|
Тема 1. Религия как предмет исследованияСтр 1 из 3Следующая ⇒ Краткая программа курса Тема 1. Религия как предмет исследования Религия как предмет исследования. Предмет курса «История и теория религии», его цель, задачи структура. Религия и религиоведение. Становление религиоведения как самостоятельной науки. Предпосылки философского и научного осмысления религии. Французские просветители о роли, значении и необходимости религиозного сознания. Немецкая классическая философия о сущности и роли религии в обществе. Философское и научное осмысление религии. Структура научного осмысления религии. Религиоведческое знание в системе наук. Антропология религии, история религии, психология религии, социология религии. Онтологические, социологические, психологические и исторические основания религии. Компаративистское осмысление религии и религиозного процесса. Принципы религиоведческой науки. Методы исследования в религиоведческом знании. Общенаучные и специальные методы исследования религии. Функции религиоведения. Религиозное мировоззрение, его формирование и основные черты. Основные компоненты религиозного мировоззрения, соотношение религиозного, научного и философского мировоззрения. Религиозная рефлексия. Возникновение богословия, его сущность и исторические задачи. Возникновение христианского богословия, богословие как апологетика и как теоретического осмысление религиозного взгляда на соотношение Бога, мира и человека. Современное состояние богословия, основные проблемы, стоящие перед современным богословием. Социология и психология религии. Религия как социальный институт, его место и значение в системе социальных институтов. Религия и церковь. Церковная организация религиозной жизни. Церковь и секта. Религиозные группы. Социальная депривация, её виды и историческое развитие. Психология религии. Духовный мир верующего, религиозный опыт. Религиозное и образовательное пространство. Соотношение института религии и института образования. Задачи современного образования по отношению к религии. Этническая и религиозная толерантность как образовательная проблема.
Тема 2. Проблема сущности религии. Функции и роль религии в обществе. Религиозное сознание и религиозный культ Проблема сущности религии: философское и религиозное рассмотрение проблемы. Понятие религии, его трактовка. Религия как духовная связь человека с Богом. Многообразие способов определения религии, их основные особенности и черты. Основные компоненты религии: духовная и культовая (символическая) стороны религии. Место и роль религиозных организаций в религиозном комплексе. Понятие веры, особенности религиозной веры, её отличие от философской веры, веры в науке. Религиозность, ее основные характеристики. Вера и конфессия. Сущность конфессионализма, его уровни и структура. Доктрина, кредо и догмат в духовном религиозном комплексе, их понятия и основные характеристики. Доктринальность религии. Теология и философия, их соотношение, исторические способы взаимодействия, их место по отношению по отношению друг к другу. Священные книги религии и их значение для религиозного миропонимания. Каноны в религиозном мировоззрении. Основной вопрос религии. Понимание Абсолюта и отношение к нему человека, Понимание Бога, богов, духов. Сверхъестественное: что понимать под сверхъестественным? Сущность Бога, изменение представлений о Боге в истории религии. Личностное и безличностное начало в Боге. Религиозная духовность, ее значение, достоинства и недостатки. Социальные и психологические корни религии. Функции религии. Религия как способ самоидентификации этноса. Особенности и структура религиозного сознания. Религиозное сознание, религиозные чувства, эмоции. Рационализация религиозного сознания и чувственно-эмоциональная сторона религии. Религиозная деятельность, её видовые характеристики. Религиозный культ, его понимание, значение культа для религии и церкви. Место культа в самоидентификации этноса. Культ и культура. Богослужение как разновидность культовой деятельности, значение богослужения в церковной жизни. Таинства церкви. Религиозные организации: типы, структура. Церковь как универсальная религиозная организация.
Тема 3. Место религии в культуре Соотношение религии и культуры, принципы и взаимодействия. Понятие культуры в светском и религиозном аспектах. Культура и культ. Взаимопроникновение культуры и религии: возможна ли культура вне религии? Модели взаимодействия культуры и религии. Проблема соотношения религии и культуры в трудах западноевропейских и отечественных философов. Идеи М.Вебера и С.Н. Булгакова о хозяйственно-экономической роли религии в становлении западноевропейской и русской цивилизации. Объединяющая роль религии в этногенезе. Религия и церковь как духовные лидеры. Роль Пророка в становлении культуры. Религия, культура, политика. Многообразие культуры и способы их взаимодействия.
Тема 4. Место и роль религии в формировании духовного мира верующего Понятие духа и души. Становление представлений о душе в философии и религии. Свойства духа и души. Представления о смерти и бессмертии души. Пути достижения бессмертия. Реинкарнация, представления об аде и рае. Структура духовного мира человека. Зависимость человеческой души от Духа. Понятие духовности и душевности человека. Рациональность духа и экзистенциальность души.
