Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Логика исследования и структура работы.





Здесь необходимо кратко описать структуру работы. Приведем пример из работы «Шоковая реклама: теоретические и прикладные аспекты».

 

Образец 9

Теоретико-эмпирический характер исследования предопределил логику работы. Композиционно она состоит из двух глав, введения, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются вопросы сущности и типологии шоковой рекламы, причины использования агрессии и сексуальности в рекламной продукции, морально-этические и правовые проблемы шокового рекламирования. В рамках второй главы затронута проблема места шоковой рекламы в современной актуальной культуре. Во втором параграфе предпринята попытка оригинального эмпирического исследования.

 

Таким образом, Введение – это довольно насыщенный раздел, содержащий не менее трех-пяти страниц текста.

 

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ

 

В соответствии с правилами оформления научного аппарата исследования текст ВКР имеет свою специфику.

Наибольшую трудность для студентов представляют формулировки начала и конца разделов. Начало каждого параграфа представляет собой миниатюрное введение в данный кусок текста. Оно содержит указание на важность изучения именно этого аспекта темы, а также структуру того, что будет излагаться. В конце параграфов и глав помещаются небольшие выводы, которые можно начать со слова «Итак». Это узловые положения предшествующего текста: выделяется самое существенное и интересное. Не надо дословно повторять то, что есть в тексте, следует выразить это другими словами. Целесообразно «выстроить мостик» к следующему разделу. Ваши выводы будут носить все более обобщенный характер, ведь они помещаются и в конце параграфов, и в конце глав, а также в Заключении.

Приведем пример из дипломной работы на тему «Русский национальный характер в современной телевизионной рекламе». Вот как начинается и заканчивается параграф «Теоретико-методологические подходы к феномену национального характера».

Образец 10

Начало. Для изучения конкретных проявлений психологии народа в общественной национальной рекламе, необходимо разобраться в природе национального характера, в его существенных признаках. Действительно, ментальные проявления массового сознания и поведения определяют особенности среды, психологии конкретного человека и группы, в том числе доминирующих ценностей и способов достижения интересов. Предполагаем, что национальный характер оказывает определенное влияние на потребительскую культуру, следствием чего является необходимость учета в стратегии и тактике национального рекламирования важнейших параметров и составляющих психического склада этноса. Структурно мы остановимся на анализе понятия «национальный характер»; соотношении понятий «национальный характер» и «менталитет»; факторах, влияющих на психологический склад народа и теоретических идеях ученых разных направлений.

Конец. Итак, мы рассмотрели содержание и природу национального характера и теоретико-методологические подходы к нему, а также попытались обобщить данные, полученные в ходе его анализа разными науками. Национальный характер может быть определен как совокупность специфических черт нации, которые, как правило, проявляются у большинства взрослых данной нации в наиболее типичных жизненных ситуациях. Из проведенного анализа следует, что язык, территория проживания, традиции повседневной жизни, средства общения и воспитания, обычаи и обряды, художественные промыслы и искусство оказывают влияние на формирование национального характера. Из выше названных теоретических подходов к изучению национального характера, по нашему мнению, наиболее убедительным является теория Р. Бенедикт. Именно она считает, что каждая культура имеет уникальное соединение внутрикультурных элементов, которые и определяют ее содержание. Эти элементы могут проявляться в любых сферах человеческой жизнедеятельности. Формируются они исторически, под влиянием культурных элементов, системы ценностей и поведения взрослых. Мы полагаем, что благодаря проведенному анализу становится возможным более четко очертить пространство проблемы рекламной деятельности и изучить русский национальный характер применительно к выше названным категориям.

 

При написании основного текста особо следует обратить внимание на связки – определенные слова, фразы и предложения, которые указывают, в каком направлении развивается Ваша мысль. Они разъясняют зависимость между двумя и более мыслями. Авторам так близок их предмет, что они часто опускают эти полезные звенья. Приведем примеры подобных связок.

