Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Научная жизнь. I РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ СИСТЕМОГЕНЕЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Автор: Н. В. НИЖЕГОРОДЦЕВА, Ю. П. ПОВАРЕНКОВ

В октябре 2003 г. в Ярославле прошла I Российская научно-практическая конференция "Системогенез учебной и профессиональной деятельности", организованная кафедрой психологии ЯрГПУ им. К. Д. Ушинского при поддержке РГНФ, РПО, администрации Ярославской области. Необходимость проведения конференции и актуальность заявленной проблематики были обозначены ее организаторами как потребность в обобщении исследований в области системогенеза профессиональной и учебной деятельности, выполненных в рамках научной школы академика РАО В. Д. Шадрикова, определении перспектив дальнейшего развития школы на основе консолидации усилий ученых разных направлений российской науки в изучении личностного и профессионального развития.

В конференции приняли участие научные работники, преподаватели, аспиранты и студенты 20 вузов и 2-х академических научных институтов (Института психологии РАН, Психологического института РАО) из 17 городов России (Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Белгород, Томск, Омск, Оренбург, Пермь, Нижний Новгород, Калуга, Владимир, Саратов, Коломна, Рыбинск, Сергиев Посад) и ближнего зарубежья (Ереван, Минск).

В докладах, выступлениях и научных дискуссиях участников конференции обсуждались содержание, основные направления реализации и развития системогенетического подхода в психологии: его методология (проблема предмета и метода системного анализа психического), теория и методы системогенетического исследования способностей, профессионально важных и профессионально значимых качеств личности, общие и специфические закономерности системогенеза учебной деятельности, системогенетический анализ процесса профессионализации, психологические основы профессионального обучения на основе системной методологии; системогенез личности в различных видах деятельности, перспективы использования системогенетического подхода в исследовании деятельности и индивидуальных свойств человека в современных условиях.

С приветственным словом к участникам конференции обратились ректор ЯрГПУ В. В. Афанасьев, вице-губернатор Ярославской области Н. П. Воронин; заслуженный деятель науки РФ, президент МАПН В. В. Новиков, декан факультета психологии ЯрГУ А. В. Карпов, директор института педагогики и психологии ЯрГПУ М. И. Рожков, председатель Московского регионального отделения РПО Д. Б. Богоявленская, председатель Ярославского регионального отделения РПО Ю. К. Корнилов; академик РАО И. В. Дубровина. В выступлениях нашли отражение история развития психологии в Ярославле, этапы становления научной школы В. Д. Шадрикова и ее значение для развития отечественной психологии, прозвучала высокая оценка результатов научных исследований, выполненных на основе концепции системогенеза деятельности и способностей, отмечена актуальность тематики и значимость консолидирующей направленности конференции.

Содержательную часть пленарного заседания открыл доклад В. Д. Шадрикова (Москва) "О психологических конструктах и последовательности их изучения при подготовке психологов", в котором были рассмотрены методологические основы нового подхода к преподаванию психологии. В ходе профессиональной подготовки психологов при описании предмета психологии необходимо придерживаться системной методологии, восходя от абстрактного к конкретному: абстрактного как отражения частей целого, конкретного как целостного отражения объекта в понятиях. Системный подход - перспективная методология развивающейся психологической науки - требует новой логики преподавания психологии. Любой учебный курс должен представлять собой не набор научных фактов, а целостное изложение части предмета (конструкта), полученного в результате содержательного теоретического обобщения научного материала. Докладчик дал подробную характеристику каждому из восьми выделенных им психологических конструктов в той последовательности, которая в наибольшей степени раскрывает сущность предмета психологии при подготовке специалистов в вузе. Особый интерес у участников конференции вызвали сформулированные докладчиком идеи о единстве души и тела; соотношении природного, психического и социального; знаний и переживаний и механизмах их реализации.

