|
Информационный блок к теме № 2 (занятие 2-3)Информационный блок к теме № 2 (занятие 2-3) Педагогическая категория – основное педагогическое понятие, которое выражает научные обобщения.
К основным педагогическим категориям относятся: - образование - воспитание - обучение - педагогическая деятельность - педагогическое взаимодействие - педагогическая технология - педагогическая задача
Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения определенных образовательных уровней. Принципы государственной политики в области образования
Принципы отбора содержания образования: - в содержание образования включаются основы всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира. Под основами наук понимается совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых факторов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы; - в содержание образования включается все, что имеет общеобразовательное значение, т. е. значение для всех или многих сфер деятельности; - в содержании образования необходима оптимально доступная и экономная логика развертывания основных знаний при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий; - в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания; - сознательность усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей; - в содержание образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом; - необходимо реализовать межпредметные связи. Среди специальных принципов формирования содержания образования выделяются принципы формирования содержания предметов науки, в числе которых значатся: - принцип соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки; - принцип политехнизма; - принцип единства и противоположности логики науки и учебного предмета. Принципы формирования содержания из области искусства, куда отнесены: - принцип единства идейного содержания и художественной формы; - принцип гармоничного культурного развития личности; - принцип идейной общности и взаимосвязи искусств; - принцип учета возрастных особенностей. Принципы по В.В.Краевскому: - принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех его уровнях конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества; - принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана; - принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления обучающегося, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.
Воспитание (в широком социальном смысле) – передача исторически накопленного опыта от старших поколений к младшим. Воспитание (в узком социальном смысле) – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования определенных знаний, взглядов, убеждений. Воспитание (в узком педагогическом смысле) – организация деятельности. Метод воспитания – способ совместной деятельности педагога и воспитанника, направленный на реализацию целей воспитания. Принципы воспитания 1). Принцип единства требований и действий всех воспитателей 2). Принцип воспитания в коллективе и через коллектив 3). Принцип уважения личности и требовательности к ней 4). Принцип опоры на положительное Классификация методов воспитания Методы формирования общественного сознания (методы убеждения) 1.1 Рассказ - монологичное изложение содержания нравственных, этических норм и правил. 1.2 Беседа – рассказ с опорой на знание и опыт воспитанников Приемы убеждения человека в неправильности проступка 1). Сравнение с аналогичным проступком другого человека. 2). Подведение проступка под общий моральный принцип. 3). Анализ самого поступка. 4). Анализ объекта, с которым был связан проступок. 1.3 Диспут (дискусстя) – обсуждение острых вопросов по проблемам воспитания, результатом которого является взаимное изменение во мнениях сторон, представляющих различные точки зрения. Методы организации деятельности 2.1. Упражнение – многократное повторение действий с целью формирования умения. 2.2 Приучение – метод воспитания, сочетающий в себе требование, принуждение и контроль. Принципы обучения и закономерности.
Закономерности обучения. Внешние (зависимость обучения от общих процессов и условий) 1) Социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения. 2) Целостность и единство педагогического процесса. 3) Единство и взаимосвязь теории и практики в обучении. 4) Единство и взаимообусловленность индивидуальной и групповой организации учебной деятельности. Внутренние 1) Обучение носит воспитывающий характер. 2) Результат обучения зависит от взаимодействия учителя и ученика.
Принципы обучения. Принцип – исходное положение, определяющее дальнейшую деятельность.
Индивидуализация – осуществление индивидуального подхода в соответствии с индивидуальными особенностями через систему индивидуальных заданий. Дифференциация – осуществление индивидуального подхода к обучению в соответствии с уровнем подготовки, развития учащихся.
Принципы развивающего обучения. - обучение на высоком уровне трудности - изучение материала быстрым темпом - ведущей роли теоретических знаний - осознания процесса обучения - работы над развитием всех учащихся
Методы обучения.
Метод – путь, способ организации деятельности. Метод – способ совместной деятельности педагога и личности по достижению целей образования (обучения, воспитания).
Словесные 1) Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Требования к рассказу: - должен содержать только достоверные и научно-проверенные факты - должен включать примеры - иметь четкую логику изложения - быть эмоциональным - излагаться простым и доступным языком - отражать элементы личной оценки рассказчика
2) Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого с точки зрения отдельных понятий, явлений.
Требования к объяснению: - точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса - аргументация и доказательство - использование сравнений, аналогий - яркие примеры - безукоризненность логики изложения.
3) Беседа – диалогический метод обучения, при котором обучающий путем постановки тщательно продуманной системы вопросов, подводит обучаемых к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Наглядные. Значение: - дает новые знания, формирует яркое четкое представление об изучаемом - формирует абстрактное мышление
1) демонстрация и иллюстрация – использование различной наглядности и ТСО. 2) показ – специфический метод обучения, в основе которого лежит подражание. 3) наблюдение – вид самостоятельной работы обучающихся по заданию преподавателя.
Педагогическая задача Педагогическая задача – осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Типы педагогических задач: 1. стратегические – отражают объективные потребности общественного развития, задаются извне; 2. тактические – приурочены к определенному этапу решения стратегических задач; 3. оперативные – текущие, встающие перед педагогом в каждый момент его практической деятельности.
Этапы решения педагогических задач: 1 – постановка педагогических задачи на основе анализа ситуации и конкретных и условий; 2 – конструирование способа педагогического взаимодействия; 3 – процесс решения педагогической задачи; 4 – анализ результатов решения педагогической задачи.
Информационный блок к теме № 2 (занятие 2-3) Педагогическая категория – основное педагогическое понятие, которое выражает научные обобщения.
К основным педагогическим категориям относятся: - образование - воспитание - обучение - педагогическая деятельность - педагогическое взаимодействие - педагогическая технология - педагогическая задача
Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения определенных образовательных уровней. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|