Образец 11

Цель Связки
Ввести тему Во-первых, во-вторых… В добавление. Кроме того.
Рассмотреть вопрос Другими словами. В заключение. Подводя итоги.
Сравнить обсуждаемое Точно так же. Подобным образом.
Привести примеры Например. К примеру. А именно. Включая.
Противопоставить Однако. С другой стороны. С одной стороны, с другой стороны. Все же. Напротив. Наоборот. Между тем.
Показать причину Следовательно. В виду того, что. Так как. В соответствии. В результате.
Согласиться с возражением Допуская. Конечно. Несомненно. Определенно.
Показать время В конце концов. Ранее. Позже. Наконец.
Показать пространство Выше. Ниже. Около.
Сделать заключение В общем и целом. Из вышесказанного становится очевидным. В заключение. Итак. Таким образом. Подводя итоги.

 

Очень важно четко показывать в тексте, где Вы заимствуете мысли и идеи других авторов, а где Ваши собственные рассуждения и умозаключения. Это делается с помощью цитирования и использования соответствующих связок в тексте.

Цитата – выдержка из какого-либо текста, включенная в собственный текст. Обычно применяются два основных вида цитирования:

- прямое, когда дословно повторяется текст из соответствующего источника, причем требуется точно указать страницу(ы), на которой располагается данная цитата;

- косвенное – когда одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника излагаются автором своими словами, но более или менее близко к оригинальному тексту.

Общие требования к оформлению цитат.

- Цитата обязательно заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком она дана в источнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания.

- Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается лишь тогда, когда это не искажает смысла всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится в месте пропуска.

- Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

- Если в приводимой цитате необходимо выделить определенные слова, то сразу после них в скобках следует на это указать, снабдив пояснения своими инициалами, например: (курсив мой. – N. N.), (выделено мною. – N. N.) и т.п.

- При оформлении цитат необходимо следовать правилам употребления знаков препинания в цитируемых текстах.

Обратите внимание на соразмерность цитат. Не стоит включать слишком объемную цитату. Это снизит впечатление об оригинальности вашей работы.

Чтобы выделить свой вклад, используются соответствующие связки. Их примерный перечень:

«По нашему мнению»

«На наш взгляд»

«Справедливо указать»

«Важно выделить»

«Обобщая высказывания ученых, можно заключить»

«Существенным моментом является»

«Изучив научную литературу, мы выделили (составили типологию и т.п.)»

«Проинтерпретируем идеи российских ученых» и др.

Выигрышным моментом дипломной работы будет использование «наглядности» – таблиц, графиков, диаграмм. Ниже приведены образцы правильного с точки зрения научного аппарата упоминания в тексте и формирования данных иллюстраций.

 

Образец 12

Изучив различные классификации визуальных рекламных стопперов, мы выделили для исследования наиболее распространенные из них (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Привлекательность рекламных стопперов, %

Рекламные стопперы % респондентов, указавших на этот рекламный стоппер
Все респонденты Муж. Женщ.
Необычная идея, использование юмора   38,0 33,0
Новизна (товара или информации о нем)   22,0 19,0
Изображение детей   4,5 18,5
Изображение женщин   13,0 4,0
Изображение мужчин   0,6 6,0
Изображение животных   9,3 15,0
Сексуальный сюжет 5,7 10,0 1,5
Агрессивный или жестокий сюжет 0,8 0,6  

 

Образец 13

Структура зрительских стереотипов персонажа мужского и женского пола имеет существенные различия (см. рис.1).

1. Привлекательная внешность

2. Интеллект

3. Эмоциональность

 

Рис. 1. Соотношение привлекательности качеств персонажей мужского и женского пола, %

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

В практической части диплома студент демонстрирует умения и навыки сбора эмпирического материала и его анализа. Поскольку методология и методика маркетинговых и рекламных исследований является специфической отраслью знаний, необходимо, чтобы полноценной была помощь руководителя диплома. Также стоит обратиться к соответствующей литературе и Интернет-ресурсам на сайтах «Социологические исследования в рекламной деятельности», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», «Маркетинговые, имиджевые, рекламные исследования», «Исследования рекламы» и т.п.

Литература по методике прикладных исследований

Зборовский Г.Е. Прикладная социология / Г.Е. Зборовский. – М.: ГАЙДАРИКИ, 2004. – 437 с.

Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков – М.: Изд-во «Финпресс», 2003. – 688 с.

Горбатова Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие / Д.С. Горбатова. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2006. – 272 с.

Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование: качественные и количественные подходы / А. С. Готлиб. – М.: Флинта МПСИ, 2005. – 384 с.

Катернюк А.В. Практическая реклама: учеб. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 428 с.

Крюгер Р. Фокус-группа. Практическое руководство / Р. Крюгер, М.Э. Кейси; пер. с англ. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2003. – 256 с.

Кузьмина О.Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга: учеб. пособие / О.Г. Кузьмина. - М.: Дашков и Ко, 2008. – 186 с.

Прикладная социология: учеб. пособие / под ред. Ю.С. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.

Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство / З.В. Сикевич. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.

Солсо Р.Л. Экспериментальная психология / Р.Л. Солсо, М.К. МакЛин. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 272 с.

Шалак В.И. Современный контент-анализ / В.И. Шалак. – М.: Омега-Л, 2004. – 272 с.

Шапарь Т.В. Методы социальной психологии / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 288 с.

Шарков Ф.И. Рекламный рынок: социологические методы изучения: курс лекций. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007. – 253 с.

 

Исследование начинается с разработки Программы, текст которой затем помещается в работу. Обратите внимание: если Вы опустили данный материал, то, скорее всего, дальнейшее изложение – анализ конкретных данных не будут выглядеть убедительными и аргументированными.

Программа состоит из двух частей – теоретической и процедурной.

Теоретическая часть содержит следующие аспекты.

· Определение проблемы – существующей в окружающей нас жизни противоречивой ситуации, которая носит массовый характер и затрагивает интересы больших социальных групп или социальных институтов

· Описание актуальности выбранной темы

· Формулировку целей и задач исследования

· Формулировку объекта и предмета исследования

· Определение понятий (концептов), ключевых для исследования

· Выдвижение гипотез. Гипотеза – утверждение о социальных фактах или явлениях, не имеющих обоснования (логического, эмпирического или недостаточно обоснованных). Гипотезы создаются на основе предшествующего знания (если имеется достаточно информации об объекте исследования) или по сходной структуре и природе.

Процедурная часть содержит следующие аспекты.

· План исследования

· Разработка показателей исследования

· Характеристика выбранных методов

· Разработка выборочной совокупности исследования (при применении опросных методов).

Сложным моментом является выбор комплекса эмпирических методов исследования. Дело в том, что они могут быть достаточно просты для применения, а могут представлять собой сложную процедуру, когда исследователь должен владеть специфическими навыками, а лучше всего иметь специальную исследовательскую лабораторию. Проведение эксперимента или фокус-групповых исследований требует и значительных затрат времени на разработку и осуществление, а также особых психологических навыков работы с группой.

Самым доступным для студента является анализ наблюдаемых в течение определенного промежутка времени рекламных образцов, демонстрируемых, например, по телевидению. Здесь уместен метод наблюдения. Социологическое наблюдение как метод сбора научной информации – это направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых явлений, процессов и событий рекламной практики. Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке. Основные условия, которым должно удовлетворять наблюдение.

1. Наличие четкой целевой установки и плана.

2. Формулирование «единиц» (категорий) наблюдения, которые фиксируются в схеме.

3. Определение способов фиксации.

В ходе наблюдения образцы фиксируются и описываются в специальном дневнике. Для значимых выводов важно проводить наблюдение длительное время. Если Вы сумеете зафиксировать большое количество рекламных сообщений, их можно будет обработать количественно с помощью контент-анализа. Посмотрите, как это было сделано в дипломной работе «Русский национальный характер в современной телевизионной рекламе».

 

Образец 14

Мы осуществляли поисковое, стандартизованное, выборочное наблюдение – элементы вербального и невербального массива фиксировались в зависимости от наличия в рекламе данной черты национального характера. Полученные данные были подвергнуты математической обработке. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Итоги изучения эффектов национального характера в рекламных сообщениях

  Способность принимать впечатление извне     Общий стиль поведения   Отношение к людям   Отно-шение к труду   Ценности жизни   Миро-ощу-щение   Эмоцио-нальные качества
Открытость и готовность принимать впечатление извне Замкнутость и самодостаточность Общее имеет приоритет над индивидуальным Эгоцентризм, индивидуализм Преобладание эмоционально-личностных отношений Преобладание формальных отношений Быть впереди - аморально Этика успеха Стабильность, безопасность, социальный порядок, предсказуемость, отсутствие рисков Риск и приятие нового Пессимизм Оптимизм Крайности и противоречия Конкретность и однозначность
                               

 

Как видно, для качественного научного наблюдения необходимо было создать «схему наблюдения» или «кодировочную таблицу». Ниже приводится образец еще одной концептуальной схемы.

