Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ





 

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

П О Л И Т О Л О Г И Я

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

для студентов заочной формы обучения

 

ТВЕРЬ

2002 г.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для использования в ходе самостоятельного изучения дисциплины «Политология» студентами всех специальностей и направлений факультетов заочного и дополнительного обучения Тверского государственного технического университета.

Рекомендовано кафедрой истории и политологии. Протокол № 5 от 20 ноября 2002 года.

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Методические рекомендации

 

Составители: Болокина Л.А., Лавриков С.В., Федорова О.В., Суслова Ю.Ю.

 

 

© Тверской государственный технический университет,

Кафедра истории и политологии, 2002 г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель курса «Политология» - способствовать политической социализации студентов и будущих специалистов путем освоения научно-теоретических основ ориентации в политической жизни общества, помочь обрести навыки продуктивного цивилизованного политического участия в сфере гражданской и профессиональной деятельности. Достижение этой цели во многом обеспечивается адекватной организацией самостоятельной работы студентов, прежде всего на заочном факультете. Именно на это и ориентирована данная методическая разработка, которая включает в себя:

· методические рекомендации по подготовке к экзамену;

· критерии оценки устного экзаменационного ответа;

· государственный образовательный стандарт;

· базовую учебную и справочную литературу;

· экзаменационные вопросы с адресной библиографией;

· тестовые задания;

· методические рекомендации по написанию реферата;

· темы рефератов и литературу к ним.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

 

Самостоятельное изучение курса целесообразно начинать, ознакомившись с требованиями «Государственного образовательного стандарта» к минимуму содержания, знаниям и умениям по данной дисциплине. Уяснив общую структуру курса, познакомившись с экзаменационными вопросами, можно переходить к его поэтапному изучению, привлекая для этого материалы лекций и рекомендованную учебную литературу.

Изучая курс, необходимо добиться полного усвоения его теоретических основ, научиться применять теоретические знания для решения практических задач. Содержание незнакомых терминов, встретившихся в процессе освоения учебного материала, можно выяснить при помощи справочной литературы. Более сложные вопросы уточняются на консультациях преподавателей кафедры.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКЗАМЕНА

 

Экзамен по политологии в ТГТУ включает:

■ устный ответ на экзаменационный вопрос или выполнение тестового задания;

■ собеседование по теме контрольной работы.

При оценке устного ответа на экзаменационный вопрос принимается во внимание:

1) полнота, глубина освещения вопроса, логика и аргументированность изложения материала;

2) умение связывать теорию с практикой, применять полученные знания для анализа политической действительности;

3) умение иллюстрировать теоретические положения примерами из текущей политической практики и политической истории;

4) культура речи.

В ходе экзамена преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы. Итоговые результаты экзамена оцениваются по пятибальной шкале.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Обязательный минимум содержания

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические щколы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Требования к знаниям и умениям

►знать понятийно-категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки, понимать её место в системе социальных наук, иметь представление об истории политических учений;

► знать основные разновидности современных политических систем и режимов; иметь научные представления о сущности власти и её функциях;

►разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений, специфике административно-территориального устройства Российской Федерации;

►разбираться в современной системе международных отношений, геополитической обстановке, национально-государственных интересах России и её новой роли в международной политике.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1.Роль политического образования в демократическом обществе.

Основы политологии. Курс лекций под редакцией профессора В.П.Пугачева.-М., 1992. С..3-7.

Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Часть.1.- М., 1993. с.7-15.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 1995. С.3-6.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001. С.34-39.

 

2.Политическая наука: объект, предмет, методы, функции.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001. С.34-39.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.9-10, 14-31.

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. М., 2000. С.8-17.

Курс политологии. Учебник. Под редакцией А.Г.Грязновой. М., 2002. С.49-60.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов.М., 2000. С.54-66.

 

3. Основные этапы развития политической мысли: западная традиция.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001.С.40-67.

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 2000 г. С.17-44.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов.-М., 2000. С.30-42.

 

4. Российская политическая мысль: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001. С.68-97.

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 2000. С.27.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов.М., 2000. С.44-53.

 

5.Сущность политики, её роль и место в жизни современных обществ.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.51-81.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов.М., 2000. С..5-25.

