|
ТГП в системе юридических наук.Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТГП в системе юридических наук. Все юридические науки объединяются общим понятием - правоведение. Их можно разделить на 4 группы: 1) теоретико-исторические науки: теория государства и права; история государства и права зарубежных стран; история отечественного государства и права; история политических и правовых учений. 2) отраслевые юридические науки - регулируют сферу общественных отношений: а) материальные: конституционные; гражданские; уголовные; муниципальные; семейные и т.д. б) процессуальные: гражданский процесс; уголовный процесс; арбитражный процесс; 3) специальные юридические науки (прикладные): криминалистика; судебная медицина, психиатрия, психология, бухгалтерия и т.д. 4) международное право: международное публичное право; международное частное право. Для рассмотрения соотношения названных групп юридических наук с ТГП необходимо использовать следующую методологическую схему: 1) выявить, в чем их сходство; 2) выявить признаки, определяющие различия этих наук; 3) установить, каким образом взаимодействуют рассматриваемые науки. Соотношение ТГП и истории государства и права (ИГП): 1 этап: 1) обе науки рассматривают государство и право в целом; 2) обе науки изучают все ранее существовавшие исторические типы государства и права; 3) обе науки изучают социально-экономические и другие причины возникновения государства и права; 2 этап: 1) ИГП исследует процесс развития государственных и правовых институтов конкретных стран в хронологическом порядке; 2) ТГП изучает данный исторический процесс в обобщенном виде, выявляя общие закономерности развития государства и права; 3 этап: 1) исторический материал является эмпирическим методом выявления теоретических закономерностей; 2) история зачастую опирается на выводы теории.
Значение ТГП для формирования политической и правовой культуры. ТГП представляет собой такую отрасль знаний, без освоения которой невозможно эффективно решать практические задачи и адекватно познавать явления окружающего нас мира в социально-экономической, политической и правовой сферах жизни людей. Это обусловлено тем, что: 1) ТГП является непременным атрибутом комплекса знаний о человеке, его поведении и активно способствует правомерному общению людей друг с другом, а в конечном счете их воспроизводству; 2) ТГП выступает в качестве своеобразной квинтэссенции всей юридической науки, в ней аккумулируются в концентрированном виде основные постулаты, достижения, прогностические модели юриспруденции. 3) ТГП исследует и освещает в обобщенном виде наиболее крупные, и важные явления жизни общества со времени перехода человечества в эру цивилизации. 4) ТГП сочетает прагматическое и теоретическое предназначение человеческих знаний в области государства и права. Оснащая политических работников необходимыми обобщенными государственно-правовыми знаниями, ТГП во взаимодействии с другими науками способствует выработке основополагающих идей и принципов, которые должны лежать в основе жизни социума. В этом отношении ее данные важны для каждого человека, его воспитания, выработки жизненной позиции. 5) ТГП не только вбирает в себя философские, экономические, психологические и иные научные разработки, но и сама доказывает необходимость и полезность правового воздействия на различные виды общественных отношений. В частности, аксиоматичным представляется теоретическое положение о невозможности легального существования экономических отношений без правового оформления. 6) То же самое можно сказать и о политических отношениях, когда они выходят за рамки корпоративных политических организаций и затрагивают интересы других лиц, их объединений или всего государства. 7) ТГП является обобщающей наукой. Она подводит итоги конкретных исследований, «выводит за скобки» общие, повторяющиеся в этих дисциплинах положения и данные, причем применительно как к определенному государству и праву, так и к государству и праву любого общества. 