Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уроки благословенного месяца





Уроки благословенного месяца

(Э.Кулиев, АБАСКУЛИЕВ Р,Ф.)

 

Комментарии

i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

ii Этот хадис передали Ахмад, аль-Баззар, аль-Бейхаки и Абу аш-Шейх в книге «Китаб ас-Саваб». Цепочка его рассказчиков очень слабая, хотя некоторые фрагменты хадиса подтверждаются другими сообщениями.

iii Этот хадис передали Ахмад и Ибн Хиббан в «ас-Сахихе» со слов Абу Хурейры, и он является достоверным благодаря подтверждающим его свидетельствам.

iv Ихрам – ритуальное состояние, в котором молящемуся или паломнику запрещаются некоторые поступки, дозволенные в другое время. Молящийся вступает в ихрам после утверждения в душе намерения совершить намаз и произнесения такбира. Паломник же вступает в него после надевания ритуальной одежды и произнесения вслух слов о намерении совершить паломничество.

v Об этом сообщается и в хадисе Абу Хурейры, переданном аль-Бухари и Муслимом. Похожие хадисы с его же слов также передали ан-Насаи и Ибн Хузейма.

vi Хадис с похожим смыслом передал аль-Бейхаки со слов Джабира. Аль-Мунзири сказал, что цепочка его рассказчиков лучше, чем у хадиса Абу Хурейры, который мы рассматриваем.

vii Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари, и его текст приведен согласно версии последнего.

Урок 2. О пользе поста

 

Пост – это один из самых достойных обрядов поклонения, одно из самых славных богоугодных деяний. О его пользе и превосходстве упоминается во многих священных текстах и преданиях, но мы поговорим лишь о некоторых из них.

В Священном Коране сообщается, что пост был предписан всем общинам и народам в обязательном порядке.

Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара, 183).

Если бы этот обряд поклонения не был столь важным, если бы люди могли обойтись без него и без положенного за него вознаграждения, то Аллах не приказал бы верующим во все времена соблюдать пост.

Из Пречистой Сунны известно, что пост в рамадане способствует прощению грехов и искуплению злодеяний. Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто постился в рамадан с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи, и кто выстаивал ночь предопределения с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи». i

Это значит, что соблюдать пост нужно с верой в Единого Аллаха, с надеждой на Его награду, испытывая удовлетворение от этого обязательного предписания. Постящийся не должен питать ненависть к этой обязанности и сомневаться в истинности награды за нее, и тогда Аллах непременно простит ему совершенные им ранее грехи.

В другом хадисе, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пять намазов, совершение каждого следующего пятничного намаза и соблюдение каждого следующего поста в рамадане служат искуплением того, что было совершено между ними, если человек избегал тяжких грехов». ii

Пречистая Сунна также свидетельствует о том, что награда за соблюдение поста не ограничивается определенными рамками, напротив, постящийся получит ее безо всякого счета. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний Аллах сказал: «Все деяния сына Адама – для него самого, кроме поста. Он соблюдает его для Меня, и Я буду вознаграждать за него».

Пост – это щит, и если кто-либо из вас постится, то пусть не сквернословит и не кричит, и если кто-то станет ругать его, то пусть скажет: «Я пощусь!»

Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, неприятный запах изо рта постящегося для Аллаха приятнее, чем благоухание мускуса! И радуется постящийся дважды: когда он разговляется, то радуется своей трапезе, а когда он встретится со своим Господом, то возрадуется своему посту».
iii

А в версии Муслима говорится: «Награда за каждое благодеяние сына Адама увеличивается от десяти до семисот раз, но Всевышний Аллах сказал: «Кроме поста, потому что он соблюдает его для Меня, и Я буду вознаграждать за него. Он отказывается от своих страстных желаний и от еды ради Меня». Этот славный хадис указывает на некоторые аспекты пользы и превосходства поста.

Во-первых, из всех благодеяний Аллах избрал для Себя только пост, потому что этот обряд занимает особое место перед Ним.

