Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Понятие об общении. Коммуникативная ситуация и ее структура. Виды и формы общения.





Содержание

1. Тема 1. Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». Основные понятия культуры речи. ……………………………………………………………2. 2. Тема 2. Понятие об общении. Коммуникативная ситуация и ее структура. Виды и формы общения. ……………………………………………………………3

3. Тема 3. Русский язык как национальный и мировой язык. Разновидности русского национального языка: литературный русский язык, диалекты, жаргоны, просторечие. ……………………………………………………………...3

4. Тема 4. Понятие о языковой норме. Типы норм. Вариативность норм.……...4

5. Тема 5. Орфоэпические нормы. …………………………………………………6

6. Тема 6. Нормы русского ударения. ……………………………………………..6

7. Тема 7. Лексические нормы. …………………………………………………...12

Раздел 1. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. …………………………………………...12

Раздел 2. Закономерности лексической сочетаемости слов. Плеоназм. Тавтология. ………………………………………………………………………...13

Раздел 3. Русская фразеология. …………………………………………………...15

Раздел 4. Иноязычные слова в современной русской речи. …………………….18

Раздел 5. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. …………………………20

8. Тема 8. Грамматические нормы русского языка. ………………………….....25

Раздел 1. Морфологические нормы. ……………………………………………...25

А. Трудные случаи использования форм имени существительного. ……….....25

Б. Употребление форм числительных, прилагательных, местоимений, глагольных форм. ………………………………………………………………….28

Раздел 2. Синтаксические нормы. ………………………………………………...31

А. Согласование сказуемого с подлежащим. Трудные случаи именного и глагольного управления. …………………………………………………………..31

Б. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Нормы организации однородного ряда. …………………………………………………..32

9. Тема 9. Орфографические и пунктуационные нормы. ……………………….33

10. Список рекомендуемой литературы. …………………………………………35

Тема 1. Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». Основные понятия культуры речи.

Задание 1. Выберите наиболее полное определение понятия «культура».

1) Совокупность достижений человеческого общества в производственной и общественной деятельности.

2) Совокупность достижений человеческого общества в производственной, духовной и общественной деятельности.

3) Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

4) Процесс особого общения людей и факты культуры (научные открытия, предметы быта, произведения искусства и т.д.)

Задание 2. Выберите определение «культуры речи», в котором представлены все компоненты данной дисциплины.

1) Культура речи - это позитивная самопрезентация человека.

2) Культура речи – это «красивая», содержащая изысканные слова и выражения речь.

3) Культура речи – это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве.

4) Культура речи – это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи.

5) Культура речи – это «владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

Задание 3. Какие аспекты культуры речи выделяют разные исследователи?

1) Нормативный, коммуникативный, этический;

2) Нормативный, познавательный, духовный;

3) Нормативный, экономический, психологический;

4) Нормативный, познавательный, этический.

Задание 4. Выберите 2 главных критерия культуры речи.

1) Точность высказывания, правильность;

2) Ясность изложения, уместность;

3) Коммуникативная целесообразность, логичность изложения;

4) Правильность, разнообразие средств выражения;

5) Правильность, коммуникативная целесообразность.

Задание 5. На основании данных определений объясните главное различие между понятиями «язык» и «речь».

1) Язык – важнейшее средство человеческого общения, орудие познания, инструмент мышления.

2) Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархическую упорядоченную систему.

3) Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека; использование языка для общения с другими людьми.

4) Речь – это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой форме, либо в письменной.

Задание 6. В каких строках перечислены все важнейшие функции языка?

1) Информационная, агитационная, эмотивная;

2) Коммуникативная, фатическая (контактоустанавливающая), эмотивная;

3) Конативная, когнитивная, аккумулятивная;

4) Эстетическая, метаязыковая, апеллятивная;

5) Коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная.

Задание 7. Единицами языка являются:

1) Фонемы, понятия, слова, словосочетания, предложения;

2) Фонемы, суждения, слова, словосочетания, предложения;

3) Фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения;

4) Фонемы, определения, слова, словосочетания, предложения.

Задание 8. Найдите лишний уровень языковой системы:

А) фонетический В) морфологический

Б) фразеологический Г) лексический

 

Тема 2. Понятие об общении. Коммуникативная ситуация и ее структура. Виды и формы общения.

Задание 1. Принцип кооперации Г.П.Грайса подразумевает следующие категории:

1) количества; 2) качества; 3) отношения; 4) способа; 5) суждения; 6)такта; 7) согласия.

Задание 2. Отметьте «лишние» максимы, не входящие в принцип вежливости Дж. Лича:

1) такта; 2) великодушия; 3) справедливости; 4) скромности; 5) согласия; 6) симпатии; 7) точности; 8) одобрения.