В докладе В. А. Барабанщикова (Москва) "Принцип системности в современной психологии" было отмечено, что обращение к принципу

стр. 118

системности в психологии отражает ее актуальное состояние и генеральную тенденцию развития. Главное, что несет системный подход психологии, это - максимально широкий и вместе с тем дифференцированный взгляд на изучаемые явления, возможность разработки конкретной логики взаимопереходов и взаимовключений, а также конструирования интегративного знания, которое не только глубоко отражает сущность изучаемых явлений, но и наиболее приспособлено для решения практических задач. Докладчик изложил свое понимание сущности системного познания, рассмотрел причины обращения к принципу системности, ориентиры и задачи развития системного подхода в современной психологии, возможности и область применения системных и несистемных средств исследования, а также - специфику конкретно-синкретической и абстрактно- аналитической ветвей системного подхода.

А. В. Карпов (Ярославль) посвятил свой доклад "Интегральные способности личности" одному из наиболее принципиальных вопросов психологии способностей - о содержании категории способностей - и тем самым уточнению современных представлений о предмете психологии способностей. Он аргументированно обосновал точку зрения, согласно которой традиционно сложившиеся представления о наличии лишь двух основных макроклассов способностей (общих и специальных) явно недостаточны для выявления всех реально существующих классов и типов способностей. Для преодоления этой недостаточности докладчик предложил дифференцировать качественно специфический класс способностей, обозначив его понятием интегральных способностей личности. В отличие от общих и специальных способностей, которые выделяются в соответствии с системой когнитивных психических функций, интегральные способности дифференцируются в соответствии с совокупностью регулятивных функций и процессов психики, проявляющихся в деятельности. Таким образом, интегральные способности не сводятся ни к общим, ни к специальным способностям и выступают как своего рода мезоуровень в общей иерархической структуре способностей.

Ю. П. Поваренков (Ярославль) в докладе "Психология становления профессионала" изложил основные положения собственной концепции профессионального развития, которая полностью опирается на методологию системогенетического подхода. В своем выступлении докладчик обозначил системные механизмы детерминации профессионального становления человека, определил комплексные основания для разработки адекватной периодизации профессионализации, раскрыл основные причины возникновения кризисов профессионального развития, определил конструктивные, деструктивные и маргинальные формы их преодоления. Особый интерес и оживленную дискуссию вызвал вопрос о критериях и методах определения профессиональной зрелости в рамках предложенной им концепции.

В докладе М. М. Кашапова (Ярославль) рассматривались возможности использования системного подхода для исследования педагогического мышления как ключевой компетентности преподавателя. Доклад Л. В. Черемошкиной (Москва) был посвящен анализу интегральной природы способностей человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Н. В. Нижегородцева (Ярославль) в своем докладе рассмотрела общие закономерности системогенеза учебной и профессиональной деятельности, обосновала целесообразность определения готовности к обучению как системному свойству детской индивидуальности, варианту всеобщего свойства индивидуальности человека - готовности к деятельности, определила перспективные направления системогенетического исследования учебной деятельности и готовности к обучению. Пленарное заседание завершило выступление Н. Л. Ивановой (Ярославль), в котором было рассмотрено определение содержания и сущности понятия социальной идентичности и основных направлений системогенеза личности в различных социокультурных условиях.

Обсуждение приоритетных направлений и проблем системогенетического исследования деятельности и способностей, обозначенных в докладах на пленарном заседании было продолжено в рамках научных секций во второй день конференции.

Работа секции "Теоретико-методологические проблемы системогенетического исследования способностей в учебной и профессиональной деятельности" (председатель - проф. Л. В. Черемошкина) открылась докладом Д. Б. Богоявленской (Москва), в котором были рассмотрены основные подходы к пониманию природы способностей и одаренности. Доклад вызвал оживленную дискуссию, вышедшую далеко за рамки установленного регламента. О. А. Таллина (Москва) обсудила роль деятельности в развитии специальных способностей; Г. А. Стюхина (Сергиев Посад) сообщила результаты исследования влияния культурологических факторов на развитие мнемических способностей детей и подростков; Е. Н. Корнеева (Ярославль) обозначила проблему эмоционального благополучия подростков с признаками одаренности в условиях массовой общеобразовательной школы; выступление С. В. Филиной (Ярославль) было посвящено исследованию способностей зрительного восприятия с использованием сюжетных изображений.

