Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов





Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

В табл. 2.6 приведены формы проявления внутриличностных конфликтов, которые призваны помочь их обнаружить у себя или у других людей, а в табл. 2.7 – способы их разрешения.

Таблица 2.6

Формы проявления внутренних конфликтов

 

Форма проявления Симптомы
Неврастения Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли
Эйфория Показное веселье; выражение радости, неадекватное ситуации; «смех сквозь слезы»
Регрессия Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности
Проекция Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная
Номадизм Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения
Рационализм Самооправдание своих поступков, действий

Таблица 2.7

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

 

Способ разрешения Содержание действий
Компромисс Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации
Уход Уход от решения проблемы
Переориентация Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему
Сублимация Перевод психической энергии в другие сферы деятельности — занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п.
Идеализация Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности
Вытеснение Подавление чувств, устремлений, желаний
Коррекция Изменение Я- концепции в направлении достижения адекватного представления о себе
     

Занятие 5. Самооценка внутриличностного конфликта личности

Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основным проблемам теории внутриличностных конфликтов, развитие навыков самооценки личности и формирование умений анализа полученных результатов тестирования и выработки программы самосовершенствования самокоррекции поведения.

Тест 7. Определение комплекса неполноценности. Прочтите каждое утверждение, выберите тот вариант ответа, который наиболее справедлив для Вас, выпишите номер утверждения и количество очков на выбранный вариант ответа (количество очков указано рядом с вариантом ответа).

1. Люди меня не понимают:

а) часто (0);

б) редко (3);

в) такого не бывает (5).

2. Чувствую себя «не в своей тарелке»:

а) редко (5);

б) все зависит от ситуации (3);'

в) очень часто (0). З.Я оптимист:

а) да (5);

б) только в исключительных случаях (3);

в) нет (0).

4. Радоваться чему попало, это:

а) глупость (0);

б) помогает пережить трудные минуты (3);

в) то, чему стоит поучиться (5).

5. Я хотел бы иметь такие же способности, как другие:

а) да(0);

б) временами (3);

в) нет, я обладаю более высокими способностями (5).

6. У меня слишком много недостатков:

а) это правда (0);

б) это не мое мнение (3);

в) неправда! (5).

7. Жизнь прекрасна:

а) это действительно так (5);

б) это слишком общее утверждение (3);

в) вовсе нет (0).

8. Я чувствую себя ненужным:

а) часто (0);

б) временами (3);

в) редко (5).

9. Мои поступки окружающим непонятны:

а) часто (0);

б) иногда (3);

в) редко (5).

10. Мне говорят, что я не оправдываю надежд:

а) часто (0); f б) иногда (3); в) очень редко (5).

11. У меня масса достоинств:

а) да (5);

б) все зависит от ситуации (3);

в) нет (0).

12. Я пессимист:

а) да(0);

б) в исключительных случаях (3);

в) нет (5).

13. Как всякий думающий человек, я анализирую свое поведение:

а) часто (0);

б) иногда (3);

в) редко (5).

14. Жизнь – грустная штука:

а) вообще, да (0);

б) утверждение слишком общее (3);

в) это не так (5).

15. «Смех – это здоровье»:

а) банальное утверждение (0);

б) об этом стоит помнить в трудных ситуациях (3);

в) вовсе нет (5).

16. Люди меня недооценивают:

а) увы, это так (0);

б) не придаю этому большого значения (3);

в) вовсе нет (5).*

17. Я сужу о других слишком сурово:

а) часто (0);

б) иногда (3);

в) редко (5).

18. После полосы неудач всегда приходит успех:

а) верю в это, хотя и знаю, что это вера в чудеса (5);

б) может и так, но научного подтверждения этому нет (3);

в) не верю в это, потому что это вера в чудеса (0).

19. Я веду себя агрессивно:

а) часто (0);

б) иногда (3);

в) редко (5).