 

6.Власть: сущность, структура, ресурсы.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001.С.98-113.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.81-96.

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. М., 2000. С.85-92.

Курс политологии. Учебник. Под редакцией А.Г.Грязновой. М., 2002. С.67-69, 74-83.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2000. С.70-82.

 

7. Легитимность власти. Типы, критерии и уровни легитимности.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001.С.118-129.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.96-102.

Курс политологии. Учебник. Под редакцией А.Г.Грязновой. М., 2002. С.69-74.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2000. С.82-88.

 

8. Понятие гражданского общества, его происхождение и особенности.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001.С.140-162.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.278-281.

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 2000. С.45-68.

Курс политологии. Учебник. Под редакцией А.Г.Грязновой. М., 2002. С.165-186.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2000. С.175-185, 190-194.

 

9. Понятие, структурные компоненты и функции политической системы.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.229-239.

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 2000. С.99-125, 235-267.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001. С.202-217.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2000. С.131-142.

 

10. Государство как политический институт. Типы современных государств.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.190-208.

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 2000. С.74-78, 93-98.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001.С.298-318.

Курс политологии. Учебник. Под редакцией А.Г.Грязновой. М., 2002. С.129-144.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2000. С.197-209.

 

11.Политические партии и партийные системы.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.215-228.

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 2000. С.162-192.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001. С.336-350, 352-361.

Курс политологии. Учебник. Под редакцией А.Г.Грязновой. М., 2002. С.189-202, 203-208.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2000. С.213-237.

 

12. Общественно-политические организации и движения.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001. С.350-352.

Курс политологии. Учебник. Под редакцией А.Г.Грязновой. М., 2002. С.202-203.

 

13.Политические отношения и процессы. Особенности российского политического процесса.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.288-294.

Курс политологии. Учебник. Под редакцией А.Г.Грязновой. М., 2002. С.266-280.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2000. С.315-336.

14. Политический конфликт.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.460-480.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001.С.489-498.

15. Политическая модернизация.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.297-310.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001. С.453-458, 471-480.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2000. С.302-314.

16. Политические элиты.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.126-140.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001. С.174-188.

Курс политологии. Учебник. Под редакцией А.Г.Грязновой. М., 2002. С.110-126.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2000. С.90-110.

17. Политическое лидерство.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.140-148.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001. С.189-200.

Курс политологии. Учебник. Под редакцией А.Г.Грязновой. М., 2002. С.87-106.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2000. С.111-128.

18. Политическая культура и сознание. Особенности отечественной политической культуры.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.330-333, 372-387.

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 2000. с.434-464.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001. С.363-378, 406-410.

Курс политологии. Учебник. Под редакцией А.Г.Грязновой. М., 2002. С.247-262.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2000. С.258-277.

19. Политические идеологии: сущность и основные функции.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.334-352.

Политология. Учебник для вузов. Под редакцией М.А.Василика. М., 2001. С.411-446.

Курс политологии. Учебник. Под редакцией А.Г.Грязновой. М., 2002. С.407-422.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2000. С.279-299.

20. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России и их отражение во внешней политике.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2001. С.310-329.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2000. С..347-350.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1) Конституция Российской Федерации (любое издание)

2) Белов Г.А. Политология. М., 1994.

3) Борисов Л.П. Политология. М., 1996.

4) Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994.

5) Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов на Дону, 1997.

6) Ильин В.В. Политология. М., 2000.

7) Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М., 2000.

8) Коротец И.Д. Теория политологии: 100 экзаменационных ответов. Ростов на Дону, 1998.

9) Курс политологии: Учебник. Под редакцией А.Г. Грязновой. М., 2002.

10)Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. М., 1997.

11)Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.

12)Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2000.

13)Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 1993.

14)Основы политологии. Курс лекций под редакцией профессора В.П. Пугачева. М., 1992.

15)Политология: Курс лекций под редакцией А.В. Миронова. М, 1993.

16)Политология: Учебник для вузов. Под редакцией М.А. Василика. М., 1999.

17)Политология: Учебное пособие. Под редакцией Б.И. Кретова. М., 2001.

18)Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М, 1995.

19)Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000.

 

УЧЕБНО-СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1) Введение в политологию: Словарь-справочник (Под ред. В.П. Пугачева). М.,1996.

