|
Глава 2. Понятийный аппарат педагогической технологииСтр 1 из 21Следующая ⇒
Понятийный инструментарий, которым овладевает педагог по мере овладения педагогической технологией, состоит из общих психолого-педагогических и философско-педагогических категорий, а также из специальных, обслуживающих только технологическое профессиональное мышление педагога, понятий. Опорные категории — «объект» и «субъект».
Субъект Субъект - человек как носитель сознания, воли и отношения, способный к осмыслению связей с окружающей реальностью: обстоятельствами, людьми, обществом, — и свободному проявлению своего «Я», адекватному осознанию социальных связей. «Субъект» — психологическая характеристика человека - и только человека. Она свидетельствует о довольно высоком уровне интеллекта, социализации и широкого жизненного опыта. Педагог всегда имеет дело с субъектом, хотя мера такой способности быть субъектом у ребенка может быть малой. И воздействия педагога всегда учитывают данную характеристику. Но воздействия также учитывают, что ребенок является и объектом в педагогическом взаимодействии. Объект Объект — то, что располагается вне сознания субъекта, воспринимается сознанием субъекта, подвергается воздействиям и оценкам со стороны субъекта. Это некий предмет, явление, вещь, событие, процесс или само мироздание. Объект как понятие необходим для того, чтобы в акте действия либо деятельности выявлять реальное отношение воспитанника, проявленное им «здесь и сейчас». Бесспорно, другой человек, располагающийся за пределами субъекта, имеющий телесную оболочку, занимающий пространство, могущий быть воспринимаемым субъектом, является объектом для субъекта, невзирая на то, что этот другой человек сам есть субъект*. * Нам уже доводилось выражать сомнение по поводу распространенного в литературе термина «субъект-субъектные отношения» - как если бы речь шла о духах, не имеющих телесной оболочки и материализованной формы своего «Я» и не могущих быть объектом восприятия.
Для педагогического взаимодействия понимать такую двойную ролевую принадлежность (и объект и, одновременно, субъект) чрезвычайно важно: следует знать настоящее состояние и качество этого объекта-субъекта, чтобы адекватно выстраивать взаимодействия. Прежде чем вступать во взаимодействие и производить первичное воздействие, педагог оценивает возраст детей, их состояние, настроение, расположенность к взаимодействию и прочее. Согласно восприятию выстраивает свое первое обращение. Например, говорит: «Дети!..» или же «Дамы и господа!» Педагогическая стратегия Педагогическая стратегия — направленность внимания педагога на воспитательную цель и выстраивание системы педагогических воздействий во взаимодействии с детьми в согласии с идеальным представлением о конечном результате профессиональной деятельности. Конечный результат педагогической деятельности — цель воспитания. Педагогическая стратегия заключается в устойчивой последовательной ориентации педагога на цель, в умении педагога интерпретировать происходящие события, действия, поступки, факты и случаи с точки зрения проецируемой цели. Наличие педагогической цели снимает и предотвращает такое явление, как «манипуляция» — такого рода воздействие на детей, когда дети используются в качестве средства в эгоистических интересах взрослого, ибо педагогическая стратегия с позиции цели освещает смысл происходящего и указывает на общий путь профессионального решения в интересах развития ребенка. Классическим примером манипулятивной технологии является материал знаменитой книги Д. Карнеги «Как завоевывать друзей». Заголовок этой книги прямо указывает на манипулятивные основания - иначе бы она называлась «Как стать и быть другом». Педагог, владеющий стратегическим мышлением, разительно отличается от того, кто плохо представляет себе конечную цель воспитания (понятно, что она имеет самый общий вид): имея возможность оценить каждый отдельный момент воспитательного процесса с точки зрения коренных отличительных качеств достойной личности, он не суетится, не нервничает по поводу пустячных эпизодов поведения детей, не устраивает жесткого контроля за жизнью ребенка, но, в то же время, не допускает недостойных отклонений в развитии личности, которые пагубно могли бы сказаться на судьбе воспитанника. Профессиональное спокойствие есть внешний показатель педагогического стратега. Проиллюстрируем сказанное. ...