|
МАРКФАБИЙ КВИНТИЛИАН (42 г. - ок. 118 г.)
Биография педагога
Воспитание оратора
Учение о природе человека
Воспитание до школы
Древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. После нескольких лет адвокатской деятельности занялся обучением юношей красноречию. Открыл в Риме собственную риторическую школу, которая вскоре стала государственной.
Квинтилиан — первый учитель, который получал жалованье от императорской казны.
Школа имела огромный успех. Особое внимание уделялось тщательности обучения ораторов, основательности широкого общего образования.
Педагогические идеи Квинтилиана приобрели особую мировую известность в XVI—XVIII вв., после того как итальянским гуманистом Поджьо был найден полный текст труда Квинтилиана Наставление в ораторском искусстве.
Состоит из 12 книг.
Книга 1. Домашнее воспитание мальчика, его занятия в грамматической школе.
Книга 2. Элементы риторического образования. Данные о сущности риторики.
Книги 3—7. Речь идет об «изображении и расположении» содержания.
Книги 8—11. Трактуют о возможностях слова и произношения.
Книга 12. Указания оратору, связанные с его жизнью и деятельностью.
Пути распознания способностей в детях:
1. Развитая память, которая должна проявляться в 2 свой ствах:
а) быстрая и легкая восприим чивость;
б) долгое удержание приобре тенного.
2. Раннее развитие в ребенке стремления к подражанию, в котором обнаруживается острота и переимчивость.
3. Тот, кого я представляю, должен без труда понимать учение: задавать вопросы, чаще следовать за учителем, чем предупреждать его; «Быстрые умы подобно преждевременным плодам почти никогда не вызревают».
— должны быть здоровые внешние условия для детского развития;
— хорошее произноше ние у кормилицы, родите лей;
— осторожный выбор: товарищей-сверстников и дядек-педагогов;
— систематические занятия греческим и латинским языками;
— «радостное обучение» через игру;
— использование метода наглядности в обучении;
— соблюдение чувства меры в нагрузках на детей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КВИНТИЛИАНА
Воспитание и обучение в школе
| Стадии метода обучения
| Требования к учителю и методические рекомендации
| Конечная цель — подготовить общественного деятеля, «который будет жить как бы перед лицом всего государства» (в школе привыкнет к многолюдию, будет преодолевать застенчивость). Коллективные занятия — соревнование. Самостоятельность. Творчество учащихся. Мягкая, но выдержанная дисциплина.
Грамматическая школа:
изучение грамматики, музыки, геометрии, гимнастики (овладение телом).
Риторическая школа:
принимает не полетам, а по успехам.
изучение риторики, философии (этика, физика, диалектика), истории и литературы.
| Подражание
Теоретическое наставление
Упражнение
| «Пусть он будет прост в преподавании, терпелив в работе, более старателен, чем взыскателен».
«Пусть учитель не будет раздражительным и в то же время пусть не потворствует тем, кто нуждается в исправлении».
«Должен служить во всем примером и образцом».
«Пусть учитель прежде всего вызовет в себе родительские чувства к своим ученикам».
«Замечать различие умов», узнавать, «к чему каждый из них является более способным от природы».
На похвалы не скуп и не расточителен.
Каждый учитель повышенных школ должен некоторое время преподавать в элементарной школе, вырабатывая методы работы с детьми и изучая их.
* * *
Школьные занятия должны быть построены в условиях маленьких групп учащихся, которые приходятся на одного преподавателя.
Для большего успеха учения — продолжительные перерывы между занятиями.
Не надо прибегать к физическим наказаниям. «Наказание кажется мне подлым... Дурной ребенок, которого не исправляют выговоры, привыкнет к побоям и станет с рабским упрямством их терпеть».
Предпосылкой успешных занятий будет соответствующее развитие памяти как устной, так и письменной.
Ученик должен быть поставлен в такие условия работы, которые обеспечат ему возможность самостоятельного и творческого отношения к изучаемому материалу.
Одновременно надо изучать если не все, то, по крайней мере, несколько предметов, из подлежащих обучению.
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|