8) ТГП содержит элементы предвидения и занимает особое место среди юридических наук, взаимодействуя с другими естественными и общественными науками, обобщая данные отраслевых юридических наук и используя свой методологический инструментарий, она открывает новые явления в государственно-правовых сферах, формулирует тенденции, закономерности их функционирования и развития. ТГП стоит ближе других наук ко всему новому, неизученному и в силу абстрактного характера и общенаучного потенциала быстрее реагирует на это. Процесс разложения рода и возникновения гос-ва, отличие его от родоплеменной организации власти. Первобытное общество (общинно-родовое), охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется коллективным трудом и потреблением. Основной ячейкой первобытного общества, по мнению большинства ученых, был материнский род, который сменила при патриархате большесемейная, а затем соседская община. Развитие производства и общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, затем обедневших соплеменников, что вызвало появление социальных групп и государства. Отличия гос-ва от первобытной организации публичной власти. 1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. 2. Государство – это особая организация публичной власти, кот. уже не совпадает с волей всего населения, носит политический хар-р. Ее специфика в следующем: -если общ-ая власть первобытного строя выражала интересы всего об-ва и в ее формировании принимало уч-ие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы опред. социальной группы; -реал-ция пол-ой власти осущ-ся особым аппаратом гос-ых служащих, кот. отделены от об-ва и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие ff, получая за это денежное вознаграждение; -выполнение решений пол-ой власти обеспечивается специально созданным карательным аппаратом, аппаратом насилия (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.). Для содержания многочисленного аппарата гос. служащих, представляющего пол-ую власть, необходимы различные налоги и сборы. Сущность государства В научной литературе сущность гос. обычно рассматривается в двух аспектах: 1)С общефилософских позиций — как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия гос. как орг., например, от родового строя или от пол. партии; 2) с позиций соц. сущности, доминирования той или иной определенной соц. группы, чьи интересы прежде всего выражает гос. (например, интересы среднего класса во многих современных дем. гос.х). В этом случае может быть осуществлена типология различных государств по соц. признакам (например, феодальное, капиталистическое и т.д.). В настоящее время используются следующие основные подходыв к анализу сущности гос.: 1) теологический подход рассматривает гос. как богоустановленное явление (особенно в сочинениях исламских фундаменталистов); 2) с точки зрения арифметического (классического) подхода, который особенно широко используется в работах специалистов по международному публичному праву, гос. — это совокупность трех элементов: власти, терр. и населения; 3) сторонники юридического подхода к понятию гос., господствовавшего в юр. науке до Первой мировой войны, анализировали гос. с позиции совокупности правоотношений, нормативного единства; 4) соц. подход, господствующий. Ученые либерального направления (в нем много течений) в общем рассматривают гос. как юр. персонификацию нации. 5) Классовый, в рамках к-рого гос-во можно опре-делить как организацию политич.власти эк.господ-ствующего класса. Гос-во - ср-во обеспечения ин-тересов этого класса. В этом случае первоочеред-ное удоволетворение интересов этого класса мо-жет привести к сопротивлению других классов. От-сюда проблема в постоянной необходимости «сня-тия» сопротивления с помощью диктатуры, насилия. 6) Общесоциальный, в рамках к-рого гос-во можно определить как орг-цию пол. власти, создающую ус-ловия для компромисса интересов различных клас-сов и соц.групп. Здесь гос-во используется как ср-во для обеспечения главным образом общ.интере-сов, концентрирующих интересы различных клас-сов и слоев, большинства населения страны, упот-ребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Также можно выделить и рел., националь- ный, расовый и иные подходы к сущности гос-ва. Иначе говоря, сущность гос-ва многооаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Важнейший признак гос., хар.изующий его сущность, — гос.нная власть. Вследствие этого гос. — единственный орган легализованного и легитимного принуждения, насилия (лишь определенные полномочия этого рода оно может передать некоторым общ.нным институтам). Гос. обладает верховенством по отношению к другим институтам в общ., ему принадлежит гос.нный суверенитет.