20. Бываю одинок:

а) очень редко (5);

б) иногда (3);

в) слишком часто (0). -»

21. Люди недоброжелательны: \

а) большинство (0);

б) некоторые (3);

в) вовсе нет (5).

22. Не верю, что можно достичь того, чего очень хочешь:

а) потому что не знаю того, кому это удалось (0);

б) иногда это удается (3);

в) это не так, я верю! (5).

23. Требования, которые передо мной поставила жизнь, превышали мои возможности:

а) часто (0);

б) иногда (3);

в) редко (5).

24. Наверно, каждый человек недоволен своей внешностью:

а) я думаю, да (0);

б) наверное, иногда (3);

в) я так не думаю (5).

25. Когда я что-то делаю или говорю, бывает, меня не понимают:

а) часто (0);

б) иногда (3);

в) очень редко (5).

26. Ялюблю людей:

а) да (5);

б) утверждение слишком общее (3);

в) нет (0).

27. Случается, я сомневаюсь в своих способностях:

а) часто (0);

б) иногда (3);

в) редко (5).

28. Я доволен собой:

а) часто (5);

б) иногда (3);

в) редко (0).

29. Считаю, что следует к себе быть более критичным, чем кдругим людям:

а) да (0);

б) не знаю (3);

в) нет (5).

30. Верю, что мне хватит сил реализовать свои жизненные планы:

а) да (5);

б) по-разному бывает (3);

в) нет (0).

Оценка результатов. Внимание! Если Вы не набрали одинаковое количество очков (например, 0 и 0; 3 и 3; 5 и 5) в следующих парах: 3 и 18; 9 и 25; 12 и 22 – то общий результат теста можно считать случайным, недостоверным.

От 0 до 40 очков – Вы, к сожалению, закомплексованы. Себя оцениваете негативно, «зациклились» на своих слабостях, недостатках, ошибках. Постоянно боретесь с собой, и это только усугубляет и ваши комплексы, и саму ситуацию, еще более осложняет ваши отношения с людьми. Попробуйте думать о себе иначе: сконцентрируйтесь на том, что есть в Вас сильного, теплого, хорошего и радостного. Увидите, что очень скоро изменится Ваше отношение к себе и к окружающему миру.

От 41 до 80 очков – у Вас есть все возможности самому прекрасно справиться со своими комплексами. В общем-то, они не очень мешают Вам жить. Временами Вы боитесь анализировать себя, свои поступки. Запомните: «прятать голову в песок» – дело совершенно бесперспективное, до добра не доведет и может только на время разрядить обстановку. От себя не убежишь, смелее!

От 81 до 130 очков – Вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами. Объективно оцениваете свое поведение и поступки людей. Свою судьбу держите в своих руках. В компаниях чувствуете себя легко и свободно, и люди чувствуют себя так же легко в вашем обществе. Совет: так держать!

От 131 до 150 очков – Вы думаете, что у вас вообще нет комплексов. Не обманывайте себя, такого просто не бывает. Придуманный Вами мир и собственный образ – далеки от реальности. Самообман и завышенная самооценка небезопасны. Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Комплексы ведь для того, чтобы с ними справляться или чтобы их полюбить. Вас хватит и на то, и на другое. В противном случае, ваш комплекс самовлюбленности перерастет в зазнайство, высокомерие, вызовет неприязнь к вам окружающих людей, существенно испортит Вашу жизнь.

Глава 3

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Современный уровень подготовки в системе высшего и среднего специального образования немыслим без применения новых технологий обучения. Особенно это актуально для сферы социально-культурного сервиса и туризма. Чем примечательна эта сфера? Существуют следующие основные системы профессионального взаимодействия человека с окружающей действительностью:

1.Человек — природа.

2.Человек — техника.

3.Человек — знак.

4.Человек — художественный образ.

5.Человек — человек.