Тема 5. История религии как научная проблема. История общества и история религии Возникновение религиоведческого знания. Философский и научный интерес к проблеме возникновения и сущности религии. История религии как предмет исследования. Основные проблемы истории религиозного процесса. История религии в контексте истории общества. Причины исторического развития религии и смены ее форм. Исторические формы религии. Религия и традиция. Роль традиции в формировании религиозных представлений. Творческие процессы в становлении религиозных представлений. Формирование представлений о Пророках, Святости, мессианстве.
Тема 6. Происхождение религии. Ранние формы религии
Проблема происхождения религии. Подходы и дискуссии по вопросу происхождения религии. Философский, научный и религиозно-рефлексивный взгляды на проблему причин, истоков происхождения религии. Вопрос изначальной религиозности человека. Время появления религии, исходное начало становления религиозного сознания. Появление и развитие абстрактного мышления как фактор представления религиозных представлений. Место ритуала в становлении представлений об «ином» «загробном» мире. Ранние формы религии: тотемизм, фетишизм, анимизм, культ предков, шаманизм, их истоки, смысл, формы их проявления в духовной жизни современных народов.
Планы семинарских занятий Что такое религия? А) религия – это вера в Бога Б) религия – это знание о Боге В) религия – это мировоззрение, основанное на вере в Бога Г) религия – это эмоциональный опыт человека
Литература Основная
1. Васильев Л.С. История религий Востока:Учебн. пособ для вузов /Л.С. Васильев. – М.; Ростов/Д: Университет, Феникс, 1999. -426 с. 2. Гараджа В.И. Социология религии: Учебн. пособ. для вузов / В.И. Гараджа. – 3 – е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 344 с. 3. Гинзбург В.Л. Об атеизме, религии и светском гуманизме / В.Л. Гинзбург. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Физический институт им. П.Лебедева, РАН, 2009. – 164 с. 4. Горелов А. А. История мировых религий: Учебное пособие для вузов / А.А. Горелов. – 4 – е изд. – М.: Флинта, МПСИ, 2008. – 358 с. 5. Ильин В. В. Религиоведение / В.В. Ильин, А.С. Кармин, Н.В.Носович. – СПб: Питер, 2007. – 235 с. 6. Крывелев И. А. История религии: Очерки в 2 т. / И.А. Крывелев. – М.: Мысль. 1975. – Т.1. – 1975. – 415 с.- Т. 2. – 1976. – 423 с. 7. Лобазова О. Ф. Религиоведение: учебн. для вузов / О.Ф. Лобазова – 4 – е изд., испр. и доп. – Издат.-торгов. корпорация «Дашков и К», 2008. – 487 с. 8. Основы религиоведения: учебник для вузов / Ю.Н. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др. / Под ред. И.Н.Яблокова. – 5 – е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2006. – 568 с. 9. Пивоваров Д.В., Медведев А.В. История и философия религии: учебное пособие. / Д.В. Пивоваров, А.В. Медведев, б/и, 2004. – 338 с. 10. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 1996. – 302 с. 11. Религиоведение: учебное пособие для вузов / Под ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Питер, 2007. – 431 с. 12. Религиоведение: Учебное пособ. / под ред. А.В. Солдатова. – 5 – е изд., стереотип. – СПб.: Лань, 2004. 798 с. 13. Религия: энциклопедия / Сост. А.А Грицанов, Г.В Синило. – Минск, Книжный Дом, 2007. 960 с. 14. Самыгин С.И. Религиоведение: социология и психология религии: учебн. пособ. для вузов / С.И Самыгин, В.Н. Нечипоренко, И.Н. Полонская. – Ростов н / Д.: Феникс. 1996. – 669 с. 15. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии: учебн. пособ. для вузов. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1985. – 288 с.