Виды органов государства. Помимо принципа разделения властей органы государства классифицируются и по другим основаниям. 1) По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. 2) По объему властных полномочий - высшие и местные. 3) По широте компетенции - общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции, одного вида деятельности. 4) По способу формирования - выборные и назначаемые. 5) По особенностям деятельности и порядку принятия решений - коллегиальные и единоличные. 15. Бюрократизм и коррупция в государственном механизме. В отечественной литературе под коррупцией понимается подкуп, продажность государственных и муниципальных чиновников, использование ими властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы коррупции — взяточничество, подкуп, протекционизм и др. Коррупцию порождает возможность бесконтрольно и безнаказанно извлекать выгоду из должности, властных полномочий. В буквальном смысле слова «бюрократизм» означает власть «бюро», т. е. письменного стола, а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата. Формы проявления бюрократизма - формализм, волокита, канцелярщина (вместо решения вопроса по существу — отписка), бездумное, казенное отношение к делу и др. Для существования коррупции должны быть не только продажные чиновники, но и лица, имеющие немалые финансово-материальные возможности для их подкупа. Этим как раз и объясняется тесная связь коррупции с теневой экономикой и организованной преступностью. Коррупционные отношения осуществляются скрыто, латентно. Поэтому противодействовать коррупции очень непросто. Для противодействия ей необходима целая система антикоррупционных мер и средств, которую необходимо создать и постоянно совершенствовать. Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика — надежное лекарство против этой болезни. Сущность права Право – система общеобязательных, формально определенных юр. норм, выражающих общ-ую, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урег-ние общ-ых отн-й. Сущность права – это воля гражданского общества, направленная на рег-ние наиб. важных общ-ых отн-ий с целью поддержания порядка и обеспечения стабильности в д-ти различных Sв общественной жизни. В основе любого общ-го явления, в т.ч. и права, лежит соц. воля – стремление Sв общественной жизни достичь опред-х целей. Опр-ить сущность права – значит понять, волю каких соц. Sв оно выражает и какие цели они реал-ют через право в своей д-ти. Подходы к сущности права. 1. классовый. Право – система гарантированных государством юр норм, выражающих возведенную в закон гос-ую волю экономически господствующего класса (здесь право исп-ся в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса). 2. общесоциальный. Право – выражение компромисса между различными соц. слоями общества (право исп-ся в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гр-на, эк-кой свободы, демократии…). В пределах своих прав человек уверен и свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств. 3. дуалистический подход пытается соединить противоположности классового и общесоц. подходов. Соц. воля имеет 2 стороны: классовую и общесоц. Право как выражает волю эк-ки господствующего класса, так и несет в себе элементы воли всех осн-ых соц групп. В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изм-ся соотношение между классовой и общесоц. сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания современного цивилизованного общества сущность права все более меняется в сторону ее общесоц-ной направленности. Также можно выделить др. подходы: религиозный, нац-ый, расовый, когда опред-ые интересы доминируют в законах, правовых обычаях и нормативных договорах.
39. Проблема свободы в праве. Право как выражение свободы и как способ ее ограничения. Свобода – это закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (напр., свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.). Категория "С." близка к понятию "право" в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкого юридического механизма для реализации и обычно корреспондирующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (напр., предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая С. не имеет четкого механизма реализации, ей корреспондирует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную С. действий. Соотношение права и свободы: 1 т/з: право – средство ограничения свободы (Черданцев) 2 т/з: право – выражение свободы, гарантия свободы; свобода мысли + свобода совести = духовная свобода; 3 т/з Гегеля: свобода – познанная необходимость; свобода в социальном мире, государство как гарантия свободы, но и как ограничитель; 4 т/з Канта: "Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека; мой произвол ----//----". Соотношение свободы и произвола: часто отождествляется, но это не тождественные понятия: произвол – неразумная свобода, истинная свобода основана на разуме. Т/з Лосева: "Свобода есть совпадение того, что есть с тем, что должно быть" Свободен ли преступник в своих действиях? Он поступает как хочет, но его свобода мнимая, она – произвол. Свобода – то, что должно быть - это разум. Истинное понимание свободы возможно только с т/з этики (науки о нравственности).
40. Право и закон, их соотнош-е, значение этой проблемы д\правопонимания. Два подхода: 1. Узконормативный подход – право = система юридических норм. право = закон; вне закона права нет и быть не м. НО если под правом понимать т! N права (позитивистская теория), то вывод о тождестве права и закона неизбежен, т.к. вне источников права юр. N не сущ-ют. 2.Широкий – право включает не только нормы, но и правовые отношения + правовое сознание (Явич, Янковский, Кичикьян); П – нормы, ест права, субъективные права. Содерж-е созд-ся общ-ом и лишь придание этому содерж-ию норм-й формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется г-вом «Право созд-ся общ-ом, а закон — г-вом» Д.Б. ед-во прав-го содерж-ия и правовой формы. Прав-е содерж-е, не возвед-ое в закон, не имеет гарантий реализации => не явл-ся правом в точном смысле этого слова. Закон м.б. неправ-ым, если содержанием его становится произвол гос. власти (тоталитарное г-во). В наст. t господ-во узконормативного подхода ослаб-ет, но некот-е ученые его придерж-ся. Гуманистический смысл разграничения: П – критерий кач-ва З, уст-еи того, насколько последний признает права Ч, его интересы и потребности.
