Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Религия как предмет исследования





Краткая программа курса

Тема 1. Религия как предмет исследования

Религия как предмет исследования. Предмет курса «История и теория религии», его цель, задачи структура.

Религия и религиоведение. Становление религиоведения как самостоятельной науки. Предпосылки философского и научного осмысления религии. Французские просветители о роли, значении и необходимости религиозного сознания. Немецкая классическая философия о сущности и роли религии в обществе.

Философское и научное осмысление религии. Структура научного осмысления религии. Религиоведческое знание в системе наук. Антропология религии, история религии, психология религии, социология религии. Онтологические, социологические, психологические и исторические основания религии. Компаративистское осмысление религии и религиозного процесса.

Принципы религиоведческой науки. Методы исследования в религиоведческом знании. Общенаучные и специальные методы исследования религии. Функции религиоведения.

Религиозное мировоззрение, его формирование и основные черты. Основные компоненты религиозного мировоззрения, соотношение религиозного, научного и философского мировоззрения.

Религиозная рефлексия. Возникновение богословия, его сущность и исторические задачи. Возникновение христианского богословия, богословие как апологетика и как теоретического осмысление религиозного взгляда на соотношение Бога, мира и человека.

Современное состояние богословия, основные проблемы, стоящие перед современным богословием.

Социология и психология религии. Религия как социальный институт, его место и значение в системе социальных институтов. Религия и церковь. Церковная организация религиозной жизни. Церковь и секта. Религиозные группы. Социальная депривация, её виды и историческое развитие.

Психология религии. Духовный мир верующего, религиозный опыт.

Религиозное и образовательное пространство. Соотношение института религии и института образования. Задачи современного образования по отношению к религии. Этническая и религиозная толерантность как образовательная проблема.

 

Тема 2. Проблема сущности религии. Функции и роль религии в обществе. Религиозное сознание и религиозный культ

Проблема сущности религии: философское и религиозное рассмотрение проблемы.

Понятие религии, его трактовка. Религия как духовная связь человека с Богом. Многообразие способов определения религии, их основные особенности и черты.

Основные компоненты религии: духовная и культовая (символическая) стороны религии. Место и роль религиозных организаций в религиозном комплексе.

Понятие веры, особенности религиозной веры, её отличие от философской веры, веры в науке. Религиозность, ее основные характеристики. Вера и конфессия. Сущность конфессионализма, его уровни и структура.

Доктрина, кредо и догмат в духовном религиозном комплексе, их понятия и основные характеристики. Доктринальность религии.

Теология и философия, их соотношение, исторические способы взаимодействия, их место по отношению по отношению друг к другу.

Священные книги религии и их значение для религиозного миропонимания. Каноны в религиозном мировоззрении.

Основной вопрос религии. Понимание Абсолюта и отношение к нему человека, Понимание Бога, богов, духов. Сверхъестественное: что понимать под сверхъестественным? Сущность Бога, изменение представлений о Боге в истории религии. Личностное и безличностное начало в Боге.

Религиозная духовность, ее значение, достоинства и недостатки.

Социальные и психологические корни религии. Функции религии. Религия как способ самоидентификации этноса.

Особенности и структура религиозного сознания. Религиозное сознание, религиозные чувства, эмоции. Рационализация религиозного сознания и чувственно-эмоциональная сторона религии.

Религиозная деятельность, её видовые характеристики. Религиозный культ, его понимание, значение культа для религии и церкви. Место культа в самоидентификации этноса. Культ и культура.

Богослужение как разновидность культовой деятельности, значение богослужения в церковной жизни. Таинства церкви.

Религиозные организации: типы, структура. Церковь как универсальная религиозная организация.

 

Тема 3. Место религии в культуре

Соотношение религии и культуры, принципы и взаимодействия. Понятие культуры в светском и религиозном аспектах. Культура и культ. Взаимопроникновение культуры и религии: возможна ли культура вне религии? Модели взаимодействия культуры и религии.
Культура и идеал. Идеалообразующая функция религии. Религия как духовное и хозяйственное освоение мира человеком.

Проблема соотношения религии и культуры в трудах западноевропейских и отечественных философов. Идеи М.Вебера и С.Н. Булгакова о хозяйственно-экономической роли религии в становлении западноевропейской и русской цивилизации.

Объединяющая роль религии в этногенезе. Религия и церковь как духовные лидеры. Роль Пророка в становлении культуры.

Религия, культура, политика. Многообразие культуры и способы их взаимодействия.

 

Тема 4. Место и роль религии в формировании духовного мира верующего

Понятие духа и души. Становление представлений о душе в философии и религии. Свойства духа и души. Представления о смерти и бессмертии души. Пути достижения бессмертия. Реинкарнация, представления об аде и рае.

