Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Функцыянальная структура бібліяграфіі





Функцыянальная структура бібліяграфіі

У межах канцэпцый функцыянальнай “дапаможнасці” бібліяграфію разглядаюць як дапаможную сферу дзейнасці і адпаведна функцыянальная структура яе абумоўлена задачамі, якія яна выконвае ў адносінах да гэтых сфер дзейнасці. Такі пералік функцый у прынцыпе не можа быць абмежаваным. Згодна падыходаў функцыянальнай самастойнасці трэба выдзяляць функцыі, якія яна сама выконвае як грамадская з’ява, для выканання якіх яна з’явілася і якія адрозніваюць яе ад іншых сфер чалавечай дзейнасці. У апошнія дзесяцігоддзі развіваюцца якраз такія падыходы. Яны прадстаўлены ў дакументаграфічнай канцэпцыі, распрацаванай А.П.Коршунавым, інформаграфічнай (ідэаграфічнай) Н.А.Слядневай, когніталагічнай (когнітаграфічнай) В.А.Факеева, культуралагічнай М.Р.Вохрышавай, упраўленчай А.А.Грачыхін і інш.

Коршунов выделяет 3 основных общественных функции библиографии – поисковую, оценочную, коммуникативную.

Б-гр информации свойственна двойственность, отражающая в себе двойственность отношения «документ-потребитель инфо». С одной стороны, библиографическая информация основана на документе как непосредственном объекте библиографирования. Отчуждая от документов, организуя и упорядочивая сведения о них, библиографическая инфо отражает документальные потоки, причем это может делаться вне зависимости от потребителя, его инфо потребностей и целях чтения. В результате происходит б-гр упорядочение отношений между д-ми, но не между д-тами и потребителем. С другой стороны, б-гр инфо обрасчена к потребителям как к объектам би-гр воздействия.

Б-гр потребности можно определить как осознанную потребность в информации, необходимой для получения недостающих знаний.

Формирование б-гр потребностей. В основе процесса находится инфо потребности, имеющиеся у потребителей. В процессе базовой деятельности (профессиональной, учебной и др.) в условиях недостатка инфо для достижения поставленных целей появляется проблемная ситуация. В ходе осознания этой ситуации у потребителя возникает потребность.

Основные потребности- это наиболее общие и простые читательские потребности, свойственные читательскому миру в целом. Они не зависят от изменений состава и внутренних специфических характеристик потребителей инфо.

Групповые- обуславливаются спецификой конкретно-исторических образований различной степени общности (государств, классов, партий и т.д.). Эти факторы многообразны, подвижны, исторически изменчивы.

Индивидуальные- это потребности отдельных потребителей, в котором находят свое реальное субъективное выражение потребности любого вышестоящего уровн

Соответствия межу потребностями и документами:

Формальные – сводится к решению задач библиографического поиска.

Содержательные- доведение до потребителей сведений о прошлом, настоящем и будущем потоках документально зафиксированной информации.

Ценностные- рекомендация только таких документов, которые соответствуют уровню подготовки и потребностям определенных групп потребителей, а также заранее запланированным целям информационного воздействия т.е. осуществляется оценка д-ов по самым различным критериям.

Функции: Поисковая, Коммуникативная(оповещение), Оценочная (рекомендация).

Качества библиографической информации:

БИ вторична;

БИ обеспечивает идентификацию документа

БИ, функционирующая в форме биб-гр. пособия, обладает интегральным(не свойственным отдельной б-гр записи) качеством отражения формальной и содержательной структур любых документальных массивов и потоков.

БИ свойственно комплексное информационное содержание, оно включает не только б-гр, но и первично научную, публицистическую, художественную и другие виды информации.

Двойственность БИ, отражает двойственность отношений «документ – потребитель информации»

БИ стандартна, организована по определенным правилам.

 

Билет №18

НББ як цэнтр ІБЗ СГК.

засн. 1922 годзе.

садзей-ць сац-экан. раз-цю, навукі, адукацыі.

адментныя састаўнымі часткамі універ. ф-ду б-кі:

5)ф. нацыянальн. д-аў

6)д-ў па бел-зн-ве

7)замеж.л-ры

8)дэпазіт. зах-ня д-ў міжнар. арганіз-й

Брг. дзей-ць ажыц-ца па накір-ах:

2) фармір-не праблемна арыен-х БД (“ Гісторыя Б-сі”, “Чарнобыль”, “ Кул-ра і мастацтва Б-сі”, “ НББ”, “ Кнігазн-ва”…)

З 2000 б-ка генерыруе БД “ Д-ты міжнародных арганізацый”(апісанне д-аў ААН, АБСЕ, Савета Еўропы)

2) выдавецка-брг. работа па напрамках:

А) выд-не бягучых брг. пак-аў:

---беларусазн-чыя (“ Новая л-ра па гісторыі і гістарыч. навукам Б-сі”, “ Новая л-ра па к-ры і мастацтву [Б-сі]” – з 1997 г. –не выдаецца на паперы; “ Чарнобыль”

---пак-кі новых паступленняў сац-гум д-ў у фонд б-кі:

“ Грамадскія навукі” – з 1969 -2003 –на паперы, з 2004 –у элект. фармаце;

“Сістэматычны пак-к неапуб-ых д-аў па к-ры і мастацтву”

Зводныя бгр. дап-кі, якія інфармуюць аб новых паступ-ях замеж-ых кніг і перыяд-х выд-ў:

“Зводны каталог новых замеж-х кніг, якія паступілі ў б-кі Б-сі”

“Зводны пак-к замеж-х перыяд-х выд-ў, выпісаных б-мі на ….год”

--- бгрф. пак-к у дапамогу рэтраспек-му камплектаванню БФ (“ Сводный указатель л-ры, предлагаемой для перераспределения” (2 раза в год, групоўка –ББК))

Б) рэтраспек. бгр. выд-ні

---пак-кі беларусазн-чага зместу (“ Гісторыя Б-сі. Феадалізм і капіталізм”, “Беларусь у ВАВ”, “ Археалогія Б-сі”, “Гандаль і грам-ае харчаваненне Б-сі”(разам з б-кай БДЭУ)

--- пак-кі асобных відаў д-аў крыніцазн-чага хар-ру (“Падпольныя перыядычныя выд-ні на Б-сі у гады ВАВ”, “ Савецкая Б-сь ва ўспамінах сучаснікаў”)

--- пак-кі выд-ў НББ і л-ры аб б-цы

--- персанальныя пак-кі (“ Мікалаў Міхайлавіч Улашчык”, “ Доўнар- Запольскі”)

В) ак цэнтр рэкамендацыйнай бгр-фіі:

НББ шырока адлюст-ае л –ру сац-гум тэматыкі у штомес. бюл-не “ Новыя кнігі: па старонках беларускага друку”(раздел –“Навінкі бел. друку”, падразд “Пра Б-сь і беларусаў”, тэматычныя бгр. спісы, памятныя даты)

Г) падрыхтоўка электроных бгр. выд. на СD-ROM:“ Б-сь у ВАВ”

“История раннего христианства” элект. рес-с

У складзе брг. рэс-ў б-кі функцыянуюць картатэкі –матэрыялаў ААН і нармат-прававой інф-цыі

Абслугоўванне кар-аў ажыц-ца б-кай з выкарыст-нем усіх наяўных рэс-ў б-кі: ДБФ, элект. кат-аў, праблемна-арыент. БД і набытымі БД (расійск. кніж. палаты, б-кі Кангрэса ЗША, ІНІОН РАН)

Рашэннем калегіі М-ва культуры на НББ ускладзена задача метад-га забесп-ня дзейнасці цэтраў прававой інф-іі.

Б-ка ажыц. міжвед. каардынацыю выд-ня бгрф. дап-ў і фармір. элетрон. брг. рэ-ў.

Згэтай мэтай з 1994 г у “ Зводным плане” падрых. бгрф. выд. навук. б-мі Б-сі змяшчаецца інф-я аб генерыруемых б-мі БД. У 2006 г –гэтая інф-я прадстаўлена на СD-ROM-е

Як цэнтр навук. далед-ў- бказн-ў, брф-заў, кнігазн-ў, інфарматыкі –дасле-не праблем ІБЗ СГК – канференцыя “ Бгрф. забес-не праграмы “ Спадчына””

У працэсе падрыхтоўкі бгр. выд. і электрон. брг. рэс-ў СГтэм-кі б-ка супрацоўнічае т-кі з б-амі розных тыпаў, але з Польск. Акадэміяй навук, Беластоцнім навук. таварыствам, ін-там навукі і мастацтва ЗША, ін-там славяназн-ва і балканістыкі РАН …

Прэзідэнская бібліятэка.

Была створана як урадавая ў 1933г. З 1994 г.з падпарадкаваннем Абміністр. прэзідэнта мае статус навуковай. Склад фонда шматгаліновы. Б-ка з’яўл. нац. давед.-інф. цэнтрам і цэнтрам МБА. З 1994г. выконв. ф-ыі дэпазітарыя дакументаў міжнарод-га банку рэканструкціі і развіця.

Карыстальнікі б-кі маюць доступ да:

- элек. катал. кніг (з 1996г.)

- элек. карт. артыкл. (з 1995г.)

- элек. серыял. выд. (з 1996г.)

- элек. ктал. выд. сусв. банку (1996г.)

