Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Динамика установленной мощности и выработки электроэнергии на электростанциях страны





Показатели 2000г. 2001г. 2002г. 2003г.
Установленная мощность всех электростанций России, млн. кВт 214,1 214,8 214,9 216,0
ТЭС 146,9 147,4 147,3 148,0
ГЭС 44,5 44,7 44,8 45,2
АЭС 22,7 22,7 22,7 22,7
Выработка электроэнергии всеми электростанциями России, млрд. кВтч 876,0 891,0 891,0 916,0
ТЭС 573,1 578,0 585,0 608,0
ГЭС 168,4 176,0 164,0 158,0
АЭС 134,5 137,0 142,0 150,0

 

Электростанции России в целом удовлетворяют потребность страны в мощности, электроэнергии и теплоэнергии, а также экспорт электроэнергии в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Привлекательной особенностью электрической и тепловой энергии в качестве товара на рынке является немедленный процесс её реализации. В отличие от других энергоносителей (уголь, нефть и газ), переносимых с ограниченными скоростями и обладающих возможностью складирования, электрическую энергию экономически невыгодно аккумулировать, её следует практически немедленно передавать от производителя к потребителю. В объединённой системе производства, передачи и распределения энергии обеспечивается высокая эффективность и надёжность функционирования:

– отсутствуют местные скопления полуфабрикатов и продукции;

– исключается бракование продукции и изъятие её из потребления;

– отсутствует проблема сбыта, ввиду чего невозможно затоваривание;

– отпадает надобность складировать продукцию, поскольку всё, что производится, потребляется в тот же момент.

Принципиальная особенность работы энергетических предприятий заключается в том, что выработка энергии подчинена потребителю и изменяется в соответствии с изменением её потребления. Невозможность бракования энергии и изъятия её из потребления накладывает на энергетические предприятия особую ответственность за постоянное качество энергии, т.е. за поддержание в определённых пределах параметров энергии, основными характеристиками которого являются напряжение и частота для электроэнергии, давление и температура пара для тепловой энергии.

Энергетические предприятия допускают как изолированную, так и совместную, параллельную работу. Значительное повышение надёжности и экономичности работы достигается при совместной работе энергетических предприятий.

В настоящее время обеспечение энергетической безопасности России является необходимым условием поддержания требуемого уровня национальной и экономической безопасности. Энергетическая безопасность характеризуется тремя факторами:

– способностью электроэнергетического комплекса обеспечивать экономически обоснованный внутренний и экспортный срок достаточным количеством энергоносителей соответствующего качества;

– способностью потребительского сектора экономики рационально использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на своё энергообеспечение; дефицитность топливно-энергетического баланса;

– устойчивостью энергетического сектора к внешним экономическим и политическим, техногенным и природным угрозам, а также его способностью минимизировать ущерб, вызванный проявлением этих факторов (неблагоприятной конъюнктурой цен, неплатежами, инвестиционным спадом, стихийными бедствиями и крупными авариями, внешними военными, политическими и экономическими акциями).

Таким образом, электроэнергетический комплекс– основа и «становой хребет» российской экономики, поскольку электрическая и тепловая виды энергии являются в настоящее время основным ресурсом для эффективной организации хозяйственной деятельности, создания национального богатства России и повышения качества жизни россиян.

После перехода экономики России на рыночные отношения существенные изменения произошли и в электроэнергетической отрасли страны. Приватизация государственной формы собственности электроэнергетической отрасли, проводившаяся в 1992-1995 гг. в экономике страны, существенно изменила её структуру и организационные формы управления отраслью. Для управления электроэнергетическим комплексом в декабря 1992 г. было создано Российское акционерное общество энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» (РАО «ЕЭС России»).

РАО «ЕЭС России» сосредоточило в своём составе отраслевые объекты межсистемного значения: все крупные тепловые (мощностью 1000 МВт и выше) и гидравлические (мощностью 300 МВт и выше) станции, 10 атомных электростанций, системообразующие высоковольтные сети (220 кВ и выше), а также Центральное и Объединённые диспетчерские управления и другие отраслевые предприятия и организации (научно-исследовательские и проектно-изыскательные институты, энергетические вузы и институты повышения квалификации).