 

Тема 3. Русский язык как национальный и мировой язык. Разновидности русского национального языка: литературный русский язык, диалекты, жаргоны, просторечие.

Задание 1. Напишите названия языковых подгрупп.

Русский, украинский, белорусский - _____________________________________

Польский, лужицкий, чешский, словацкий, полабский, поморский - __________

Болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский - _________________

Задание 2. Выберите вариант, в котором перечислены самые распространенные языки мира.

А) немецкий, польский, испанский, японский, хинди;

Б) русский, китайский, хинди, английский, урду, испанский;

В) итальянский, испанский, английский, немецкий, русский, чешский;

Г) финский, венгерский, урду, японский, китайский, английский.

Задание 3. Какие языки являются рабочими языками ООН? Выберите правильный ответ.

1. финский, венгерский, урду, японский, китайский, испанский;

2. английский, русский, китайский, арабский, испанский, французский;

3. итальянский, испанский, английский, немецкий, французский, китайский;

4. русский, китайский, хинди, английский, японский, финский.

Задание 4. Заполните соответствующие графы таблицы по образцу:

Национальный (общенародный) язык Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков
Литературный язык  
Территориальный диалект  
Просторечие  
Социальный диалект (жаргон)  

Задание 5. Кто из русских писателей считается создателем современного русского литературного языка?

А) Н.М. Карамзин В) А.С. Пушкин

Б) А.С. Грибоедов Г) Л.Н. Толстой

 

Тема 7. Лексические нормы.

Тема 8. Грамматические нормы русского языка

Раздел 1. Морфологические нормы.

Раздел 2. Синтаксические нормы.

Список рекомендуемой литературы

А) Основная учебно-методическая литература:

1. Барышникова Е.Н. Речевая культура молодого специалиста: Учебное пособие /Е.Н.Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта: Наука, 2005.

2. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3. Культура русской речи /Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 1999.

4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов по сервисным спец. / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина. /Под редакцией О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Русский язык и культура речи: Учебник.- 2-е изд., перер. и доп.. /Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2005.

6. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культуры речи: учеб пособие для студентов вузов / Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. – М.: Академия, 2005.

7. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учеб. Пособие. – М.: Флинта, 2003.

8. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

Б) Словари и справочники:

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание.

2. Агеенко Ф.Л,, Зарва Н.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2000.

3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.

4. Большой орфографический словарь русского языка /Под ред. С.Г. Бархударова и др. – М., 1999.

5. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника: свыше 107 тыс. слов. – М., 2004.

6. Букчина Б.З. Слитно? Раздельно? Через дефис?: Орфографический словарь русского языка. – М., 1999.

7. Вебицкая Л.А,, Богданова Н.В., Скляревская Г.Н. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: краткий словарь-справочник. – СПб., 2005.

8. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976.

9. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

10. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.

11. Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

12. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 1999.

13. Мокиенко В.М. Давайте говорить правильно! Трудности современной русской фразеологии: краткий словарь-справочник. СПб., 2004.

14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

15. Орфоэпический словарь русского языка /Под ред. Р.И. Авнесова. Начиная с пятого издания.

16. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию – М., 1999.

17. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2001.

18. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001.

19. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1984.

20. Скляревская Г.Н., Ваулина Е.Ю. Давайте говорить правильно! Трудности грамматического управления в современном русском языке: краткий словарь-справочник. – М.; СПБ., 1995.

21. Словарь антонимов русского языка. – М., 1974.

22. Словарь иностранных слов. – М., 1988.

23. Словарь новых слов русского языка /Под редакцией Н.З. Котеловой. – СПб., 19995.

24. Словарь омонимов русского языка. – М., 1974.

25. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М.,2000.

26.Современный словарь иностранных слов. – М., 2000.

27. Тематический словарь русского языка /Под редакцией В.В. Морковкина. – М., 2000.

28. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку. – М., 1997.

29. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. – СПб., 1998.

 

В) Дополнительная литература:

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1997.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

4. Пиз А. Язык телодвижений. – М., 19995.

5. Прокопович Н.Н., Дерибас Л.А., Прокопович Е.Н. Именное и глагольное управление в современном русском языке. – М., 1981.

6. Разновидности городской устной речи. – М., 1998.

7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.

8. Русская речь – журнал.

9. Русский язык и культура речи /Под ред. проф. В.И.Максимова. – М., 2002.

10. Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. – М., 1993.

11. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. – М., 1996.

12. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.

13. Становление языковой личности. – Саратов, 1997.

14. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

 

 

Содержание

1. Тема 1. Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». Основные понятия культуры речи. ……………………………………………………………2. 2. Тема 2. Понятие об общении. Коммуникативная ситуация и ее структура. Виды и формы общения. ……………………………………………………………3

3. Тема 3. Русский язык как национальный и мировой язык. Разновидности русского национального языка: литературный русский язык, диалекты, жаргоны, просторечие. ……………………………………………………………...3

4. Тема 4. Понятие о языковой норме. Типы норм. Вариативность норм.……...4

5. Тема 5. Орфоэпические нормы. …………………………………………………6

6. Тема 6. Нормы русского ударения. ……………………………………………..6

7. Тема 7. Лексические нормы. …………………………………………………...12

Раздел 1. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. …………………………………………...12

Раздел 2. Закономерности лексической сочетаемости слов. Плеоназм. Тавтология. ………………………………………………………………………...13

Раздел 3. Русская фразеология. …………………………………………………...15

Раздел 4. Иноязычные слова в современной русской речи. …………………….18

Раздел 5. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. …………………………20

8. Тема 8. Грамматические нормы русского языка. ………………………….....25

Раздел 1. Морфологические нормы. ……………………………………………...25

А. Трудные случаи использования форм имени существительного. ……….....25

Б. Употребление форм числительных, прилагательных, местоимений, глагольных форм. ………………………………………………………………….28

Раздел 2. Синтаксические нормы. ………………………………………………...31

А. Согласование сказуемого с подлежащим. Трудные случаи именного и глагольного управления. …………………………………………………………..31

Б. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Нормы организации однородного ряда. …………………………………………………..32

9. Тема 9. Орфографические и пунктуационные нормы. ……………………….33

10. Список рекомендуемой литературы. …………………………………………35

Тема 1. Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». Основные понятия культуры речи.

Задание 1. Выберите наиболее полное определение понятия «культура».

1) Совокупность достижений человеческого общества в производственной и общественной деятельности.

2) Совокупность достижений человеческого общества в производственной, духовной и общественной деятельности.

3) Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

4) Процесс особого общения людей и факты культуры (научные открытия, предметы быта, произведения искусства и т.д.)

Задание 2. Выберите определение «культуры речи», в котором представлены все компоненты данной дисциплины.

1) Культура речи - это позитивная самопрезентация человека.

2) Культура речи – это «красивая», содержащая изысканные слова и выражения речь.

3) Культура речи – это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве.

4) Культура речи – это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи.

5) Культура речи – это «владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

Задание 3. Какие аспекты культуры речи выделяют разные исследователи?

1) Нормативный, коммуникативный, этический;

2) Нормативный, познавательный, духовный;

3) Нормативный, экономический, психологический;

4) Нормативный, познавательный, этический.

Задание 4. Выберите 2 главных критерия культуры речи.

1) Точность высказывания, правильность;

2) Ясность изложения, уместность;

3) Коммуникативная целесообразность, логичность изложения;

4) Правильность, разнообразие средств выражения;

5) Правильность, коммуникативная целесообразность.

Задание 5. На основании данных определений объясните главное различие между понятиями «язык» и «речь».

1) Язык – важнейшее средство человеческого общения, орудие познания, инструмент мышления.

2) Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархическую упорядоченную систему.

3) Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека; использование языка для общения с другими людьми.

4) Речь – это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой форме, либо в письменной.

Задание 6. В каких строках перечислены все важнейшие функции языка?

1) Информационная, агитационная, эмотивная;

2) Коммуникативная, фатическая (контактоустанавливающая), эмотивная;

3) Конативная, когнитивная, аккумулятивная;

4) Эстетическая, метаязыковая, апеллятивная;

5) Коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная.

Задание 7. Единицами языка являются:

1) Фонемы, понятия, слова, словосочетания, предложения;

2) Фонемы, суждения, слова, словосочетания, предложения;

3) Фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения;

4) Фонемы, определения, слова, словосочетания, предложения.

Задание 8. Найдите лишний уровень языковой системы:

А) фонетический В) морфологический

Б) фразеологический Г) лексический

 

Тема 2. Понятие об общении. Коммуникативная ситуация и ее структура. Виды и формы общения.

Задание 1. Принцип кооперации Г.П.Грайса подразумевает следующие категории:

1) количества; 2) качества; 3) отношения; 4) способа; 5) суждения; 6)такта; 7) согласия.

Задание 2. Отметьте «лишние» максимы, не входящие в принцип вежливости Дж. Лича:

1) такта; 2) великодушия; 3) справедливости; 4) скромности; 5) согласия; 6) симпатии; 7) точности; 8) одобрения.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.