У б-цы вядзецца фамрір. прабл.-арыент. БД:

- “Ист. фабрик и заводов РБ” (на осн. аднаім. трад. картат., які вядзецца з 1944г.),

- “Грам. і паліт. дзеячы Бел.”(на базе аднаімен. картат., якая укл. инф-ыю пра дзеячащ з 1920г.).

- “Даты”- склад. з 2-х част.:

1) Выд., падараваныя прэзідэнту,

2) Выд., падар. б-цы.

Выдав.-б/гр. дзейнасць ажыц. па наступ кірунках:

1) Бяг. б/гр. выд-ні:

а) “Дзяржава і права” (адлюстр. л-ру па паступ. у б-ку).

б) “Парламент дзён. Тэорыя і практыка.“ (адлюстр. л-ру аб орг. заканад. улады краін свету).

в) “Л-ра па пыт-ях месца кір-ня і самакіраваня” (з 1949г. да 2002г. выд. пад назвай “Л-ра па пыт. дзярж. кір-ня”.

2) Рэтраспект. б/гр. выд. па экан., дзярж. і праве:

а) Беларусазнаўства:

- па эканоміцы:

“Народнае хоз-во Бел. ССР 1917-1963: 10 выпус. капазальніка.

“Развитие и размещ. произ-ых сил БССР” Сумар. хранал. ахоп. 1964-1990г.

“Экан. РБ (1991-2000).-б/гр. штогоднік.

-па дзярж. і праве: (беларус.знав. выд. немнога)

“Саветы депутатов трудящихся БССР 1966-1975.”

Зараз б-ка працуе над б/гр. праектам па гістор. права РБ. Разам з нац. цэнтрал. прав-ой інф. б-ка працуе над інф-м праектам “Канстытуц. прав Бел.”.

б) Паказа-кі па актуальн. для экан. і прав.у Бел. праблемах:

-“Дзелавы чалавек”

-“Уласнасць. Прыватызацыя”

-“Рэсурсазбераженне”

-“Экалагічнае права”

Асн. накірункі б/гр. кола карыстальнікаў у Прэз. б-цы:

1) Дав. б\гр апбслуг-не. (Б-кі адна з першых у Бел. укараніла дав.-папераджальнае абслугованне.

2) Б\гр. інфармавенне б-ка ажыц. штодзеннае інф-не прэз=та, супрац. адмін. прэз. у форме дайджеста прэсы па тэмах:

-Президент и его окружение

-Политическая элита

-Экон. реформы РБ

Б-ка ажыц. індывід. інф-не дэпутат. Нац. сходу і загад. управлен. Сав. мін., а так самасупрац-аў пасольства РБ у замеж. странах.

Б-ка аказвае плат. б/гр. паслугі:

-Інф-не па УБК

-Даветкі пб нарм.-прав. актах

-Рассылка б/гр. спісаў нов. паступ.

-Пошук інф. на сайтах У Інтернет.

У б-цы інтарнет доступ да б\гр. –іі б-кі. Сайт preslib.org.by

Падтрым. кантакты з б-ка кангрэса ЗША, Нац. парлам. б-ка Укр., б-ай сейма Польшчы, б-кі РФ.

Билет №26

1.Інфармацыйныя рэсурсы па мастацтве ў дапамогу карыстальнікам-непрафесіяналам

При создании б/г/ф-их изданий по искусству для первоначальных знакомств с искусством («Искусство во всем», В мире прекрасного») надо иметь ввиду, что главным является элемент привлекательности, занимательности. Здесь чаще всего применяется «Жесткие» программы чтения, рубрики д. были обязательно иметь заглавие. Литература собирается: научно-популярная, массовая, беллетристика, редко-мемуары. Исключение – популярные моногорафии. Для самообразования («Совет. музыка», «Музыка ХХ века», «Советское киноискусство») ставят целью раскрыть историю определенных видов искусства, познакомить с основными именами. В этом случае д. выделять персональные главы (рубрики) Довольно часто в таких пособиях помимо аннотаций читателю предлагаются обзоры, беседы о книгах, хорошо разработан СПА. Рекламные пособия для углубленного изучения искусства («Руководство музыкальными коллективами») – стремиться предложить читателю теоретические работы носящие популярный характер. Они обращают особое внимание на методическую литературу особо выделяют международные источники. Для них характерна мелкая группировка, но такие издания не всегда хорошо проаннотированы и имеют слабый СПА. В 60-е годы за рубежом стали создаваться рекомендательные БД по искусству. Указатели искусствоведческой литературы», в США – «Художники в Канаде», «Австралийский указатель по искусству».

Примеры рекомендательной б/г/фии искусства: -Русские архитекторы и строители (аннотированный указатель литературы);-Белорусское кино: фильмы о гражданской фойне и революции;-Зеленина Совет. музыка: рекомендательный указатель в помощь самообразования;-Серия «В мире прекрасного» входят «Русское изобразительное искусство и архитектура», «Русская классическая музыка», «Соврем. искусство», Зарубеж. музыка ХХ в», «Совет. киноискусство», «История зарубежной музыки»; -б/г/ф-ий указатель «Памяць сэрдца» (РБ); -б/г/ф-ий справочник «Белорусское искусство».