В ходе дискуссии обсуждались проблемы системной методологии в исследовании деятельнос-

стр. 119

ти, способностей и одаренности детей; влияние специфических факторов на развитие способностей детей и подростков; возможности использования психологических методов для исследования системной природы способностей и одаренности. Была отмечена необходимость дальнейшего обсуждения методологических проблем психологии способностей.

Секция "Психологические проблемы профессионального развития" (председатель - проф. Ю. П. Поваренков) открылась докладом В. Е. Орла (Ярославль), в котором с позиций структурно-уровнего подхода рассматривались взаимосвязи ценностных ориентации личности и синдрома психологического выгорания. В. Н. Урываев (Ярославль) провел детальный анализ профессиональной деформации личности студентов-медиков; Н. Г. Рукавишникова (Ярославль) познакомила участников секции с результатами исследования динамики профессионального самосознания студентов педагогического вуза; в выступлении Т. В. Мищенко (Ярославль) рассматривались психологические особенности и содержание понятия профессиональной идентичности, а Ю. Л. Сорокина (Ярославль) и Т. М. Хрусталева (Пермь) обсуждали различные аспекты проблемы психологического анализа профессионального становления студентов вуза. С. С. Бубнова (Москва) представила для обсуждения оригинальную концепцию терминальных ценностей, а И. В. Кузнецова (Ярославль) рассмотрела теоретические и прикладные аспекты проблемы профкомпетентности как фактора эффективности профессиональной деятельности.

В ходе развернувшейся дискуссии участники секции отметили практическую и теоретическую актуальность проблематики профессионального развития личности, обозначили как приоритетную задачу разработки системогенетической концепции сопровождения и поддержки профессионала на различных этапах жизненного пути.

Секцию "Системогенез личности в различных социокультурных условиях" (председатель - доцент Н. Л. Иванова) открыл доклад Т. М. Панкратовой (Ярославль), в котором рассматривалась тендерная обусловленность межличностного восприятия в конфликтных ситуациях. С. А. Трифонова (Ярославль) представила для обсуждения результаты сравнительного исследования трансформации этнической идентичности у русских и татар. Выступление А. Н. Татарко (Москва) было посвящено исследованию личности в системе межэтнического взаимодействия, а А. А. Прошутинской (Ярославль) - анализу социокультурных детерминант самоопределения личности. М. А. Лобас (Ярославль) остановился на обсуждении особенностей межэтнического общения в русскоязычной школе. И. А. Можаровская (Ярославль) представила оригинальное исследование особенностей личности учителя как факторов сопротивления модернизации образования. Е. А. Блинова (Ярославль) сообщила результаты сравнительного анализа мотивационных компонентов деятельности и удовлетворенности трудом работающих мужчин и женщин, Л. А. Котова (Ярославль) рассмотрела особенности общения в бездетных семьях.

Участники дискуссии пришли к единому мнению, что исследование личности в современных условиях имеет высокую прикладную ценность. Общий вывод работы секции: поликультурный регион необходимо рассматривать как сложную развивающуюся систему; изучение этнической идентичности личности в современных условиях различных регионов России с необходимостью предполагает использование методологии системного подхода и методов математического моделирования.