2) Колесников В.Н., Чуланов Ю.Г. Краткий словарь по политологии.СПб.,1994.

3) Политическая теория и политическая практика: Словарь-справочник (Под. ред. А.А. Миголатьева). М.,1994.

4) Политологический словарь (Под. ред. В.Ф. Халипова). М.,1995.

5) Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник. М.,1997.

6)Политология: Словарь – справочник. М., 2000.

7)Политология: Энциклопедический словарь (Аверьянов Ю.И. и др.). М.,1993.

8)Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и социологии. М.,1996.


 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Потребность в политическом просвещении населения появилась:

а) после Великой французской революции 1789 г.;

б) после английской революции 1649 г.;

в) в начале XVIII в.

 

2. К созданию системы политического образования привели:

а) индустриализация и урбанизация;

б) усложнение организации общества;

в) развитие коммуникационных систем;

г) всё названное.

 

3. Современная система политического образования в демократических странах ориентируется на:

а) европейскую традицию (формирование у граждан уважения к государству);

б) американскую традицию (формирование у граждан уважения к личности);

в) гармоничный синтез европейской и американской традиций.

 

4. Целью политического образования не является:

а) осуществление тотальной идеологической обработки населения;

б) выработка у граждан критического отношения к идеологиям;

в) формирование у населения уважения к демократическому порядку и обеспечивающим его, государственным и общественным институтам;

г) обучение людей представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других граждан.

 

5. Особая значимость политического образования в современной России обусловлена:

а) необходимостью формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и демократической политической системе;

б) потребностью коренных изменений в политической культуре населения;

в) задачей ограничения влияния деструктивных идеологий.

г) всем названным.

 

6.В какой период политическая наука оформилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина?

а) в 4 в.до н.э.; б) в 18-м веке;

в) в конце 19 века; г) в сер. ХХ века.

 

7.Объектом политологии являются:

а) социально-экономические отношения;

б) политические отношения;

в) государственные институты;

г) социальные конфликты.

 

8.Применение бихевиористского метода в политологии предполагает:

а) изучение мира политики через анализ поведения индивидов и групп;

б) сравнение однотипных политических институтов и процессов;

в) преимущественно этический подход к политическим процессам;

г) изучение политических идеологий.

 

9.Как называется наука, изучающая влияние общества и социальных организаций на политические процессы?

а) политическая философия; б) политическая социология;

в) сравнительная политология; г) политическая психология.

 

10.Какая из функций не должна выполняться политической наукой?

а) прогностическая; б) познавательная;

в) оценочная; г)агитационно-пропагандистская.

 

11.Кто определял естественное, догосударственное состояние человеческого общества как «войну всех против всех»?

а) К.Маркс; б) Ж.Руссо; в) А.Токвиль; г) Т.Гоббс.

 

12.Какую форму правления считал лучшей Аристотель?

а) политию; б) аристократию; в) демократию; г) монархию.

 

13.В какой период политическая мысль существовала в философско-этической форме?

а) античности; б) в Средние века;

в) в Новое время; г) в ХХ веке.

 

14.Как назывался известный труд Н.Макиавелли?

а) «Политика»; б) «Государь»;

в) «Левиафан»; г) «Государство».

 

15.Кому принадлежат работы о пользе разделения ветвей власти?

а) Платону; б) Т.Гоббсу;

в) Н.Макиавелли; г) Ш.Монтескье.

16.Особенности российской политической мысли обусловлены:

а) «промежуточным» положением страны между Западом и Востоком;

б) общинно-коллективистскими и православно-религиозными ценностями;

в) запаздывающим характером развития страны;

г) всем названным.

 

17. Какая особенность присуща русской политической мысли?

а) ориентация на идею личности;

б) опора на нравственные нормы при оценке политических явлений;

в) ориентация на политический плюрализм.

 

18.Первым отечественным политическим произведением считается:

а) «Слово о полку Игореве»;

б) «Слово о Законе и Благодати»;

в) «Повесть временных лет».

 

19. К идеологам русского консерватизма относят:

а) Н.М Карамзина, К.Н.Леонтьева, К.Д. Победоносцева;

б) А.Н. Радищева, П.И.Пестеля, П.Н.Ткачева;

в) М.М.Сперанского, Б.Н. Чичерина, П.Б.Струве.