Всевышний любит, когда Его рабы постятся, поскольку именно в это время верующий демонстрирует искренность в служении Господу. Пост – это тайна, которая остается между рабом и его Господом, и о ней не известно никому, кроме Него. В течение дня постящийся не раз оказывается наедине с собой и может втайне от людей поесть или напиться, нарушив запрет Аллаха, однако он не делает этого, поскольку ему известно, что Господь наблюдает за ним даже тогда, когда он находится вдали от людских взоров.

Он приказал ему во время поста воздерживаться от некоторых из деяний, и постящийся не преступает эти запреты только ради Аллаха, опасаясь Его наказания и желая получить Его щедрое вознаграждение. И поэтому Аллах благодарит постящегося за проявленную искренность и оставляет вознаграждение за пост за Собой, выделяя его среди всех остальных благодеяний.

И этой особой награды верующие будут удостоены в Судный День. Суфьян б. Уйейна по этому поводу сказал: «В День воскресения Аллах потребует отчета у Своего раба и возместит совершенные им несправедливости из его благодеяний. Когда же из всех благодеяний не останется ничего, кроме поста, Аллах покроет за счет него все остальные несправедливости и введет его в Рай».

Во-вторых, Господь возвестил, что Он Сам вознаградит постящихся, ибо награда за любое благодеяние, кроме поста, начисляется в десятикратном размере и может вырасти до семисоткратной или даже более того. Что же касается поста, то его награду невозможно исчислить, и известно о ней только Господу миров, Щедрому и Великодушному. Дары всегда достойны того, кто их преподносит, и поэтому награда постящихся будет великой и неисчислимой.

Пост подразумевает терпеливое послушание, терпеливое избежание всего запретного и стойкость по отношению к таким тяготам судьбы, как голод, жажда, физическая и душевная слабость. Следовательно, пост объединяет в себе все три формы терпения, и постящийся заслуживает называться терпеливым, а ведь Аллах Всевышний сказал: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета» (аз-Зумар, 10).

В-третьих, пост – это щит, который оберегает постящегося верующего от празднословия и брани. Кроме того, пост защищает его от Адского Пламени, и поэтому в хадисе Джабира сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пост – это щит, посредством которого раб защищается от Ада». iv

В-четвертых, неприятный запах изо рта постящегося для Аллаха приятнее, чем благоухание мускуса, потому что он является следствием самого поста. Аллах любит этот запах, вызывающий отвращение у людей, и высоко ценит его, потому что он является следствием набожности и послушания. И это, вне всякого сомнения, свидетельствует о большой значимости поста как обряда поклонения.

В-пятых, постящегося мусульманина ожидают две радости: одна – при разговении, а другая – при встрече с Господом. Разговляясь, он радуется тому, что Аллах оказал ему милость и помог соблюсти пост, одно из самых достойных благодеяний. Ведь сколько есть людей, которые отдалены от Божьей милости и не ведают о прелести поста и поклонения! Кроме того, он радуется тому, что может насладиться едой, питьем и близостью с женой, которые были запретны для него в дневное время. А когда он встретится со своим Господом, то возрадуется той великой награде, которой Всевышний Аллах одарит его сполна в тот момент, когда он больше всего будет нуждаться в этом.

И тогда будет сказано: «Где же постящиеся?! Пусть они войдут в Рай через врата Раййан, через которые туда не войдет никто, кроме них».

В-шестых, этот хадис предписывает постящимся верующим не вступать в перебранку или единоборство, если кто-либо станет бранить его или попытается сразиться с ним. Но это не значит, что он должен унижаться перед обидчиком, сохраняя молчание. Напротив, он должен сообщить ему, что он соблюдает пост и не отвечает на его оскорбления из уважения к посту и к запретам Аллаха, а не из страха или беспомощности.

Всевышний сказал: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (Фуссылат, 34-35).