Работа секции "Теория и методы исследования интегральных свойств человека" (председатель - проф. А. В. Карпов) началась с выступления Е. В. Карповой (Ярославль), в котором были детально проанализированы особенности генезиса самооценки как интегрального компонента мотивационной сферы личности. Е. В. Маркова (Ярославль) предложила рассматривать интегрированность личностных характеристик в качестве основной субъектной детерминанты стиля принятия управленческих решений. Т. К. Поддубная (Белгород) познакомила участников секции с исследованием развития сознания личности студента в процессе освоения профессиональной деятельности. Е. Н. Башкирова (Москва) вынесла на обсуждение авторскую методику диагностики отношений личности. В выступлении Г. А. Голубиной (Ярославль) были предложены методы и организация системной диагностики феномена психологической защиты. Особый интерес и активную дискуссию вызвали доклады молодых ученых: И. М. Скитяевой (Ярославль) - "Рефлексивность как детерминанта индивидуального стиля метакогнитивной регуляции" и А. А. Аксенова (Коломна) - "Многофакторная оценка как метод системной диагностики развития личности младших школьников". Участники дискуссии решили продолжать обсуждения теоретических и прикладных аспектов этой проблемы в рамках постоянно действующего методологического семинара.

В ходе дискуссии на секции "Системогенез учебной деятельности" (председатель - проф. Н. В. Нижегородцева) обсуждался широкий спектр актуальных проблем формирования учебной деятельности и индивидуального развития учащихся в современной вариативной системе образования. Были заслушаны выступления И. В. Дубровиной (Москва) о средствах учебной деятельности и спо-

стр. 120

собах их формирования в современной школе; Г. А. Суворовой (Москва) о деятельностной методологии психологического консультирования в образовании; Е. Ю. Акимовой (Ярославль) о специфике функциональных связей структуры мыслительной деятельности в различных системах начального обучения; Е. В. Муссалитиной (Москва) о взаимосвязи готовности школьников к обучению и профессиональных предпочтений детей; Н. А. Чепцовой (Рыбинск) об особенностях системогенеза учебной деятельности в различных системах дошкольного образования; Н. А. Локтевой (Ярославль) об исследовании психологической структуры чтения; Н. В. Карповской (Рыбинск) о психологической готовности учащихся к освоению математической деятельности; Л. П. Казаковой (Москва) о специфике развития способностей школьников, обучающихся по традиционной системе и системе Л. В. Занкова; С. С. Бубновой (Москва) о потребностях и желаниях школьников и особенностях их формирования; О. Г. Игнатенко (Москва) о проблеме деятельности в системе психологии. В заключение работы секции ее участники пришли к решению консолидировать усилия специалистов разных вузов в исследовании учебной деятельности на основе системной методологии, создав на базе кафедры психологии ЯрГПУ научно-методический центр для координации исследований в области системогенеза учебной деятельности.

Заслушав и обсудив краткое резюме всех заявленных в программе выступлений, участники секции "Психологические основы профессионального обучения и педагогической деятельности" (председатель - проф. М. М. Кашапов) выбрали три из них для более детального обсуждения. Т. В. Огородова (Ярославль) рассмотрела особенности мониторинга креативности учащихся профильных классов средней школы. Выступление Ю. В. Скворцовой (Ярославль) было посвящено роли метапознания в профессиональной подготовке врача, а Т. В. Башаевой (Ярославль) - системогенетическим закономерностям профессионального обучения педагога.

В третий день конференции состоялся круглый стол "Перспективы использования системогенетического подхода в исследовании деятельности и индивидуальных свойств человека в современных условиях" (ведущие - профессора В. Д. Шадриков и В. А. Мазилов). В работе круглого стола приняли участие А. В. Карпов (Ярославль), Ю. П. Поваренков (Ярославль), Л. В. Черемошкина (Москва), Н. В. Нижегородцева (Ярославль), С. С. Бубнова (Москва), И. В. Кузнецова (Ярославль), Т. К. Поддубная (Белгород) и др. Во вступительном слове В. Д. Шадриков осветил основные направления использования системогенетического подхода в современных психологических исследованиях, сформулировал наиболее важные методологические проблемы, проблему метода. Выступление А. В. Карпова было посвящено методологическим аспектам изучения интегральных способностей личности. Л. В. Черемошкина проанализировала особенности исследования регулятивных механизмов способностей. Н. В. Нижегородцева подчеркнула важность разработки конкретных технологий системогенетического анализа, позволяющих перейти от теории системогенеза деятельности и способностей к решению практических задач анализа индивидуальных структур деятельностно важных качеств. В. А. Мазилов обратил внимание на то, что системогенетическое исследование требует особых конструктивных понятий, соответствующих реальной сложности психического. В выступлении Ю. П. Поваренкова была поставлена проблема динамического осмысления профессионально важных качеств личности и их индивидуального наполнения.