Услышав признание детей о невыполненном задании, педагог выражает сожаление, однако тут же находит выход, он говорит: «Трудно иметь дело с человеком необязательным. Но всё можно исправить. Вам придется к следующему разу двойное задание выполнить... Могу ли я на вас положиться?» Дети уверяют педагога, что на них можно положиться. С позиции педагогической стратегии, инцидент плодотворен в его влиянии на формирование образа достойного человека в сознании школьников. С точки зрения тактической, решение педагога было удачным, ибо способствовало активной деятельности детей на уровне норм культуры социальной жизни. Педагогическая тактика Педагогическая тактика — система педагогических воздействий, выстраиваемая соответственно частной, конкретной задаче данного взаимодействия в данной совместной с детьми деятельности. Стратегия выстраивается тактически, через конкретные сиюминутные действия. Стратегическое решение опосредуется тактическими решениями. Тактическая сторона деятельности касается момента «здесь и сейчас» обретаемых воспитательных результатов — не конечных, не итоговых, даже не устойчивых, но частных, поэлементных, пошаговых - как слагаемых проецируемого общего результата. Если нет слагаемых, отсутствует и суммарное образование. Педагогическая технология обеспечивает тактику, ибо снабжает профессионала арсеналом тактических операционных решений. Проиллюстрируем педагогическую тактику на уже известном материале, получившем сегодня быстрое и широкое распространение в практике воспитания школьников. Говоря с детьми о реальной и иллюзорной жизни, о феномене «бегства от свободы», педагог указывает на хитрые уловки, которые производит человек, желая убежать от усилий и решения жизненных проблем: он находит средства, помогающие ему заменить реальность иллюзорностью, не требующей усилий: вино - создает иллюзию присутствия ума; никотин - иллюзорность взрослости и независимости; наркотик - дарит иллюзию счастья; сквернословие - подменяет собою смелость и т.д. Но данную мысль следует концентрированно представить, чтобы наглядный образ способствовал пониманию сути сказанного «здесь и сейчас». Поэтому педагог прибегает к технологической разработке подспорья графической наглядности (см. схему 1). Схема 1
Понятно, что схема может быть продолжена за счет перечисления других пороков человека и его дурных привычек. Такое расположение суждений явственно обнажает одну из социально-психологических причин пороков слабого человека. Такое графически представленное логическое развертывание мысли наглядно изображает тупик, в который пороки загоняют человека: явственно выступает для сознания понятие «иллюзия жизни» и картина иллюзорности собственных достоинств — взамен реальной жизни и действительных человеческих достойных качеств. Один из мальчиков, наблюдая за расположением предъявляемых суждений, которые выдвигал педагог, вдруг сказал: «А я понял: это как если бы я думал, что надеваю рубашку, а на самом же деле этой рубашки не было?..» Этот тактический прием есть педагогическое решение на уровне технологическом. Проецируемый результат гарантирован: сознание воспитанников обнаруживает иллюзорность средств и образ иллюзорной жизни, которую выстраивает человек, когда в стремлении иметь высокие человеческие достоинства пытается избежать усилий, труда физического и работы духовной. Однако такой графический тактический шаг рождается лишь при условии достаточно четко осознанной стратегической цели: «личность, способная строить жизнь, достойную человека». Здесь, в данном технологическом решении явственно обнаруживается профессиональная ориентация на «субъектность», «свободу выбора», «ценностное сознание», «саморегулирование» как основные социально-психологические образования, обеспечивающие достижение воспитательной цели. У тактического решения множество разнообразных средств,слово, рисунок, музыка, одежда, интерьер, действие, движение, деятельность, поведение… Технологическая операция имеет своим обязательным последствием педагогический проецируемый результат и непременно достигает данный результат, конечно, различного качества, в зависимости от конкретных индивидуальных обстоятельств. Продуктивность сиюмоментная обольщает часто педагога, заставляет забывать о стратегии, результат которой всегда напоминает отодвигающуюся звезду от подлетающей ракеты. Концентрировать внимание на тактике опасно и рискованно, потому что теряется стратегическое видение общего итогового воспитательного результата.