Еще одним благом поста является его заступничество за постящихся в День воскресения. Передают со слов Абдуллаха б. Умара, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пост и Коран будут заступаться за раба в День воскресения. И тогда пост скажет: «Господи, я лишил его еды и вожделения, позволь же мне заступиться за него!». А Коран скажет: «Я лишил его сна ночью, позволь же мне заступиться за него!». И они оба заступятся за него». v

Наконец, пост является прекрасной возможностью заслужить освобождение от мучений в Аду. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В первую же ночь месяца рамадана заковывают дьяволов и мятежных джиннов, и запирают врата Ада, так что ни одни из них не открываются, и распахивают врата Рая, так что ни одни из них не закрываются. И взывает глашатай: «О тот, кто желает добра, приступай! О тот, кто желает зла, прекрати! Аллах будет освобождать из Ада». И это повторяется каждую ночь». vi

Таким образом, месяц поста является великой милостью по отношению к рабам. В этот месяц легко заслужить милость и прощение Господа, и упускает такую возможность только самый несчастный.

Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Однажды посланник Аллаха поднимаясь на кафедру, трижды сказал: «Аминь!» Его спросили: «О посланник Аллаха! Почему ты сказал это?» Он ответил: «Джибрил явился ко мне и сказал: «О Мухаммад, да будет унижен тот, при ком упомянуто имя твое, а он не помолился за твое благословение. Скажи: «Аминь!» И я сказал: «Аминь!» Затем он сказал: «Да будет унижен тот, кому не было даровано прощение после того, как наступил и закончился месяц рамадан. Скажи: «Аминь!» И я сказал: «Аминь!» Потом он сказал: «Да будет унижен тот, родители которого, или один из них, достигли старости, но не ввели его в Рай. Скажи: «Аминь!» И я сказал: «Аминь!». vii

Однако извлечь пользу из поста верующий сможет только в том случае, если будет соблюдать все его правила и ограничения и просить прощения за свои упущения и грехи. А помочь ему в этом может только Всемогущий Господь!

Комментарии

i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

ii Этот хадис передал Муслим.

iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

iv Этот хадис передал Ахмад с хорошей цепочкой рассказчиков.

v Этот хадис передали Ахмад, ат-Табарани и аль-Хаким, и последний назвал его достоверным согласно требованиям Муслима. Аль-Мунзири же назвал его рассказчиков рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».

vi Этот хадис передали ат-Тирмизи и Ибн Маджа, и аль-Албани назвал его достоверным.

vii Этот хадис передал аль-Хейсами, назвав его слабым, однако он усиливается похожими хадисами, рассказанными со слов Абу Хурейры, Абу Саида аль-Худри, Кааба б. Уджры, Абдуллаха б. аль-Хариса, Ибн Аббаса, Ибн Масуда, Джабира и Аммара б. Йасира.

Комментарии

i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

iv Этот хадис передал аль-Бухари.

v Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хузейма и Ибн Хиббан назвали его достоверным.

vi Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

vii Этот хадис передали Абу Давуд, Ибн Хузейма и ад-Даракутни, причем последний назвал его достоверным.

viii Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, а Ибн Хиббан назвал его достоверным. Аль-Бухари же передал его подвешенную версию, то есть передал хадис со слов сподвижника, не упомянув цепочку рассказчиков.

ix Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие.

x Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи и ан-Насаи назвали хадис прерванным, а Ибн Хузейма и Ибн Хиббан – достоверным.

xi Так называется халва, приготовленная из сухих фиников, масла и сыра.

xii Этот хадис передал Муслим.

Комментарии

i Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 865.

ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и его текст приведен согласно версии последнего.

iii Этот хадис передал Ибн Хиббан.

iv Согласно коранической традиции, так звали израильтянина, который обольстился своим богатством и несправедливо обходился со своими соплеменниками, за что был наказан и поглощен землей вместе со своими несметными сокровищами.

v Имеется в виду фараон, который отказался уверовать в пророка Мусу, несмотря на показанные ему ясные знамения, за что он был потоплен в море вместе со своим войском.

vi Согласно коранической традиции, так звали визиря Фараона, к которому были посланы пророки Муса и Харун.

vii Так звали известного лицемера, жившего во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

viii Этот хороший хадис передали Ахмад, ат-Табарани и Ибн Хиббан.

ix Этот хадис передал Муслим.

x Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

xi Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xiii Этот хадис передал Муслим.

xiv Этот достоверный хадис передал Абу Давуд, ан-Насаи и аль-Хаким.

xv Этот хадис передал Малик с отосланной цепочкой рассказчиков.

xvi Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xvii Этот хадис передал аль-Бухари.

xviii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xix Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xx Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд.

xxi Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xxii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xxiii Этот хадис передал Муслим.

xxiv Этот хадис передал ат-Табарани в сборнике «аль-Кабир», и аль-Албани назвал его достоверным.

xxv Этот хадис передали аль-Бухари и Абу Давуд.

xxvi Имеется в виду музыка и пение.

Комментарии

i Этот хадис передал аль-Бухари.

ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

iii Этот хадис передал Муслим.

iv Этот хадис передал Абу Давуд с хорошей цепочкой рассказчиков, и он подтверждается другими похожими хадисами, которые поднимают его до степени достоверного.

v Этот хадис передал Ахмад, и аль-Мунзири назвал цепочку его рассказчиков сильной. А его первое предложение подтверждается хадисом, переданным аль-Бухари и Муслимом.

vi Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

vii Этот хадис передал аль-Бухари.

viii Этот хадис передал Абу Давуд с достоверной цепочкой рассказчиков.

ix Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

x Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи со слов Абу Хурейры, однако цепочка рассказчиков хадиса признана слабой. Ат-Тирмизи же назвал его хорошим, но малоизвестным.

xi Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи с очень хорошей цепочкой рассказчиков.

xii Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хузейма, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.

xiii Этот хадис передал Ибн Маджа с достоверной цепочкой рассказчиков, однако некоторые знатоки хадисов назвали его слабым из-за разногласий в имени одного из рассказчиков. Тем не менее, он усиливается другими хадисами о том, что мольба постящегося принимается, что поднимает его до степени хорошего.

xiv Этот хадис передал Абу Давуд с отосланной цепочкой рассказчиков. Муаз б. Зухра – один из учеников сподвижников, и Ибн Хиббан считал его заслуживающим доверия. Несмотря на это, хадис является слабым.

xv Этот хадис передал Абу Давуд с хорошей цепочкой рассказчиков.

xvi Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Хузейма и Ибн Хиббан со слабой цепочкой рассказчиков, но часть его подтверждается другими похожими сообщениями.

xvii Этот хадис передал Муслим.

xviii Аффан б. Муслим был одним из старейших учеников сподвижников. Он жил в Багдаде и там же скончался в 219 г.х. Йахья б. Маин, Абу Хатим и многие другие богословы считали его заслуживающим доверия рассказчиком.

xix Этот достоверный хадис передал Ахмад.

xx Это – часть хадиса, переданного ат-Табарани со слабой цепочкой рассказчиков. Ибн аль-Каййим привел его полностью в книге «ар-Рух», после чего сказал: «Я слышал, как шейх-уль-ислам Ибн Теймийя подчеркивал важность этого хадиса и говорил: «В его пользу свидетельствуют основные принципы Сунны, и это – один из лучших хадисов».

Мы опять продолжили путь, пока не добрались до зеленого сада, где росло огромное дерево, у подножия которого сидел старец с детьми, а рядом с деревом я увидел другого человека, поддерживавшего горевший перед ним огонь. Затем они подняли меня на это дерево и ввели меня в дом, прекраснее которого я никогда не видел. В нем были старцы, молодые люди, женщины и дети. Потом они вывели меня оттуда, подняли по дереву выше и ввели в другой дом, который был еще красивее и лучше, и в нем были старцы и молодые люди. Потом я сказал: «Вы уже довольно долго водили меня с собой этой ночью, а теперь расскажите мне о том, что я видел».