Итогом круглого стола явилось решение организовать методологический семинар, посвященный проблемам системогенетического подхода. В качестве наиболее важных направлений его работы были определены следующие: психологическая характеристика сущности системогенетического подхода, его прикладное и теоретическое значение, качественная специфика системогенетических принципов и методов исследования, современное состояние системного подхода в психологии и перспективы его дальнейшего развития, проблема предмета психологии.

На заключительном пленарном заседании были подведены итоги, принята резолюция, в которой отмечалось, что конференция - важный этап в развитии психологической концепции системогенеза деятельности, открывающий новые перспективы экспериментально-теоретических исследований. Отмечена необходимость регулярного проведения конференций и методологических семинаров, посвященных проблемам системогенеза деятельности. Участники конференции поддержали инициативу группы психологов о создании межрегионального центра по исследованию системогенеза учебной деятельности при Ярославском государственном педагогическом университете1.

Н. В. Нижегородцева, Ю. П. Поваренков, Ярославль

1 Доклады и выступления участников конференции опубликованы в сборнике: Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Материалы российской научно-практической конференции, 8 - 10 октября 2003 г., г. Ярославль / Под ред. проф. Н. В. Нижегородцевой. Ярославль: Аверс Пресс, 2003. 360 с.

стр. 121

Научная жизнь. II ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ЛИЧНОСТЬ И БЫТИЕ: СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД"

Автор: А. Н. КИМБЕРГ. З. И. РЯБИКИНА

20 - 21 ноября 2003 г. в Кубанском государственном университете (Краснодар) состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция "Личность и бытие: субъектный подход". В ее организации приняли участие Кубанский государственный университет, Институт психологии Российской академии наук и Академия акмеологических наук. На конференции присутствовали ученые из Ростова-на-Дону, Москвы, Ставрополя, Костромы, Сочи, Черкесска, Майкопа, Новороссийска и др. городов. Материалы представили около 200 участников, работали семь секций, были проведены два "круглых стола", состоялись мастер-классы, прошли презентации, открытые лекции. Главная задача конференции - обозначить единое категориальное поле, обеспечивающее возможность научного общения и взаимопонимания при обсуждении различных аспектов бытия человека.

На открытии конференции выступили проректор по науке Кубанского госуниверситета А. А. Гаврилов, генеральный директор департамента образования и науки администрации Краснодарского края А. А. Симанкова, заместитель директора Института психологии РАН В. В. Знаков.

Пленарные доклады во многом определили направления последующих дискуссий.