Структура духовного мира человека. Зависимость человеческой души от Духа. Понятие духовности и душевности человека. Рациональность духа и экзистенциальность души.

 

Тема 5. История религии как научная проблема. История общества и история религии

Возникновение религиоведческого знания. Философский и научный интерес к проблеме возникновения и сущности религии. История религии как предмет исследования. Основные проблемы истории религиозного процесса.

История религии в контексте истории общества. Причины исторического развития религии и смены ее форм. Исторические формы религии. Религия и традиция. Роль традиции в формировании религиозных представлений.

Творческие процессы в становлении религиозных представлений. Формирование представлений о Пророках, Святости, мессианстве.

 

Тема 6. Происхождение религии. Ранние формы религии

 

Проблема происхождения религии. Подходы и дискуссии по вопросу происхождения религии. Философский, научный и религиозно-рефлексивный взгляды на проблему причин, истоков происхождения религии. Вопрос изначальной религиозности человека.

Время появления религии, исходное начало становления религиозного сознания. Появление и развитие абстрактного мышления как фактор представления религиозных представлений.

Место ритуала в становлении представлений об «ином» «загробном» мире.

Ранние формы религии: тотемизм, фетишизм, анимизм, культ предков, шаманизм, их истоки, смысл, формы их проявления в духовной жизни современных народов.

 

Планы семинарских занятий

Что такое религия?

А) религия – это вера в Бога

Б) религия – это знание о Боге

В) религия – это мировоззрение, основанное на вере в Бога

Г) религия – это эмоциональный опыт человека

 

Литература

Основная

 

1. Васильев Л.С. История религий Востока:Учебн. пособ для вузов /Л.С. Васильев. – М.; Ростов/Д: Университет, Феникс, 1999. -426 с.

2. Гараджа В.И. Социология религии: Учебн. пособ. для вузов / В.И. Гараджа. – 3 – е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 344 с.

3. Гинзбург В.Л. Об атеизме, религии и светском гуманизме / В.Л. Гинзбург. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Физический институт им. П.Лебедева, РАН, 2009. – 164 с.

4. Горелов А. А. История мировых религий: Учебное пособие для вузов / А.А. Горелов. – 4 – е изд. – М.: Флинта, МПСИ, 2008. – 358 с.

5. Ильин В. В. Религиоведение / В.В. Ильин, А.С. Кармин, Н.В.Носович. – СПб: Питер, 2007. – 235 с.

6. Крывелев И. А. История религии: Очерки в 2 т. / И.А. Крывелев. – М.: Мысль. 1975. – Т.1. – 1975. – 415 с.- Т. 2. – 1976. – 423 с.

7. Лобазова О. Ф. Религиоведение: учебн. для вузов / О.Ф. Лобазова – 4 – е изд., испр. и доп. – Издат.-торгов. корпорация «Дашков и К», 2008. – 487 с.

8. Основы религиоведения: учебник для вузов / Ю.Н. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др. / Под ред. И.Н.Яблокова. – 5 – е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2006. – 568 с.

9. Пивоваров Д.В., Медведев А.В. История и философия религии: учебное пособие. / Д.В. Пивоваров, А.В. Медведев, б/и, 2004. – 338 с.

10. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 1996. – 302 с.

11. Религиоведение: учебное пособие для вузов / Под ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Питер, 2007. – 431 с.

12. Религиоведение: Учебное пособ. / под ред. А.В. Солдатова. – 5 – е изд., стереотип. – СПб.: Лань, 2004. 798 с.

13. Религия: энциклопедия / Сост. А.А Грицанов, Г.В Синило. – Минск, Книжный Дом, 2007. 960 с.

14. Самыгин С.И. Религиоведение: социология и психология религии: учебн. пособ. для

вузов / С.И Самыгин, В.Н. Нечипоренко, И.Н. Полонская. – Ростов н / Д.: Феникс.

1996. – 669 с.

15. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии: учебн. пособ. для вузов. – 2 – е изд.,

перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1985. – 288 с.

 

Дополнительная

1. Аванесова Г.А. Роль православия в развитии отечественной культуры /Г.А. Аванесова // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - № 2. – С.52-67.

2. Альбедиль М. Ф. Индуизм: Главная религия Индии. – СПб: Питер, 2006. – 203 с.

3. Альбедиль М. Ф. Буддизм. – СПб:.Питер, 2007. – 206 с.

4. Батай Ж. Теория религии: Литертура и Зло / Батай Ж.; Пер. с франц. – Минск, современный литератор, 2000. – 351.с.

5. Буддизм: Энциклопедия / Сост., общ. ред. и предисл. К. Королева. – М.: ЭКСМО;. СПб: Мидгард, 2008. – 307 с.

6. Вайнгартнер П. Сходство и различие между религиозной и философской верой // Вопросы философии. - 1998. – № 5. – С.90-109.

