|
Речевые игры и ролевые стихи«МАТЬ И ДИТЯ» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, ритмического чувства, звукослоговой структуры слова, активизация словарного запаса по теме «Животные и их детеныши». Игровой материал: карточки с изображением домашних животных. Методика проведения. Педагог читает стихотворение, а дети договаривают окончания фраз. КТО КЕМ СТАНОВИТСЯ? Жил-был маленький щенок — Он подрос, однако, И теперь он не щенок, А взрослая... (собака).
Жеребенок с каждым днем Подрастал и стал... (конем). Бык — могучий великан В детстве был... (теленком).
Этот важный кот Пушок Маленьким... (котенком).
А отважный петушок Крохотным... (цыпленком). 1 вариант. Педагог показывает картинку с изображением взрослого животного. Дети хлопают ладонями по коленкам звукослоговую структуру слова. При показе картинки с изображением детеныша животного дети кулачками отстукивают ритмический рисунок слоговой структуры названия животного. 2 вариант. Дети получают карточки с изображением животных. По сигналу педагога начинают имитировать звуки тех животных, карточки которых у них в руках, и в поисках своей семьи двигаются по залу. Ориентируясь только на звуки, дети должны собраться в группы, не показывая друг другу карточки. «ПОВСТРЕЧАЛИСЬ» Дидактические задачи: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук. Методика проведения. Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных.
Это упражнение выполняется вначале правой рукой, а затем левой. Дети ходят врассыпную и «бодаются». Бу-бу, я рогатый, Бу-бу, я хвостатый, Бу-бу, я ушастый, Бу-бу, очень страшный, Всех испугаю, всех забодаю! «ОЗВУЧИВАЕМ СКАЗКИ» Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики. Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа. Пример озвучивания сказки «О непослушном козлике». Живет у бабушки козлик — остренькие рожки да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи, козлик, в лес!» А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди), бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...» Педагог: Ой, что это? Дети: Ой, что это? Педагог: Болото! Его не обойти? Дети: Его не обойти! Педагог: Дорога напрямик! («чап-чап-чап» — дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щеки). Козлик: Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь... (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям). Педагог: Ой, что это? Дети: Ой, что это? Педагог: Река! Ее не обойти? Дети: Не обойти! Педагог: Дорога напрямик! Дети (языком): Буль-буль-буль! Козлик: Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь... Педагог: Ой, что это? Дети: Ой, что это? Педагог: Лес! Страшный лес. Дети: У-у-у. Педагог: Дремучий лес. Дети: Ш-ш-ш. Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль»), по болоту (дети: «чап-чап-чап» оттягивают правую и левую щеки), по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди), через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям), по двору (поочередные хлопки правой и левой руками по коленям). Педагог: К нам прибежал, «ох», сказал. Козлик: Ох! Дети и козлик: Буду слушаться бабулю. Больше в лес не побегу я. «ПРОЛЕТАЕТ САМОЛЕТ» Дидактические задачи: развитие просодических компонентов речи, умения координировать движения с речью и пением. Музыкальный материал: любая ритмичная музыка в размере 2/4. Методика проведения. Перед началом чтения стихотворения дети изготавливают самолетики из бумаги и с ними играют: запускают, озвучивая их путь, водят по ладошке и пропевают маршрут полета, выкладывают на полу различные пилотажные комбинации. Затем дети с педагогом рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями.
С окончанием музыки — вынужденная посадка для ремонта. Под музыку дети «чинят» самолеты, согласно ритму:
«ЛЕС» Дидактические задачи: активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной памяти, артикуляционной моторики. Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь, лес с нами разговаривает: «У-у-у» — встревожился лес, «О-о-о» — удивился лес, «А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли). Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнения чистоговорки. Дети поют на одном звуке:
Тот ребенок, у которого ворон остался в руках после окончания музыки, должен отгадать, кто еще живет в лесу. Для этого используются различные варианты заданий: — определить животного по музыкальному отрывку и изобразить его; — увидеть его на рисунке с «зашумленным» фоном; — сложить из разрезанных частей; — определить на ощупь (используется тактильное домино); — достать фигурку из «волшебного мешочка»; — подобрать название животного, которое соответствовало бы предложенному педагогом ритмическому рисунку. «ДВЕ РУКИ» Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, чувства ритма, закрепление представлений о схеме тела. Методика проведения. Дети ритмично произносят слова, сопровождая их движениями.