В. В. Знаков (Москва) проанализировал современное состояние психологии субъекта и психологии человеческого бытия. В психологии субъекта, особенно том ее варианте, который развивал А. В. Брушлинский, в сконцентрированном виде представлена эволюция психологии в XX веке. Рациональный тип рассуждений, присущий классическому этапу развития науки (с идеей постижения объективных законов природы, поиска причинно-следственных связей преимущественно естественнонаучными методами), на неклассическом этапе сменился признанием важности субъективного угла зрения на мир, субъектных фокусировок сознания. Наконец, постнеклассическое понимание мира характеризовалось ростом рефлексии ценностных и смысловых контекстов человеческого бытия. Психология субъекта системно решает проблему детерминизма, учитывая одновременно и естественнонаучный, и социально- гуманитарный характер психологической науки. Субъектно-деятельностный подход изначально формировался на основе представлений о взаимной дополнительности психических закономерностей отражения действительности и порождения человеком новой реальности. Вследствие этого психология субъекта адекватно описывает и законы бытия, объясняющие то, что есть, и законы долженствования, предписывающие, как именно должны происходить те или иные события и явления в мире человека. Психология человеческого бытия представляет собой то направление развития, ту сторону психологии субъекта, которая возникла с появлением постнеклассической парадигмы; она стала новым шагом в направлении расширения ценностно-смысловых контекстов, в которые включались классические психологические проблемы нравственности, свободы, духовности, смысла жизни. В этом проявилось стремление психологов выйти за узкие рамки категории "деятельность" и обратиться к понятию "существования", от бытия перейти к становлению, непрерывному развитию психики субъекта. В целом сегодня психологию субъекта следует рассматривать как новую методологию понимания проблем человеческого бытия.

З. И. Рябикина (Краснодар) акцентировала внимание на новой складывающейся в психологии исследовательской ориентации. Ее предметом выступает бытие, трактуемое как организация человеком его жизни в соответствии со своей природой. Психологии принадлежит особая роль в поддержке и реализации интенции человека на создание такого бытия, потребности личности самоактуализироваться в формообразовании бытия в соответствии со структурой своих смыслов. Введение в категориальный аппарат психологии личности понятия "бытие личности" создает основания для выявления общих закономерностей, объединяющих явления самоактуализации личности в различных бытийных пространствах (профессиональное бытие и структурирование личностью своего свободного времени, поддержка чувства личностной идентичности через организацию предметно-пространственной среды, близкие отношения со значимыми людьми и партнерство в деловых переговорах и т.д.). Обращенность к бытию как предметной области психологии личности связана также с тем, что характеристики самого бытия сегодня претерпевают существенные изменения. Бытие трактуется как продукт конкретного человека, воплощение его

стр. 122

ментальных проектов. И в этом смысле оно - следствие психологических закономерностей и, таким образом, предмет психологической науки. Постмодернистскому мировоззрению в целом свойственно подчеркивание возрастающей роли активности человека в выстраивании пространства собственной жизни, своего бытия. Особое внимание в этом контексте современная наука и практика уделяют становлению личности как субъекта.

Г. Б. Горская (Краснодар) рассмотрела личностные и инструментальные предпосылки субъектности. Происходящие социально-экономические изменения, с одной стороны, создают широкие возможности для приложения человеком своих способностей, но с другой стороны, они не обеспечивают социальной защищенности, требуя от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, привлекая внимание к предпосылкам и механизмам формирования субъектных свойств личности. Становление личности как субъекта происходит в соответствии с требованиями деятельности и критериями самой личности. Субъектными характеристиками человека являются активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию. Таким образом, предпосылками субъектности являются личностная зрелость и владение инструментальными средствами реализации субъектности. К последним относятся метакогнитивные умения, представляющие систему осознанной регуляции человеком своего поведения, способность к самопознанию, коммуникативные умения. Представленные в докладе результаты научного проекта, посвященного развитию инструментальных предпосылок субъектности, свидетельствуют о том, что развивающие программы указанной направленности являются весомым фактором, повышающим вероятность проявления субъектности в профессиональной деятельности и в межличностном взаимодействии.

Проблемы бытия личности всегда сопряжены с проблемами ее события с другими, с тем, насколько конструктивна позиция человека как субъекта общения.