Ситуация Ситуация - это совокупность обстоятельств, в вторых разворачивается взаимодействие двух субъектов; это положение, которые предпочли занять по отношению друг к другу эти субъекты; это предметная обстановка протекающего взаимодействия. Понятие ситуации предполагает учет условий, которые оказывают сильное влияние на самочувствие, состояние, установку партнеров в момент взаимодействия. Педагог и дети прилагают обоюдное усилие (сознательно либо неосознанно) для выстраивания совместной деятельности, адекватной обстоятельствам. Ситуация может играть и роль средства, если целенаправленно используется педагогом для соответствующей деятельности. Конечно же ситуация может стать временной задачей, когда она специально выстраивается, чтобы инициировать какой-то социально-психологический акт. Ситуация обладает качественными характеристиками: она бывает благоприятной и неблагоприятной для взаимодействия; она бывает напряженной и свободной; с чертами публичности и интимности; наполненной хаосом или отличающейся упорядоченностью. Можно научится владеть ситуацией. Прежде всего, ситуацию необходимо фиксировать и мгновенно анализировать для придания соответствующих характеристик педагогичекого воздействия. К примеру: ...- Я вошла и увидела: ученики расположились на последних рядах, сумки брошены на пол, в руках бутылки с водой и банки с пивом, их лица, волосы и платья давно не мыты, а лица вовсе не умеют улыбаться и быть доброжелательными… В классной комнате стоял нечистый запах...* * Рассказывает Ирина Александровна Обухова, педагог одной из школ г. Москвы.
А вот прямо противоположная ситуация, отмеченная автором в одной из подмосковных школ: ...- Я переступила порог и утонула в светлых улыбках школьников. Они встречали нас у входа, красивые, стройные, с одухотворенными лицами, свойственными юности. «В вашей школе все такие красивые?» - задала вопрос. И услышала веселый и дружный ответ: «Все!» Чуть позже прозвучал один голос: «Спасибо!» Воздействие Воздействие — единица взаимодействия, акт педагога, направленный на ребенка в общем контексте взаимодействия с ним; это элементарная единица организуемого взаимодействия субъектов: визуальное, вербальное, пластическое, мимическое, практически-действенное и предметное. Там, где нет воздействия, не созидается взаимодействие. Субъект посмотрел на другого субъекта — это воздействие. Другой субъект ответил первому доброй улыбкой - началось взаимодействие. Оно не имело бы места, не будь начального воздействия. Характер же начавшегося взаимодействия полностью определялся характером воздействия:
Воздействие — это действие, имеющее направленность на какой-то объект и, конечно же, имеющее определенную цель. Наличие цели отягощает произведенное воздействие тем, что субъект вынужден подбирать способ исполнения воздействия, выстраивает вполне определенные операционные акты с учетом особенности ситуации, особенностей объекта, особенности окружающих обстоятельств. Жизнь человека — цепь взаимодействий с окружающим миром, складывающаяся из серии воздействий. Предлагаем разглядеть фотографию, запечатлевшую момент взаимного воздействия человека на собаку и собаки на человека (см. фото №1). Девочка Маша на даче под Архангельском и соседская собака встретились впервые. Их взаимные воздействия осторожны и деликатны. Эти воздействия обусловили тонкий характер удивительного взаимодействия. Девочка обретает опыт взаимодействия с братьями нашими меньшими. Однако она, одновременно, приобретает опыт воздействия на представителей четвероногих. Операция Операция — способ, которым выполняется действие в определенных