Остальные объекты меньшей мощности и региональные организации также были реорганизованы посредством создания акционерных обществ. В результате на территории субъектов РФ были организованы 72 акционерных общества энергетики и электрификации (АО-энерго), выполняющих функции региональных энергоснабжающих организаций.

Для сохранения контроля над отраслью государство закрепило за собой 52% обыкновенных акций РАО сроком на три года (в 1996 г. и в последующие годы этот срок продлевался). Остальные 48% были переданы трудовым коллективам энергосистем и проданы частным инвесторам (34% – иностранным инвесторам; 14% – российским физическим и юридическим лицам).

РАО «ЕЭС России» контролирует более 74% выработки электроэнергии в РФ и 58% выработки теплоэнергии.

Основными задачами РАО ЕЭС «России», закреплёнными в его Уставе, являются следующие: обеспечение надёжного функционирования и развития Единой энергетической системы России; координация деятельности всех организаций ЕЭС России в вопросах производственной программы, перспективного развития и планирования, ремонта, технического перевооружения и реконструкции основного технологического оборудования; обеспечение надёжной работы и развития системообразующих линий электропередачи и технических средств по технологическому управлению ЕЭС; осуществление единой инвестиционной политики и наращивание привлечённого капитала; проведение единой научно-технической политики и внедрение новых прогрессивных видов техники и технологии; организация централизованного оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России; организация и развитие в России конкурентного оптового рынка электрической энергии и мощности; повышение эффективности работы Единой энергосистемы России; получение дохода.

Создание общеотраслевой холдинговой компании РАО «ЕЭС России» позволило при распаде Единой электроэнергетической системы СССР сохранить в России принципы и методы управления крупными энергетическими системами, что обеспечивало высокую надёжность и экономичность энергоснабжения при сохранении устойчивости самой Единой энергетической системы.

Одновременно с созданием РАО «ЕЭС России» была организована оптовая торговля электроэнергии через Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности.

В настоящее время в электроэнергетической отрасли страны существуют два вида взаимосвязанных рынков электрической энергии и мощности:

1) Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ).

2) Региональные энергетические рынки электроэнергии и мощности (РЭРЭМ), функционирующие в пределах территорий отдельных региональных акционерных объединений, не охваченных ФОРЭМом.

РАО «ЕЭС России» является организатором функционирования ФОРЭМ – сферы оптовой купли-продажи электрической энергии и мощности, осуществляемой субъектами рынка. На региональных энергетических рынках субъектами рынка выступают электростанции небольшой мощности и различные потребители электрической энергии и мощности.

В отличие от рынка электрической энергии рынок тепловой энергии существует только в пределах ограниченных территорий, определяемых, как правило, границами городов или иных поселений, и служит для удовлетворения местных потребителей тепловой энергии.

На ФОРЭМ поставляют электроэнергию и мощность электростанции, принадлежащие РАО «ЕЭС России», атомные электростанции концерна «Росэнергоатом», а также электростанции, принадлежащие региональным АО-энерго. При такой схеме организации ФОРЭМа его субъекты конкурируют между собой за возможность продажи электрической энергии и мощности.

Оператором-диспетчером процесса производства и передачи электроэнергии на ФОРЭМе является Центральное диспетчерское управление ЕЭС России, которое действует на основании договора с РАО «ЕЭС России» как организатором оптового рынка.

АО «ЦДУ ЕЭС России», как оператор ФОРЭМа выполняет следующие функции: технологическое управление деятельностью ФОРЭМа, включая круглосуточное централизованное оперативное управление Единой системой России; реализация договорных отношений между субъектами ФОРЭМа; осуществление ежемесячного учёта количества и стоимости электроэнергии и мощности, отпущенных в сети ЕЭС России; определение сумм платежей за отпущенную энергию и информирование о них субъектов рынка; планирование и осуществление экспорта-импорта электроэнергии и мощности.

