Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Г. Действие правоприменительных актов по адресатам





ППА могут адресоваться российским лицам (гражданам, их коллективам и организациям) и иностранным лицам (иностранным гражданам, лицам без гражданства, международным организациям, другим государствам и организациям).

Нередко действие ППА по адресатам связано с их действием в пространстве. Так, ППА адресуются иностранным лицам в тех случаях, когда: а) иностранный гражданин имеет место жительства либо совершил определенные юридически значимые действия на территории России, б) иностранные или международные организации (их представительства и филиалы) расположены на территории России; и т.п. (см., например, раздел 5 АПК РФ и раздел 5 ГПК РФ).

Некоторые ППА распространяют свое действие не только на конкретных участников юридического дела, но и на иных граждан, должностных лиц и организации. Так, в соответствии со ст. 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России.

В случаях дипломатического (правового, судебного и т.п.) иммунитета действие ППА в отношении иностранных государств, организаций, граждан и т.п. допускается, как правило, лишь с согласия указанных субъектов, а также с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено ФЗ или межгосударственными соглашениями и международными договорами РФ (о судебном иммунитете см., например, ст. 251 АПК РФ).

Реализация правоприменительных актов

Проблема реализации ППА является одной из актуальнейших в юридической науке и практике. В 1996 г. реально было исполнено около 30% судебных актов. Ущерб от неисполнения только указанных актов составлял в России десятки триллионов руб. (см. [77.2000. № 7. С. 46; 78. 1997. 29 ноября]).

Не лучше обстоят дела с реализацией ППА и других органов. Тем самым в подавляющем большинстве случаев лишается смысла сама ПП судов общей юрисдикции и арбитражных судов, других органов, ущемляются права и законные интересы граждан, их коллективов и организаций, осложняется социальная напряженность в обществе, дискредитируется судебная система, падает авторитет иных органов власти, снижается ценность права и ПП в целом.

С целью устранения сложившейся ситуации в стране предпринята реформа исполнительной системы и существенно обновлена исполнительная нормативно-правовая база. Так, 21 июля 1997 г. приняты ФЗ № 118 “О судебных приставах“ и ФЗ № 119 “Об исполнительном производстве“, вступившие в силу 28 октября 1997 г. [59. 1997. № 30. Ст. 3590, 3591], а также дополняющие и конкретизирующие их акты Правительства РФ и Министерства юстиции РФ, изданы новые УПК РФ (2001 г.), ГПК РФ (2002 г.) и АПК РФ (2002 г.), происходит становление системы судебных приставов, проводятся другие юридические и организационные мероприятия, направленные на претворение в жизнь судебных актов и актов других компетентных органов.

В связи с этим наметились некоторые «сдвиги» в плане реализации судебных и иных ППА. Так, в 2001 г. реально уже было исполнено 45,1% ППА, в 2002 г. – 42%, в 2003 г. – 45,4%, в 2004 г. – 49,6% (см. [264. С. 12]). Между тем эффективность реализации ППА при нынешнем кадровом, финансовом, организационном и юридическом обеспечении остается весьма низкой. Например, в среднем на одного судебного пристава приходилось в 2001 г. 1218 дел, в 2002 г. – 992, в 2003 г. – 823, в 2004 г. – 979 дел, что в 20 раз превышает установленные Министерством юстиции РФ нормы нагрузки (см. [77. 2000. № 6. С. 28; 264. С. 14]). Получается, что каждый судебный пристав–исполнитель должен реализовать в день 4 ППА. При этом лишь около 20% приставов-исполнителей обладают высшим юридическим образованием. А ведь деятельность судебного пристава требует высокого юридического профессионализма: по каждому делу он принимает около 15 процессуальных актов.

Как показывает анализ практики и теоретических источников, создание эффективного механизма реализации ППА – это весьма сложная задача, требующая значительных усилий не только субъектов правотворчества и ПП всех уровней, но и ученых-юристов. К сожалению, этот аспект ПРП в настоящее время относится еще к малоизученным проблемам науки. А между тем, как уже было показано выше, все физические, организационные, материальные, финансовые, трудовые и прочие затраты компетентных органов сводятся по существу на нет в силу того, что принятые ими решения и акты не претворяются в реальную жизнь.

Осуществление ППА можно рассматривать с различных сторон, в разном качестве: заключительной стадии реализации права, специфического процессуального производства вида (подвида) ПП и ПРП в целом.

В качестве обособленной во времени и пространстве стадии реализация ППА выступает потому, что здесь продолжается процесс осуществления права, но уже на уровне претворения персонально адресованных и индивидуально-конкретных юридических предписаний, закрепленных в этих актах. На этом этапе происходит реальное удовлетворение потребностей и интересов людей, их коллективов и организаций.

С другой стороны, в данном случае можно говорить о процессуальном производстве, что находит отражение и в названиях отдельных разделов ФЗ (раздел 7 ГПК РФ называется «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов») и ФЗ в целом («Об исполнительном производстве»). Тем самым акцент делается на одном из важнейших аспектов реализации ППА – элементе процессуальной формы, особой процедуре принудительного и т.п. осуществления судебных и иных актов. Действительно, исполнительное, как и любое процессуальное производство в рамках соответствующей процессуальной формы (уголовно-процессуальной, гражданско-процессуальной и т.п.), характеризуется специфическим составом субъектов и участников, системой своеобразных связей и отношений между ними, особенностью оснований его возбуждения, процессуальных действий и операций, средств, способов и методов юридического воздействия на участников процесса и т.д.

Единый комплекс стадий, производств, процессуальных режимов и иных элементов, опосредующих реализацию ППА, образует, как правило, относительно самостоятельную отраслевую процессуальную форму. В отечественной юридической практике – это, например, уголовно-исполнительная процессуальная форма, которая обеспечивает порядок и условия претворения в жизнь всех видов уголовных наказаний.

К исполнению правоприменительных актов можно подходить и более широко, рассматривая его в качестве определенного вида ПРП или ПП, поскольку здесь существует специфика не только в ее внутренней (процессуальной) форме, но и во внешней форме (актах-документах субъектов исполнения), содержании, структуре, функциях, внешне объективированном опыте и т.п. (подробнее см. [13. Ч. 3]).

 

Глава 15. Интерпретационная практика в правовой системе общества

 

Глава 15. Интерпретационная практика
в правовой системе общества

Scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem

(Знать законы не значит держать в памяти их слова, но значит понимать их смысл и значение)

Цельз

Понятие интерпретационной практики







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.