Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование национальной инновационной системы Республики Беларусь





 

Получение новых знаний и технологий и их эффективное применение в социально-экономическом развитии в решающей мере определяет роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечения национальной безопасности. В промышленно развитых государствах 80–95% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Этот переход на инновационный путь развития стал возможен благодаря созданию НИС.

НИС как действенная система институтов позволила высокоразвитым странам обеспечить технологические прорывы и поддерживать конкурентоспособность своих экономик на самом высоком уровне.

Быстрое развитие новой экономики, растущая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, усиление социальной ориентации новых технологий, масштабный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов, услуг обусловили возникновение национальных инновационных систем как институциональной основы инновационного развития стран.

Основными факторами, обеспечивающими эффективное функционирование НИС, являются:

· технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса;

· постоянный рост числа участников инновационных сетей, в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп;

· институциональная система (включающая как формальные, так и неформальные элементы), ориентированная на инновационное развитие;

· востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов, физических лиц, НИС в целом;

· достаточный уровень экономического развития, обеспечивающий необходимое финансирование инновационной системы.

Общими методологическими принципами построения НИС является следование идеям Й. Шумпетера о конкуренции на основе инноваций в корпорациях как главном факторе экономической динамики, о роли институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на ее содержание и структуру.

Идеология НИС получила широкое распространение в большинстве стран-членов ЕС, США, Японии. Но до настоящего времени нет единого определения понятия НИС. Единая методология формирования НИС также не разработана. К тому же, перед НИС различных стран могут ставиться и различные цели. Так, например, во Франции цель НИС видят в создании дополнительных рабочих мест, а в Германии – в развитии прогрессивных технологий.

В каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологи-ческого и промышленного потенциалов, внутренних товарных рынков, рынков труда, и также историческими и культурными традициями и особенностями.

Несмотря на это структуры реальных НИС высокоразвитых стран имеют общее и в составе элементов НИС, их функциональной классификации и схемах взаимодействия.

Базисными сферами национальной экономики, создающими фундамент НИС, являются сферы:

· генерации знаний (наука и ее сегменты в других секторах);

· распространения и применения знаний (исследования и разработки (ИР), производство товаров и услуг);

· коммерциализации нововведений (рынок научно-технической продукции, рыночные институты);

· образования и профессиональной подготовки кадров;

· инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение;

· управления и регулирования (правовая база, государственная макроэкономическая и инновационная политика, корпоративное управление, рыночные механизмы).

Организации и предприятия этих сфер в зависимости от степени их инновационности и креативности полностью или частично входят в НИС, образуя ее подсистемы, сегменты и их взаимосвязи, т. е. структуру НИС (рисунок 2).

 

 

               
   
 
   
 
   
 

 

 

 


Рисунок 2 – Структура национальной инновационной системы

 

Основу НИС составляет подсистема генерации знаний, которая представляет собой совокупность научно-технических организаций государственного и частного секторов, выполняющих фундаментальные, прикладные исследования и разработки: государственные научные центры, академические и отраслевые институты, университеты, подразделения заводской науки, конструкторские бюро, создающие интеллектуальный продукт, образцы новой продукции и технологий.

Подсистема образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров включает в себя университеты, колледжи, другие учреждения среднего и профессионального образования, а также систему организации переподготовки и повышения квалификации кадров, включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности и т. д.

Подсистема инновационной деятельности, производства и реализации продукции и услуг включает в себя малые, средние и крупные предприятия, отраслевые и региональные инновационно-технические центры, а также концерны, корпорации и финансово-промышленные группы, торговые (дилерские) сети, центры сервиса, сети ремонта и обновления продукции и т. д.

Подсистема технологической инфраструктуры охватывает центры поддержки инновационного предпринимательства, технопарки, телекоммуникационные сети, бизнес-инкубаторы и бизнес-иннова-ционные структуры, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, информационные центры и центры трансфера технологий, систему научно-технических коммуникаций, включая систему научно-техничес-кой информации, демонстрационные залы и т. д.