Основные теории права. Сущ-ет мн-во научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени. Наиболее известные теории: естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская. Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, вкл-ий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному соц явл-ию. Необходимо учитывать: ист усл-ия и культуру, позицию самого субъекта правопонимания, что понимается под источником права (Бог, космос, Ч). 1.В зависимости от соотношения бытия и сознания: Идеалистический подход – х-но теологическое учение; материалистический – обусловленность право эк базисом, зависимость права от г-ва, его обеспеченность принудительной силой г-ва. 2.В зависимости от источника права – г-во или природа Ч => ест-пр и позитивистская теории. 1. Позитивистская теория права: право = источник права (Бергб, Шершеневич) отждествление рпава и закона, гос-во делегирует субъективные права и уст-ет юр-е об-ти в нормах права,, составляющих закрытую совершенную систему; "+": стабильный правопорядок, детальное изучение догмы права – стр-ры правовой нормы, осн-ний юр-й отв-ти; "-": искусственная ограниченность права от фактических общ-х отн-ний, отсутствие возм-ти нравственной оценки пр-х явлений; 2. Марксизм: как вариант позитивизма – право – воля господствующего класса, возведенная в закон => право = закон (его содержание - воля) 3. Нормативистская теория (Кельзен) разновидность позитивизма; право – система юридических норм: состоит из основных норм, из нее выводятся другие нормы, право стройная иерархическая пирамида во главе с основной нормой, юр сила кж нормы зависит от вышестоящей, нормы право излагаются гос-вом и обеспечивается его принудительной силой.; "+": позволяет создать совершенную систему зак-ва, обеспеч-т режим законности, единообразное применение норм, позволяет четко обозначить права и об-ти субъектов, абстрагироваться от классово – политических хар-к права; "-": отрицание обусловленности права потребностями общ-го развития, игнорирование естественных и нравственных начал в праве. 4. Социологическая теория (дюги, Муромцев): в основе субъективное право (третий элемент) => право те реальные правовые связи, которые имеют люди. Остальное вторично. Есть реальное право и "книжное" право (они могут не совпадать), т/е право следует искать не в книге, а в реальной жизни, в основе рпав общественное отношение, защищенное госв-ом. 5. Психологическая теория: Петражицкий: Право = правовые эмоции, право зарождается в психике человека. На основании психологических правовых эмоций создается позитивное право, право – конкретная психическая реальность - - правовые эмоции чел-ка, к-е делятся на переживание позитивного права и переживание интуитивного личного права. 6. Школа естественного права (др Рим, греция, Сократ, Плутон, Демокрит): естественное право носит человеческий характер, права человека определяются природой человека, а не гос-вом. Но эти критерии д/б признаны гос-вом => позитивное право является производным от естественного, т/е выявление справедливых начал в праве, заложенных самой природой. 7. Теологическая теория: права человека имеют божественное происхождение, но отображаются в человеческом уме, который имеет естественный характер. Проблема выбора теории является основной, в любой теории есть элементы истины. Проблема выбора основного из трех элементов в праве => зависит от истинности теории. Возможно признать данные теории равными – интегральная теория права, но невозможно объединить основания различных элементов, все = есть производные, а есть основной среди них. Т/з лектора: основным является естественное право, субъективные и позитивные элементы производны. Позитивное право рассматривается ткак юридическое средство, с помощью которого реализуется естественные права человека. Центр правовой системы – человек, а гос-ные источники права – орудия реализации естественных прав человека. Право и мораль М – исторически складывающаяся в общ-м сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отн-х людей. Общие черты П и М – общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соотв-е опред-му типу культуры, направл-е на орг-цию общ-х отн-ний. Отличия: 1) пр нормы – возникают в процессе ф-ия институтов общества и г-ва, отделены от правосознания. Мораль формируется в дух жизни, опирается на представления общества о добре и злепорядочности, справедливости, которые вырабатываются философией, религией, искусством. 2) Формы сущ-ия: пр нормы закреплены в опр документальных формах, д. отвечать строгим правилам, круг субъектов ограничен. Моральные нормы сущ-ют в общ сознании, в виде принципов идей. 3) Воздействие П происходит ч/з мех-м пр рег-ия, обеспечивающего перевод общих правил в конкр ПиО. Морал нормы воздействуют путем формирования внутр убеждений и установок. Юр нормы обеспечены гос принуждением, мораль обеспечивается влиянием общественного мнения, здравым смыслом людей. 4) Морал нормы, в отличие от правовых, д-ют на отн-ия, не подконтрольные г-ву. Взаимод-ие ПиМ сложно: П поддерживается общ сознанием, следование праву входит в число морал ценностей, а общечел ценности (жизнь, свобода) закреплены в юр актах => эти ценности основные для ПиМ. Но существует групповая М, кот. Может не совпадать с общественной (криминальные слои), при изм-ях в обществе переход к новой морали ос-ся медленнее, чем модернизация пр норм. Взаимод-ие МиП регулятивно, происходит гармонизация их взаимод-ия.