7. Введение в буддизм: Учебн. пособ. для вузов. – СПб: Лань, 1999.

8. Вихнович В.Л. Иудаизм. – СПб: Питер, 2006. – 222 с.

9. Гараджа В.В. Толерантность и религиозная нетерпимость // Философские науки. –

2004. - № 3. – С. 18-31.

10. Гликман И.З. Религия и образование // Высшее образование сегодня. – 2004. - № 2. –

С. 50-58.

11. Грицак Е.Н. Тибет / Е.Н. Грицак. – М.: Вече, 2005. – 222 с.

12. Громыко М.М. О единстве православия в Церкви и народной жизни русских //

Традиции и современность. Научный православный журнал. – 2002. - № 1. – С. 3-

31.

13. Давид Неэль А. Магия и тайна Тибета / А. Давид Неэль: пер с англ. – М.:

Центрполиграф, 2005. – 315 с.

14.Духовные ценности Ислама и образование: историко-культурная традиция и

современность: Монографии / Отв. ред. С.С. Аванесов; Т.А Костюкова. –

Томск: Изд-во Томского университета, 2008. 245 с.

15. Дюмулен Г. История дзэн-буддизма / Г.Дюмулен.; Пер. с англ. – М:

Центрполиграф, 2003. – 418 с.

16 Жуковская Н Шаманизм: религия? Мировоззрение? Практика? / Н.Жуковская. //

Наука и жизнь – 1998. - № 8. – С. 144-151.

17. Зайцев А.И. Греческая религия и мифология: курс лекций / А.И. Зайцев; Под ред.

Л.Я. Жмудя. – СПб: Изд. центр «Академия», 2005. – 208 с.

18. История религии В 2 т: Учебн. пособ. для вузов / Под ред. И.Н. Яблокова. – 2 – е

изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2004. Т. 1. / В.В. Винокуров, А.П. Забияко,

З.Г. Лепина и др. – 464 с. - Т. 2. / Ф.М. Луамба, Н.Н Бектемирова, И.П. Давыдов и

др. – 676 с.

19. Каниткар В.П. (Хемант), Коул У.Д. Индуизм / Пер. с англ. Е Богдановой. – М.:

Фаир-Пресс, 2001. – 319 с.

20. Кармадонов О.А. Ислам и современность: некоторые подходы / О.А. Кармадонов

/ О.А.Кармадонов // Социально-гуманитарные знания. – 2009. - № 2. – С. 115-126.

21. Карпушин И.И. Искусство и религия: истоки и грани взаимодействия.. – М.:

Педагогика, 1991. – 160 с.

22. Косидовский З. Сказания евангелистов / З.Косидовский / Пер с польск. – 4 – е

изд. – М.: Политиздат, 1987. – 254 с.

23. Кулаков А.Е. Религии мира: Пособ. для учащихся. – М.: АСТ, 1996. – 348 с.

24. Левин Г.Д. Можно ли религиозное знание приравнять к научным гипотезам /

Г.Д.Левин // Вопросы философии. – 2004. - № 11. – С.81-88.

25. Марков Б.В.и др. Идея Бога в жизни человека / Солонин Ю.Н., Шилков Ю.П. //

Социально-гуманитарные знания. – 1997. - № 1. – С.77 – 95.

26. Мартынов А.С. Конфуцианство: этапы развития: Конфуций «Лунь ю»./

А.С.Мартынов – СПб.: Азбука – Классика, 2006. – 344 с.

27. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. – М.: РИПОЛ. 1995. – 396 с.

28. Миронов А.В., Бабиков Ю.А. Основы религиоведения: Происхождение религии и

ранние формы // Социально-политический журнал. – 1998. - № 5. – С. 141-155.

29. Мчедлов М. Современный верующий: Социальные характеристики, ценностные

ориентации // Свободная мысль. – 1996.- № 8. – С. 113-123.

30.Основы религиоведения. Религия как общественное явление.// Социально-

политический журнал. – 1998. - № 4. – С.111-126.

31. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М.: Политиздат, 1991. – 495 с.

32. Рассел Б. Почему я не христианин: Избр. атеист. произв. – Пер с англ. – М.: Политиздат, 1989. – 344 с.

33. Религия в истории и культуре: Учебн. пособ. для вузов / Писманик М.Г, Вертинский А.В., Демьяненко С.П. и др. / Под ред. М.Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 430 с.

34. Розанов В.В. Религия и культура. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; Харьков «Фолио», 2001. – 639 с.

35. Семенов В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы //

Вопросы философии. – 2006. - № 6. – С. 73-88.

36. Специальная тема номера «Теоретические проблемы в исследовании шаманизма» /

Отв. ред. В.Н. Харитонова // Этнографическое обозрение. – 2007. - № 1. – С. 3-69.

