Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема. Организация научного труда и научное творчество.





Тема. Организация научного труда и научное творчество.

Исследование научного творчества

Характерные черты научного творца

Творческие способности

Интуиция и творчество

Творческий климат

Принципы мышления и организации научного труда.

Побуждение к научному творчеству. О красоте науки

Исследование научного творчества

Исследовать научное творчество – значит исследовать его системные элементы.

  Допущение, лежащее в основе большинства исследований человека науки: ученые обладают некоторыми сходными психологическими особенностями, которые специфичны для них и отличают их от представителей всех прочих видов занятий; более и менее продуктивные ученые отличаются между собой по степени развития у них этих свойств. Направления исследований психологии научного творчества: 1) выявление комплекса личностных качеств, специфичных для ученых; 2) анализ факторов, ответственных за формирование и реализацию творческих способностей; 3) изучение мотивации научной деятельности и ее влияния на продуктивность;

Методы исследования:

І. Изучение биографий и автобиографических записок выдающихся людей.

Исследуется опыт ученых, которые уже не нуждаются в психометрическом тестировании на предмет выявления одаренности, т.к. их вклад в науку признан сообществом.

ІІ. Метод модельных экспериментов.

Недостаток модельных экспериментов: испытуемый знает, что задача имеет решение. Уже само по себе это подсказка. Между тем творческий процесс включает в себя не только решение проблем, но и их постановку.

ІІІ. Методы тестирования и анкетирования.

Изучение особенностей творческой личности с помощью психологического тестирования, анкетного метода, статистики.

 

Характерные черты научного творца

Свойства, отличающие одаренных ученых:

І. Качества личности.

Общий вывод Р.Кэттелла: Ученый по своей сути интроверт – человек, обращенный внутрь себя самого, фиксированный на явлениях своего внутреннего мира, берущий на себя ответственность за собственные достижения и неудачи, а не приписывающий их действию внешних обстоятельств. Последнее качество является необходимой предпосылкой внутренней свободы и зрелости личности.

ІІ. Интеллектуальная активность.

Интеллектуальная активность — это продолжение мыслительной деятельности по собственной инициативе за пределами требований конкретной ситуации.

Три качественно различных уровня интеллектуальной активности:

1. «Пассивный» («репродуктивный»)

Безынициативная интеллектуальная деятельность.

2. «Эвристический».

Проявление интеллектуальной инициативы в достижении поставленной цели. Инициатива не стимулирована ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворительности результатами деятельности.

3. «Креативный» (от лат. сгеаге - творить, создавать).

Высший уровень интеллектуальной активности. Инициатива проявляется в целеполагании. Решение поставленной проблемы не становится конечным пунктом исследования. Исследователь стремится понять причины выявленной им закономерности.

 

Творческие способности

þ 1. Зоркость в поисках проблем:

Дар увидеть проблему там, где для других все ясно,

Человек обычно воспринимает то, что укладывается в схему уже имеющихся знаний, а остальную информацию бессознательно отбрасывает.

þ 2. Способность «удивляться».

þ 3. Способность к свертыванию.

Свертывание — это проявление способности к замене нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию все более емких в информационном отношении понятий и символов.

Свертывание:

· четкое и сжатое символическое обозначение,

· экономная запись фактов на основе использования абстрактных понятий,

· лаконичная форма изложения теории на основе выделения существенного.

þ 4. Способность к переносу опыта и навыков.

Умение применить навык, приобретенный при решении одной научной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области.

þ 5. Легкость генерирования идеи.

þ 6. Беглость речи.

þ 7. Г ибкость, отдаленность и оригинальность ассоциаций

þ 8. Способность к оценочным действиям.

Способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.

Среди критериев оценки могут использоваться и эстетические критерии элегантности, изящества, простоты.

þ 9. Способность к доведению до конца

Способность к доработке деталей, к «доведению», к совершенствованию исходного замысла.

þ 10. Интуиция.

 

Интуиция и творчество

Что такое интуиция?

Интуиция - это бессознательный разум, дающий знания, минуя рассуждения и умозаключения. Это мгновенное понимание или осознание без рационального мышления. Это способность с яркостью молнии увидеть раньше никем еще невидимое.

Какова природа интуиции?

Интуитивное озарение рождается из сплава чувственной и рациональной форм познания.

 

Творческий климат.

В формировании творческих способностей играет роль генотип и среда.

С давних пор огромное значение придавалось хорошей научной школе:

§ Из лаборатории Э. Резерфорда вышла плеяда нобелевских лауреатов.

§ Многие крупнейшие отечественные физики — ученики академика А.Ф. Иоффе.

Предположение: эти патриархи науки не отбирали наиспособнейших студентов, а умели индуцировать, пробуждать в учениках самостоятельность и талант.

 

Общее начало — творчество.

Эстетические элементы

Если художник, мысля образами, всегда имеет перед собой идеал красоты, то тот же элемент эстетики есть и в творчестве ученого. Творчески одаренному исследователю хорошо проведенный эксперимент доставляет эстетическое наслаждение, поэтому часто приходится слышать: «Это исключительный по изяществу эксперимент».

Явление вдохновения.

 

Трудности на пути ученого:

1. Большое количество кропотливой, однообразной работы;

2. Наличие своеобразных внутренних конфликтов:

1. Конфликты между творческими замыслами и возможностями их реализации. Например, нет моментов «озарения», не хватает познаний, недостаточно техническое оснащение и т д. Однако конфликты такого рода наименее тягостные. Как правило, творческая натура получает удовлетворение от преодоления трудностей.

2. Конфликты гносеологические, связанные с испытанием на объективность. Дисциплина научного поиска ставит перед ученым жесткое требование: предельная уверенность во всех своих выводах, строжайшая их проверка. А когда в основу поиска кладется одна гипотеза, а не несколько альтернативных, существует опасность привязаться к ней как к единственному ребенку.

Тема. Организация научного труда и научное творчество.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.