2. Інфармацыйныя рэсурсы па мастацтве ў дапамогу карыстальнікам-прафесіяналам

Научно-вспомогательная библиография помогает выявить изобразительные тексты, подлежащие изучению, помогает установить историографию вопроса, раскрыть историю искусства, изучить жизнь и творчество деятеля, подготовить к публикации научные издания по искусству.

Принципы: Доступность, научность, интернационализма, гуманность, наглядность. Библиографию искусства и искусствоведения можно изучать на 3-х уровнях:

1. Уровень взаимосвязи библиографии и научной деятельности (родство). 2. Уровень взаимосвязи науки как объекта отражения искусства с отраслевым библиографическим информированием как результатом отражения (адекватность). 3. Деятельностный (между наукой и библиографией искусства).

Биб-фия иск-ва и научная деятельность в области иск-ва имеют специфич. внутренние цели, но общие - внешние. Способствуют ускорению научного и соц. - культурного прогресса. Поэтому библиография и научные исследования имеют один объект - научный документ. В этом заключается родство объекта. Работа с одним и тем же документом обусловливает родство методов по научно-библиограф. деятельности. Здесь преобладает методологическое родство. Заметно процессуальное родство формирование нового научного знания, новой библиограф, информации. Вспомогательный характер: раскрывает адекватность. А. искусствознания и биб-фии иск-ва изучается с 3 сторон: предметной, функциональной, исторической.

3 принципа исследования: изоморфизм, изофункционализм, изоэволюционизм.

Принцип изоморфизма проявляется через методологический аспект, гносеологический аспект научного знания, через соотношение теоретического знания и реальности, через изучение состава науки, информации и отраслевого знания. Методологический аспект нацелен на выявление процессов, форм и методов научного познания. Принцип изофункиионализма изучается в таких аспектах как социологический. Он определяет типы науки, организационную структуру, характер связи с другими формами общественного сознания. Аксеологический аспект дает оценку знания, искусству исходя из определенных классовых, социально-этнических, гуманистических и других позиций. Принцип изоэволюционизма помогает рассматривать этапы науки и научного знания. К сожалению, и вспомогательная библиография иск-ва РБ не имеет системного характера. Характер построения фрагментарный. Библиографическое обеспечение искусствознания - совокупность текущих и ретроспективных библиографических и справочных пособий, составляет фундамент для научных исследований. Ретроспективная научно-вспомогательная библиография по искусству, в зависимости от объекта описания, представлена двумя группами пособий – учитывающими или сами произведения (изография, нотография и т.д.) или искусствоведческую литературу.

Докум. материалы по ИЗО собираются, описываются и систематизируются частью изографии, которая называется иконографией. Иконографические пособия: 1. Указатели объектов 2. Указатели портретов

Изография включает: указатели оригинальных произведений (каталоги музейных собраний, личных коллекций, выставок); указатели печатных (тиражированных) произведений (каталоги тиражированных произведений изобразительного искусства, коллекциями которых обладают в основном научные б-ки, например, «Сводный каталог листовок первых лет советской власти»).

1.Указатели объектов. Ук-ль "Гравированные и литографированные виды Петербурга" (публ. биб-ка Салтыкова-Щедрина), учитывается 1250 отдельных листов, ук-ль изд. в 1966 г. Сгруппирован в алфавите названий, аннотации содержат перечень объктов и разъяснения некоторых сюжетов. СА: предметно-тематический указатель, именной, список использованной литературы. Клепиков "Москва в гравюрах и фотографиях", хронологический принцип, СА: топографический указатель.

2. Указатели портретов: 1. Многих лиц 2. Указатели коллекций 3. Указатель произведений одного художника

Они используются историками, коллекционерами, священнослужителями.

2.1. Указатели портретов многих лиц.

Первые самостоятельные указатели портретов были созданы Васильчиковым и Ровинским. В 1875 Г. Васильчиков на франц. языке опубликовал алфав. список русских портретов в 2-х томах - 2500 описаний гравюр, портретов более 40 лиц, живших в 18 — нач. 19 вв. В БО приводилось имя художника или рисовальщика, гравера, техника исполнения и подписи на листах. К сожалению, не указаны точные размеры оригинала.

В 1812 г Ровинский создал "Словарь русских гравюр, портретов". Предназначен для любителей. Примером указателя портретов служит материал к книге Щербатова "Русский портрет", 78 портретов в разных техниках на "А -Б". Впервые дается подробный анализ портретов, фоторепродуц. фотомеханическим способом в разных печатных изданиях. Для указателей портретов многих лиц характерны черты: 1. Патриотическая направленность, 2. Стремление к исторической полноте информации. 3. Алфавитная группировка.