Дополнительная 1. Аванесова Г.А. Роль православия в развитии отечественной культуры /Г.А. Аванесова // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - № 2. – С.52-67. 2. Альбедиль М. Ф. Индуизм: Главная религия Индии. – СПб: Питер, 2006. – 203 с. 3. Альбедиль М. Ф. Буддизм. – СПб:.Питер, 2007. – 206 с. 4. Батай Ж. Теория религии: Литертура и Зло / Батай Ж.; Пер. с франц. – Минск, современный литератор, 2000. – 351.с. 5. Буддизм: Энциклопедия / Сост., общ. ред. и предисл. К. Королева. – М.: ЭКСМО;. СПб: Мидгард, 2008. – 307 с. 6. Вайнгартнер П. Сходство и различие между религиозной и философской верой // Вопросы философии. - 1998. – № 5. – С.90-109. 7. Введение в буддизм: Учебн. пособ. для вузов. – СПб: Лань, 1999. 8. Вихнович В.Л. Иудаизм. – СПб: Питер, 2006. – 222 с. 9. Гараджа В.В. Толерантность и религиозная нетерпимость // Философские науки. – 2004. - № 3. – С. 18-31. 10. Гликман И.З. Религия и образование // Высшее образование сегодня. – 2004. - № 2. – С. 50-58. 11. Грицак Е.Н. Тибет / Е.Н. Грицак. – М.: Вече, 2005. – 222 с. 12. Громыко М.М. О единстве православия в Церкви и народной жизни русских // Традиции и современность. Научный православный журнал. – 2002. - № 1. – С. 3- 31. 13. Давид Неэль А. Магия и тайна Тибета / А. Давид Неэль: пер с англ. – М.: Центрполиграф, 2005. – 315 с. 14.Духовные ценности Ислама и образование: историко-культурная традиция и современность: Монографии / Отв. ред. С.С. Аванесов; Т.А Костюкова. – Томск: Изд-во Томского университета, 2008. 245 с. 15. Дюмулен Г. История дзэн-буддизма / Г.Дюмулен.; Пер. с англ. – М: Центрполиграф, 2003. – 418 с. 16 Жуковская Н Шаманизм: религия? Мировоззрение? Практика? / Н.Жуковская. // Наука и жизнь – 1998. - № 8. – С. 144-151. 17. Зайцев А.И. Греческая религия и мифология: курс лекций / А.И. Зайцев; Под ред. Л.Я. Жмудя. – СПб: Изд. центр «Академия», 2005. – 208 с. 18. История религии В 2 т: Учебн. пособ. для вузов / Под ред. И.Н. Яблокова. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2004. Т. 1. / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лепина и др. – 464 с. - Т. 2. / Ф.М. Луамба, Н.Н Бектемирова, И.П. Давыдов и др. – 676 с. 19. Каниткар В.П. (Хемант), Коул У.Д. Индуизм / Пер. с англ. Е Богдановой. – М.: Фаир-Пресс, 2001. – 319 с. 20. Кармадонов О.А. Ислам и современность: некоторые подходы / О.А. Кармадонов / О.А.Кармадонов // Социально-гуманитарные знания. – 2009. - № 2. – С. 115-126. 21. Карпушин И.И. Искусство и религия: истоки и грани взаимодействия.. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с. 22. Косидовский З. Сказания евангелистов / З.Косидовский / Пер с польск. – 4 – е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 254 с. 23. Кулаков А.Е. Религии мира: Пособ. для учащихся. – М.: АСТ, 1996. – 348 с. 24. Левин Г.Д. Можно ли религиозное знание приравнять к научным гипотезам / Г.Д.Левин // Вопросы философии. – 2004. - № 11. – С.81-88. 25. Марков Б.В.и др. Идея Бога в жизни человека / Солонин Ю.Н., Шилков Ю.П. // Социально-гуманитарные знания. – 1997. - № 1. – С.77 – 95. 26. Мартынов А.С. Конфуцианство: этапы развития: Конфуций «Лунь ю»./ А.С.Мартынов – СПб.: Азбука – Классика, 2006. – 344 с. 27. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. – М.: РИПОЛ. 1995. – 396 с. 28. Миронов А.В., Бабиков Ю.А. Основы религиоведения: Происхождение религии и ранние формы // Социально-политический журнал. – 1998. - № 5. – С. 141-155. 29. Мчедлов М. Современный верующий: Социальные характеристики, ценностные ориентации // Свободная мысль. – 1996.- № 8. – С. 113-123. 30.Основы религиоведения. Религия как общественное явление.// Социально- политический журнал. – 1998. - № 4. – С.111-126. 31. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М.: Политиздат, 1991. – 495 с. 32. Рассел Б. Почему я не христианин: Избр. атеист. произв. – Пер с англ. – М.: Политиздат, 1989. – 344 с. 33. Религия в истории и культуре: Учебн. пособ. для вузов / Писманик М.Г, Вертинский А.В., Демьяненко С.П. и др. / Под ред. М.Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 430 с. 34. Розанов В.В. Религия и культура. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; Харьков «Фолио», 2001. – 639 с. 35. Семенов В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы // Вопросы философии. – 2006. - № 6. – С. 73-88. 36. Специальная тема номера «Теоретические проблемы в исследовании шаманизма» / Отв. ред. В.Н. Харитонова // Этнографическое обозрение. – 2007. - № 1. – С. 3-69. 36. Сухейль Фарах. Религиозный феномен и современная наука // Вопросы философии. 2002. - № 2. – С. 169-174. 38. Харисова Л.А. Ислам: воспитание и образование / Л.А. Харисова // Педагогика. – 2001. - № 8. – С.56-61. 39. Шахназаров О.А. Роль христианства в политической жизни Западной Европы и России / О.А.Шахназаров // Вопросы истории. – 2005. - № 6. – С. 58-76. 40. Шахов М.О. Религиозное знание, объективное знание о религии и наука / М.О. Шахов // Вопросы философии. – 2004. - № 11. – С. 65-80. 41. Шмелёв Г.М. Русская православная церковь, её деятельность и экономика до и после 1917 года // Вопросы философии. – 2003. – № 11. – С.36 – 56. 42.Язычество / авт. – сост. А.А.Грицанов, А.В.Филиппович. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 382 с.