Они сказали: «Да. Тот, кому на твоих глазах разрывали рот, был лжецом и говорил лживые слова, которые распространялись от него по свету, и теперь с ним будут поступать так до самого Дня воскресения. Того, кому на твоих глазах разбивали голову, Аллах научил Корану, однако он спал по ночам и не придерживался его предписаний днем, и теперь с ним будут поступать так до самого Дня воскресения. Те, кого ты видел в отверстии, были прелюбодеями, а те, кого ты видел в реке, – ростовщиками.

Сидевший у подножия дерева старец – это Ибрахим, мир ему, дети вокруг него – это дети людей, а человек, поддерживавший огонь, – это Малик, хранитель Ада. Первый дом, в который ты вошел, предназначен для обычных верующих, что же касается второго дома, то это – обитель павших мучеников. Я – Джибрил, это – Микаил, а теперь подними голову». Подняв голову, я увидел над собой нечто вроде облака, а они сказали: «Вот твое место». Я сказал: «Позвольте же мне занять его!» – однако они сказали: «Поистине, жизнь твоя еще не завершена, а когда она закончится, ты займешь свое место». i

Передают со слов Ибн Аббаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время прощального паломничества обратился к людям с проповедью и сказал: «Поистине, сатана уже потерял надежду на то, что ему будут поклоняться на вашей земле, но он удовлетвориться тем, что ему будут повиноваться во всех остальных делах, которые вы считаете незначительными. Остерегайтесь же этого! Поистине, я оставляю вам то, с чем вы никогда не впадете в заблуждение, если будете придерживаться его. Это – писание Аллаха и Сунна Его пророка». ii

Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения Коран воплотится в человека, и когда приведут того, кто взялся нести его, но ослушался его велений, он будет препираться с ним. Он скажет: «Господи, ты велел ему нести меня, но он плохо справился с этим. Он нарушал мои ограничения, пренебрегал велениями, нарушал запреты и отказывался повиноваться». Он будет обвинять его до тех пор, пока ему не скажут: «Расправься с ним!» Тогда он схватит его за руку и не отпустит, пока не сбросит его в Ад». iii

Передают со слов Абу Малика аль-Ашари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Чистота – это половина веры, восхваление Аллаха заполняет Весы, а прославление и восхваление Его заполняют все, что между небесами и землей. Намаз – это свет, милостыня – это доказательство, терпение – это сияние, а Коран – это довод за или против тебя. Все люди утром просыпаются и продают свою душу: одни освобождают ее, а другие – губят». iv

Выдающийся сподвижник Ибн Масуд же говорил: «Коран будет заступаться, и ему будет позволено это. Того, кто нес его перед собой, он приведет в Рай, а того, кто оставил его позади себя, он потащит в Ад». v

Горе же тем, чьи заступники станут препираться с ними! Кто заступится за них после этого?! Неужели они не прислушиваются к назиданиям? Неужели их глаза не наполняются слезами при чтении Откровения? Неужели их сердца не переполняются трепетным страхом и желанием покориться Корану, чтобы заслужить его благоволение и заступничество?

Всевышний сказал: «Если бы Мы ниспослали этот Коран горе, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (аль-Хашр, 21).

Но их сердца лишены богобоязненности, и в них не осталось места для добра. Пелена грехов окутала их настолько, что они уже ничего не видят и не слышат. До их ушей доходит чтение священных аятов, но свет истины уже не проникает в их окаменевшие сердца.

Всевышний сказал: «После этого ваши сердца ожесточились и стали, как камни, или даже еще жестче. Воистину, среди камней есть такие, из которых бьют родники. Среди них есть такие, которые раскалываются и изливают воду. Среди них есть такие, которые падают от страха перед Аллахом» (аль-Бакара, 74).