условиях. Например, педагог производит действие, выражая положительное отношение к работе ученика: произносит «браво», педагог улыбается, выражает восхищение мимически; педагог кивает головой; педагог приглашает детей аплодировать успеху товарища; педагог вручает более трудное новое задание; педагог протягивает маленький символический приз... Педагогическая технология — совокупность профессиональных операций (операционная палитра), которыми должен владеть педагог, чтобы легко использовать их как средство в организации педагогического воздействия. Когда говорят о высоком педагогическом мастерстве, то, чаще всего, подразумевают широкую палитру профессиональных операций педагога; он легко варьирует формы своего воздействия, выстраивает красивые и изящные действия. Конечно, здесь точнее было бы говорить не о «педагогическом мастерстве», а именно о «педагогической технологии» педагога-практика. Как термин «педагогическая технология» имеет, в итоге, два значения: 1) обозначает определенную научную дисциплину; 2) обозначает определенный элемент педагогического ремесла. Взаимодействие Взаимодействие субъектов — суммированная совокупность поочередных взаимных воздействий субъектов, направляющих усилия на общее достижение цели. Если в данном взаимодействии участвует педагог, он, профессионально подготовленный, определяет наиболее благоприятный характер протекающего взаимодействия. С точки зрения этих двух понятий, педагогическую ехнологию можно было бы определить как искусство выстраивать воздействия на детей во имя определенного педагогически осмысленного характера взаимодействия с ними в окружающих обстоятельствах действительности, а в конечном итоге, во имя взаимодействия детей с окружающим миром. ...- Работать с первым классом было сложно. Много детей избалованных, капризных, непослушных, не приученных к усилиям. Я предложила детям «положить себе в карман» слово «Стоп», чтобы в случае, когда хочется расшалиться или побездельничать, постукать себя по карману со словом «Стоп» и получить от этого слова поддержку... -Нам это очень помогло*. * Рассказывает Валентина Михайловна Велентеенко, педагог школы № 1 пос. Барсове Сургутского района Ханты-Мансийского округа.
Схематически выразим сказанное. Обозначив педагога во взаимодействии с ребенком буквой S-l, a ребенка в этом взаимодействии - буквой S-2, можно в схеме представить такие взаимоотношения следующим образом: «Прикосновение к личности» «Прикосновение к личности» -образное понятие, необходимое для выделения качественной стороны воздействия педагога на ребенка, влияющей на характер ответного воздействия самого ребенка, и, в итоге, определяющей общий характер взаимодействия ребенка с педагогом и - как следствие - взаимодействия ребенка с окружающей действительностью. Когда говорят о педагогической технологии как «искусстве прикосновения», то имеется в виду именно качественность воздействия, подразумевающая тонкость, уважительность, бережность -во имя сохранения уникальности личности и ее максимального успешного развития. Отметим, что понятие «искусство» прочно вошло и разместилось в контексте педагогической технологии, постоянно сопровождает основные понятия этой научной дисциплины. Для такого соединения есть основания: технология - наука об искусной работе профессионала; технология педагога - сродни актерской технике в театральном искусстве. Этическая парадигма Этическая парадигма* — словесное оформление предложенного образца операционного воздействия в определенной лексической форме, соответствующей требованиям этической культуры. * Парадигма — (rp. «paradeigma») - пример, образец.