Торговля электроэнергией и мощностью на ФОРЭМе осуществляется на основе коммерческих договоров, заключаемых между субъектами рынка. Основным типом договоров являются трёхсторонние – между поставщиком, покупателем и оператором ФОРЭМа.

Помимо указанных субъектами ФОРЭМа являются также коммерческие энергоснабжающие организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие продажу произведённой и (или) купленной энергии на основе соответствующих официально выданных лицензий.

Создание ФОРЭМа позволило решить ряд стратегических задач, а также создать начальные условия для формирования в электроэнергетической отрасли рыночных отношений. В частности, благодаря этому удалось сохранить установленные мощности электростанций страны на уровне, предшествующем началу рыночных преобразований в стране; повысить привлекательность акций энергетических компаний на российском и зарубежных фондовых рынках. Также положительным следствием следует считать создание в отрасли основ для повышения конкурентоспособности энергетических компаний и изменение философии их менеджмента в направлении поиска наиболее эффективных решений при управлении ими.

Однако создание ФОРЭМа породило и ряд негативных проблем, к числу которых относятся следующие: высокий уровень концентрации управленческих функций в одном субъекте рынка – РАО «ЕЭС России», превративший его в монополиста; несовершенство договорных отношений на рынке, а также системы расчётов между продавцами и покупателями, породившими массовые неплатежи за потреблённую электроэнергию; большое количество посреднических организаций, осуществляющих функции перепродажи энергии.

Таким образом, в результате преобразований в электроэнергетике была создана качественно новая экономическая среда, направленная на решение следующих важнейших задач: обеспечение национальной энергетической безопасности России на основе устойчивой и надёжной работы РАО «ЕЭС России»; поддержание высокого уровня надёжности энергоснабжения на всей территории России и во всех частях Единой энергетической системы; обеспечение управляемости электроэнергетикой страны и сохранение за электроэнергетической отраслью контроля со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти; создание организационно-экономических основ для формирования конкурентной среды через организацию оптового рынка электрической энергии и мощности, как способа повышения эффективности энергетического производства и использования энергии; обеспечение условий для привлечения инвестиций на развитие электроэнергетики; обеспечение свободного доступа к федеральному оптовому рынку его участников через общероссийскую сеть системообразующих линий электропередачи и подстанций.

Характеристика негативных тенденций в электроэнергетике и пути их преодоления.

Отметим основные проблемы электроэнергетических предприятий страны:

Высокий износ основных фондов энергопредприятий (табл.1.2). Замедление ввода новых мощностей. На большей части предприятий износ машин и оборудования достигает 60–65%. Это значит, что больше половины тепловых и гидроэлектростанций работают в режиме повышенной опасности. Особенностью отечественной энергетики является то, что практически все электростанции России укомплектованы оборудованием, изготовленным на российских заводах энергетического машиностроения.

К настоящему времени в электроэнергетике 83% всех основных фондов было введено в действии до 1990 г. По западным стандартам это означает, что они морально устарели: оборудование подлежит замене в энергетических компаниях западных стран через 15 лет эксплуатации. Средний возраст основной части машин и оборудования в электроэнергетике России составляет 19,4 лет. Эксплуатация такого оборудования связана не только с чисто экономическими потерями, но и с опасностью снижения его располагаемой мощности, надёжности работы и экологической безопасности.

Если до 1990 г. производственное оборудование обновлялось, хотя и медленными темпами, то за период реформ даже физически изношенные основные фонды практически не заменялись: в 80-х гг. коэффициент обновления основных фондов составлял 5-6% в год, в 1993 г. он снизился в промышленности до 3,2%, а в 1999 г. составил 1,1%. В электроэнергетике коэффициент обновления основных фондов снизился с 1,7% в 1995 г. до 1% в 1999 г.

Выполняемые в настоящее время объёмы реконструкции и технического перевооружения не соответствуют реальным потребностям предприятий. Всё это может привести к снижению надёжности энергоснабжения и качества поставляемой энергии.

Таблица 1.2







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.