|
Тема 8,9. Зарубежная школа и педагогика в ХХ в.- начале XXI века ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Вопросы для обсуждения 1. Особенности развития школьной практики в конце ХIХ начале ХХ века. 2. Основные представители реформаторской педагогики. 3. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики. 4. Школа и педагогика в Западной Европе между первой и второй мировыми войнами (1918-1939). 5. Основные направления развития школы и педагогики в послевоенный период. 6. Теория и практика образования в условиях формирования постиндустриального общества (вторая половина XX - начало XXI в.). 7. Современные системы образования (США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и др.): основные приоритеты, принципы построения, структура, тенденции развития. Контрольные вопросы 1. Какие социокультурные процессы оказали наибольшее влияние на развитие теории и практики образования на Западе в XX в.? В чем проявилось «обратное» влияние образования на развитие западного общества? 2. На какие педагогические традиции предшествующих лет опиралось развитие теории и практики западного образования в XX в.? 3. Какие проблемы теории и практики образования обострились в связи с утверждением индустриального общества? 4. Что вы знаете о педагогическом традиционализме? Расскажите об основных идеях этого течения, назовите его представителей. 5. Конец XIX - начало XX в ознаменовались педоцентристской революцией. Её кредо выразил Д Дьюи в работе «Школа и общество»: «В настоящее время начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещении центра тяжести. Это - перемена, революция подобная той, которую произвел Коперник когда астрономический центр был перемещен с Земли на Солнце. В данном случае ребёнок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования; он - центр, вокруг которого они организуются». Потеряли ли свою актуальность слова Д Дьюи на рубеже XX - XXI в.? 6. На какие исторические тенденции развития педагогики опирались теоретики и практики «школы учебы», «школы труда» и «свободной школы»? 7. Какие проблемы, стоящие перед западным образованием на рубеже XIX - XX вв. успешно решала «школа учебы», а какие она была решить не в состоянии? Какие черты «школы учебы» сохранились в системе современного российского образования? 8. Какова роль Г. Кершенштейнера в. разработке модели «школы труда»? 9. Раскройте радикальный гуманизм «свободного воспитания». Почему идеи свободного воспитания не получили массового распространения в практике образования? 10.*Выявите общее и особенное в подходах к организации образования у представителей «свободного воспитания», Я. Корчака и «гуманистической педагогики». 11. Дайте характеристику основных педагогических течений на западе в 60-90-е годы XX в., выделив присущую им интерпретацию природы человека, целей образования, способов их достижения. Каков позитивный потенциал и границы возможностей каждого из проанализированных вами течений? 12. Какие педагогические идеи XX в. определяли сущность стратегии гуманизации образования? Каковы реальные результаты их реализации? 13.***Составьте таблицу «Реформы образования в США (Великобритания, Германии, Франции, Японии и т.д.) в XX в.», Укажите в ней время проведения реформ, их цели и результаты. Рекомендуемая литература 1. Бернс Р. Я-концепция и воспитание /Пер. с англ. - М., 1986. 2. Бордовская К.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. 3. Валеева Р.А. Корчак и Сухомлинский: как любить ребенка // Педагогика. - 1998.- № 6. 4. Вендровская Р.Б. Американская школа глазами американцев // Педагогика. -2000.-№ 6. -С.81-87. 5. Веселова В.В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма образования и воспитания // Педагогика. - 1999. - № 8. 6. Вульфсон Б.Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели // Педагогика. - 1990. - № 2. - С. 103-112. 7. Вульфсон Б. Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. - М. - Воронеж, 1996. 8. Джуринский А.Н. Зарубежная школа. Современное состояние и тенденции развития. -М., 1993. 9. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998. 10. Джуринский А.Н. Экспериментальные школы Западной Европы и США // Педагогика. - 1990. -№ 4. - С.139 - 144. 11. Дьюи Д. Образование и демократия. - М., 2000. 12. Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с польск. - М., 1990. 13. Малькова З.А. США: поиск решения стратегической задачи школы //Педагогика.-1997.-№4. -С. 108-112. 14. Малькова З.А. Джон Дьюи - философ и педагог-реформатор // Педагогика. -1995.-№6.-С.95-104. 15. Миронов В.Б. Образование в странах Запада в конце XX века // Педагогика. -1990.-№2. -С.136-142. 16. Монтессори М. // Антология гуманной педагогики / Сост. М.В. Богуславскай, Г.Б. Корнетов. - М., 1999. 17. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М., 2000. 18. Никандров Н.Д. Школьное дело в США: перспективы 2000 г. // Педагогика. -1996.-№ 11. -С.111-114. 19. Никольская А.А. Отечественная педагогическая мысль накануне Октября 1917 года // Педагогика. - 1996. - №2. 20. Певзнер МН. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX - начала XX в. - Новгород, 1996. 21. 15. Пилиповский В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике//Педагогика. - 1993. -№ 6. - С.97 - 102. 22. Пилиповский В.Я. Рационалистическая модель школы и процесс обучения на Западе //Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 107 - 111. 23. Пилиповский В.Я. Современная западная педагогика: социал-реконструктивистское направление //Педагогика. - 1995. -№5. - С.93 - 97. 24. Пилиповский В.Я. Традиционно-консервативная парадигма в теории обучения наЗападе //Педагогика. - 1993. -№ 9-10. - С. 108 - 113. 25. Ризз Г.И. Я. Корчак: ребенка надо уважать //Педагогика. - 1996. - № 4. 26. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. /Пер. с англ. - М.,1994.-96. 27. Френе С. Избранные педагогические сочинения /Пер. с франц. - М., 1990. 28. Цырлина Т. В.Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее.- М.: Пед. общество России, 2001.- 224 с. 29. Яркина Т. Ф. Западные педагоги о развитии современной школы // Педагогика. -1991.-№ 12. -С. 118-124. 30. Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. -М., 1995. 31. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовскай Е.Г: Лекции по истории отечественной педагогика. - М., 1995.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|