2.2. Указатели коллекций — несамостоятельная библиограф, продукция. Изданы самостоятельные каталоги коллекций Ширяева, Цюляева, Бурцева, Березина. вкл. сведения о том, что портреты описываются вместе с книгами. 4-томный ук. "Каталог собрания Морозова". В нем опис. 8000 гравюр, = 300 литографических портретов. Описания даны по системе Ровинского, без биограф, сведений об изображенных лицах.Коллекция, отображающая фотопортреты: "Собрание фамильных портретов" (205 записей). Мат-л сгруппирован в алфавите фамилий изображ. лиц, фотографии одного лица расположены в хронологическом порядке. Сведения о портрете: кем, где, когда и каким способом были выполнены оригинал или копия, какой величины и формы поза портретируемого.

2.3. Указатели произведений одного художника. Ук-ли, приложенные к монографиям о художниках-графиках: Серякоа, Иткин, Кашкуревич, Тиханович. Из самостоятельных пособий: "Каталог гравюр Пожалостина". В такого типа изданиях материал сгруппирован в алфавите изображенных лиц, реже — хронология.

1 Указатели плакатов многих видов (Бутник - Сиверский "Советский плакат эпохи гражданской войны", 1918 - 1921, изд. в 1960 г., в 2-х частях. 1-я часть: историко-графический характер - очерк, в котором автор ставит задачу воссоздать общую картину советского плакатного искусства. Впервые введены в научный оборот плакаты, которые не были известны. 2-я часть: описано 3.694 плаката. Основной принцип группировки - жанрово-тематический. Имеется также большой СА: указатель авторов текстов, указатель художников, указатель коллективных авторов и издательств, указатель мест издания плакатов). В Минске - 15, Витебск - 11, Гомель - 25, Могилев - 3. Приложение -150 черно-белых иллюстраций.

2.Указатель плакатов определенного места издания, жанра, темы: "Московские агитплакаты" (1956 - 1970). Внутри: ук. названий, ук. заглавий плакатов, ук. имен художников, ук. авторов текста и цитат, ук. авторов, ук. тематический. Приложение - 24 черно-белые иллюстрации. 2 обзора изд. ГБЛ в 1958 г., в 1961 г. опублик. в трудах ГБЛ Структуры похожи: 1-я часть - обзор киноповестей, 2-я - ук. худ. плакат, работ. 1 обзор - 1910 - 1920 гг., 2 - 1930 - 1950 гт.

3. Указатели лубков:

Лубок - разновидность плакатов, выполненных в стиле примитивизма. Исп. историками в любом виде иск-ва и лит-ры, кто занимается фольклором и народн. творч-вом. Клериков "Лубок. Ч. 1. Русская песня- 1939", 379 лубков. Сгруппир. в2-х разделах: 1.-описание листов 18- 19 вв., 2 - описание листов 20 в. "Сатирические листы, 1812 - 1813 гг."- есть предисловие, в котором рассказывается об истории листов, их расположенности авторах. Тематике. Группировка материала- в алфавите названий лубков.

Нотография - часть библиографии искусства, практическая деятельность по учету, рекламе и информированию общества о нотных изданиях. Задачи: воспитание худож. вкуса путем пропаганды лучших музыкальных сочинений, формирование полноценного репертуара профессиональных и непрофессиональных музыкантов, помощь ученым в изучении музыкальной эпохи, определения направления и стиля творчества, помощь в образовании и управленческой деятельности. Объект Н. - нотные издания. Б) Нотографические издания, отражающие фонд определенной биб-ки "Нотные издания в фонде Гос. биб-ки СССР им. Ленина". Разные выпуски посвящены отдельным средствам исполнения. Это распечатка СК отдела нотных изданий и звукозаписей. В) Библиограф. изданияг посвященные общеэстетической работе. Очаковская "Музыкальные издания для общеобразовательной школы", охватыв. лит-ру за 1954 по 1978 гг. Есть картотека этих изданий. В РБ созд. в 1992 - 1993 гг. Союз музыкальных деятелей, он вып. серию "Выдающиеся деятели музыкальной культуры". Бюллетень "Музыка". Г) Тематические нотографические издания Прикнижные и пристатейные списки лит-ры внутри персональных монографий. Самостоятельные издания: "Бел. лит-ра в музыке", учитывает период 1918 - 1989 гт. Лит. источники, предст. произведениями поэзии, прозы, драматургии. Информация как о крупных композиторах и поэтах, так и о малоизвестных.

