|
Динамика установленной мощности и выработки электроэнергии на электростанциях страны
Электростанции России в целом удовлетворяют потребность страны в мощности, электроэнергии и теплоэнергии, а также экспорт электроэнергии в страны СНГ и дальнего зарубежья. Привлекательной особенностью электрической и тепловой энергии в качестве товара на рынке является немедленный процесс её реализации. В отличие от других энергоносителей (уголь, нефть и газ), переносимых с ограниченными скоростями и обладающих возможностью складирования, электрическую энергию экономически невыгодно аккумулировать, её следует практически немедленно передавать от производителя к потребителю. В объединённой системе производства, передачи и распределения энергии обеспечивается высокая эффективность и надёжность функционирования: – отсутствуют местные скопления полуфабрикатов и продукции; – исключается бракование продукции и изъятие её из потребления; – отсутствует проблема сбыта, ввиду чего невозможно затоваривание; – отпадает надобность складировать продукцию, поскольку всё, что производится, потребляется в тот же момент. Принципиальная особенность работы энергетических предприятий заключается в том, что выработка энергии подчинена потребителю и изменяется в соответствии с изменением её потребления. Невозможность бракования энергии и изъятия её из потребления накладывает на энергетические предприятия особую ответственность за постоянное качество энергии, т.е. за поддержание в определённых пределах параметров энергии, основными характеристиками которого являются напряжение и частота для электроэнергии, давление и температура пара для тепловой энергии. Энергетические предприятия допускают как изолированную, так и совместную, параллельную работу. Значительное повышение надёжности и экономичности работы достигается при совместной работе энергетических предприятий. В настоящее время обеспечение энергетической безопасности России является необходимым условием поддержания требуемого уровня национальной и экономической безопасности. Энергетическая безопасность характеризуется тремя факторами: – способностью электроэнергетического комплекса обеспечивать экономически обоснованный внутренний и экспортный срок достаточным количеством энергоносителей соответствующего качества; – способностью потребительского сектора экономики рационально использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на своё энергообеспечение; дефицитность топливно-энергетического баланса; – устойчивостью энергетического сектора к внешним экономическим и политическим, техногенным и природным угрозам, а также его способностью минимизировать ущерб, вызванный проявлением этих факторов (неблагоприятной конъюнктурой цен, неплатежами, инвестиционным спадом, стихийными бедствиями и крупными авариями, внешними военными, политическими и экономическими акциями). Таким образом, электроэнергетический комплекс– основа и «становой хребет» российской экономики, поскольку электрическая и тепловая виды энергии являются в настоящее время основным ресурсом для эффективной организации хозяйственной деятельности, создания национального богатства России и повышения качества жизни россиян. После перехода экономики России на рыночные отношения существенные изменения произошли и в электроэнергетической отрасли страны. Приватизация государственной формы собственности электроэнергетической отрасли, проводившаяся в 1992-1995 гг. в экономике страны, существенно изменила её структуру и организационные формы управления отраслью. Для управления электроэнергетическим комплексом в декабря 1992 г. было создано Российское акционерное общество энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» (РАО «ЕЭС России»). РАО «ЕЭС России» сосредоточило в своём составе отраслевые объекты межсистемного значения: все крупные тепловые (мощностью 1000 МВт и выше) и гидравлические (мощностью 300 МВт и выше) станции, 10 атомных электростанций, системообразующие высоковольтные сети (220 кВ и выше), а также Центральное и Объединённые диспетчерские управления и другие отраслевые предприятия и организации (научно-исследовательские и проектно-изыскательные институты, энергетические вузы и институты повышения квалификации). Остальные объекты меньшей мощности и региональные организации также были реорганизованы посредством создания акционерных обществ. В результате на территории субъектов РФ были организованы 72 акционерных общества энергетики и электрификации (АО-энерго), выполняющих функции региональных энергоснабжающих организаций. Для сохранения контроля над отраслью государство закрепило за собой 52% обыкновенных акций РАО сроком на три года (в 1996 г. и в последующие годы этот срок продлевался). Остальные 48% были переданы трудовым коллективам энергосистем и проданы частным инвесторам (34% – иностранным инвесторам; 14% – российским физическим и юридическим лицам). РАО «ЕЭС России» контролирует более 74% выработки электроэнергии в РФ и 58% выработки теплоэнергии. Основными задачами РАО ЕЭС «России», закреплёнными в его Уставе, являются следующие: обеспечение надёжного функционирования и развития Единой энергетической системы России; координация деятельности всех организаций ЕЭС России в вопросах производственной программы, перспективного развития и планирования, ремонта, технического перевооружения и реконструкции основного технологического оборудования; обеспечение надёжной работы и развития системообразующих линий электропередачи и технических средств по технологическому управлению ЕЭС; осуществление единой инвестиционной политики и наращивание привлечённого капитала; проведение единой научно-технической политики и внедрение новых прогрессивных видов техники и технологии; организация централизованного оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России; организация и развитие в России конкурентного оптового рынка электрической энергии и мощности; повышение эффективности работы Единой энергосистемы России; получение дохода. Создание общеотраслевой холдинговой компании РАО «ЕЭС России» позволило при распаде Единой электроэнергетической системы СССР сохранить в России принципы и методы управления крупными энергетическими системами, что обеспечивало высокую надёжность и экономичность энергоснабжения при сохранении устойчивости самой Единой энергетической системы. Одновременно с созданием РАО «ЕЭС России» была организована оптовая торговля электроэнергии через Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности. В настоящее время в электроэнергетической отрасли страны существуют два вида взаимосвязанных рынков электрической энергии и мощности: 1) Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). 