 

20. К наиболее видным представителям российского либерализма относят:

а) Н.М Карамзина, К.Н.Леонтьева, К.Д. Победоносцева;

б) А.Н. Радищева, П.И.Пестеля, П.Н.Ткачева;

в) М.М.Сперанского, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева.

 

21. Термин «политика» в научный оборот впервые ввел:

а) Платон; б) Аристотель; в) И. Кант; г) Н. Макиавелли.

 

22. Какие процессы привели к возникновению политики?

а) усиление социальной, этнической и религиозной неоднородности общества;

б) осознание отдельными социальными группами своих интересов

в) образование органов государственной власти;

г) все названное.

 

23. Политика может быть определена как:

а) область отношений между социальными группами по поводу использования власти для реализации своих интересов;

б) механизм разрешения кризисов и конфликтов;

в) правовое регулирование совместной жизни людей;

г) все перечисленное.

 

24. Политика не выполняет:

а) познавательную функцию;

б) функцию обеспечения целостности и стабильности общества;

в) управленческую и регулятивную функцию;

г) функцию политической социализации.

 

25. К свойствам политики относят:

а) способность воздействовать на любые стороны жизни общества;

б) высокую проникающую способность;

в) способность сочетаться с неполитическими общественными явлениями;

г) все названные.

 

26.Как можно определить сущность власти?

а) как стиль политической деятельности;

б) как способность субъекта власти выразить свою волю;

в) как тип отношений между элитой политической и большинством населения;

г) как способность придавать отношениям между людьми организованность и упорядоченность.

 

27.Что не является субъектом политической власти:

а) государство; б) политическая элита;

в) социальная группа; г) политические лидеры.

 

28.Какое понятие обозначает юридическое обоснование законности политической власти:

а) легитимность власти; б) легальность власти;

в) харизма; г) эффективность власти.

 

29.Какой тип ресурсов власти обычно не выделяется политологами:

а) силовые; б) материальные; в) местные; г) социальные.

 

30.Что из перечисленного может служить в качестве политико-правового ресурса власти:

а) СМИ; б) финансы;

в) льготы на оплату жилья; г) конституция.

 

31.Что соответствует понятию легитимность власти:

а) власть мудрецов-старейшин;

б) способность власти выполнять ожидания граждан;

в) признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности их решений;

г) наследование законного представителя династии.

 

32.Какие типы легитимности политической власти выделил М.Вебер:

а) традиционный, харизматический, рационально-легальный;

б) традиционный, революционный, легальный;

в) религиозный, национальный, демократический;

г) харизматический, бюрократический, олигархический.

 

33.Какой признак указывает на потерю легитимности:

а) рост популярности политического руководства;

б) высокая экономическая эффективность режима;

в) наличие легальной оппозиции;

г) ограничение прав и свобод граждан.

 

34.На чем основан харизматический тип легитимности:

а) на подчинении власти в силу традиции, привычки;

б) на вере в необыкновенные качества политического лидера;

в) на доверии к закону и носителям легальной политической власти;

г) на гармоничном сосуществовании различных групп в обществе.

 

35.В дореволюционной России легитимность власти была:

а) традиционной; б) харизматической;

в) традиционно-идеологической; г) рационально-легальной.

 

36.Что из перечисленного характерно для гражданского общества в отличие от традиционного:

а) закрепление социального неравенства в правовых нормах;

б) преимущественно горизонтальные невластные связи договорного характера;

в) неразделенность интересов государства и общества;

г) регламентация государством большинства сторон хозяйственной, религиозной, бытовой жизни граждан.

 

37.Какой из принципов характеризует деятельность гражданского общества:

а) «разрешено все, что не запрещено»;

б) «разрешено то, что прямо приказано властью»;

в) «запрещено все, что прямо не разрешено властью»;

г) «разрешено все, кроме политики».

 

38.Что не является элементом гражданского общества:

а) частные образовательные учреждения;

б) негосударственные некоммерческие организации;

в) церковь;

г) армия.

 

39. Трудности становления гражданского общества в современной России обусловлены:

а) существенной ролью в экономике криминального бизнеса;

б) отсутствием соответствующей системы ценностей в массовом сознании;

в) форсированным характером российской модернизации;

г) снижением регулятивных функций государства;

д) всем из перечисленного.

