Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что делать, когда ребенок приходит на прием к психотерапевту?





Дети, как правило, направляются к психотерапевту учителями или врачами либо приводятся одним из родителей, обычно мамой.

При первой встрече обычно в присутствии ребенка коротко обсуждается его симптоматика, а также проговариваются ожидания родителей и ребенка от психотерапии.

Каждому курсу символдрамы предшествует длящееся около часа обследование, в ходе которого используются различные тестовые методики.

Часто матери испытывают, в связи с заболеванием ребенка, чувство вины. Поэтому очень важно уже при первой встрече объяснить родителям, что расстройства у ребенка являются следствием внутренних психических процессов, протекающих, как правило, бессознательно. Для коррекции этих процессов как раз и нужна помощь специалиста-психотерапевта.

 

Сбор анамнеза

Причина многих невротических нарушений - ранние переживания расставания с матерью в первые годы жизни. Исследование, проведенное Х. Шэфером [30, с. 28-32], показало, что более 50% детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет с различными невротическими нарушениями, ставшими причиной обращения к психотерапевту, пережили в первые пять лет жизни травматическое расставание с матерью в течение нескольких дней или недель (пребывание в больнице без матери, болезнь матери сразу после рождения, депрессия матери и т. д.).

Поэтому при сборе анамнеза в беседе с матерью особенно важно выяснить, не было ли в первые годы жизни ребенка длительных расставаний с матерью и как ребенок на них реагировал, в какой мере был возможен симбиоз между ребенком и матерью, какую роль играл отец в воспитании и уходе за ребенком в первые годы жизни, насколько помогала бабушка и помогала ли вообще и т. д. Вопросы при этом можно сформулировать примерно так:

1. Расставался ли когда-нибудь с Вами Ваш ребенок в первые недели или месяцы после рождения? Когда произошло первое длительное расставание и насколько? С кем был в это время ребенок?

2. Как Вы себя чувствовали после рождения ребенка, не болели ли Вы?

3. Были ли у Вас до рождения Вашего ребенка другие беременности, аборты, выкидыши?

Последний вопрос очень важен, так как воспоминания и переживания о потерянном ребенке могут переноситься на следующего ребенка. Связанные с этим страхи могут влиять как на течение беременности, так и на последующее развитие ребенка.

4. Какое участие принимал отец в уходе за ребенком и его воспитании?

Примерно в трети случаев невротических нарушений детского возраста [20, с. 31] наблюдается отсутствие опыта общения ребенка с отцом в первые годы жизни (ранний развод родителей, смерть отца и пр.).

И, наконец, очень важен вопрос:

5. Берете ли Вы еще ребенка время от времени в свою постель?

 

Техника проведения психотерапии

Предварительные условия

Прежде всего необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая психотерапия.

Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство. Обстановка должна казаться ребенку вполне нормальной.

Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта. Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта

1) большей активности, жизненности и бодрости чувств;

2) полного доброжелательности и радости отношения к ребенку, которое он очень хорошо чувствует;

3) готовности и способности воспринимать позитивные чувства, которые может вызывать в психотерапевте ребенок;

4) психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу [18, с. 242].

 

Сидя или лежа?

Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет), предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать “на растерзание” психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа.

В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.

Как объяснить ребенку действия психотерапевта?

Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную “игру полета фантазии с закрытыми глазами”. Обычно ребенок отвечает: “Нет”. Таким образом у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы.

В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.

Пример*

Терапевт: Давай проведем с тобой интересный тест. Когда я тебе скажу, ты закроешь глаза, так минут на десять.

Пациент: Угу.

Т. И я тебе тогда скажу, что тебе нужно будет представить, а ты мне тогда скажешь, как это выглядит. Хорошо?

П. Да.

Т. Давай попробуем? Я только хотел бы записать это на магнитофон, чтобы мы могли это потом послушать, хорошо?

П. Да.

Т. Ты согласен?

П. Ладно. Он уже включен?

Т. Уже включен. Я тебе скажу, когда начать.

П. Я должен что-то представить? Я уже вижу сардельку.

Т. Да, если хочешь, пожалуйста. Но сначала я хотел бы тебе сказать, что тебе нужно представить, а ты будешь оставаться с закрытыми глазами, пока я тебе не скажу, что ты снова можешь их открыть, примерно минут через десять. - Усаживайся теперь поудобнее. Ноги можно просто протянуть, руки положи поудобнее. - Закрой глаза. Представь, что ты совершенно расслабился. Приятная усталость во всем теле. - Все, что происходит вокруг, перестает тебя интересовать, и ты слышишь только то, что говорю тебе я, и ты сам полностью расслабился. Во всем теле приятная усталость. - Твое дыхание совершенно спокойное и ровное, руки и ноги становятся приятно тяжелыми и теплыми. - Ты становишься все спокойнее ¾ и представляешь теперь себе, что ты на лугу. - И если ты что-то представишь, опиши мне, как это выглядит.

П. Тут, всё такое, тут такой ручеек, и рядом люди, они тут отдыхают и где‑то тут поставили палатки. Мы знаем этих людей, они как раз готовят еду, а теперь они нас приглашают...







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.