Образец 15

Схема наблюдения в дипломной работе «Визуальные составляющие рекламного персонажа в глянцевых журналах».

Рекламные образцы, № Харак-тер презен-тации персона-жа     Взгляд     Состоя-ние рта     Эмоциональное состояние персонажа   Дополне-ния к облику персонажа
  традиционное оригинальное Прямой спокойный Прямой дерзкий Прямой игривый В сторону сонливый Глаза закрыты Рот растянут в улыбке Рот приоткрыт Рот закрыт агрессивное надменное сонливое отчужденное Озорной вид равнодушие сексуальность аксессуары Не относящиеся к рекламируемому объекту предметы
                                         

 

Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений и процессов. Сохраняя свое значение, наблюдение целесообразно дополнить другими методами исследования.

Студенту с помощью руководителя вполне по силам провести небольшой анкетный опрос по выбранной теме. Ниже приводится образец подобной анкеты.

 

Образец 16

Тема «Привлечение внимания к наружной рекламе».

 

Уважаемый участник исследования!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Ценность исследования во многом зависит от искренности Ваших ответов. Обведите кружком соответствующий номер ответа или напишите свой вариант.

Информация будет использована в обобщенном виде.

Заранее благодарим Вас за участие в опросе!

 

Анкета

 

1. Обращаете ли Вы внимание на рекламу на улицах города (щиты, крупные плакаты и т. д.)?

1.Да. 2. Нет. 3. Иногда.

  1. Если ваш ответ «Да» или «Иногда», то ради чего?

1.Я обращаю внимание на яркие, красивые изображения.

2.Сложно не обратить внимание на рекламные сообщения крупных размеров.

3.Я обращаю внимание на рекламу тех товаров и услуг, которые меня интересуют.

4.Интересуюсь рекламой, так как она помогает сделать выбор при покупке.

5.Реклама меня раздражает, поэтому обращаю внимание.

6.Другое (напишите):

     
   
 
 

 


3. Что привлекает Ваше внимание в наружной рекламе, прежде всего? (Отметьте не более 3-х главных пунктов.)

1. Необычная идея, использование юмора.

2. Изображение детей.

3. Текст и/или изображение с сексуальным сюжетом.

4. Текст и/или изображение с агрессивным или жестоким сюжетом.

5. Изображение животных.

6. Рекламируемый товар является новым для Вас, Вы никогда раньше о нем не слышали.

7. Изображение женщин.

8. Изображение мужчин.

9. Другое (укажите):

     
   
 
 

 

 


4. Представьте себе, что у Вас есть возможность решать, какая реклама будет размещаться на улицах города. Опишите, какие средства Вы бы использовали, чтобы привлечь к ней внимание?

     
   
 
 
 
 
 
 


 

 

5. Оцените каждое качество рекламного персонажа, заполнив оба столбца. (1 – никогда не привлекает внимания, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – всегда.)

 

  Муж. Женщ.
                     
Привлекательная внешность                    
Уверенность в себе                    
Дружелюбие                    
Интеллект                    
Эмоциональность                    
Активность                    
                       

 

6. Какая реклама, увиденная Вами на улице за последние три месяца, запомнилась Вам больше всего? Опишите в нескольких словах, что Вам запомнилось: что рекламировалось, какова рекламная идея, текст, изображение, название товара или фирмы.


7. Укажите Ваш пол:

1. Мужской. 2. Женский.

8. Укажите Ваш возраст:

1. 18-24 г. 2. 25-40 л. 3. 41-59 л. 4. 60 л. и старше.

9. Какое у Вас образование?

1. Среднее.

2. Среднее специальное/неполное высшее.

3. Высшее.

10. Каков Ваш род занятий?

1. Рабочий.

2. Служащий.

3. Предприниматель.

4. Работник сферы управления.

5. Работник сферы образования, здравоохранения и культуры.