Последняя система взаимодействия «человек – человек» – социальная по своей сути и для активного и оптимального функционирования в ней необходим достаточно большой жизненный и профессиональный опыт. Подготовка студентов в области социально-культурного сервиса и туризма в рамках учебного заведения, в свою очередь, предполагает быстрое и активное включение в эту сферу молодого человека. Однако неизбежным остается противоречие между полученными у студентов в вузе знаниями и отсутствием устойчивых умений и навыков социального взаимодействия (социального опыта). Это противоречие разрешается выпускниками по мере накопления профессионального и жизненного опыта. Но, во-первых, для этого требуется время, а, во-вторых, и это самое главное, накопление опыта происходит путем проб и ошибок, а иногда и формирования неадекватных образов действия. В результате процесс социально-психологической и профессиональной адаптации выпускника вуза может быть затруднительным.

Снять вышеназванное противоречие, обеспечить быструю адаптацию выпускника в сфере профессиональной деятельности в определенной степени может одна из перспективно развивающихся и широко применяемых новых форм обучения – социально-психологический тренинг.

Социально-психологический тренинг (СПТ) представляет собой форму обучения, где особенным образом организовано взаимодействие членов малой группы (например, студенческой), в которой осуществляется воздействие, направленное на развитие у личности компетентности в области социального взаимодействия (общения)

Если же СПТ как форма обучения используется для подготовки студентов в области социально-культурного сервиса и туризма, где социальное взаимодействие является сферой профессиональной деятельности, то его с полным основанием можно обозначить и как профессионально-психологический тренинг (ППТ).

В данной главе рассматриваются сущностные, содержательные и организационно-методические основы СПТ, даются методические рекомендации по проведению занятий.

3.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

(рекомендации для преподавателя)

Теоретико-методические основы СПТ. Впервые практика СПТ (социально-психологического тренинга) начала складываться в США после Второй мировой войны. Считается, что она выросла из концепции групповой терапии, разработанной Т. Бурроу в 1920-е гг. Он предположил, что эмоциональные нарушения являются следствием нерешенных проблем в сфере межличностных отношений и что возможность изжить их в группе гораздо более эффективна. Основой для личностной коррекции выступает участие в групповой терапии, когда неадекватное представление участника о себе, о стиле своего общения и взаимодействии с окружающими, отражаясь в восприятии других членов группы, позволяет увидеть противоречивость своих отношений с другими (искаженность своих представлений о себе и других в ситуации общения).

В дальнейшем идеи Т. Бурроу развивались как в теоретическом, так и практическом аспектах, а область применения расширялась и нашла практическое воплощение в обучении менеджеров и управляющих, руководящих работников бизнеса и промышленности с целью обучения техники контакта с людьми. Формы работы разнообразились и получали соответствующие названия: «группы самоанализа» (США), «группы встреч» в рамках гуманистической психологии, «Т-группы или группы лабораторного тренинга» в русле школы групповой динамики.

Среди основных целей, реализуемых, например, в Т-группах, отечественный психолог Л. А. Петровская выделила [39]:

1.Возрастание самосознания участников, связываемое с получением сведений относительно того, как другие воспринимают поведение каждого члена группы СПТ.

2.Увеличение чувствительности к характеру взаимоотношений в группе, поведению других, связанное с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других людей.

3.Развитие навыков вести себя с окружающими в манере сотрудничества и зависимости, а не в понятиях авторитарности и иерархии.

4.Развитие диагностических умений в сфере межличностных отношений, умений успешно вмешиваться во внутригрупповые и межгрупповые ситуации, разрешать конфликты и др.

