Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Позитивное и естественное право.





Идеи Естественного Права были выдвинуты уже в античную эпоху (Сократ, Платон и др.).

Естественное право – это учение об идеальном, не зависящем от государства праве, вытекающем будто бы из разума и природы человека, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы. Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека.

Понятия естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. К ним относят свободу, равенство, семью, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Основная идея заключается в том, что человек рожден свободным. Однако не все признают существование естественного права, обосновывая это тем, что в животном состоянии человек своих прав не знает.

Позитивное право создается государством и основывается на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства).

Позитивное или положительное право – это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе в санкционируемых ею обычаях

В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений. Следует иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не являются правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т. е. ближайшую и необходимую предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному или собственно юридическому праву.

Юридический позитивизм и социологическая юриспруденция.

Юридический позитивизм возникает в начале XIX в., Позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. По теории юридического позитивизма право - факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений. Юридический позитивизм связан с философским позитивизмом. Сущность права провозглашается непознаваемой. Оно не нуждается в иных обоснованиях кроме факта своего существования. Право, по мнению К. Бергбома, является основой любого строя. Позитивисты отрывают истоки права от экономики и классовых отношений. Свою задачу они видят в описании права, в формально-логическом исследовании его догмы. Формально-догматический описательный метод признается в качестве основного метода исследования. В рамках юридического позитивизма создается концепция правового государства. Идеи позитивизма присущи современной буржуазной юриспруденции в разных

вариантах. В противоположность позитивизму представители социологического

направления - «социологической юриспруденции» - обращаются к условиям функционирования, действия права, к процессу его реализации. Значительную роль в становлении социологической юриспруденции сыграло движение «свободного права» (Е. Эрлих, Г. Канторович, Ф. Жени и др.) противопоставляли «живое право» праву в законах. «Живое право» создается «союзами». Каждая организация, фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей, утверждает, создают свое право. Отсюда вытекало, что суды не связанны жестко государственным предписанием, в особенности если имеется пробел или предписания устарели. Судьи могут и должны отыскивать нормы «живого права» и на их основе выносить решения. Таким образом обосновывалась свобода судейского усмотрения (отсюда и движение «свободного права»). Представители этого движения практически уравнивали судью с законодателем, наделяли его правотворческой функцией.Роль законов принижается, право растворяется в других социальных фактах, уравнивается с иными социальными нормами, с правоприменительными актами и т.п.

Объективное и субъективное право.

Субъективное право- предусмотренный юридической нормой вид мера возможного поведения участников правоотношения. Субъективное право включает в себя четыре элемента:Возможность положительного поведения самого управомоченного. т.е. право на собственные действия, например на пользование вещей.

Возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица.

Возможность прибегнуть к государственному принуждению в случает противостоящей стороны своих обязательств.

Иными совами субъективное право может выступать как право-поведения, право-требования, право-притязание и право – пользование. Субъективное право возникает на основе норм объективного права: например гражданин имеет право на льготу по налогам в силу того, что она предусмотрена в нормах налогового права. Обьективное право - это система норм (привил поведения), непосредственно исходящих от государства или признаваемых государством в качестве регуляторов общественных отношений при решении соответствующих юридических дел.

Принципы права: понятие и классификация.

Принципы права- это основные, исходные идеи, начала, требования, выражающие сущность права и определяющие общую направленность правового регулировании.

Виды: общеправовые (присущи всему праву в целом)принцип социальной свободы, принцип гуманизма, принцип равноправия, принцип демократизма, принцип законности. отраслевые (присуще конкретным отраслям права, например принцип равноправия супругов в семейном праве) межотраслевые ( присуще нескольким родственным отраслям, например принцип состязательности, открытости процесса язык судопроизводства- в гражданско-процессуальном, арбитражно-процессуальным, уголовно-процесуальном. Принципы правовых институтов (присущ конкретным институтам права, например принцип равного доступа граждан к государственной службе- в институте государственной службе.)

Право и государство.

Государство- суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.

Право-это система общеобязательных, формально-определенных установленных и обеспечиваемых государством правил поведения, и являющих регулятором общественных отношений. Право тесно связанно с государством. Взаимосвязь государства и права выражается в их взаимном влияние государства на право: государство устанавливает нормы права, дает официальное толкование норм права, реализует нормы права в форме правоприменения.Влияние право на государство: право юридически оформляет государство(в нормах права учреждается государство, определяется его форма, устанавливается система государственных органов), в нормах права устанавливаются границы деятельности государства т.е. вмешательства государства в частную жизнь человека и в жизнедеятельность общества. В нормах права закрепляются основные направления внутренней и внешней политики. Т.О государство и право тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, выполняя свое социальное значение.

 

Право и закон.

Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена и до сих пор остается центральной в правопонимании.

Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:

а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;

б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол. Современный исследователь этой проблемы проф. B. C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон.

Соотношения права и закона:

1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) — это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения).

2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма — способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: «Все современные системы права одеты в мундир законодательства».

3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой — «неправовым законом». (Правовое содержание у закона или неправовое — это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.)

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.