|
Урок 22. О превосходстве Ночи предопределенияНочь предопределения – это благословенная ночь, которую Всевышний Аллах возвысил над всеми остальными ночами в году. Всевышний оказал великую милость мусульманам, поведав им о том, что она наступает в месяце рамадан и приходится на одну из десяти последних ночей этого месяца. Говоря о превосходстве Ночи предопределения, Аллах сказал: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылаем пророков и Писания по милости твоего Господа, Слышащего, Знающего, Господа небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью. Нет божества, кроме Него. Он оживляет и умерщвляет. Он – ваш Господь и Господь ваших праотцев» (ад-Духан, 3-8). Всевышний Аллах назвал эту ночь благословенной, и тому есть несколько объяснений. Прежде всего, в эту ночь был ниспослан Священный Коран. Аллах также отметил, что в эту ночь решаются мудрые дела. Это означает, что благородные ангелы-писцы получают из Хранимой Скрижали сведения о том, что произойдет в будущем году. Помимо всего прочего, они узнают о том, каким будет пропитание людей, кому из обитателей земли суждено расстаться с этим миром в будущем году, какие хорошие и плохие события их ожидают. Всевышний назвал эти дела мудрыми, потому что любое повеление Господа преисполнено великой мудрости и не содержит недостатков, изъянов, бессмыслицы и лжи. Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)? Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (аль-Кадр, 1-5). Арабское слово «кадр» переводится на русский язык как «предопределение» и «величие». Эта ночь величественна, и Всевышний Аллах предопределяет в ней все, что произойдет в наступающем году. Всевышний сообщил, что Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. Это означает, что она превосходит тысячу месяцев по своему величию и по той награде, которую получает верующий, поклоняющийся Аллаху этой ночью. Поэтому тот, кто проводит эту ночь в поклонении с верой в Аллаха и надеждой на вознаграждение, заслуживает прощение прошлым грехам. Существует еще одно мнение, согласно которому название этой ночи произошло от глагола «кадара», означающего «суживать», «стеснять». Прежде всего, в эту ночь на землю спускается великое множество ангелов, от которых на земле становится тесно. Кроме того, точная дата ее бывает известна лишь узкому кругу избранных рабов. Всевышний также поведал о том, что ангелы нисходят с дозволения их Господа для того, что выполнить Его мудрые повеления. Ангелы – послушные рабы Аллаха, беспрекословно выполняющие любые Его приказы. Всевышний сказал: «Ему принадлежат все, кто на небесах и на земле. А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают. Они славят Его днем и ночью без устали» (аль-Анбийа, 19-20). Нисходя на землю, ангелы приносят с собой добро, благословение и милость. А поскольку самым величественным и славным среди них является ангел Джибрил, Аллах упомянул о нем в отдельности. Всевышний Господь поведал и о том, что Ночь предопределения благополучна вплоть до наступления зари. Ибн Аббас сказал: «Сатана поднимается вместе с солнцем каждый день, кроме Ночи предопределения, и поэтому в этот день солнце восходит без лучей». Муджахид сказал, что в эту ночь люди не заболевают, и дьяволы в эту ночь не могут творить зло. В другом сообщении, переданном от его имени, говорится: «Ночь предопределения – это благополучная ночь, в которую не творится зло, и не посылаются дьяволы». Ибн Аббас также сказал: «В эту ночь заковываются в цепи мятежные джинны, и связываются могучие джинны, и раскрываются все врата небесные, и покаяние принимается от всех кающихся, и поэтому Аллах сказал: «Она благополучна вплоть до наступления зари» (аль-Кадр, 5). В эту ночь верующие защищены от всякого зла и любых неприятностей, потому что они проводят ее в усердном поклонении, благодаря которому они спасаются от мучений в Адском Пламени. Господь отметил, что Ночь предопределения длится вплоть до наступления зари. Это указывает на то, что верующие должны поспешить совершить как можно больше праведных деяний до наступления времени рассветного намаза, дабы Всемогущий Покровитель многократно приумножил их награду. Таким образом, в суре «аль-Кадр» отмечается сразу несколько достоинств Ночи предопределения. Во-первых, Всевышний Аллах ниспослал в эту ночь Коран, чтобы указать людям на прямой путь и сделать их счастливыми как в этом мире, так и в Будущей Жизни. Во-вторых, слова Всевышнего «Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)?» указывают на то, что человек не в состоянии осознать все величие этой благословенной ночи. В-третьих, эта ночь превосходит тысячу месяцев, которые не содержат в себе Ночи предопределения. В-четвертых, ангелы нисходят в эту ночь, выполняя мудрые веления Господа и неся с собой добро, благословление и милость. В-пятых, она приносит великое благо верующим, поклоняющимся Господу, поскольку благодаря этому они избавляются от наказания в Аду. В-шестых, Всевышний Аллах ниспослал целую суру, повествующую о величии этой ночи, и мусульмане будут читать ее вплоть до наступления Судного Дня. Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто выстаивал Ночь предопределения с верой и надеждой на вознаграждение Аллаха, тому будут прощены совершенные им ранее грехи». i Это значит, что верующий должен этой ночью выстаивать намазы, всей душой устремляясь к Аллаху и надеясь на обещанное Им вознаграждение. При этом не имеет значения, знает человек о том, что поклоняется в Ночь предопределения, или нет, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не говорил о таком условии. По поводу точной даты Ночи предопределения мусульманские богословы высказывали разные мнения. Более сорока из них приводятся в книге «Фатх аль-Бари» выдающегося богослова Ибн Хаджара. Тем не менее, достоверно известно, что она наступает в рамадане, так как Всевышний Аллах сообщил о том, что он ниспослал Коран в эту ночь и ниспослал его в рамадане. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия)» (аль-Кадр, 1). В другом аяте говорится: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (аль-Бакара, 185). Из этих откровений становится ясно, что Ночь предопределения приходится на месяц рамадан. Милость и награда этой ночи дарована только мусульманской общине, также как ей была дарована пятница и некоторые другие превосходства. Тем не менее, Ночь предопределения наступала раз в году во все времена, и так будет продолжаться вплоть до наступления Судного Дня. Передают со слов Абу Зарра, что он спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха! Поведай мне о Ночи предопределения: в рамадане ли она или нет?» Он ответил: «В рамадане». Абу Зарр спросил: «Это продлится только, пока живы пророки, или до Судного Дня?» Он сказал: «До Судного Дня». ii Ночь предопределения наступает в последнюю декаду рамадана. Передают, что Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ищите Ночь предопределения в последние десять ночей рамадана, когда останется девять, или семь, или пять ночей». iii Наиболее вероятно, что она находится среди нечетных ночей последней декады. Передают со слов Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ищите Ночь предопределения среди нечетных ночей последней декады рамадана». iv Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Мы уединились вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, во второй декаде рамадана, а утром двадцатого числа он вышел из дома, обратился к нам с проповедью и сказал: «Воистину, мне была показана Ночь предопределения, а потом случилось так, что я забыл ее. Но ждите ее в одну из нечетных ночей последней декады рамадана. Я видел во сне, что совершаю земной поклон в воду с глиной. Пусть все, кто уединялся вместе с посланником Аллаха, вернутся». Мы вернулись, и в то время мы не видели на небе ни облачка. Но вдруг появились тучи, и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о начале намаза, и я увидел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершает земные поклоны в воду с глиной, и я также увидел следы глины на его лбу». v Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел, чтобы сообщить нам о Ночи предопределения, но тут двое мусульман стали спорить друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о Ночи предопределения, но такой-то и такой-то поспорили друг с другом, и меня лишили знания о ней. Может