Согласно требованиям настоящего ФЗ в силу своего должностного положения Генеральный прокурор информирует Президента РФ обо всех выявленных случаях несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ, российским законам. Назначение такой информации состоит в обеспечении условий для принятия мер по приведению данных актов в соответствие с законом.

В механизме обеспечения законности постановлений Правительства Генеральный прокурор РФ выступает как руководитель ведомства, чья деятельность подчинена целям обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, так как подзаконные акты, постановления Правительства должны в полной мере основываться на требованиях Конституции и законов РФ. Их несоответствие российским законам может вызвать крайне отрицательные последствия.

Получение сведений о несоответствии постановлений Правительства закону достигается усилиями всех звеньев прокурорской системы. Прокуратуры городов и районов, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним специализированные прокуратуры в случае получения соответствующей информации должны незамедлительно представлять ее в Генеральную прокуратуру РФ. Генеральная прокуратура РФ не только аккумулирует поступающие к ней данные, но и сама принимает активное участие в сборе такого рода информации на федеральном уровне.

Постановление прокурора

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности. Как уже отмечалось, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор правомочен вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. К тому же о результатах рассмотрения постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении должно быть в письменной форме сообщено прокурору.

Прокуроры и их заместители должны вынести постановление об освобождении из под стражи лица, содержащегося без законных оснований в учреждении, исполняющем наказание или меру принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Данное постановление, подлежит обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Кроме того, на досудебных стадиях уголовном процессе прокурор вправе самостоятельно принять любое процессуальное решение. Основные же процессуальные решения прокурора (органа предварительного расследования) фиксируются в постановлении.

Постановлением, к примеру, он может оформить следующие решения:

-- о признании гражданским истцом и привлечении в качестве гражданского ответчика (ст. ст. 54, 55, 137, 138 УПК).

-- о приобщении к уголовному делу вещественного доказательства (ст. ст. 83, 86 УПК).

-- о применении меры пресечения (ст. ст. 92, 101 УПК) и др. См.: Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов.-- М.: ИНФРА-М, 2004. С. 306-309.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.