Сколько же есть среди нас таких, которые даже в рамадане не отличаются от тех, кто обречен на несчастье! Юноши и девушки не желают расставаться с увлечениями молодости, а пожилые люди не раскаиваются в своих грехах, словно они созданы только для этого мира и никогда не покинут его. Как же далеки они от тех, которые отвечают на призыв Аллаха, как только слышат его, и смиряются перед Ним, когда им читают Его мудрые аяты! Это – те, кому Аллах оказал великую милость, кто познал истину и отдал ей предпочтение.

Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Чтеца Корана должны узнавать по тому, как он проводит ночь, когда люди спят, и по тому, что он делает днем, когда они разговляются. Его должны узнавать по плачу, когда люди смеются, и по набожности, когда они берутся за все без разбору. Его должны узнавать по молчанию, когда люди болтают, и по смирению, когда они важничают, и по печали, когда они ликуют».

И для того чтобы обрести такие качества, верующий должен заполнить свою душу Кораном, прежде чем истечет отведенный для него срок. Он должен соблюдать его ограничения и выполнять его повеления без излишества и упущений, ведь этот Коран будет свидетельствовать за или против него перед Всемогущим Властелином. Нельзя отвечать на многочисленные милости Господа неблагодарностью, предавая забвению Его аяты и наставления. Нельзя пренебрегать Его запретами и велениями, принимая их в шутку. У всего есть свой срок, и когда этот срок настанет, никто уже не сможет задержать его или ускорить.

«В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня». Воистину, дьявол оставляет человека без поддержки. Посланник сказал: «Господи! Мой народ забросил этот Коран». Так для каждого пророка Мы создали врагов из числа грешников, но довольно того, что твой Господь наставляет на прямой путь и помогает» (аль-Фуркан, 27-31).

Комментарии

i Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари.

ii Этот хадис передал аль-Хаким, назвав цепочку его рассказчиков достоверной. Первое предложение этого хадиса также передал Ахмад со слов Абу Хурейры.

iii Цепочка рассказчиков этого хадиса слабая, но Ибн Хаджар назвал его хорошим. В любом случае, из этого хадиса не следует, что Коран является творением, которое может воплотиться в другое творение. Коран – несотворенное Слово Аллаха, которое Он произнес так, как это подобало Его величию и совершенству. Однако творениями являются чтение Корана людьми и воздаяние за это. А лучше всего об этом известно Аллаху!

iv Этот хадис передали Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.

v Некоторые знатоки хадисов передавали восходящую версию этого хадиса.

Комментарии

i Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 669.

ii Этот хадис передал ан-Насаи, и все его рассказчики заслуживают доверия.

iii Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, и шейх аль-Албани назвал его хорошим.

iv Аль-Аджири, «Ахлак Хамалат аль-Куран», стр. 10.

v Ибн аль-Усеймин, «Маджалис Рамадан», стр. 73.

vi Этот хадис передал Муслим.

vii Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, и шейх аль-Албани назвал его достоверным.

viii Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 276.

ix Аль-Албани, «Кейфа Нуфассир аль-Куран аль-Карим», стр. 17-18.

x Имеются в виду слова «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». По-арабски это выражение звучит «Бисмиллахи-р-Рахмани-р-Рахим».

xi Этот хадис передал Абу Давуд с хорошей цепочкой рассказчиков.

xii Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа. Его же пересказывали со слов Абу Хурейры, Ибн Аббаса и Аиши, и шейх аль-Албани назвал его достоверным.

xiii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xiv Аль-Макдиси, «аль-Адаб аш-Шаръийа», т. 1, стр. 741.

xv Этот хадис передал Малик, и Ибн Абд аль-Барр назвал хадис достоверным.

xvi Этот хадис передали ат-Тирмизи, аль-Хаким и аль-Бухари в книге «ат-Тарих», а шейх аль-Албани назвал его достоверным.

xvii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xviii Этот хадис передал аль-Бухари.

xix Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи, и последний назвал его достоверным.

xx Ремель – стихотворный размер в арабской поэзии.

xxi Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи.

xxii Этот хадис передал Муслим.

xxiii Этот хадис передали Ахмад, ан-Насаи и ат-Тирмизи, причем последний назвал его достоверным.