Методические рекомендации студентам
Курс «История и теория религии» изучается в рамках курсов по выбору по блоку социально-гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Этим обусловливается недостаточность литературы, прямо отвечающей названию курса, хотя литература по религиоведению и историко-религиоведческой проблематике представлена в достаточном объеме. Изучение материала курса проводится лекционно-семинарским методом с использованием различных форм самостоятельной работы. Возможность получения рейтинговой оценки и подсчет баллов рейтинга по предлагаемому курсу в течение семестра будет определяться исходя из следующих показателей:
Первая контрольная точка
1. Участие в семинарских занятиях – в зависимости от оценки, максимальное количество баллов за семинар – 5. 2. Написание реферата по предложенной тематике или выступление с докладом на семинаре – количество баллов от 10 до 15.
Вторая контрольная точка 1. Участие в семинарских занятиях. 2. Участие в студенческой научной конференции с выступлением, связанным с тематикой курса – количество баллов в зависимости от занятого места в секции. 3. Составление краткого религиоведческого учебного словаря, количество баллов – от 10 до 15. 4. Итоговый тест по курсу – количество баллов в зависимости от количества правильных ответов.
Рекомендации студентам по подготовке выступлений на семинарах Выступление по вопросу семинара необходимо рассчитывать на продолжительность 7-8 минут, при этом необходимо раскрыть смысл наиболее важных положений рассматриваемого вопроса. Для реализации этой цели не зачитывайте сплошной текст, а попользуйтесь самостоятельно составленными тезисами выступления, которые позволяют, с одной стороны, сделать сообщение на семинаре логически выстроенным, а с другой – свободным от текста.
Содержание
1. Введение. 3. 2.Тематический план курса. 4. 3. Краткая программа курса 4. 4. Планы семинарских занятий 9. 5. Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов. 17. 6. Примерная тематика докладов и рефератов 23. 7. Примерные вопросы к экзамену 24. 8. Примерные вопросы к зачету. 26. 9. Литература 27 10 Методические рекомендации студентам 29
Краткая программа курса Тема 1. Религия как предмет исследования Религия как предмет исследования. Предмет курса «История и теория религии», его цель, задачи структура. Религия и религиоведение. Становление религиоведения как самостоятельной науки. Предпосылки философского и научного осмысления религии. Французские просветители о роли, значении и необходимости религиозного сознания. Немецкая классическая философия о сущности и роли религии в обществе. Философское и научное осмысление религии. Структура научного осмысления религии. Религиоведческое знание в системе наук. Антропология религии, история религии, психология религии, социология религии. Онтологические, социологические, психологические и исторические основания религии. Компаративистское осмысление религии и религиозного процесса. Принципы религиоведческой науки. Методы исследования в религиоведческом знании. Общенаучные и специальные методы исследования религии. Функции религиоведения. Религиозное мировоззрение, его формирование и основные черты. Основные компоненты религиозного мировоззрения, соотношение религиозного, научного и философского мировоззрения. Религиозная рефлексия. Возникновение богословия, его сущность и исторические задачи. Возникновение христианского богословия, богословие как апологетика и как теоретического осмысление религиозного взгляда на соотношение Бога, мира и человека. Современное состояние богословия, основные проблемы, стоящие перед современным богословием. Социология и психология религии. Религия как социальный институт, его место и значение в системе социальных институтов. Религия и церковь. Церковная организация религиозной жизни. Церковь и секта. Религиозные группы. Социальная депривация, её виды и историческое развитие. Психология религии. Духовный мир верующего, религиозный опыт. Религиозное и образовательное пространство. Соотношение института религии и института образования. Задачи современного образования по отношению к религии. Этническая и религиозная толерантность как образовательная проблема.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|