В докладе В. А. Лабунской (Ростов-на-Дону) обсуждалась проблематика субъекта затрудненного общения и его отношения к своему внешнему облику. Автор развивает положение о том, что в соответствии с системой отношений субъекта затрудненного общения формируется, конструируется его внешний облик. Неудовлетворенность внешним обликом (представленная в оценочно-содержательной интерпретации и степени соответствия гендерно-возрастным стереотипам внешнего Я, в непринятии своего отраженного облика) сопровождается ярко выраженным стремлением субъекта изменить внешнее Я. Вместе с тем субъект затрудненного общения, не меняя сложившуюся систему отношений к себе и другому, остается не удовлетворенным своим внешним обликом и ожидает от других антипатии, неуважения, недоверия. Этот факт указывает на серьезный внутриличностный конфликт субъекта затрудненного общения.

А. И. Китов (Черкесск) выделил необходимость рассмотрения категории "собственность" как психологической. Он считает, что сущность личности не может быть раскрыта вне контекста ее собственности. Актуальным является поиск ответов на вопросы: какие психологические нити "привязывают" вещь к человеку в качестве собственности? Каким образом собственность становится детерминантой поведения и деятельности личности?

Выступление А. Н. Кимберга (Краснодар) было посвящено методологическим проблемам развития категории "субъект" в психологии. Докладчик отметил, что все большую роль в развитии теоретических моделей играет ценностная позиция теоретика. В этом плане теория субъекта задает оптимальную точку видения мира для человека, реализующего свою жизнь и индивидуальную судьбу в сложной среде социальных институтов и порождаемых ими противоречивых дискурсов.

В докладе А. Н. Демина (Краснодар) "Личность в кризисных ситуациях на рынке труда" конкретизировалась проблема личности и ее бытия. Были рассмотрены изменения на российском рынке труда и возможности их концептуального осмысления. Докладчик выделил причины, по которым новый объект психологического изучения - кризисный рынок труда - слабо изучен отечественными специалистами. Среди них - дефицит концептуального аппарата, междисциплинарной компетентности, теоретико- идеологические предпочтения российских психологов. В докладе было обосновано понятие "индивидуальный кризис трудовой занятости", выделены его содержательные характеристики и способы интерпретации.

В. К. Шаповалов (Ставрополь) остановился на проблемах взрослых, обучающихся в условиях внеформального образования. Сложный возрастной контекст обусловливает важность правильного понимания причин, побуждающих субъекта изменить свою жизнь. В нем особую значимость приобретает проблема диагностики потребностей взрослых. Докладчик особо подчеркнул, что окончательное определение социально- образовательных потребностей обучающихся в этой ситуации предполагает не только фиксирование потребностей, непосредственно указываемых учащимся, - важна и сложная аналитическая мыследеятельность самих субъектов обучения, аккумулирующая разнообразную информацию.

стр. 123

На секционных заседаниях конференции обсуждался широкий спектр проблем, относящихся к различным областям бытия личности, характеристикам человека как субъекта деятельности и других видов активности.

Проблемы человека как субъекта понимания и объяснения социального мира и своего места в нем были в центре внимания на секции "Личность как субъект интерпретации социального мира". Множественность сконструированных социальных миров или различные взгляды на единый мир - центральная проблема для участников обсуждения. Н. В. Ковалева предложила в качестве фактора самоопределения индивида пятиуровневую модель "субъектной идентичности" и проблематизировала операционализацию ее структурных элементов О. А. Оберемко рассказал о логико-семантическом анализе представлений об ин- и аут-группах, предложив с их помощью диагностировать субъективно переживаемое социальное напряжение.

Е. В. Улъко сообщила о выявленных особенностях субъективной интерпретации человеком ситуаций, подлежащих правовому регулированию, в зависимости от субъективного опыта, оценки ситуации и своей позиции в ней. Инструментальным сложностям в исследовании идентичности старшеклассников посвятила выступление А. А. Таганова. На секции были также представлены сообщения о политическом имидже и особенностях его восприятия избирателями нового избирательного цикла (И. А. Кубликова, А. Б. Сазаншович, О. В. Рогозян).