Комментарии

i Так называются три дня месяца зуль-хиджжа, следующие за праздником жертвоприношения.

ii Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, и его текст приведен согласно версии Муслима.

iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и его текст приведен согласно версии последнего.

iv Этот хадис передали Муслим и аль-Бейхаки.

v Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хузейма назвал его достоверным.

vi Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

vii Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, и аль-Албани назвал его достоверным.

viii Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и Абу Давуд.

ix Этот хадис передал Муслим.

x Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xi Этот хадис передал аль-Бухари.

xii Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в статье «Хакикат ас-Сийам» писал: «Один из рассказчиков хадиса по имени Хишам б. Урва рассказывал от имени своего отца Урвы, что им не было приказано возместить пост».

xiii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xiv Этот хадис передали Ибн Маджа и аль-Хаким, и аль-Албани назвал его достоверным.

xv Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари.

xvi Этот хадис передал аль-Бухари.

xvii Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем Ахмад, Ибн Хузейма и Ибн Хиббан назвали его достоверным.

xviii Этот хадис передал аль-Бухари.

xix Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и Абд ар-Раззак, а Ибн Хаджар назвал цепочку его рассказчиков достоверной.

xx Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хузейма назвал его достоверным.

xxi Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие.

xxii Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи, причем последний назвал его хорошим. Аль-Бухари передал его без цепочки рассказчиков, а Ибн Хаджар в книге «ат-Талхис» назвал его хорошим.

xxiii Этот хадис передали Абу Давуд и Малик.

xxiv Эти сообщения передал аль-Бухари без цепочек рассказчиков.

xxv Этот хадис передали Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи и другие.

Урок 15. Виды поста

Как уже не раз отмечалось, пост в рамадане является обязательным предписанием религии. Помимо него, к обязательным постам относятся пост для искупления прегрешения и обетованный пост. Обязательным считается и возмещение пропущенного поста в рамадане.

Шариат предписывает поститься для искупления целого ряда грехов, таких как половая близость днем в рамадане, отречение от жены по языческому обряду зихару i, нарушение некоторых запретов на священной земле Мекки, клятвопреступление и т.п. К сожалению, здесь не место для обсуждения этих предписаний, но каждое из них подробно описывается в книгах по мусульманскому праву и в трудах по толкованию Корана. Что же касается обетованного поста, то богословы считают нежелательными обеты, в которых люди берут на себя дополнительные обязательства. Тем не менее, мусульманин обязан исполнить данный обет, как только ему представится такая возможность.

Если же человек не успеет исполнить свой долг, прежде чем расстанется с этим миром, то поститься за него должен его наследник или близкий родственник. Передают со слов Аиши, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «За того, кто умер, не возместив поста, должен поститься его близкий родственник». ii

Из этого хадиса следует, что если человек умер, не возместив обязательный пост, то поститься за него должен его близкий родственник. Это предписание носит обязательный характер и распространяется на любые обязательные виды поста. Тем не менее, Абу Ханифа, Малик и некоторые другие богословы считали, что нельзя поститься за другого человека. Они полагали, что родственники покойного должны совершить за него искупительные действия. Это мнение опирается на хадис, переданный со слов Ибн Умара, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек умрет, не возместив пост месяца рамадан, то его родственник должен накормить одного бедняка за каждый пропущенный день». iii Однако восходящая версия этого хадиса недостоверна. Известно лишь, что этого мнения придерживались Ибн Умар, Ибн Аббас и Аиша.