быть, так будет лучше для вас. Ищите же ее за девять, за семь и за пять ночей до конца рамадана!» vi Еще более вероятно, что она является одной из последних семи ночей рамадана. Передают со слов Ибн Умара, что нескольким людям из числа сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было открыто во сне, что Ночью предопределения будет одна из семи последних ночей рамадана, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждет Ночь предопределения, ожидает ее наступления в течение семи последних ночей». vii Передают, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Ищите ее среди последних десяти ночей. Если же кто-нибудь из вас почувствует слабость или не сможет выстоять все десять ночей, то пусть постарается найти ее среди семи последних». viii Наиболее вероятной ночью из последних семи является двадцать седьмая ночь. Убей б. Кааб, да будет Всевышний Аллах доволен им, сказал: «Аллаху лучше известно, на какую ночь приходится Ночь предопределения. Однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал нам выстаивать двадцать седьмую ночь». ix Ибн Хаджар сказал: «Согласно наиболее предпочтительному мнению, она является одной из последних десяти ночей месяца рамадан и приходится на нечетную ночь, причем в разные годы она приходится на разные числа, что явствует из хадисов этой главы». Таким образом, в разные годы Ночь предопределения приходится на разные числа рамадана, но непременно приходится на одну из последних десяти ночей. По Своей милости Всевышний Аллах скрыл эту ночь от Своих рабов, чтобы они усердно поклонялись Ему в каждую из ночей этого благословенного месяца, совершали намаз, поминали Его и взывали к Нему со страхом и надеждой. Таким образом Аллах выявляет среди Своих рабов тех, кто действительно жаждет провести эту ночь в поклонении. Иногда Аллах дает знать о наступлении этой ночи, как это однажды было с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, увидевшим во сне, что он совершает земной поклон в воду с глиной. В тот год это произошло во время утреннего намаза двадцать первого рамадана. Мусульмане должны не упускать возможность приблизиться к своему Господу в Ночь предопределения. Такой шанс предоставляется человеку только раз в году, и, может быть, усердие, проявленное в ту ночь, когда записывается судьба каждого потомка Адама, поможет человеку уберечься от зла и заслужить милость Господа в наступающем году. Если же человек пропускает эту ночь или же проводит ее в грехах и ослушании, то он должен упрекать только себя самого. Поистине, его грехи удержали его от великого блага и лишили его большого вознаграждения. Однажды, когда люди пришли к Ибн Масуду и сказали, что они не могут совершать ночной намаз, он ответил: «Ваши грехи заставляют вас сидеть!» Аль-Фудейл же сказал: «Если ты не можешь совершать ночной намаз и соблюдать пост днем, то знай, что ты лишен удела, и твои грехи уже сковали тебя». Уберечь же от этого может только Всевышний Аллах! Комментарии i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передали Ахмад и ан-Насаи. iii Этот хадис передали аль-Бухари, Ахмад и Абу Давуд. iv Этот хадис передал аль-Бухари. v Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд и Ибн Маджа. vi Этот хадис передал аль-Бухари. vii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. viii Этот хадис передал Муслим. ix Этот хадис передал Муслим. Урок 23. Прелести Рая Всевышний Аллах повелел потомкам Адама стремиться к Раю, уготованному для богобоязненных праведников. Там их ожидает то, что не видывал взор, чего не слышали уши, о чем даже не помышляла человеческая душа. Всевышний Аллах сообщил нам о прелестях Рая во многих коранических аятах. Аллах сказал: «Вот описание Рая, обещанного богобоязненным. Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень. Таков конец богобоязненных, а концом неверующих будет Огонь» (ар-Раад, 35); «Вот описание Рая, обещанного богобоязненным! В нем текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется, реки из вина, дарующего наслаждение пьющим, и реки из очищенного меда. В нем для них уготованы любые фрукты и прощение от их Господа. Неужели они подобны тем, которые вечно пребывают в Огне и которых поят кипящей водой, разрывающей их кишки?» (Мухаммад, 15); «Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: «Это уже было даровано нам прежде». Но им будут давать нечто похожее. У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно» (аль-Бакара, 25); «Они будут лежать на ложах, прислонившись, и не увидят там ни солнца, ни стужи. Тени будут близки к ним, и плоды будут подчинены им полностью. Обходить их будут с сосудами из серебра и кубками из хрусталя – хрусталя серебряного, соразмерных размеров. Поить их там будут из чаш вином, смешанным с имбирем, из источника, названного Салсабилем. Их будут обходить вечно юные отроки. Взглянув на них, ты примешь их за рассыпанный жемчуг. Взглянув же, ты увидишь там благодать и великую власть. На них будут зеленые одеяния из атласа и парчи. Они будут украшены серебряными браслетами, а их Господь напоит их чистым напитком» (аль-Инсан, 14-21); «Они будут довольны своими стараниями в Вышних садах. Они не услышат там словоблудия. Там есть источник текущий. Там воздвигнуты ложа, расставлены чаши, разложены подушки, и разостланы ковры» (аль-Гашийа, 9-16); «А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Там они будут украшены золотыми браслетами и жемчугом, а их одеяния будут из шелка» (аль-Хаджж, 23); «Они будут лежать, прислонившись, на зеленых подушках и прекрасных матрацах» (ар-Рахман, 76); «Воистину, богобоязненные пребудут в безопасном месте, в Райских садах и среди источников. Они будут облачены в атлас и парчу, и будут они восседать друг против друга. Вот так! Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми девами. Там они будут просить любые фрукты, будучи в безопасности» (ад-Духан, 51-55); «О рабы Мои! Сегодня вы не познаете страха и не будете опечалены. Вы были теми, которые уверовали в Наши знамения и были мусульманами. Войдите же в Рай радостными вместе со своими женами (или вместе с себе подобными). Их будут обносить блюдами из золота и чашами. Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза. Вы пребудете там вечно. Этот Рай дан вам в наследство за то, что вы совершали. Для вас там уготованы многочисленные фрукты, которые вы будете есть» (аз-Зухруф, 68-73); «Там будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они подобны рубинам и кораллам» (ар-Рахман, 56-58); «Там есть девы хорошие, прекрасные. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они – черноокие и большеглазые, удерживаемые в шатрах» (ар-Рахман, 70-72); «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (ас-Саджда, 17); «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай), и им будет добавлено еще (они получат возможность взглянуть на Лик Аллаха). Не будет на их лицах ни праха, ни унижения. Они – обитатели Рая, в котором они пребудут вечно» (Йунус, 26). Есть и другие коранические откровения, повествующие о великолепии и прелестях Райских садов. Удивительные рассказы о райских усладах содержатся и в хадисах Божьего посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Однажды мы попросили: «О посланник Аллаха! Расскажи нам о Рае: каковы его строения?» Он ответил: «Его кирпичи из золота и серебра, штукатурка – из мускуса, камешки – из жемчуга и яхонта, песок – из шафрана. Кто войдет в него, будет благоденствовать и не познает горя, будет жить вечно и никогда не умрет. Его одежда не испортится, а молодость не увянет». i Передают, что однажды Утба б. Газван обратился к людям с проповедью. Он воздал хвалу Всевышнему Аллаху, а затем сказал: «Поистине, ближняя жизнь объявила о своем уходе и быстро удалилась. От нее осталась всего лишь ничтожная толика, подобная остатку воды на дне сосуда. Вы перейдете из нее в вечную обитель. Перейдите же в нее с имеющимся у вас добром! Нам было сообщено о том, что расстояние между двумя створками врат Рая равно сорока годам пути, и наступит день, когда этот промежуток будет переполнен от столпотворения». ii Передают со слов Сахля б. Саада, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у Рая есть восемь врат. Одни из них называются ар-Раййан, и в них не войдет никто, кроме постящихся». iii Передают со слов Усамы б. Зейда, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто собирается трудиться ради Рая?! Поистине, Рай невозможно себе представить! Клянусь Господом Каабы, Рай – это сияющий свет и колышущийся базилик, воздвигнутый замок и бесконечная река, свежие плоды и хорошая красивая супруга, множество одеяний и вечное пребывание в безопасной обители, фрукты, зелень, радость и благодать в высоком великолепном месте». Люди сказали: «О посланник Аллаха! Мы будем трудиться ради Рая!» Он сказал: «Скажите: «Если пожелает Аллах!» Тогда они сказали: «Если пожелает Аллах!» iv Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в Раю есть сто ступеней, которые Аллах приготовил для тех, кто борется на его пути: между каждыми двумя ступенями – расстояние, равное расстоянию между небом и землей. Когда вы просите Аллаха, то просите аль-Фирдаус, потому что это – самая лучшая и высшая часть Рая, откуда извергаются райский реки, и над ним находится Трон Милосердного». v Передают со слов Абу Саида аль-Худри, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, обитатели Рая видят обитателей горниц над собой, подобно тому, как вы видите яркую исчезающую звезду на восточном или на западном горизонте, из-за великой разницы между ними». Его спросили: «О посланник Аллаха, это – ступени пророков, которых никому уже не достичь?» Он ответил: «Нет! Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, это – люди, уверовавшие в Аллаха и подтвердившие правдивость Его посланников». vi Передают со слов Абу Малика аль-Ашари, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в Раю есть прозрачные горницы, уготованные Аллахом для тех, кто кормит бедняков, много постится и молится по ночам, пока остальные люди спят». vii Передают со слов Абу Мусы, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у верующего в Раю будет шатер из одной полой жемчужины высотой в шестьдесят миль. Он будет по очереди навещать членов своей семьи, и они не будут видеть друг друга». viii Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, первая группа тех, кто войдет в Рай, будет подобна луне в ночь полнолуния. Те, которые последуют за ними, будут подобны ярким звездам на небосводе. Вслед за ними придут все остальные в соответствии с их степенями. Они не будут испражняться, мочиться, сморкаться и плеваться. Их расчески будут из золота, кадила – из ладана, а пот – из мускуса. Нрав каждого из них будет одинаково прекрасен, и ростом они будут, как их отец Адам, в шестьдесят локтей». ixВ другой версии хадиса говорится: «Между ними не будет ни разногласий, ни вражды. Сердца их будут едины. Они будут славить Аллаха утром и вечером». В третьей версии говорится: «Их супругами будут большеглазые гурии». Передают со слов Джабира, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, обитатели Рая будут есть и пить. Они не будут плеваться, мочиться, испражняться и сморкаться». Его спросили: «Что же будет с пищей, которую они съели?» Он ответил: «У них будет отрыжка и пот, подобный мускусу. Они будут славить Аллаха и восхвалять Его так же легко, как они вдыхают воздух». x Передают со слов Зейда б. Аркама, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада! Каждому из вас в Раю будет дана сила ста мужчин в еде, питье, половой близости и страсти. Вместо отправления нужды у вас будет выделяться пот, подобный мускусу, благодаря которому будут уменьшаться ваши животы». xi Передают со слов Анаса б. Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, расстояние размером с лук кого-либо из вас или место размером со стопу в Раю лучше, чем этот мир со всем, что в нем есть. Если бы женщина, обитающая в Раю, смогла посмотреть на землю, то она озарила бы своим взглядом все пространство, что между небом и землей, и наполнила бы его ароматом. Поистине, ее косынка лучше, чем этот мир со всем, что в нем есть». xii Передают с его же слов, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в Раю есть рынок, на который каждую пятницу собираются его обитатели. Когда они прибудут туда, на них подует северный ветер. Он продует их лица и одежду, и они станут еще лучше и красивее. Вернувшись к своим семьям, они скажут: «В наше отсутствие вы стали лучше и красивее!» А те ответят: «Вы тоже в наше отсутствие стали лучше