Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Десятая сказка: «Плохой сон»





Цель: обнаружить связь с ответами в других сказках.

«Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?»

Правильные ответы: «Я не знаю», «Ему приснилось, что он заблудился», «Ему приснилась Баба-Яга (Кашей Бессмертный), «Ему приснился страшный фильм» и т.д.

Неправильные ответы: «Ему приснилось, что папа (мама) умерла», «Ему приснилось, что он умер», «Ему приснилось, что его хотели бросить под машину» и т.п.

Анализируя ответы в этой сказке, мы стараемся понять, не проявляются ли в ней те же чувства (страхи, тревоги), что и в предыдущих. Ведь плохие сны снятся иногда всем.

 

Данные приведенного теста нельзя воспринимать однозначно. Необходимо иметь как можно больше дополнительных источников информации о ребенке.

Сказка также может быть использована для психологической коррекции и психотерапии в комплексе с игротерапией, куклотерапией, драматизацией, психогимнастикой. С точки зрения Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [8], сказкотерапия - синтез достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии. Ею выделено четыре этапа в развитии сказкотерапии: устное народное творчество, собирание и исследование сказок и мифов, психотехнический (применение сказки для психидиагностики, коррекции и развития личности) и интегративный (формирование концепции сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями). И. Бачков [1] предлагает использовать психологические сказки (психосказки) для раскрытия перед ребенком глубин его собственного мира, развития его самосознания, знакомства с основными психологическими понятиями. При этом психолог, балансируя на грани литературного творчества, дидактической работы и психотерапии, создает сказочное психологическое пространство, понятное ребенку [1], [5].



В качестве метода психологической помощи детям используется техника совместного рассказывания. Психолог предлагает ребенку рассказать историю, затем рассказывает историю собственного сочинения, в которой представлены те же персонажи, но разрешающая часть рассказа более эффективна. Важно понять то, как история связана с жизнью ребенка, какое проблемное поле она описывает.

В. Оклендер [3] предлагает использовать магнитофон для того, чтобы имитировать сеанс радиопередачи. Психолог в микрофон сообщает о начале детской радиопередачи «Час рассказа» и представляет гостя (ребенка), находящегося в студии. Начинается диалог с вопроса о возрасте гостя. Ведущий передает слово гостю с просьбой рассказать историю. Когда ребенок заканчивает рассказ, ведущий рассказывает свой с теми же персонажами, заканчивающийся поучительным выводом.

Пример из консультативной практики В. Оклендер:

Ребенку, проявляющему агрессию по отношению к сверстникам, предлагается рассказать историю.

Бобби (Б.) (шепотом, после длительной паузы). Я не знаю, что говорить.

В. Оклендер. Я помогу тебе. «Когда-то в далекие времена здесь

была...»

Б. Акула...

В.О. И эта акула...

Б. Любила есть людей...

В.О. Что же произошло?

Б. Она плавала в океане, поедая людей. Вот и все.

В.О. Это только начало. Нам нужны середина и конец.

Б. Хорошо. Она увидела нескольких рыбаков и испугала их. Они выпали из лодки, и акула съела их. Затем она уплыла в море далеко, где очень далеко. Конец.

В.О. Спасибо тебе большое за прекрасный рассказ. Какой урок можно из него извлечь?

Б. Я не знаю.

В.О. Хорошо. Теперь моя очередь. Когда-то давным-давно жила-была акула, которая плавала, поедая людей. Она съедала каждого, кто попадался ей на глаза. Некоторые рыбаки были настолько напуганы, что начинали грести изо всех сил. Все боялись ее. Боялись и другие рыбы и другие акулы, потому что она иногда пыталась съесть и их. Очень скоро все это ей надоело. Она захотела играть, но не было никого, кто бы играл с ней. Все уплывали от нее.

Б. И что было дальше?

В.О. Она не знала, что делать. Наконец она отправилась к королю акул через подводную пещеру с выходом в океан и спросила его, что ей делать. Король акул сказал: «Ты должна найти кого-нибудь, кто не будет тебя бояться, кто будет верить тебе, кто, увидев тебя, захочет подружиться с тобой. Кое-кто, кто не боится тебя, возможно, будет играть с тобой». И акула спросила: «Где я найду такого человека?». Король акул ответил, что он должен подумать об этом.

Б. (громким шепотом, стараясь не говорить в микрофон) Я знаю! Новорожденный младенец.