 

40. Какие процессы можно рассматривать как основные направления формирования гражданского общества в современной России?

а) становление новых экономических отношений, включающих плюрализм собственности, рынок, открытую социальную структуру;

б) возникновение трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, общественно-политических движений;

в) формирование механизмов социальной самореализации и самоуправления;

г) все указанные.

 

41.Политическая система это:

а) совокупность политических институтов, ролей, отношений, норм, а также форм взаимодействия между ними, посредством которых осуществляется реализация политической власти и политическое влияние;

б) группа лиц принимающих важнейшие политические решения;

в) форма политического объединения государств, партий, движений, преследующих общие цели.

 

42. В структуру политической системы не включается:

а) институциональная подсистема;

б) экономическая подсистема;

в) коммуникативная подсистема;

г) нормативная подсистема.

 

43. К функциям политической системы относят:

а) функцию адаптации;

б) функцию распределения ценностей и ресурсов;

в) функцию реагирования;

г) все названные.

 

44. Политическую систему тоталитарного типа отличает:

а) выборность всех органов власти и сменяемость чиновников;

б) наличие нескольких идеологий;

в) стремление к абсолютному контролю над обществом;

г) приоритет представительных органов власти.

 

45.Демократическая политическая система не характеризуется:

а) свободой критики действий правительства;

б) применением террора и насилия;

в) многопартийностью;

г) всем названным.

 

46.Что означает понятие суверенитет:

а) право государства на узаконенное насилие;

б) право народа на свержение деспотического правительства;

в) независимости верховенство государственной власти;

г) безоговорочное подчинение общества решениям властных органов.

 

47.Что является признаком государства как политического института:

а) единая религия; б) мононациональный состав населения;

в) право импичмента; г) особый аппарат управления.

 

48.Как называется высший орган представительной и законодательной власти в РФ:

а) Федеральное Собрание; б) Конституционный Суд;

в) Правительство РФ; г) Государственный Совет.

 

49.Выбирите признак, необязательный для правового государства:

а) равенство всех перед законом соблюдается;

б) это федеративное государство;

в) действует принцип разделения властей;

г) гарантированы права и свободы человека.

 

50.При какой форме правления правительство формируется из членов партий, получивших большинство на выборах в представительные органы:

а) при абсолютной монархии; б) при президентской республике;

в) в унитарном государстве; г) при парламентской республике.

 

51.Когда возникли массовые политические партии:

а) в Древнем Риме; б) в начале 18-го века;

в) в конце 19-века; г) после Второй Мировой войны.

 

52.Какая функция присуща политическим партиям:

а) подготовка и выдвижение кадров на политические посты;

б) определение внешней политики государства;

в) разработка государственного бюджета;

г) контроль за соблюдением законов.

 

53.Что отличает многопартийную систему:

а) полноценное представительство групповых интересов в политике;

б) отсутствие оппозиции и критики;

в) гарантированное создание стабильного правительства;

г) вынужденное объединение с менее влиятельными партиями.

 

 

54.Формированию полноценной многопартийности в России в наибольшей степени препятствует:

а) отсутствие гражданского общества;

б) размытость и неустойчивость социальных интересов;

в) декларативность партийных программ.

 

55.Характерной особенностью современных политических партий в России является:

а) разветвленная сеть местных организаций;

б) четкость программно-идеологических установок;

в) клиентальный характер внутрипартийных связей;

г) наличие широкой социальной базы.

 

 

56.Общественно-политическое движение это:

а) основной институт политической системы, организующий совместную деятельность и отношения индивидов и общественных групп;

б) политическое явление, не относящееся к государственным и партийным структурам, но оказывающее влияние на политическую жизнь с целью достижения частных целей;

в) общественные отношения между социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

 

57. Общественно-политические движения отличаются от политических партий:

а) расплывчатой идейно-политической ориентацией;

б) слабой организацией;

в) отсутствием стремления к завоеванию власти;

г) всем названным.

 

58. Общественно-политические движения не осуществляют:

а) конденсацию интересов и настроений широких слоёв населения;

б) руководство массовыми выступлениями;

в) создание дополнительных возможностей для участия в политике;

г) идентификацию индивида со своей социальной группой.