и красивее!» xiii Передают со слов Абу Саида, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда обитатели Рая войдут в него, глашатай возвестит: «Поистине вы будете здоровыми и никогда не заболеете, будете жить и никогда не умрете, будете молодыми и никогда не постареете, будете благоденствовать и никогда не познаете горя». Об этом и говорится в словах Всевышнего: «Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали» (аль-Араф, 43). xiv Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний Аллах сказал:«Для праведных рабов Моих Я приготовил то, чего не видывал взор, чего не слышали уши, о чем даже не помышляла человеческая душа». Если хотите, то прочтите: «Ни одна душа не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (ас-Саджда, 17). xv Передают со слов Сухейба, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда обитатели Рая войдут в него, глашатай возвестит: «О обитатели Рая! Поистине, Аллах хочет сдержать данное вам обещание!» Они спросят: «Что же это за обещание? Разве Он не утяжелил наши весы, не обелил наши лица, не ввел нас в Рай, не спас от Адского Огня?» Тогда перед ними раскроется завеса, и они лицезрят Его. Клянусь Аллахом, Аллах не даст им ничего более желанного для них и приятного для их взоров, чем возможность лицезреть Его». xvi Передают со слов Абу Саида аль-Худри, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал о том, что Всевышний Аллах скажет обитателям Рая: «Я доволен вами и никогда не разгневаюсь на вас!» xvii Описание Райских Садов, которое приводится в Священном Коране и Пречистой Сунне, настолько впечатляюще и красочно, что обладающие твердой верой праведники словно ощущают благоухание райских цветов и слышат завораживающее пение райских птичек. Его вполне достаточно для тех, кто возлюбил Будущую Жизнь и больше всего на свете не желает вернуться к неверию и невежеству. Они уверовали в Аллаха и в Его ангелов, в Его писания и в Его посланников, в Судный день и в предопределение с его добром и злом. Они уверовали в это так, как им было приказано, приобретя необходимые знания и твердую убежденность, и они совершают праведные деяния, которые являются естественным следствием их веры. И в награду за эти благодеяния праведники войдут в Райские Сады, в которых для них собрано то, чего не видывал взор, чего не слышали уши, о чем даже не помышляла человеческая душа. Там всевозможные яства и аппетитные напитки, чудесные пейзажи и прекрасные супруги, восхитительные дворцы и украшенные горницы, деревья с опущенными ветвями и удивительные фрукты. Там можно услышать трогательные звуки и насладиться обильными благами, навестить братьев и вспомнить о том, что было в прошлом. Но еще более славным вознаграждением будет благоволение Аллаха и возможность насладиться близостью с Ним, увидеть Его собственными глазами и услышать Его божественную речь. Это заставит праведников забыть обо всех остальных радостях и удовольствиях, и если бы Аллах не обещал одарить их бессмертием, то от такой радости их души взлетели бы, а сами они пали бы замертво. Как же прекрасно райское блаженство! Как же велика награда тружеников! Эти блага и эту радость невозможно описать или передать словами, и все это будет дополняться тем, что праведники останутся в своих высоких горницах на веки вечные. Таково обещание Аллаха, и обещание Его истинно и правдиво! Блаженны верующие – как в этой жизни, так и после смерти! Комментарии i Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи. ii Этот хадис передал Муслим. iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iv Этот хадис передали Ибн Маджа, аль-Бейхаки и Ибн Хиббан в «ас-Сахихе». v Этот хадис передал аль-Бухари. vi Этот хадис передал аль-Бухари. vii Этот хадис передал ат-Табарани. viii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ix Этот хадис передал Муслим. x Этот хадис передал Муслим. xi Этот хадис передали Ахмад и ан-Насаи. xii Этот хадис передал аль-Бухари. xiii Этот хадис передал Муслим. xiv Этот хадис передал Муслим. xv Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и другие. xvi Этот хадис передал Муслим. xvii Этот хадис передал Муслим. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|