Методика создания научно-вспомог. персон, нотограф. пособия легла в основу создания БД. Разделы: 1. Сочинения, имеющие обозначения опуса (номер, который присваивает сам композитор сочинения). Группир. они в хронологическом порядке (прямая, иногда обратная хронология). Указ. При этом время написания, тональность, авторское посвящение, название частей. Для симфонических произведений - состав оркестра, для вокальных и сценических - авторы лит. текстов, сюжетов и либретто. Сообщается общая длительность, дата и место первого исполнения, имена первых исполнителей, сведения о первых изданиях. 2. Сочинения, имеющие обозначение "опус". Тот же принцип группировки и те же сведения. 3. Оркестровки произведений других авторов, сделанных композитором. 4. Сведения, сгруппированные по жанрам. Внутри группировки - хронологические принципы. 5. Сведения, сгруппированные в алфавите авторов либретто или сюжета, на который они написаны. 6. Сгруппированы в алфавите лиц, которым они посвящены.

При создании научно-вспомогательных пособий искл. предисловие, послесловие, аннотирование и СА. К персональным пособиям относятся - "Писатель в музыке", например: Есенин в музыке, Некрасов в музыке, Пушкин в музыке. Материал за 150 лет, с 1815-1974 гг. Задана - объективно отразить музыкальное наследие, связанное с творчеством того или иного лица (например, Пушкина).

Целевое назначение:А) Научные нотные издания: - академ. собр. Сочинений; -полные собр. Сочинений; - собр. фольклорных материалов; -антологии нац. муз. Культуры; -факсимильные издания рукописей. Б) учебные нотные издания: учебники, учеб. пособия, школы, самоучители, руководства, хрестоматии, пед. сборники, курсы сольфеджио, курсы гармоники, карманные партитуры. В) исполненные издания: инструментальные, вокальные, сценические изданные в форме: партитуры, голосов, клавир.Все исполн. издания по характеру исполнения делятся на концертные и массовые.Г) Издания прикладного характера - сочинения, которые предназначены для сопровождения танцев, движения.

Исполнительское назначение - издания для лиц с:- низким уровнем муз. Подготовки; - со средним; - с высоким

Содержание: - по разл. видам и формам муз. иск-ва; - по разл. жанрам м. и.; - по разл. темам м. и. По составу издания: моноиздания сборники (автор, и коллективные) собрания сочинений (полные и избранные).

Дискография (фонография) - это область практической деятельности по описанию, регистрации и рекламе аудиовизуальных документов. БО производилось на основе "Единых правил описания произведений печати для библ. каталогов. 47 БО звукозаписей и АВМ". С 1983 г. БО осущ. на основе ГОСТ 7.40 - 82 БО АВМ. Объектом описания служат пластинки, фонограммы. Ретроспективная фильмография

В 1918 г. вышли 1-е фильмограф. издания - "Список кинемаграфических картин, отдаваемых в прокатное пользование", "Кинокаталог".

В 20 - 30 е гг. вых. каталог и справочник по киноиск-ву.

"Материалы по истории кино" в 1960 г., в 50 -х гг. издания были упорядочены и систематизированы, подготовлены аннотированные списки и справочники.

Подготовкой фильмографии занимались: Вишневский, Архангельский, Добржанский, Лихачев и др.

Ряд немецких киноведов опубликовали статьи с критикой кинематографа за излишнюю близость к действию. Критик Вегенер пытался использовать термин "природоподражание образа" для доказательства того, что кинематограф имеет свою эстетику. Становление киноведческой мысли не только в Германии, но и в других странах. В Италии в 1907 г. вышли передовые работы "Философия кинематографа", "Интеллект кинематографа".

В 1908 г. 1-е работы вып. Канудо. Они были посвящены родству кино и других видов искусства. Чешский филолог Тилле сделал попытку определить сущность киноиск-ва через понятие длительности. Статьи о киномонтаже.

В августе 1950 г. в Париже под эгидой ЮНЕСКО прошла конференция по кино, в итоге в 1963 г. - "Британский национальный каталог фильмов". Во Франции выз ук-ль "Фильмография кино и телевидения Франции и Бельгии" (2 р. в год). Первые списки посвящены началу 20-х гг. Фирма Вильсона изд. "Каталог учебных фильмов".

Функции: 1. Познавательная - проявляется в передаче зрителю сведений и знаний об окружающем мире через худож. образ. 2. Эмоциональная - стремление пробудить эффект сопереживания, сочувствие к какому-либо действию, явлению. 3. Коммуникативная - восприятие произведений искусства в качестве особой языковой системы. 4. Эвристическая - проявление и побуждение к творчеству. 5. Воспитательная - побуждение к изменению своих установок, убеждений или взглядов. 6. Функция компенсации - стремление пережить с помощью искусства такие чувства и состояния, которых человеку в обыденной жизни не хватает. 7. Функция развлечения. 8. Функция релаксации. 9. Функция гедонистическая.