В.О. Итак, акула выплыла, чтобы поискать кого-нибудь, кто поверил бы ей. Вскоре она подплыла к большой лодке, а в ней семья с новорожденным младенцем. Когда люди увидели акулу, все побежали прятаться в каюту, в спешке забыв ребенка. Акула начала проделывать разные трюки, чтобы позабавить малыша. Ребенок смеялся и ворковал. Когда его родители увидели это, они вернулись обратно и подружились с акулой, потому что она была дружелюбной и не собиралась причинять им вред. Так они стали друзьями, и акула была очень счастлива. Конец. Из моего рассказа можно извлечь урок: если вы хотите быть в дружбе с людьми, вы сами должны вести себя дружелюбно.

Б. Можно мы послушаем это снова?

 

В другом варианте использования метода сочинения сказок и рассказов детям предлагается выбрать сюжетную картинку из Детского апперцептивного теста и сочинить по ней историю. Возможно также сочинение сказки по кругу. Ведущий или ребенок предлагает начало сказки, второй ребенок продолжает и так далее. Можно помочь ребенку решить его проблему, сочинив сказку-однодневочку по следам событий, произошедших сегодня с ребенком.

Сказка может быть использована и в работе со взрослыми.

Пример из консультативной практики.

 

Фрагмент работы группы личностного роста

Во время работы группы консультант предлагает участникам рассказать сказки о своей жизни. Одна из участниц рассказывает свою сказку и готова обсудить ее с другими.

«Жила-была на свете маленькая птичка. Она любила петь песни, сидеть на ветках цветущих кустарников и подолгу говорить на своем птичьем языке с подругами. Но однажды мимо шел большой пушистый кот, который, неожиданно подпрыгнув, схватил ее за лапку и стащил на землю...»

Во время обсуждения была установлена связь сказки с проблемой участницы. После того как она довольно поздно вышла замуж, ей пришлось коренным образом пересмотреть свои установки на жизнь, менять привычки. Муж требовал от нее полного подчинения своим интересам, запрещал ей встречаться с подругами, что переживалось ею очень болезненно. Муж в ее представлении - тиран, а она - жертва, обреченная на оправдания и объяснения мужу своих поступков. После обсуждения участница стала пробовать досочинить сказку, причем сама использовала разные варианты: от поедания птички кошкой до катания птички верхом на мышке. В эти моменты, пробуя различные варианты построения сюжета, она смеялась и пыталась посмотреть на происходящее глазами различных персонажей сказки. Особенно ее позабавил образ птички, катающийся верхом на коте. На следующих встречах она периодически хохотала, представляя, как катается верхом.

 

Таким образом, с помощью сказки удалось: в безопасной форме создать условия для описания женщиной ситуации и вербализации ее проблемы в метафорической форме;

уменьшить тревогу и напряжение по отношению к ситуации (клиент был выведен за пределы ситуации и анализировал ее со стороны);

были предложены и проанализированы различные способы видения ситуации и ее и разрешения клиентом с помощью группы;

достигнут катарсический эффект и решение проблемы.

Вопросы и задания

 

1. Назовите психологические механизмы, которые лежат в основе влияния сказки на ребенка.

2. Какие особенности присущи русским народным сказкам?

3. Чем отличаются авторские сказки от народных?

4. Каковы диагностические возможности сказки?

5. Как может использовать психолог сказку в работе с детьми разного возраста? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

6. Дайте анализ высказывания В. Гюго: «Литература - это руководство человеческого разума человеческим ростом».

7. Воспитатель 4-го отряда (возраст детей 8-9 лет) летнего оздоровительного лагеря обратилась к психологу с просьбой помочь ей выбрать правильную стратегию и тактику поведения по отношению к детям, рассказывающим по вечерам и ночам страшные истории сверстникам. Проанализируйте особенности этого возраста, причины этой ситуации и возможные выходы из нее.

8. Сочините сказку, которая помогла бы ребенку 7-8 лет научиться дружить с ребятами.

9. Проанализируйте психологический смысл сказки «Колобок», «Красная шапочка» или выберите для интерпретации сказку, наиболее запомнившуюся вам с детства.

План семинара

«Психологические механизмы влияния сказки на ребенка»

1. Что такое сказка?

2. Психологические подходы к анализу сказки.

3. Механизмы влияния сказки на ребенка.

4. Сказка - инструмент диагностики и коррекции.

Основная литература

 

1. Бачков И.В. Сказочный потенциал // Школьный психолог. 2000 №39.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т Д. Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

4. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1978.

5. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.

Дополнительная литература

 

6. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. М., 1997.

7. Балушок В.Г. Инициации древних славян // Этнографическое обозрение. 1993. № 4.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.

9. Пропп В.Л. Морфология сказки. Л., 1982.

10. Франц М.Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб., 1998.

11. Шелби Б. Тесты для детей (открой своего ребенка с помощью тестов). Тюмень. 1992.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.