Нормативный акт. Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Признаки НПА: · издается уполномоченным государственным органом; · обладает определенной юридической силой; · регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер; · имеет конкретную сферу применения; · охраняется от нарушений правоохранительными органами государства; · обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику. · точно фиксирует содержание правовых норм · занимает строго определенное место в иерархической системе источников права · может быть издан оперативно, в любой части изменен. · обладает четкой внутренней структурой. Система НПА: · Конституция РФ · ФЗ · НПА Президента РФ. · НПА Правительства РФ · Акты ФОИВ · Нормативные акты ОГВ субъектов РФ · Локальные нормативные акты. Закон. Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1. Закон — это юридический документ, содержащий нормы права. 2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха) или референдума всего народа. 3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе, нуждающиеся в юридическом урегулировании законом. 4. Закон обладает высшей юридической силой, проявляющейся в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы. 5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов или судов. Виды: ФКЗ; ФЗ; Законы субъектов.
Действие НА во времени. Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, имеют в виду три существенных обстоятельства: · момент вступления его в законную силу; · прекращение его действия · применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона). В РФ нпа вступают в силу одним из следующих способов: · в результате указания в тексте нормативно-правового акта иа календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу; · в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например: «с момента подписания», «со дня опубликования» и т. д.); · в результате применения общих правил, указанных в законодательстве. По этим общим правилам законы, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Нормативно-правовые акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, а акты Правительства РФ — со дня их подписания. Акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу с момента опубликования и, как и иные акты, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ, нормативных актов муниципальных органов определяется ими самостоятельно. Прекращение действия нормативного акта происходит в результате: · истечения срока, на который был принят юридический документ; · объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в акте более высокой юридической силы или в акте того же уровня); · принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений; · устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию. НПА не имеет обратной силы и действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. НПА может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия.
Юридическая техника Юридическая техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа. Общие требования, предъявляемые к текстам проектов нормативных актов: · конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования; · логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой; · отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства; · ясность, простота применения и понимания терминов; · отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся словосочетаний («присовокуплять», «довольствие», «деяние»); краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу. ЮТ – система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эф-сти. Осн-й От – текст пр актов, информационное воплощение юр-их предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности. Задача ЮТ – структурировать пр материал, совершенствовать язык пр актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень ЮТ символизирует Ур-нь пр культуры конкрет об-ва. Технич ср-ва ЮТ: · юр термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания пр акта) · юр конструкции (специфич строение нормат материала, складывающееся из опред сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обяз-тей, запретов, приостановлений, наказаний…) Технич правила: 1) ясность и четкость, простота и доступ-ть языка пр актов, 2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения пр предписаний, 3) последоват-ть в выражении юр инф-ции, 4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее ед-во пр материала. Технич приемы: · Способы, фиксирующие офиц реквизиты – наим-ние пр акта, дата и место его принятия, подписи д/л… · Структурная орг-ция пр акта: вводная часть – преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов… Правовое воспитание. Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Обычно говорят о правовом воспитании В широком смысле - речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. В узком смысле - оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.