6. Военнослужащий.

7. Студент, учащийся.

8. Пенсионер.

9. Неработающий.

10. Другие (укажите):

 

Труднее использовать в работе над дипломом наиболее интересные в плане эксклюзивных результатов проективные методики (см. образец 20).

 

Образец 17Пример исследования с применением проективных методикна стадии разработки рекламной кампанииИ. Гурджи, ведущий специалист отделакачественных исследований Ultex Marketing Research Описание ситуации. В связи с тем, что услуги сотовой связи стали более широко доступны, расширилась целевая аудитория пользователей. У Компании Х, оператора сотовой связи, появилась необходимость создания рекламной кампании, ориентированной на нового потребителя. Было решено провести качественное исследование (фокус группы), в которых участвовали как потенциальные, так и реальные пользователи услуг сотовой связи.Цель исследования. Выяснить основные мотивы пользования услугами сотовой связи.Задачи:· Определить группу мотивов пользования услугами сотовой связи· Выяснить основной мотив пользования· Проанализировать имидж компании, предоставляющей эти услуги· Определить антураж и персонажей, которые могли бы быть задействованы в новой рекламной кампании.Описание применяемых проективных методик. Необходимо отметить, что исследование не ограничивалось только проективными методиками.Незаконченные предложения. Респонденты должны продолжить следующие предложения:1.Мне кажется, что в последнее время сотовая связь стала...2.Мой друг хочет купить сотовый телефон, потому что...3.Люди, которые пользуются услугами сотовой связи...4.Когда я вижу человека с сотовым телефоном, я думаю, что он...Ранжирование мотивов. Респондентам раздают бланки, на которых изображены мотивы, и просят разложить в порядке важности.Ролевая игра. Два респондента от имени компании Х обращаются к своим потребителям, рассказывая им о своих преимуществах перед конкурентами.Невербальные ассоциации. Из большого набора фотографий на различные темы респондентов просят выбрать те, которые ассоциируются у них с Компанией Х.Коллаж. Респонденты составляют коллаж на тему Компания Х.Вербальная персонификация. Респонденты описывают типичного пользователя услуг сотовой связи, предоставляемой Компанией Х.Невербальная персонификация. Участникам дискуссии предлагается большое количество изображений людей. Они выбирают тех людей, которые, по их мнению, могли бы пользоваться услугами Компании Х.

 

Как видно, это настоящий сценарий с комплексом проективных приемов (несколько методик используются для решения одних и тех же исследовательских задач), требующий значительных временных, энергетических затрат и соответствующей материально-технической базы. Скорее, студенту-выпускнику можно воспользоваться отдельной техникой. Вполне реально использование ассоциативных методик. Их процедура заключается в том, что респондентов просят сказать, написать или выбрать из предложенного то, что у них ассоциируется с исследуемым товаром или фирмой. Задаются вопросы:

- что эти товары Вам напоминают;

- на какие объекты они похожи;

- это приятные или неприятные объекты;

- на чьи действия это похоже и т.п.

Также интересными являются методики ранжирования, так как появляется эффект от работы с реальным материалом – образцами товара, выбранными для этой цели. В ходе их применения предлагается проранжировать предмет по критериям качества, престижности, изысканности и т.п.

Особое значение для эффективного прикладного исследования выступает проблема достоверности полученных данных. Достоверность повышается от того, сумели ли Вы собрать систему фактов во всей их полноте и противоречивости; установили ли связи между различными фактами; сравнили ли свои данные с результатами других подобных исследований; построили ли факты в рамках объяснительной теории. Если необходимо собрать сведения о большом числе единиц наблюдения, то приходится ограничиться «выборкой» (процедурой отбора единиц исследования, отражающую структуру изучаемого объекта). Возникают вопросы: «Как избежать искажения результатов, если мы исследуем не все единицы?», «Какое количество единиц необходимо для правдивой информации о предмете исследования?», «Каким образом подбирать эти единицы?». Если используется анкетный опрос, необходимо строго подойти к обеспечению репрезентативности выборки – это свойство выборочной совокупности представлять характеристику всего множества индивидов, которые являются носителями изучаемой проблемы.