Роль выработанной парадигмы, прошедшей практическую проверку, чрезвычайно велика. Осваивая адекватную форму, наиболее удачную из всех многообразных форм одного и того же воздействия, педагог обретает некоторый опыт -репродуктивный опыт, построенный на простом элементарном воспроизведении, но гарантирующий позитивный результат, хотя бы и не очень большой. На этом первичном опыте молодой педагог может строить свой индивидуальный вариант операционного воздействия. Вторичный опыт не будет безрезультатным, потому что он вырастает на уже обретенном первичном опыте. Вот пример одной из проверенных практикой парадигм (о них мы еще будем говорить несколько позже): - «Вы, наверное, хотели...» ~ a далее идет перечисление всевозможных версий, которые могла объяснить действия ребенка. В этом перечислении заложен важный смысл: помочь ребенку осознать мотивы производимых действий, понять последствия импульсивного поведения. (Если вспомнить обыденную фразу «Ты -чего?!» и сопоставить ее с представленной выше, то значение этической парадигмы проступает явственнее). Ознакомление педагога с парадигмой играет роль инструкции и служит опорой в возможной ситуации, где придется реагировать на неожиданное поведение воспитанника. Помня о парадигме, легко построить ответное воздействие. Поэтому в раскрытии содержания педагогической технологии очень важно прослеживать для каждой операции ее парадигму — это много способствует овладению богатством данной прикладной педагогической дисциплины. Ценностное содержание Ценностное содержание - ценностные отношения, которые наполняют любое педагогическое воздействие и взаимодействие педагога с ребенком; можно сказать иначе: это некоторая ценность, наполняющая совместную деятельность педагога с детьми. Если воздействие педагога технологически непродуманно, то содержание взаимодействия педагога и детей неминуемо становится чисто предметным: субъекты взаимодействия воспринимают непосредственно объект как таковой в его материализованной функциональной назначенности. Например: купчихи пьют чай, и содержание их взаимодействия есть чай; дети играют в футбол и содержание их взаимодействия есть забивание мяча в ворота. Содержание взаимодействия преобразуется в ценностное, если за объектом взаимодействия видится ценность и отношение к ценности. Например: друзья пьют чай, но содержанием их взаимодействия является не чай, а встреча и беседа друг с другом. (Артист Баталов рассказывал, что в доме А. Ахматовой мало кто замечал, что подавалось к чаю, а если подмечал, что подавались только простые сухарики... - оказывалось, что такой человек больше не появлялся в этом доме); дети играют в футбол, и содержанием их игры является товарищеская спаянность и победа единения группы - игра наполняется ценностным содержанием. Мы посмеем утверждать, что секрет успешного воспитания обусловливается не тем, что делает педагог, а тем, чем наполняет педагог то, что он делает вместе с детьми. Педагогическое воздействие тем и отличается от обывательского, что оно всегда наполняется ценностным содержанием. В коротком приветствии, в лаконичной просьбе, в ласковой улыбке, протянутой руке помощи или нахмуренных бровях дети читают большее, чем воспринимают в тех же актах воздействия других людей: для них открывается мир таких ценностей, как «человек», «жизнь», «общество», «красота»... — в то время как в обыденном взаимодействии они видят лишь непосредственно приятеля, цветок, транспортное средство, модное платье, вкусный пирог. ...Приятель говорит, взглянув на рисунок: «Здорово получилось, молодец!» А педагог скажет так: «Как я люблю тонких людей, чувствующих красоту...» ...Иногда педагог как-то странно ведет себя: «У меня закончилась бумага, не могли бы вы, - обращается педагог к ученику, - дать мне небольшой лист, чтобы завершить работу?» Ученик протягивает лист бумаги. Учитель откликается: «Спасибо, вы меня очень выручили». На что ученик говорит: «Да у меня ее много, бумаги-то». И вдруг слышит в ответ: «А я думала, что вы хотели мне помочь»... Не сразу ученик сообразит, что именно сказано педагогом и что именно высказал он сам сейчас…, но сообразит. Дети научаются такому ценностному восприятию мира незаметно, и столь же незаметно выражают свое обретенное ценностное отношение. Они говорят: «Не обижай кошку — она же живая» или «Остановись, поможем человеку» или «Не сори — здесь так красиво». Когда же у детей не воспитано ценностное отношение к миру, они ведут себя иначе, хотя им известны все правила поведения: «Давай загоним ее на дерево», — говорят они про кошку. «Смотри, бедняга еле тащится», — смеются над утомленным человеком. «Нет урны, поэтому я бросаю, где хочу», — сердито отзывается на замечание. Важно отметить, что воздействие педагога лишь ориентирует внимание ребенка на ценность - и не более того. А ребенок-субъект производит собственное восхождение к ценностному выбору (или не производит его) — при условии целостного воспитания (системного).