Формы реализации права. 1. С позиций уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений: · реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности; · реализация (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; · реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм. 2.По субъекту реализации права: · индивидуальная · коллективная 3. По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой норм · соблюдение (реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом). · исполнение (требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний). · использование (направлено на осуществление правомочийлица и, следовательно, по его усмотрению здесь могут иметь место как активное, так и пассивное поведение). · применение права (властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты).
Мусульманская ПС. Прав.система- сов-сть права, юр.практики и господств. идеологии отд.гос-ва. Происхождение. Часть шариата, компонент религии, VI-VII века – муххамед от имени Аллаха адресовал основные правила поведения, которые стали дополняться. Значительную роль сыграли правоведы и судьи, мусульманское право – П юристов. К концу X века канонизировалось, судьи лишились права выносить решения по своему усмотрению, можно выбо руководствоватьчся толком народа => национализация права, однако были созданы нормы-принципы, придающие мусульманскому праву целостность. С XIX века происходит заимствование европейской ПС, которое в некоторых странах вытеснило мусульманскую ПС (Турция), в других наоборот его влияние усугубляется (Пакистан, Судан). Особенности. Норма – правило, адресованное Аллахом, основано не на логике, а на иррациональных, религиозных догмах, бесспорно и абсолютно. Нормы не являются управомачивающими или запрещающими, в их основе лежит долг. Источники. Коран – 114 сур (глав), состоящих из стихотворных фрагментов – речи Мухаммеда – это не конституция и не кодекс, но самый авторитетный источник. Сунна – сборник преданий о жизни Мухаммеда. Иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов. Кийяс – решение по аналогии, но анализируется религиозная идея. Закон – существует и часто идет в разрез. Религиозно-правовая доктрина и обычай (незначителен). Структура. Нормы объединены вогруг тех или иных религиозных учений, вместе с тем сохр-ся отраслевой принцип (право «личного статуса», деликтное, гр-пр). Все поступки подразделяются на 5 категорий: обязательные. Рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. Также можно поделить на нормы-принципы и возникающие эмперическим путем (сунны).
Право и экономика. Право – система общеобязательных, формально определенных юр норм, выражающих общ-ую, классовую волю, уст-мых и обеспеч-мых гос-вом и направленных на урег-ние общ.отн-й. Эк-ка – сов-ть производственных отн-ний, способ произ-ва конкр. об-ва. Право воздейст-т на эк-ку изнутри, а г-во обеспеч-т внеш-е усл-я ее функц-я. Право и экон-а: 1.Право – естеств-я форма эконом-х отнош-й. Все др. формы (традиц-я, религ-нрав-я, директивно-гос-ая) не явл-я оптим-и, т.к.не отвечают потребностям рын-й эк-и 2.Право- способ закрепления эконом-х отношений. 3.Право- способ саморегулирования экономики. Юр.свобода — необход- усл-е д\ выявл-я экон-й необход-ти. Производ-ль сам регул-ет экон-еские аспекты своей деят-и и делает это по праву и благодаря праву, с помощью кот-го его свобода закреплена и защищена. Г-во и экон-а: 1. Охрана экон-го простр-а страны 2. Обеспеч-т внутр-е единст-о и стаб-ть общ-ва 3. Г-во – S Эконом-х отнош-й. ех: бюджет, соц-е f-и 4. Контр-я и защит-я f-и. ех: антимонополь-е рег-е, контроль кач-ва и др.Воздейст-е г-ва не д. б. чрезмер-м и негат-м (сов-е t). Малько А.В. – 2 подхода к соотношению эк-ки и права: 1) первичные факторы развития об-ва – интер Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|