Богословы ханбалитского толка считали, что родственники покойного должны накормить бедняков, если тот не успел возместить пост, пропущенный в рамадане. Если же он дал обет поститься в течение нескольких дней и не успел сделать это, то его родственники должны поститься за него. Однако достоверных хадисов о необходимости кормить бедняков при данных обстоятельствах не существует. Поэтому некоторые богословы шафиитского толка и большинство знатоков хадисов считали, что родственники покойного должны поститься за него при любых обстоятельствах. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Помимо обязательных постов существуют и желательные посты, которые приносят верующему большое вознаграждение, смывают его прегрешения и поднимают его на более высокую ступень перед Аллахом. Добровольный пост можно соблюдать в любые дни, когда поститься не запрещено, но шариат поощряет следующие добровольные посты:

Пост в шабане

Передают, что мать правоверных Аиша рассказывала: «Иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился так часто, что мы говорили: «Да ведь он не разговляется!» А иногда он разговлялся так часто, что мы говорили: «Да ведь он не постится!» Я никогда не видела, чтобы помимо рамадана он постился в течение целого месяца, и я никогда не видела, чтобы он когда-нибудь постился больше, чем в шабане». vii

Шабан – восьмой месяц мусульманского лунного календаря, предшествующий рамадану. Из хадиса Аиши, да будет доволен ею Аллах, следует, что в этот месяц посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился с особым усердием. Существуют разные объяснения тому, зачем он поступал так.

Передают со слов Аиши, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился по три дня в каждом месяце. Если же он не постился в эти дни, то откладывал эти посты на шабан. viii

В другом хадисе, рассказанном со слов Анаса, сообщается, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какой пост является самым лучшим?» Он ответил: «Пост в месяце шабан для возвеличивания рамадана». ix

В хадисе Усамы б. Зейда сообщается, что однажды он спросил: «О посланник Аллаха! Я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постишься в шабане». Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между раджабом и рамаданом. В этом месяце деяния возносят к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, когда я соблюдаю пост». x

Вероятно, каждая из перечисленных причин могла повлиять на решение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В любом случае, мусульманам следует поститься в этот месяц чаще, чем они это делают в другие месяцы.

Пост в мухарраме

Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После поста в рамадане самым лучшим является пост в запретном месяце Аллаха». xi

Мухаррам – первый месяц мусульманского лунного календаря, которому предшествует месяц зуль-хиджжа. Сообщения о превосходстве поста в этом месяце не противоречат предыдущим хадисам о том, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, больше всего постился в шабане. Имам ан-Навави писал, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не постился в мухарраме так же усердно, как в шабане, потому что знание о превосходстве поста в мухарраме было ниспослано ему лишь в конце жизни. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Пост в дни полнолуния

Передают со слов Абу Зарра: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал нам поститься в течение трех дней каждый месяц: тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого». xiii

О превосходстве такого поста сообщается в другом хадисе, переданном со слов Джабира. В нем говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост в течение трех дней каждого месяца равносилен посту в течение целого года. Это – три дня полнолуния». xiv

Однако для поста необязательно выбирать именно дни полнолуния. В некоторых преданиях сообщается, что поститься можно в течение любых трех дней каждого месяца. Передают, что мать правоверных Аишу спросили: «Действительно ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился по три дня в каждом месяце?» Она ответила: «Да». Ее спросили: «А в какие дни он постился?» Она сказала: «Он не придавал значения тому, в какие дни поститься». xv

В хадисе, переданном со слов Хафсы, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился в каждом месяце по три дня: понедельник и четверг на одной неделе, а также понедельник на следующей неделе. xvi

Пост в праздничные дни

В исламе есть два праздника – день разговения и день жертвоприношения. Эти праздники отличаются от тех, которые люди приурочивают к каким-либо историческим событиям или придумывают для проведения увеселительных мероприятий. Они являются венцом двух славных обрядов поклонения – поста и паломничества. Праздник разговения отмечается первого шабана, когда заканчивается месяц поста, а праздник жертвоприношения – десятого зуль-хиджжа, когда паломники совершают основные обряды хаджа. В эти дни верующие радуются милости Алл







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.