Из всех зарубежных направлений наиболее близким по своим целям к отечественным подходам является тренинг сензитивности (sensitivity – training). Сензитивность понимается как способность к чуткому реагированию в межличностном общении. Специфика этого вида тренинга заключается в особой направленности на личностные и межличностные проблемы, лучшее понимание которых должно дать толчок к развитию потенциальных возможностей участников СПТ. Ю. Н. Емельянов, исследовавший практику тренинга сензитивности [13], приводит четыре взаимосвязанных элемента сензитивности:

наблюдательная сензитивность – способность человека наблюдать (видеть и слышать) другого и при этом запоминать, как он выглядел, что говорил;

теоретическая сензитивность – способность адекватно выбирать и принимать теории, позволяющие понимать мысли, чувства, поведение других людей;

номотетическая сензитивность – способность адекватно воспринимать и понимать типичного представителя той или иной социальной группы и на основе этого понимания прогнозировать поведение других людей, принадлежащих той или иной группе;

идеографическая сензитивность – способность понимать индивидуальность, своеобразие, уникальность партнера по общению.

В данном русле большинство российских психологов в качестве цели СПТ рассматривают развитие компетентности в общении [34]. При этом компетентность не сводится исключительно к навыкам взаимовосприятия человека человеком, а рассматривается в единстве трех сторон общения: коммуникативной, перцептивной, интерактивной.

Чтобы понять почему в основу СПТ поставлено общение и какое это имеет значение для профессиональной подготовки в области социально-культурного сервиса и туризма, следует остановиться на психологической структуре деятельности и общения.

Психологическая структура деятельности практически в любой сфере может быть представлена в следующем виде:

д = S – О – Ц – М – Сп – Ср – Р,

где Д — деятельность, S — субъект деятельности, О — объект деятельности, Ц — цели деятельности, М — мотивы деятельности, Сп — способы деятельности, Ср — средства деятельности, Р — результат.

В данной формуле следует обратить внимание на два первых элемента S — О. В социальной системе взаимодействия «человек — человек» элементы S —- О выступают как субъект–субъектное взаимодействие, так как в качестве объекта «О» выступает человек, а не природа, знак, техника, как в других системах взаимодействия человека с окружающей действительностью. Теперь можно сравнить психологическую структуру деятельности со структурой общения по Г.Лассуэллу:

Приведенное сравнение позволяет сделать вывод о той, что деятельность специалиста в области социально-культурного сервиса и туризма есть коммуникативная деятельность, т.е. деятельность общения.

Данный вывод напрямую связывает проблемы, решаемые посредством СПТ, с профессиональной подготовкой специалистов социально-культурного сервиса и туризма.

Учитывая то обстоятельство, что большинство студентов учебных заведений –молодые люди в возрасте 18 –25 лет, не имеющие еще профессионального опыта социального воздействия, СПТ выступает как форма профессиональной подготовки. При этом ориентиром в организации СПТ может выступать акмеологический подход, т.е. такая организация обучения студентов, которая позволяет достичь вершин в профессиональном общении.

Еще одной особенностью методологического подхода отечественных ученых к проблеме активных методов социально-психологического воздействия на обучаемых является принцип деятельностного подхода. Содержание этого принципа можно раскрыть, перефразируя одного из основоположников деятельностного подхода в психологии А. Н.Леонтьева [27]: «Человек есть то, в какой сфере деятельности он трудится». Поэтому, если в содержании СПТ будет заполнена сфера деятельности специалиста (имеется в виду ее учебное отражение в виде ситуативно-ролевых задач), то СПТ с полным основанием можно обозначить и как профессионально-психологический. Главное при этом, чтобы в ходе СПТ учитывалась профессиональная специфика.

Теоретическая разработка проблем СПТ в отечественной науке базируется на испытанной экспериментальной базе. В свое время еще В.А. Сухомлинский на практике применил обучающий и воспитывающий эффект группы, т.е. основную социально-психологическую закономерность, используемую во всех группах тренинга. Всесторонний анализ педагогического наследия и его влияния на становление практики СПТ, проведенный Л.А.Петровской [39], определил основные идеи проведения занятий методом социально-психологического тренинга:

равенство позиций ученика и учителя;

признание активной роли ученика в процессе познания;

реализация активности ученика в виде самопознания, самовыражения, самовоспитания;

включение в обучение элементов исследования как «важное условие возвеличивания человека»;

актуализация потенциала личности ученика через апелляцию к личности и ее возвышение посредством познания и др.

