Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие четвертое — «Стратегия ведения беседы»





Цель. Дальнейшее повышение коммуникативной компетентнос­ти Участников через формирование эффективной стратегии общения.

После вводных упражнений ведущий рассказывает подросткам о коммуникативной стороне общения, типах вопросов, стратегиях беседы. Полученные знания учащиеся отрабатывают в упражнениях «Великое лицо» и «Открытый вопрос» (3).

В начале выполнения упражнения «Великое лицо» подростки испытывают трудности при нахождении ответа. В этом случае тренер может стимулировать группу помочь участнику сформулировать нужные вопросы для отгадывания. Часто класс подсказывает отвечаю­щему, дает дополнительную информацию, что указывает на рост спло­ченности в коллективе. «Разрешение» на подсказки дает ведущие делая промежуточные итоги работы участника. В конце упражнения анализируется наиболее эффективная стратегия и работа группы.

Диаметрально противоположное умение задавать вопросы тре­нируется в упражнении «Открытый вопрос», в котором участники по очереди, по кругу задают друг другу открытые вопросы. Как пра­вило, вопросы, обращенные к одноклассникам, носят личный ха­рактер (Как ты любишь проводить время? Какие качества ценишь в людях? и др.), что усиливает атмосферу доверия в группе.

Закрепить позитивный настрой и развить навык работы в группе позволят психогимнастические упражнения «Пишущая машинка» или «Гомеостаз».

Завершается занятие получением обратной связи участниками группы и тренером. Ведущий акцентирует внимание участников на практической важности полученных навыков, обсуждает с ними ситуации, в которых стратегии общения с использованием разных типов вопросов наиболее эффективны. Вместе с подростками об­суждается, что способствовало, а что препятствовало достижению группой лучших результатов. Обязательно оговаривается, как могут полученные навыки помогать обучению в классе.

Занятие пятое — «Путешествие»

Цель. Повышение уровня сплоченности класса благодаря физи­ческому контакту.

На нем участникам группы предоставляется дополнительная воз­можность лучше узнать остальных участников тренинга и получить обратную связь о себе.

После вводного слова тренера (приветствие, организационные моменты, цель занятия) и упражнений, настраивающих на работу, ведущий предлагает группе отправиться в путешествие.

Первый этап путешествия — «Кочки на болоте». Ведущий зара­нее готовит карточки с пословицами (на каждой карточке написано по одному слову). На группу необходимо подготовить 3—4 послови­цы. По количеству пословиц класс делится на подгруппы. Для каждой подгруппы на полу выкладываются листы бумаги формата А4 —«кочки». Все участники встают на «кочки», во время выполнения упражнения наступать на пол нельзя (только на «кочки»). Карточки каждой пословицы перемешиваются и раздаются учащимся. Задача - поменяться местами так, чтобы слова пословицы находились правильном порядке. Упражнение позволяет через физический контакт сократить дистанцию между участниками, выработать стра­тегию работы в команде. В конце упражнения можно отметить наи­более успешную стратегию. Если позволяет время, упражнение мож­но повторить, перемешав группы и пословицы. Это делается для того, чтобы избежать конфликтных отношений между подгруппа­ми, неизбежных при соревновательных моментах.

Навык взаимодействия в группе отрабатывается в упражнениях «Ущелье», «Льдина», «Ковер-самолет».

В упражнении «Ущелье» все участники размещаются стоя в од­ной линии (удобнее по краю ковра, если он есть в тренинговом по­мещении), держась друг за друга, и представляют собой «скалистое ущелье». Крайний участник должен пройти по ущелью, не наступая на пол (задание можно усложнить, разместив участников углом или разрешив создавать трудности — внезапные камнепады, «выросшие ветки» и т. д.). Важно, чтобы выполнять задание было не очень лег­ко. Пройдя, участник встает в конце ряда. Выполнение упражнения заканчивается тогда, когда пройдут все. Таким образом развивается сплоченность в классе, взаимоподдержка.

Упражнения «Льдина» и «Ковер-самолет» со сходными целями яв­ляются авторскими (Т. Б. Горшечникова) и представлены в приложении.

При подведении итогов, как и после предыдущего занятия, тре­нер вместе с учащимися отмечает положительные моменты деятель­ности группы при достижении общих целей, отмечает работу тех под­ростков, которые способствовали не только получению результата, но и сплачивали класс, поддерживали одноклассников, помогали им.

Занятие шестое — «Путешествие продолжается»

Цель. Повышение уровня сплоченности класса.

Занятие развивает тему пятого занятия, но отличается от него спо­собом достижения цели. Если на прошлом занятии в качестве основ­ных упражнений использовались задания с физическим контактом, то на этом формируется навык взаимодействия в едином простран­стве. Для этого используются упражнения с групповым рисованием.

Так же как и в других занятиях, происходит движение от отдельных пар и подгрупп к взаимодействию в классе в целом. После со здания рабочего настроя ведущий предлагает продолжить путеществие, но теперь в другой форме — с помощью изобразительных средств. С этой целью классу предлагается «Групповой рисунок по кругу». Всем участникам выдаются листы бумаги формата А4 и ка­рандаши (фломастеры). Задача — задумав картину (пейзаж за окном путешественника), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу слева. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один эле­мент и передать соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся кар­тин, привлекательность для «автора». Упражнение позволяет раз­вивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в це­лостном действии развивает сплоченность коллектива.

В следующем упражнении работа выполняется в два этапа. На первом этапе — индивидуальный рисунок (животное, не существу­ющее в природе), на втором — групповая работа. Каждый участник должен свой рисунок «выщипать» (вырвать). Ведущий предлагает разместить своих животных на ватмане и приклеить; рисунок дори­совывается группой. Для планеты, где располагаются животные, придумывается название, которым подписывается рисунок. Упраж­нение позволяет развивать сплоченность группы, двигаясь от ста­дии к стадии, от работы на личном пространстве до работы на об­щей территории. Рисунок можно вывесить в той аудитории, где занимаются подростки, и оставить до конца занятий, что будет на­поминать участникам группы о позитивных моментах совместной работы и переживаниях.

В конце дня тренер отмечает целостность работы группы, твор­ческие находки участников (особенно если эти находки были у «не­заметных» членов коллектива). Обсуждается, каким образом класс может помогать подросткам учиться (выполнение совместных учеб­ных проектов, подготовка творческих заданий, обмен источниками информации при написании докладов и т. д.).







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.