На секции "Личность и нормативная реальность: поиск конструктивного бытия (в контексте проблем силовых ведомств)" состоялись презентации психологической службы Главного управления исполнения наказаний МЮ РФ по Краснодарскому краю (Н. М. Стрельцова, Т. В. Чугайкова) и психологической службы МЧС. Психолог Северо- Кавказского регионального поисково-спасательного отряда Г. Ю. Резец рассказала о специфике психологической подготовки спасателей. Проблемам медико- психологического сопровождения сотрудников оперативных подразделений и выезжающих в командировки в районы служебно-боевых действий, были посвящены доклады психологов Центра психологической диагностики ГУВД Краснодарского края Л. В. Ковалевой и И. Ю. Зиненко. В сообщении Г. Ю. Фоменко были проанализированы внутренние противоречия, переживаемые теми, кто в современных условиях стоит на страже законности. Балансирование между формальным выполнением нормативных предписаний и вседозволенностью нередко приводит к утрате нравственных ориентиров и социально деструктивным явлениям. Тема "Толерантная активность интегральной индивидуальности" была освещена в сообщении начальника кафедры общей психологии и педагогики Краснодарской Академии МВД России В. Г. Третъяка.

На секции остро дискутировался вопрос о том, что именно (кроме решения специальных кадровых задач, психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, организации образовательного процесса) способна делать сегодня хорошо структурированная, с четким определением функциональных обязанностей психологическая служба силовых структур, т.е. какова в современных условиях сверхзадача психологической службы. Подытоживая разные мнения, можно сказать: это выход в стратегическое "измерение", работа на опережение, умение увидеть перспективу за сиюминутными целями; не ожидание социальных запросов, а их активное формирование.

На секции "Личность в пространстве экономических и профессиональных отношений" были представлены доклады по экономической психологии и психологии профессионального развития. Е. Ю. Кожевникова выделила стратегии взаимодействия "нового" собственника и "старых" наемных работников на кризисном предприятии. Л. А. Саенко рассмотрела особенности положения детей в семьях безработных и предложила способы социально-педагогического взаимодействия с ними. Е. С. Заварыкина представила типологию адаптивных установок личности и возможности ее использования в целях профессиональной ориентации. А. Б. Седых проанализировал критерии успешной профессиональной карьеры выпускников вуза. Е. Ю. Чинук дополнила предыдущее выступление данными об особенностях профессионального становления молодых специалистов. С. Д. Некрасов подчеркнул актуальность проблемы управления качеством профессиональной подготовки специалиста, которую он считает необходимой рассматривать в контексте психологии образования человека. Ю. С. Шелковой выступил с сообщением о структуре профессиональных представлений социальных работников. И. Б. Шуванов и И. Г. Макаревская познакомили участников секции с информационно- моделирующим подходом к профессиональной подготовке психологов.

На секции "Тендерная идентичность и социальное партнерство в решении тендерных проблем" внимание участников было сконцентрировано на возможностях тендерного подхода в научном осмыслении и интерпретации проблем личности и ее бытия в современном обществе. Так как основным принципом тендерного исследования является его междисциплинарный характер, в содержании докладов, представленных на секции, проявилось широкое исследовательское и междисциплинарное научное поле.

В выступлении А. Р. Тиводар "Гендерный подход как культурный, политический и методологический феномен" была представлена своего рода

стр. 124

теоретическая рефлексия направлений гендерных исследований. Анализ основных проблем и направлений деятельности в области организационного консультирования с учетом тендерных аспектов был представлен в докладе Л. Н. Ожиговой "Гендерный подход в управлении персоналом организации". Интерес у слушателей вызвали доклады: А. Ш. Гусейнова - "Женская агрессивность как протестная реакция", И. А. Сапоговой - "Гендерный анализ профессионального пространства женщин разных социальных групп", Н. А. Васильченко - "Динамика развития индекса агрессивности и враждебности у девочек-подростков", которые позволили увидеть глубину и сложность эмоциональной жизни женщины в разные возрастные периоды.

Формирование тендерной идентичности лично<







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.