Итак, СПТ как форма группового обучения имеет всестороннее теоретическое обоснование и широкую экспериментальную базу. Он находит самое разнообразное применение в различных областях человеческой практики, где успешность деятельности людей зависит от их умения общаться с другими. Чем же СПТ отличается от традиционных форм обучения?

Как известно, традиционные формы обучения предполагают последовательное движение: от приращения знаний обучаемых до формирования соответствующих им умений и навыков. Иными словами, сначала создается некий идеальный образ, своего рода виртуальная модель, а уже потом осуществляется переход от нее к практике. При этом в технике обучения зачастую выбираются такие способы, когда знания даются обучаемому в готовом виде, их остается только запомнить. В таком случае – потребительская схема обучения, когда задействуются преимущественно мнемические процессы (память) обучаемых. А мышление, мотивация и другие составляющие психики не активизируются. Отсюда знакомое всем явление – зубрежка.

СПТ не исключает преподнесение знаний в готовом виде. Но главным выступает другое: участвуя в групповом взаимодействии по решению ситуативно-ролевых задач, участники тренинга сами делают для себя открытия, давно зафиксированные* в социально-психологических теориях. Такой способ получения знания коренным образом отличается от традиционного. Для него характерны: соотнесенность с практикой, осмысленность, личностная значимость, эмоционально-чувственная окрашенность. Кроме того, сам характер участия в тренинге содержит основу личностной корректировки. Участвуя в групповом взаимодействии, обучаемый осознает себя как личность через коллег по группе, т.е. действует принцип зеркального отражения. Ведь по выражению Л.С. Выготского «Личность для себя становится тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» [6]. Таким образом, СПТ как форма обучения предполагает получение знаний, как правило, не в готовом виде от преподавателя, а собственное «добывание его с помощью преподавателя. А это уже принципиально иная основа личностно-профессионального развития, где преобладают процессы мышления и переструктурирования образа «Я» обучаемого [32].

Цели, задачи и принципы СПТ. Если вопрос стоит о проведении собственно СПТ, то его основная цель – повышение компетентности в сфере общения.

Если же СПТ связан с профессиональной подготовкой обучаемых в социальной системе взаимодействия, т.е. общение обусловлено спецификой профессии, то цель его определяется исходя из этой специфики.

Главная цель конкретизируется решением ряда задач.

1.Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения.

2.Приобретение умений и навыков профессионально ориентированного общения. Например, умение правильно построить деловую беседу, выслушать и понять собеседника, установить с ним контакт, умение участвовать или руководить дискуссией и т. п.

3.Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения.

4.Развитие способности адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми.

5. Коррекция и развитие системы отношений личности. Эффективность занятий в группах СПТ зависит от того, как будут реализовываться специфические принципы.

Принцип равенства позиции. Во-первых, он означает пересмотр отношений между преподавателем и обучаемым. В СПТ руководителю занятия отводится роль не непререкаемого авторитета, а роль «катализатора», способствующего развитию мышления и получения нового знания. При этом руководитель и сам выступает в равной со всеми членами группы позиции, участвуя в решении задач. Во-вторых, равенство позиций предполагает и партнерские отношения всех членов группы, признание ценности каждого, его интересов и принятие друг друга. Наконец, принцип равенства означает, что каждый участник тренинга становится поочередно как бы руководителем, лидером конкретной ситуации общения.

Принцип активности. Он означает обязательную вовлеченность в занятие всех без исключения членов группы. Такая возможность вытекает из первого принципа, когда каждому предоставлено право продемонстрировать себя, а свои действия и мысли сделать предметом анализа всей группы. На этой основе осуществляется проверка адекватности действий и коррекция в случае необходимости.