2) Региональные энергетические рынки электроэнергии и мощности (РЭРЭМ), функционирующие в пределах территорий отдельных региональных акционерных объединений, не охваченных ФОРЭМом. РАО «ЕЭС России» является организатором функционирования ФОРЭМ – сферы оптовой купли-продажи электрической энергии и мощности, осуществляемой субъектами рынка. На региональных энергетических рынках субъектами рынка выступают электростанции небольшой мощности и различные потребители электрической энергии и мощности. В отличие от рынка электрической энергии рынок тепловой энергии существует только в пределах ограниченных территорий, определяемых, как правило, границами городов или иных поселений, и служит для удовлетворения местных потребителей тепловой энергии. На ФОРЭМ поставляют электроэнергию и мощность электростанции, принадлежащие РАО «ЕЭС России», атомные электростанции концерна «Росэнергоатом», а также электростанции, принадлежащие региональным АО-энерго. При такой схеме организации ФОРЭМа его субъекты конкурируют между собой за возможность продажи электрической энергии и мощности. Оператором-диспетчером процесса производства и передачи электроэнергии на ФОРЭМе является Центральное диспетчерское управление ЕЭС России, которое действует на основании договора с РАО «ЕЭС России» как организатором оптового рынка. АО «ЦДУ ЕЭС России», как оператор ФОРЭМа выполняет следующие функции: технологическое управление деятельностью ФОРЭМа, включая круглосуточное централизованное оперативное управление Единой системой России; реализация договорных отношений между субъектами ФОРЭМа; осуществление ежемесячного учёта количества и стоимости электроэнергии и мощности, отпущенных в сети ЕЭС России; определение сумм платежей за отпущенную энергию и информирование о них субъектов рынка; планирование и осуществление экспорта-импорта электроэнергии и мощности. Торговля электроэнергией и мощностью на ФОРЭМе осуществляется на основе коммерческих договоров, заключаемых между субъектами рынка. Основным типом договоров являются трёхсторонние – между поставщиком, покупателем и оператором ФОРЭМа. Помимо указанных субъектами ФОРЭМа являются также коммерческие энергоснабжающие организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие продажу произведённой и (или) купленной энергии на основе соответствующих официально выданных лицензий. Создание ФОРЭМа позволило решить ряд стратегических задач, а также создать начальные условия для формирования в электроэнергетической отрасли рыночных отношений. В частности, благодаря этому удалось сохранить установленные мощности электростанций страны на уровне, предшествующем началу рыночных преобразований в стране; повысить привлекательность акций энергетических компаний на российском и зарубежных фондовых рынках. Также положительным следствием следует считать создание в отрасли основ для повышения конкурентоспособности энергетических компаний и изменение философии их менеджмента в направлении поиска наиболее эффективных решений при управлении ими. Однако создание ФОРЭМа породило и ряд негативных проблем, к числу которых относятся следующие: высокий уровень концентрации управленческих функций в одном субъекте рынка – РАО «ЕЭС России», превративший его в монополиста; несовершенство договорных отношений на рынке, а также системы расчётов между продавцами и покупателями, породившими массовые неплатежи за потреблённую электроэнергию; большое количество посреднических организаций, осуществляющих функции перепродажи энергии. Таким образом, в результате преобразований в электроэнергетике была создана качественно новая экономическая среда, направленная на решение следующих важнейших задач: обеспечение национальной энергетической безопасности России на основе устойчивой и надёжной работы РАО «ЕЭС России»; поддержание высокого уровня надёжности энергоснабжения на всей территории России и во всех частях Единой энергетической системы; обеспечение управляемости электроэнергетикой страны и сохранение за электроэнергетической отраслью контроля со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти; создание организационно-экономических основ для формирования конкурентной среды через организацию оптового рынка электрической энергии и мощности, как способа повышения эффективности энергетического производства и использования энергии; обеспечение условий для привлечения инвестиций на развитие электроэнергетики; обеспечение свободного доступа к федеральному оптовому рынку его участников через общероссийскую сеть системообразующих линий электропередачи и подстанций. Характеристика негативных тенденций в электроэнергетике и пути их преодоления. Отметим основные проблемы электроэнергетических предприятий страны: Высокий износ основных фондов энергопредприятий (табл.1.2). Замедление ввода новых мощностей. На большей части предприятий износ машин и оборудования достигает 60–65%. Это значит, что больше половины тепловых и гидроэлектростанций работают в режиме повышенной опасности. Особенностью отечественной энергетики является то, что практически все электростанции России укомплектованы оборудованием, изготовленным на российских заводах энергетического машиностроения. К настоящему времени в электроэнергетике 83% всех основных фондов было введено в действии до 1990 г. По западным стандартам это означает, что они морально устарели: оборудование подлежит замене в энергетических компаниях западных стран через 15 лет эксплуатации. Средний возраст основной части машин и оборудования в электроэнергетике России составляет 19,4 лет. Эксплуатация такого оборудования связана не только с чисто экономическими потерями, но и с опасностью снижения его располагаемой мощности, надёжности работы и экологической безопасности. Если до 1990 г. производственное оборудование обновлялось, хотя и медленными темпами, то за период реформ даже физически изношенные основные фонды практически не заменялись: в 80-х гг. коэффициент обновления основных фондов составлял 5-6% в год, в 1993 г. он снизился в промышленности до 3,2%, а в 1999 г. составил 1,1%. В электроэнергетике коэффициент обновления основных фондов снизился с 1,7% в 1995 г. до 1% в 1999 г. Выполняемые в настоящее время объёмы реконструкции и технического перевооружения не соответствуют реальным потребностям предприятий. Всё это может привести к снижению надёжности энергоснабжения и качества поставляемой энергии. Таблица 1.2 ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|