В качественных исследованиях надежность результатов обеспечивается по-другому:

· отбором респондентов – типичных представителей определенных категорий потребителей

· мастерством интервьюера или ведущего в группе – модератора

· психологической стабильностью интервьюируемых людей

· высокой внутренней валидностью этих приемов исследования.

Однако и в этом случае соблюдаются некоторые количественные параметры. Так, минимальным количеством групповых интервью для достижения достоверности, является три. В самих фокус-группах должно быть минимум семь, максимум одиннадцать участников. Глубинных интервью также должно быть проведено достаточно много. Зачастую студент-выпускник не имеет подобных возможностей. В таком случае он ограничивается «пилотажным» (пробным) исследованием. Возможно, проведение экспертного опроса и тогда количество опрашиваемых может быть минимальным. Если же в исследовании все же допускаются нарушения строгих правил, выводы должны носить мягко предположительный характер, сопровождаемый словами «вероятно», «возможно», «намечается тенденция», а также заключением, что для подтверждения сделанных предположений необходимо дополнительное исследование.

Помните, какой бы эмпирический подход или комплекс методов Вы не использовали, для получения значимой информации нужно строго соблюдать правила и принципы исследования, процедуру применения конкретной техники. Неграмотность или компиляция с Интернет-ресурсов вполне очевидна для экспертов, которые будут изучать Вашу работу – рецензента и комиссии на защите дипломного проекта.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ

 

Заключение в дипломной работе представляет собой как бы «выжимку» из основного текста дипломной работы, куда выносятся узловые – самые главные и интересные моменты. Оно включает от трех до пяти страниц. Ниже приведена его примерная структура.

1. Обоснование теоретического и практического интереса, который представляет проведенное исследование.

2. Основные выводы – обобщения по тексту.

3. Практические рекомендации. Они бывают трех видов. Необходимо ответить на вопросы: какие аспекты темы требуют дальнейших исследований; в каких учебных курсах можно применить материал диплома; что стоит учесть практическим работникам.

Чаще всего встречаются следующие недоработки.

Во-первых, использование банальных рассуждений из опубликованных работ в преамбуле Заключения. Эффективнее в начале своими словами ответить на вопросы: «В чем Ваше глубокое убеждение, что данная работа интересна?», «В какой сфере рекламной деятельности она заполнит пустую нишу?», «Чем Вы, как специалист в области рекламы, могли бы воспользоваться в своей профессиональной деятельности?».

Во-вторых, дословное повторение выводов, которые уже были приведены в конце глав.

В-третьих, отсутствие практических рекомендаций.

Приветствуется, когда в Заключении автор намечает и перспективы дальнейшего возможного исследования.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Оформление подстрочных сносок и списка литературы является важным элементом научного аппарата. Система сносок оговаривается уже во Введении. Это могут быть сквозные сноски, сноски с отдельной нумерацией на каждой странице, сноски в квадратных скобках внутри текста (в последнем случае объясняется характер сноски: первое число обозначает порядковый номер литературного источника в Списке литературы, второе – номер страниц/ы, на которые/ую ссылается автор дипломной работы при прямом цитировании или изложении известного материала). Заметим, что лучше, когда сноски нумеруются отдельно на каждой странице.

Если источник цитируется в первый раз, то его выходные данные приводятся полностью, если ссылка на этот же источник приводится на этой же странице, то применяется словосочетание «Там же», если на другой странице – повторяется авторские фамилия и инициалы, а далее следует словосочетание «Указ. соч.». Если в дипломном сочинении используется два и более источника одного автора, то, начиная со второго и во всех последующих случаях вместе с его фамилией и инициалами повторяется полностью название источника, а затем указываются конкретная/ые страница/ы.

Типичным недочетом в дипломных работах выступает отсутствие следующих данных:

· номера цитируемой страницы в подстрочной сноске;

· названия сайта или автора статьи, название самой статьи или книги в Интернет-ресурсе;

· страниц, на которых размещена статья в научном журнале в списке литературы (от и до);

· общего количества страниц монографии в Списке литературы и т.д.

Лучше, если в процессе всей работы над дипломом Вы будете держать перед глазами нижеприведенный образец и сразу, при первичной обработке изучаемого материала фиксировать все необходимые данные, причем, в правильном порядке.

Образец 18







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.