Перенос «центра тяжести» с фигуры преподавателя на самого обучаемого позволяет активизировать мотивационно–потребностную сферу личности. Данный принцип может быть изложен в виде правила: «Будь активен и ты узнаешь себя!»

Принцип обратной связи. Он подразумевает открытое, аргументированное и конструктивное высказывание всеми членами группы по поводу различных ситуаций, которые возникают в ходе выполнения заданий.

Реализация данного принципа позволяет каждому участнику СПТ сформировать адекватный образ себя и другого, создает возможность для соответствующей коррекции. Это уникальная возможность «увидеть себя глазами других». Высказываемая членами группы информация становится основной для размышления, что, в свою очередь, создает предпосылку для самокоррекции уже имеющихся навыков общения

Для реализации принципа обратной связи требуется соблюдение ряда условий: а) описательный характер обратной связи; б) неотсроченность обратной связи; в) конкретность высказывания, т. е. его принадлежность к конкретному поведению; г) высказывание по поводу таких свойств личности, которые реально могут быть изменены.

Руководитель может установить правила, как давать обратную связь:

говорить кратко;

говорить конкретно, по существу;

говорить то, что чувствовал. Правила приема обратной связи:

слушать внимательно;

можно запрашивать дополнительную информацию;

не объяснять своего поведения. Средствами подачи обратной связи могут выступать:

аудиозапись;

видеозапись;

установленный алгоритм наблюдения за ситуационно-ролевыми приемами и групповыми дискуссиями;

тестирование;

проведение упражнений в парах;

личное поведение руководителя занятий, задающего модель

обратной связи.

Принцип доверительности общения в группе. Он позволяет создать элемент доверия, чувство общности и причастности к миру другого человека. От соблюдения этого принципа во многом зависит обучающий эффект тренинга.

Принцип закрытости группы. Заключается в сохранении участниками тренинга информации друг о друге, которая не должна выноситься за пределы группы.

Комплексная реализация перечисленных принципов групповой работы позволяет достичь указанной цели СПТ. Однако сами по себе они не дадут нужного результата без соответствующей подготовки руководителя и стратегии проведения тренинга.

Среди основных условий, реализация которых в действиях руководителя способствует эффективности занятий, можно выделить следующие:

Открытость руководителя. Это способность быть самим собой, а не устремленность к тому, чтобы казаться. Одно из средств на этом пути – отказ от безличных суждений типа: «обычно считается», «говорят», «полагают» и т.п., их замена на суждения личной формы: «я считаю», «я полагаю», «я сомневаюсь», что способствует формированию доверительных отношений. Открытость руководителя – еще не гарантия успеха, но важная предпосылка к нему.

Способность к децентрации. Это готовность и умение отнестись к своей позиции не как к единственно возможной и единственно истинной. Это умение координировать свою точку зрения с участниками СПТ.

Способность быть сотрудничающим партнером. Это одно из главных и определяющих положений в психологическом облике руководителя, что предполагает отказ от менторского диктата и утверждения иного типа отношений с членами группы: совместного поиска, принципиального, но доброжелательного совместного анализа результатов работы и т.п.

Воздерживаться от категоричных «экспертных» суждений, давать возможность высказаться самой группе.

Возражения высказывать после внимательного выслушивания и понимания членов группы. Ни в коем случае возражения не должны предшествовать пониманию.

Сочетать планомерность в работе с умением отступать от плана, отказаться от заранее продуманных тактических вариантов, импровизировать по ходу дела, реагируя на определенные групповые изменения, и в этом смысле «идти на поводу у группы».

Разумеется, что указанными условиями не исчерпываются предпосылки успешной организации СПТ. Его проведение – дело творческое, в котором указанные условия могут и изменяться, дополняться другими, в зависимости от состава участников, поставленных целей, опыта руководителя и других условий.

Ниже приводятся задачи руководителя СПТ по этапам (табл. 3.1).

Таблица 3.1







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.