Задачи:

- Помощь специалистам и научным работникам в исследовательской работе.

- Ориентация пользователей читателей на лучшие в худож. отношении произведения, направлений чтения, формирование духовной культуры.

Общественные, групповые, индивидуальные потребн. Они делятся на проф.и непроф. Общественные П. в обл. худ. лит-ры, лит-ведения и искусства удовлетворяются с помощью: электронных каталогов; текущих государственных источ. информирования; сводных печатных кат, карточных каталогов и картотек библиотек и информационных органов, сигнальных источников информации. Первичные источники информации работы методологического характера, инструктивные документы, ГОСТы, энциклопедии и энциклопедические словари. Групповые или коллективные П. удовлетворяются системой библиографических пособий - научно-вспомогательной и рекомендательной; источниками сигнальной, обзорной, аналитической и реферативной информации и созданием при помощи ИРИ, отраслевыми АИС, карточными картотеками. Из первичных - отраслевые справочники, научные издания, учебные издания, календари, хроники, статистич. таблицы. Индивидуальные П. удовлетворяются с помощью рекомендательных библиографических пособий малых форм (закладки, памятки,). Удовлетворяются в режиме разового запроса. Профессиональные П. Связаны с деятельностью теоретиков искусства и литературы. Непрофессиональные П. Участники худож. самодеятельности, члены любительских объединений

Выявление читательских групп: 1Ч. с неопределенным спросом и неразвитым вкусом. 2.Ч. с определенным, но односторонним интересом к лит-ре и слаборазвитым вкусом. 3.Ч. с разносторонним выбором, но не развитым вкусом. 4.Ч. с высокоизбирательным выбором и заметно развитым вкусом. 5.Ч. с негармоничными сторонами вкуса, но разносторонним спросом. 6.Ч. с относительно гармонично развитым вкусом

Билет №27

1. Інфармацыйныя рэсурсы па мастацкай літаратуры і літаратуразнаўстве

ў дапамогу карыстальнікам-прафесіяналам

Научно-вспомогательная б/г/фия художественной литературы и литературоведения Она нацелена на удовлетворение потребителей в научной деятельности, управленческой деятельности, просветительской деятельности. Все социальные изменения, которые происходят в сфере научных кадров, должны получать отражение в б/г/ф-ой информации.

Они имеют общую черту: научно-вспомогательные продукты стремятся удовлетворить все потребности сразу, и поэтому часто специалисты определенного вида деятельности выражают претензии к библиографическим службам, т.к. БД создают ненужную для них информации. Традиционно система б/г/ф-их указателей стремится разрешить эту проблему путем создания указателей в помощь научной деятельности и профессиональной литературоведческой деятельности. Функцию удовлетворения потребителей выполняет «Советская литература», указатели»Белорусское литературоведение и критика», а также все указатели отражающие историю литературы.

Узкие научные интересы удовлетворяются с помощью создания тематических т жанровых указателей, «Белорусско-украинские литературные связи», «История романа», «ВОВ в произведениях советских писателей». Наибольший процент среди научно-вспомогательных пособий занимает персональная серия «Пушкиниана» пособие по творчеству всех классиков.

Современное состояние НВБ можно оценить как удовлетворительное. С точки зрения перспектив необходимо обратить внимание на специфику отражения оригинальных текстов, перевод текстов, отдельных видов публикаций. Нужны указатели текстов, мемуаров, переводов.

Для НВБ следующие задачи:

Вопрос оперативности информации. Все универсальные крупные библиотеки создают ЭК, в котором вводится информация о всех отраслях РБ находящихся на пути создания совершенной автоматизированной системы, несущей информации о литературоведении продолжается издаваться и бумажные источники информации бюллетени, РЖ) Методические особенности указателей.

Научно-вспомогательная библиография помогает выявить изобразительные тексты, подлежащие изучению, помогает установить историографию вопроса, раскрыть историю искусства, изучить жизнь и творчество деятеля, подготовить к публикации научные издания по искусству.

Принципы:

Доступность, научность, интернационализма, гуманность, наглядность. Библиографию искусства и искусствоведения можно изучать на 3-х уровнях: 1. Уровень взаимосвязи библиографии и научной деятельности (родство). 2. Уровень взаимосвязи науки как объекта отражения искусства с отраслевым библиографическим информированием как результатом отражения (адекватность). 3. Деятельностный (между наукой и библиографией искусства).

Биб-фия иск-ва и научная деятельность в области иск-ва имеют специфич. внутренние цели, но общие - внешние. Способствуют ускорению научного и соц. - культурного прогресса. Поэтому библиография и научные исследования имеют один объект - научный документ. В этом заключается родство объекта. Работа с одним и тем же документом обусловливает родство методов по научно-библиограф. деятельности. Здесь преобладает методологическое родство. Заметно процессуальное родство формирование нового научного знания, новой библиограф, информации.