«ИГОЛОЧКА» Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, координации речи и движений. Методика проведения. Дети стоят в парах лицом друг к другу и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного из них были обращены к ладоням другого. Первый ребенок держит ладони неподвижно, другой произносит слова игры, вращая указательными пальцами перед ладонями другого игрока: Ах, иголочка-иголка, Ты остра и тонка. Ой! На последних словах говорящий ребенок «укалывает» ладошки партнера, который должен поймать его палец. Затем игроки меняются ролями. Игра может проводиться в двух кругах: внешнем и внутреннем. После слова «ой!» дети, стоящие во внутреннем круге, переходят к следующему партнеру. «КТО ЖЕ ЭТО?» Дидактические задачи: развитие просодических компонентов речи, памяти, активизация словарного запаса по заданной лексической теме. Игровой материал: таблица с изображениями зимующих птиц, птичьи силуэты из бумаги. Методика проведения. Дети стоят в кругу. Педагог держит в руках вырезанный из бумаги силуэт птицы и спрашивает: «Может быть, это синица?» Дети: «Может быть, это и синица» (утвердительная интригующая интонация). Затем педагог отдает силуэт следующему ребенку, который тоже задает вопрос группе, используя название другой зимующей птицы. Таким образом, дети вспоминают и называют всех изученных ранее зимующих птиц. После вопроса последнего ребенка педагог предлагает рассмотреть таблицу с изображением зимующих птиц, выбрать соответствующую силуэту птицу и «оживить» ее с помощью звукоподражаний (цвинь-цвинь, тук-тук, кар-кар, чик-чирик, гули-гули). «ВОРОБЕЙ» Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, слухового внимания, плавности речевого выдоха. Игровой материал: картинки с изображением деревьев. Методика проведения. Игра проводится в кругу. Дети выбирают картинки с изображением деревьев, кладут их перед собой. Педагог дает образец плавной выразительной речи, начинает игру словами: «Летел воробей, устал воробей, присел на березу». Ребенок, выбравший картинку березы, продолжает: «Чив, чив, сидел воробей на березе, слетел воробей на дуб». Ребенок, выбравший картинку дуба, продолжает: «Чив, чив, сидел воробей на дубе, слетел воробей на клен». Игра продолжается, пока воробей не «облетит» все деревья. «МЕСИМ, МЕСИМ ТЕСТО» Дидактические задачи: воспитание отношений партнерства, развитие координации речи и движений. Музыкальный материал: попевка на двух звуках. Методика проведения. Дети стоят в кругу, пропевают на двух звуках слова, сопровождая их движениями.
Под слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой да не лопайся!» — расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг. Два человека, чей узел разорвался, становятся в центр круга. Побеждают самые сильные и ловкие. «ЛЕТЕЛ ЛЕБЕДЬ» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, быстроты реакции, ритмичности и координации движений рук и речи. Методика проведения. Дети встают в круг, положив свою правую руку на левую руку соседа ладонью вверх, и хором произносят считалку: «Летел — лебедь — по синему — небу — загадал — число...» Под каждое слово считалки поочередно делается ход — хлопок по левой руке соседа слева. Тот ребенок, на которого выпало слово «число», называет вслух любое число и делает хлопок. Затем дети хором вслух считают хлопки. Задача ребенка, на которого выпадает загаданное число, быстро убрать руку из-под хлопка. Кто не успел — выбывает из игры. Речевой материал может варьироваться в зависимости от изучаемой лексической темы. Например: «Шла — собака — по дороге — и считала — до пяти — раз...» «ДОЖДИК, ЛЕЙ, ЛЕЙ, ЛЕЙ!» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, продолжительного речевого выдоха, координации речи и движений, регулирование мышечного тонуса. Игровой материал: фонограмма театрального шума «Дождь», маска Бабы Яги, фонарик. Методика проведения. Звучит фонограмма театрального шума «Дождь». Первый этап. Музыкальный руководитель вместе с детьми поет на одном звуке:
Второй этап. Педагог надевает маску Бабы Яги, говорит: «У! Вот сейчас догоню!». Дети убегают, прячутся за стульчики. Собравшись в группу, прогоняют Бабу Ягу, громко топая ногами, крича «у-у-у!». Третий этап. Педагог, сняв маску: «На небе после дождя появилось солнышко, светит в правый глаз, светит в левый глаз!» Достает фонарик и светит детям поочередно в глаза, дети жмурятся. Педагог: «Солнечные лучики дотянулись до нас, они теплые, ласковые». Дети показывают руками лучи солнца: поднимают наверх руки, растопыривают пальцы, затем плавно опускают руки. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|