Социально-психологическое самочувствие Социально-психологическое самочувствие — терминологическое понятие, обозначающее психологическое последствие организованного педагогического воздействия, проживание определенного отношения (чаще всего, отношения к себе), которое инициировал педагог и которое затрагивает широкую сферу общего состояния ребенка в момент воздействия на него педагога. Педагогически правильное влияние создает благоприятное состояние воспитанников: появляется готовность к активности, благорасположенностью окружающим, ощущение защищенности и желание совместной деятельности. Они раскованы, готовы к работе, доверчивы и доброжелательны. Ошибочный шаг педагога в его воздействии на детей порождает обратный вариант: дети закрываются, психологически и физически занимаются, стараются избежать активности, уйти в тень от общего внимания, ожидают окончания взаимодействия с педагогом. Понятие социально-психологического самочувствия чрезвычайно важно для педагога, работающего с детьми: для образования новых социально-психологических образований в личностной структуре человека необходимо, что вся система человека как феномена находилась в момент воздействия в сенситивном (чувствительном) состоянии: уши слышали, глаза видели, разум понимал, душа переживала, тело наполнялось энергией. Если педагогу удается содействовать такому состоянию детей, то воспитательные результаты всегда максимально высокие для имеющихся обстоятельств. Дети часто ведут себя плохо, потому что голодны, устали, чего-то не понимают. Если педагог не дает воли своему раздражению, если он выразит сочувствие (может и «присоединиться», сообщив, что тоже проголодался) или проявит волнение по поводу их состояния (не поведения!), то одно такое участие разряжает атмосферу. Позже в учебном пособии будет указано, что хорошо использовать для повышения социально-писхологического самочувствия такие операции, как «Я-сообщение», «положительное подкрепление», «оправдание поведения», «шутка». Мера их влияния различна, но результат всегда налицо. Вносят свои коррективы обстоятельства, в которых происходит событие. Основательное рассмотрение ведущих понятий педагогической технологии развивает технологическое мышление педагога, ибо направляет внимание педагога на те стороны взаимодействия с детьми, которые ранее не располагались в поле профессионального осмысления. Теперь эти элементы профессиональной работы анализируются, корректируются, а главное — сознательно конструируются с точки зрения профессиональной. Поэтому очень важно выделить понятийный инструмент, которым пользуется профессиональное сознание, анализируя педагогическую деятельность на уровне технологическом. Совокупность технологического инструментария педагога в его схематическом отображении выглядит примерно так:
Схема 2
Вопросы и задания для углубленного осмысления 1. Пользуетесь ли вы понятиями «субъект» и «объект» в повседневной жизни? Каким значением наполняете эти понятия? 2. Опишите ситуацию, когда вы выступали для окружающих людей объектом? Что должно было произойти, чтобы восприятие это преобразовалось в субъектное? 3. Вы входите в дом. Проследите, как ваше воздействие на находящихся там людей повлияло на последующее взаимодействие? 4. Вспомните ближайшую встречу с друзьями: чем наполнено было ваше взаимодействие? 5. Представьте, вы идете вместе с детьми в лес (в поле, к реке, в горы, к морю) на прогулку. Определите возможную педагогическую стратегию данной деятельности, а затем представьте вероятностную педагогическую тактику. 6. Вспомните и опишите школьного педагога из ваших ученических лет: каково было первое воздействие на учеников педагога, когда он входил в класс? Какова была ваша реакция и как вы себя чувствовали в этот момент? Было ли это воздействие благотворным для вашего личностного становления? 7. Оглядитесь вокруг: вы увидите «ситуацию», созданную в процессе взаимодействия какой-то группы людей. Оцените ситуацию. 8. Попробуйте проанализировать ситуацию «педагогического крика»: почему он должен быть исключен из профессиональной работы педагога? Пользуйтесь, пожалуйста, основными понятиями педагогической технологии. 9. Начертите ваш вариант совокупной картинки технологических понятий - то, что мы назвали технологическим инструментарием. Какой представляется вам связь между этими понятиями? 10. Вспомните ситуацию из вашего детства, когда вы понимали, что прав взрослый, но ваше состояние было таково, что вы продолжали вести себя агрессивно, нарушая элементарные правила этики. Объясните, что с вами происходило. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|