 

59.По идеологическому признаку среди общественно-политических движений выделяют:

а) либерально-демократические, консервативные, социалистические;

б) легальные, нелегальные, неформальные;

в) молодежные, женские, студенческие.

 

60. С точки зрения отношения к существующему строю среди общественно-политических движений выделяют:

а) консервативные, реформистские, революционные;

б) либерально-демократические, консервативные, социалистические;

в) стихийные, слабоорганизованные, высокоорганизованные.

 

61. Под политическим процессом понимается:

а) интегрированная совокупность институтов, осуществляющих власть, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок;

б) совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы;

в) политика государства, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции.

 

62. Преобладание традиций и преемственности характерно для политического процесса осуществляющегося в режиме:

а) функционирования;

б) развития;

в) упадка.

 

63. К наиболее значимым фазам осуществления политического процесса относят:

а) этап представления интересов групп институтам, принимающим управленческие решения;

б) этап принятия решений и формирования политической воли;

в) этап реализации политической воли, выраженной в форме управленческих решений;

г) все названные.

 

64. В зависимости от характера участия масс в политической жизни политические процессы делят на:

а) ангажирующие и неангажирующие;

б) амбивалентные и асинхронные;

в) открытые и закрытые.

 

65. К особенностям российского политического процесса относят:

а) отсутствие интеграции среди участников;

б) нерасчленённость политических, экономических, социальных и личностных отношений;

в) отсутствие согласия между участниками процесса относительно узаконенных целей и средств политического действия;

г) все названные.

 

66.К наиболее оптимальному выходу из конфликтной ситуации относится:

а) уход от разрешения конфликта;

б) подавление противника;

в) принуждение к заключению соглашения;

г) поиск компромиссных решений.

 

67.Кому принадлежит высказывание «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм себе в противники»:

а) Л.Козеру; б) Р.Дарендорфу;

в) Т.Парсонсу; г) Э.Дюркгейму.

 

68.Укажите наиболее распространенную из перечисленных стратегию управления конфликтом:

а) инициация конфликта; б) предупреждение конфликта;

в) урегулирование конфликта; г) вытеснение конфликта.

 

69.Кризис, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения, называется:

а) кризис идентичности; б) кризисом распределения;

в) кризисом политического участия; г) конституционным кризисом.

 

70.Что из перечисленного не относится к основным типам политических конфликтов:

а) конфликт интересов; б) конфликт ценностей;

в) конфликт идентификации; г) конфликт партий.

 

71.Какое определение соответствует понятию политической модернизации?

а) копирование западных устоев во всех сферах общества;

б) изменение политической системы в процессе перехода от традиционного общества к современному;

в) период адаптации общества к новым демократическим институтам и процедурам.

 

72. Какой критерий политической модернизации считают основным сторонники либеральной модели модернизации?

а) степень вовлеченности населения в систему представительной демократии;

б) формирование сильной исполнительной власти;

в) точный выбор времени реформ;

г) высокую степень ответственности за принятые решения.

 

73. В какой сфере первоначально происходят изменения, если модернизация идет по первичному типу?

а) в духовно-идеологической и в экономической;

б) в экономической;

в) в сфере политических отношений.

 

74. К особенностям современной модернизации России относят:

а) сжатость во времени;

б) параллельное преобразование экономики и политической системы;

в) необходимость одновременно решать задачи позднеиндустриального и постиндустриального этапов реформирования;

г) все указанное.

 

75. Основные трудности в процессе современной модернизации России обусловлены:

а) особенностями традиционной российской ментальности;

б) полиэтничной природой страны;

в) действием специфических политических традиций;

г) всем указанным.

 

76.Создателями теории политических элит являются:

а) К.Маркс и Ф.Энгельс; б) В.Ленин и А.Грамши;

в) В.Парето и Г.Моска; г) О.Конт и Э.Дюркгейм.

 

77.Кто сформулировал «железный закон» олигархических тенденций:

а) Р.Михельс; б) В.Парето; в) М.Вебер; г) Г.Моска.

 

78.Какой способ обновления элиты не был назван Г.Моска:

а) выборы; б) военный переворот;

в) наследование; г) кооптация.

 

79.Какое условие помогает предотвратить деградацию элиты:

а) отсутствие гласности;

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.