Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Информационный блок к теме № 2 (занятие 2-3)





Информационный блок к теме № 2 (занятие 2-3)

Педагогическая категория – основное педагогическое понятие, которое выражает научные обобщения.

 

К основным педагогическим категориям относятся:

- образование

- воспитание

- обучение

- педагогическая деятельность

- педагогическое взаимодействие

- педагогическая технология

- педагогическая задача

 

  1. Образование

Образование- это целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения определенных образовательных уровней.

Принципы государственной политики в области образования

  1. Автономность – возможность образовательных учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать учебный план, порядок и периодичность промежуточной аттестации, систему оценок обучающихся (воспитанников).
  2. Адаптивность – приспособление системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников).
  3. Демократизация – предполагает ликвидацию монополии государства на образование и переход к общественно – государственной системе, в которой личность, общество и государство являются полноправными партнерами.
  4. Единство культурного и образовательного пространства – обеспечивает связь федеральной программы развития образования с национальными, региональными и муниципальными программами, учитывающими местные уровни социально-экономического и культурного развития, а также особенности местных образовательных систем.

Принципы отбора содержания образования:

- в содержание образования включаются основы всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира. Под основами наук понимается совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых факторов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы;



- в содержание образования включается все, что имеет общеобразовательное значение, т. е. значение для всех или многих сфер деятельности;

- в содержании образования необходима оптимально доступная и экономная логика развертывания основных знаний при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий;

- в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания;

- сознательность усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей;

- в содержание образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом;

- необходимо реализовать межпредметные связи.

Среди специальных принципов формирования содержания образования выделяются принципы формирования содержания предметов науки, в числе которых значатся:

- принцип соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки;

- принцип политехнизма;

- принцип единства и противоположности логики науки и учебного предмета.

Принципы формирования содержания из области искусства, куда отнесены:

- принцип единства идейного содержания и художественной формы;

- принцип гармоничного культурного развития личности;

- принцип идейной общности и взаимосвязи искусств;

- принцип учета возрастных особенностей.

Принципы по В.В.Краевскому:

- принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех его уровнях конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества;

- принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана;

- принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления обучающегося, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.

 

 

  1. Воспитание

 

Воспитание(в широком социальном смысле) – передача исторически накопленного опыта от старших поколений к младшим.

Воспитание (в узком социальном смысле) – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования определенных знаний, взглядов, убеждений.

Воспитание (в узком педагогическом смысле) – организация деятельности.

Метод воспитания –способ совместной деятельности педагога и воспитанника, направленный на реализацию целей воспитания.

Принципы воспитания

1). Принцип единства требований и действий всех воспитателей

2). Принцип воспитания в коллективе и через коллектив

3). Принцип уважения личности и требовательности к ней

4). Принцип опоры на положительное

Классификация методов воспитания

Методы формирования общественного сознания (методы убеждения)

1.1 Рассказ - монологичное изложение содержания нравственных, этических норм и правил.

1.2 Беседа – рассказ с опорой на знание и опыт воспитанников

Приемы убеждения человека в неправильности проступка

1). Сравнение с аналогичным проступком другого человека.

2). Подведение проступка под общий моральный принцип.

3). Анализ самого поступка.

4). Анализ объекта, с которым был связан проступок.

1.3 Диспут (дискусстя) – обсуждение острых вопросов по проблемам воспитания, результатом которого является взаимное изменение во мнениях сторон, представляющих различные точки зрения.

Методы организации деятельности

2.1. Упражнение – многократное повторение действий с целью формирования умения.

2.2 Приучение – метод воспитания, сочетающий в себе требование, принуждение и контроль.

Принципы обучения и закономерности.

 

Закономерности обучения.

Внешние (зависимость обучения от общих процессов и условий)

1) Социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения.

2) Целостность и единство педагогического процесса.

3) Единство и взаимосвязь теории и практики в обучении.

4) Единство и взаимообусловленность индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.

Внутренние

1) Обучение носит воспитывающий характер.

2) Результат обучения зависит от взаимодействия учителя и ученика.

 

Принципы обучения.

Принцип – исходное положение, определяющее дальнейшую деятельность.

  1. Научности (содержание обучения должно соответствовать объективным научным фактам, теориям, отражать современное состояние наук)
  2. Систематичности и последовательности (должно быть логическое построение содержания обучения, его процесса)
  3. Доступности (должен быть анализ материала с точки зрения реальных возможностей обучающихся, нельзя интеллектуально, морально, физически перегружать детей)
  4. Наглядности – «золотое правило» дидактики (Я.А.Коменский) (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию)
  5. Сознательности и активности (ученики – субъекты деятельности, они проявляют познавательную активность)
  6. Прочности (знания должно прочно закрепляться в памяти учеников, должно стать частью их сознания, основой привычек и поведения)
  7. Индивидуализации и дифференциации.

Индивидуализация – осуществление индивидуального подхода в соответствии с индивидуальными особенностями через систему индивидуальных заданий.

Дифференциация – осуществление индивидуального подхода к обучению в соответствии с уровнем подготовки, развития учащихся.

 

Принципы развивающего обучения.

- обучение на высоком уровне трудности

- изучение материала быстрым темпом

- ведущей роли теоретических знаний

- осознания процесса обучения

- работы над развитием всех учащихся

 

Методы обучения.

 

Метод – путь, способ организации деятельности.

Метод – способ совместной деятельности педагога и личности по достижению целей образования (обучения, воспитания).

 

Словесные

1) Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала.

Требования к рассказу:

- должен содержать только достоверные и научно-проверенные факты

- должен включать примеры

- иметь четкую логику изложения

- быть эмоциональным

- излагаться простым и доступным языком

- отражать элементы личной оценки рассказчика

 

2) Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого с точки зрения отдельных понятий, явлений.

 

Требования к объяснению:

- точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса

- аргументация и доказательство

- использование сравнений, аналогий

- яркие примеры

- безукоризненность логики изложения.

 

3) Беседа – диалогический метод обучения, при котором обучающий путем постановки тщательно продуманной системы вопросов, подводит обучаемых к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

 

Наглядные.

Значение:

- дает новые знания, формирует яркое четкое представление об изучаемом

- формирует абстрактное мышление

 

1) демонстрация и иллюстрация – использование различной наглядности и ТСО.

2) показ – специфический метод обучения, в основе которого лежит подражание.

3) наблюдение – вид самостоятельной работы обучающихся по заданию преподавателя.

 

Педагогическая задача

Педагогическая задача –осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.

Типы педагогических задач:

1. стратегические – отражают объективные потребности общественного развития, задаются извне;

2. тактические – приурочены к определенному этапу решения стратегических задач;

3. оперативные – текущие, встающие перед педагогом в каждый момент его практической деятельности.

 

Этапы решения педагогических задач:

1 – постановка педагогических задачи на основе анализа ситуации и конкретных и условий;

2 – конструирование способа педагогического взаимодействия;

3 – процесс решения педагогической задачи;

4 – анализ результатов решения педагогической задачи.

 

 

Информационный блок к теме № 2 (занятие 2-3)

Педагогическая категория – основное педагогическое понятие, которое выражает научные обобщения.

 

К основным педагогическим категориям относятся:

- образование

- воспитание

- обучение

- педагогическая деятельность

- педагогическое взаимодействие

- педагогическая технология

- педагогическая задача

 

  1. Образование

Образование- это целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения определенных образовательных уровней.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.