36. Сухейль Фарах. Религиозный феномен и современная наука // Вопросы философии.

2002. - № 2. – С. 169-174.

38. Харисова Л.А. Ислам: воспитание и образование / Л.А. Харисова // Педагогика. –

2001. - № 8. – С.56-61.

39. Шахназаров О.А. Роль христианства в политической жизни Западной Европы и

России / О.А.Шахназаров // Вопросы истории. – 2005. - № 6. – С. 58-76.

40. Шахов М.О. Религиозное знание, объективное знание о религии и наука /

М.О. Шахов // Вопросы философии. – 2004. - № 11. – С. 65-80.

41. Шмелёв Г.М. Русская православная церковь, её деятельность и экономика до и

после 1917 года // Вопросы философии. – 2003. – № 11. – С.36 – 56.

42.Язычество / авт. – сост. А.А.Грицанов, А.В.Филиппович. – Минск: Книжный Дом,

2006. – 382 с.

 

 

Методические рекомендации студентам

 

 

Курс «История и теория религии» изучается в рамках курсов по выбору по блоку социально-гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Этим обусловливается недостаточность литературы, прямо отвечающей названию курса, хотя литература по религиоведению и историко-религиоведческой проблематике представлена в достаточном объеме.

Изучение материала курса проводится лекционно-семинарским методом с использованием различных форм самостоятельной работы.

Возможность получения рейтинговой оценки и подсчет баллов рейтинга по предлагаемому курсу в течение семестра будет определяться исходя из следующих показателей:

 

Первая контрольная точка

 

1. Участие в семинарских занятиях – в зависимости от оценки, максимальное количество баллов за семинар – 5.

2. Написание реферата по предложенной тематике или выступление с докладом на семинаре – количество баллов от 10 до 15.

 

Вторая контрольная точка

1. Участие в семинарских занятиях.

2. Участие в студенческой научной конференции с выступлением, связанным с тематикой курса – количество баллов в зависимости от занятого места в секции.

3. Составление краткого религиоведческого учебного словаря, количество баллов – от 10 до 15.

4. Итоговый тест по курсу – количество баллов в зависимости от количества правильных ответов.

 

Рекомендации студентам по подготовке выступлений на семинарах

Выступление по вопросу семинара необходимо рассчитывать на продолжительность 7-8 минут, при этом необходимо раскрыть смысл наиболее важных положений рассматриваемого вопроса. Для реализации этой цели не зачитывайте сплошной текст, а попользуйтесь самостоятельно составленными тезисами выступления, которые позволяют, с одной стороны, сделать сообщение на семинаре логически выстроенным, а с другой – свободным от текста.

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Введение. 3.

2.Тематический план курса. 4.

3. Краткая программа курса 4.

4. Планы семинарских занятий 9.

5. Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов. 17.

6. Примерная тематика докладов и рефератов 23.

7. Примерные вопросы к экзамену 24.

8. Примерные вопросы к зачету. 26.

9. Литература 27

10 Методические рекомендации студентам 29

 

 

Краткая программа курса

Тема 1. Религия как предмет исследования

Религия как предмет исследования. Предмет курса «История и теория религии», его цель, задачи структура.

Религия и религиоведение. Становление религиоведения как самостоятельной науки. Предпосылки философского и научного осмысления религии. Французские просветители о роли, значении и необходимости религиозного сознания. Немецкая классическая философия о сущности и роли религии в обществе.

Философское и научное осмысление религии. Структура научного осмысления религии. Религиоведческое знание в системе наук. Антропология религии, история религии, психология религии, социология религии. Онтологические, социологические, психологические и исторические основания религии. Компаративистское осмысление религии и религиозного процесса.

Принципы религиоведческой науки. Методы исследования в религиоведческом знании. Общенаучные и специальные методы исследования религии. Функции религиоведения.

Религиозное мировоззрение, его формирование и основные черты. Основные компоненты религиозного мировоззрения, соотношение религиозного, научного и философского мировоззрения.

Религиозная рефлексия. Возникновение богословия, его сущность и исторические задачи. Возникновение христианского богословия, богословие как апологетика и как теоретического осмысление религиозного взгляда на соотношение Бога, мира и человека.

Современное состояние богословия, основные проблемы, стоящие перед современным богословием.

Социология и психология религии. Религия как социальный институт, его место и значение в системе социальных институтов. Религия и церковь. Церковная организация религиозной жизни. Церковь и секта. Религиозные группы. Социальная депривация, её виды и историческое развитие.

Психология религии. Духовный мир верующего, религиозный опыт.

Религиозное и образовательное пространство. Соотношение института религии и института образования. Задачи современного образования по отношению к религии. Этническая и религиозная толерантность как образовательная проблема.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.