Вспомогательный характер: раскрывает адекватность. А. искусствознания и биб-фии иск-ва изучается с 3 сторон: предметной, функциональной, исторической. 3 принципа исследования: изоморфизм, изофункционализм, изоэволюционизм. Принцип изоморфизма проявляется через методологический аспект, гносеологический аспект научного знания, через соотношение теоретического знания и реальности, через изучение состава науки, информации и отраслевого знания. Методологический аспект нацелен на выявление процессов, форм и методов научного познания. Принцип изофункиионализма изучается в таких аспектах как социологический. Он определяет типы науки, организационную структуру, характер связи с другими формами общественного сознания. Аксеологический аспект дает оценку знания, искусству исходя из определенных классовых, социально-этнических, гуманистических и других позиций. Принцип изоэволюционизма помогает рассматривать этапы науки и научного знания. Вывод: система текущих библиографических баз данных или пособий должна строиться на основе проблемно-комплексного признака. В качестве основной структуры выступ, жанровый, типологический, методологический признаки. При организации вспомогательного аппарата используется интерпретационный и социологический аспект. При аннотировании - эвристический и конспектный.

 

Функцыянальная структура бібліяграфіі

У межах канцэпцый функцыянальнай “дапаможнасці” бібліяграфію разглядаюць як дапаможную сферу дзейнасці і адпаведна функцыянальная структура яе абумоўлена задачамі, якія яна выконвае ў адносінах да гэтых сфер дзейнасці. Такі пералік функцый у прынцыпе не можа быць абмежаваным. Згодна падыходаў функцыянальнай самастойнасці трэба выдзяляць функцыі, якія яна сама выконвае як грамадская з’ява, для выканання якіх яна з’явілася і якія адрозніваюць яе ад іншых сфер чалавечай дзейнасці. У апошнія дзесяцігоддзі развіваюцца якраз такія падыходы. Яны прадстаўлены ў дакументаграфічнай канцэпцыі, распрацаванай А.П.Коршунавым, інформаграфічнай (ідэаграфічнай) Н.А.Слядневай, когніталагічнай (когнітаграфічнай) В.А.Факеева, культуралагічнай М.Р.Вохрышавай, упраўленчай А.А.Грачыхін і інш.

Коршунов выделяет 3 основных общественных функции библиографии – поисковую, оценочную, коммуникативную.

Б-гр информации свойственна двойственность, отражающая в себе двойственность отношения «документ-потребитель инфо». С одной стороны, библиографическая информация основана на документе как непосредственном объекте библиографирования. Отчуждая от документов, организуя и упорядочивая сведения о них, библиографическая инфо отражает документальные потоки, причем это может делаться вне зависимости от потребителя, его инфо потребностей и целях чтения. В результате происходит б-гр упорядочение отношений между д-ми, но не между д-тами и потребителем. С другой стороны, б-гр инфо обрасчена к потребителям как к объектам би-гр воздействия.

Б-гр потребности можно определить как осознанную потребность в информации, необходимой для получения недостающих знаний.

Формирование б-гр потребностей. В основе процесса находится инфо потребности, имеющиеся у потребителей. В процессе базовой деятельности (профессиональной, учебной и др.) в условиях недостатка инфо для достижения поставленных целей появляется проблемная ситуация. В ходе осознания этой ситуации у потребителя возникает потребность.

Основные потребности- это наиболее общие и простые читательские потребности, свойственные читательскому миру в целом. Они не зависят от изменений состава и внутренних специфических характеристик потребителей инфо.

Групповые- обуславливаются спецификой конкретно-исторических образований различной степени общности (государств, классов, партий и т.д.). Эти факторы многообразны, подвижны, исторически изменчивы.

Индивидуальные- это потребности отдельных потребителей, в котором находят свое реальное субъективное выражение потребности любого вышестоящего уровн

Соответствия межу потребностями и документами:

Формальные – сводится к решению задач библиографического поиска.

Содержательные- доведение до потребителей сведений о прошлом, настоящем и будущем потоках документально зафиксированной информации.

Ценностные- рекомендация только таких документов, которые соответствуют уровню подготовки и потребностям определенных групп потребителей, а также заранее запланированным целям информационного воздействия т.е. осуществляется оценка д-ов по самым различным критериям.

Функции: Поисковая, Коммуникативная(оповещение), Оценочная (рекомендация).

Качества библиографической информации:

БИ вторична;

БИ обеспечивает идентификацию документа

БИ, функционирующая в форме биб-гр. пособия, обладает интегральным(не свойственным отдельной б-гр записи) качеством отражения формальной и содержательной структур любых документальных массивов и потоков.

БИ свойственно комплексное информационное содержание, оно включает не только б-гр, но и первично научную, публицистическую, художественную <







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.