Подсистема финансовой инфраструктуры включает в себя организационные и правовые механизмы финансирования и ресурсного обеспечения всех стадий инновационного цикла, включая инвестиционные компании, банки и другие финансовые структуры, инвестиционные и инновационные фонды, венчурные фонды, бюджетное финансирование, если задачу (заказ) ставит государство.

Подсистема информационной инфраструктуры охватывает информационные ресурсы, технологии и системы, информационно-телекоммуникационные сети, соединяющие все сегменты НИС.

Ключевая роль в формировании НИС принадлежит государству, которое устанавливает правила функционирования НИС, а также обеспечивает необходимую ресурсную поддержку, включая финансирование.

В последние годы в Республике Беларусь проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научного, научно-технического и инновационного потенциалов. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась на современной основе законодательная и нормативно-правовая базы научно-инновационной деятельности, реорганизовывалась академическая наука, принимались меры по повышению уровня инновационности производства, развитию информационной и инновационный инфраструктуры, малых и средних наукоемких предприятий, комплекса высоких технологий и т. д.

В 2006 г. в Республике Беларусь была принята Концепция Национальной инновационной системы, в которой была отражена перспективная модель НИС, ее теоретико-методологические и институционально-правовые компоненты, а также основные направления государственной политики по формированию и развитию НИС и меры по их реализации. Также основные идея НИС была отражены в важнейших долгосрочных и среднесрочных программных документах страны, таких как Национальная стратегия устойчивого развития, Государственная программа инновационного развития, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь.

В результате реализации соответствующих программных документов по развитию Национальной инновационной системы была сформирована законодательная база для осуществления инновационной деятельности; получили развитие финансовые механизмы поддержки субъектов инновационной инфраструктуры, инновационного предпринимательства; сформированы механизмы реализации приоритетных направлений развития науки и технологий, поддержки научных организаций, осуществляющих деятельность по данным направлениям; получили развитие кооперационные связи между отдельными научными организациями, учреждениями образования и производственными организациями; возросла инновационная активность ведущих промышленных организаций государства.

На территории Республики Беларусь действуют Республиканский центр трансфера технологий, региональные центры трансфера технологий, инновационные центры, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования оборудованием, которые обеспечивают материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное обслуживание инновационной сферы, однако не получают адекватную поддержку со стороны государства. Это в свою очередь отражается на инновационной активности отечественного бизнеса и производственной подсистеме НИС.

Вместе с тем ряд факторов ограничивают развитие НИС. В первую очередь это слабость основных структурных компонентов или подсистем НИС. Ухудшает сложившуюся ситуацию неразвитость механизма венчурного финансирования, фондового рынка, а также отсутствие эффективной системы налоговых льгот и преференций для субъектов инновационной деятельности и инфраструктуры.

Для достижения целей, определенных Государственной программой инновационного развития на 2011–2015 гг., а также Концепцией НИС необходимо изменить подход к финансированию НИОКР, значительно расширив перечень прямых и косвенных инструментов (гранты, налоговые льготы и кредиты).

Ведущие мировые эксперты, исследующие модели НИС различных стран, признают, что наиболее эффективной является не модель треугольника, где главная роль принадлежит одному из элементов НИС, а модель «тройной спирали» (TripleHelix), в которой инновации рождаются на основе активного взаимодействия определенных институтов (власти, бизнеса и науки) на каждом этапе создания инновационного продукта.

Ключевым моментом современной рыночной экономики должна стать эффективная национальная инновационная система, способная максимально использовать имеющиеся возможности для интеграции науки, образования и производства. Приоритет следует отдать производству новых знаний и инновационных идей, осуществляемому в рамках фундаментальных исследований академического и университетского сектора науки, что позволит изменить существующую структуру экономики.

Развитие НИС в Республике Беларусь должно основываться на становлении наукоемкой, ресурсосберегающей экономики за счет совершенствования высокотехнологичных производств новейших товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, основанных на разработке, применении наукоемких и капиталоемких производств, формирующих новые рынки сбыта внутреннего и мирового уровней.

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.