Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Стабилизация работы органов артикуляционного аппарата





Хирургическое лечение врожденной расщелины верхней губы и неба обеспечивает анатомическую целостность артикуляционного аппарата ребенка, но не всегда полностью восстанавливает артикуляционную функцию. Поэтому в программу коррекционной работы с ребенком после ранней пластики неба должны входить упражнения для активизации органов артикуляционного аппарата. Эти упражнения можно разделить на активные, которые ребенок выполняет самостоятельно, и пассивные, а именно — массаж, который делает взрослый.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.

Упражнение 1. «АМ». На звук [А] медленно опустить нижнюю челюсть и быстро закрыть рот на [М].

Упражнение 2. «Пила». Производить движение нижней челюсти попеременно влево и вправо.

Упражнение 3. «Обезьянка». Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, затем вернуть в исходное положение.

Упражнение 4. Имитация жевания.

Артикуляционная гимнастика для губ.

Упражнение 1. Удерживать кусочек сухаря или сахара под счет до 10. Чем меньше кусочек, тем плотнее сжимаются губы. Необходимо следить, чтобы губы не вытягивались в трубочку.

Упражнение 2. «Улыбка». Улыбнуться с напряжением, обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счет до пяти.

Упражнение 3. «Трубочка». Губы и зубы сомкнуты. Вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении под счет до 5.

Упражнение 4. «Улыбка- Трубочка». На счет «1-2» чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».

Упражнение 5. «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Артикуляционная гимнастика для языка.

Упражнения должны быть направлены на стабилизацию языка в ротовой полости, расслабление его корня и активизацию кончика. Перед выполнением упражнений можно поглаживать и похлопывать переднюю часть спинки языка в течение 10-20 секунд шпателем.

Упражнение 1. Вылизывание кончиком языка тарелки или выпуклой стороны ложки, смазанной вареньем, медом, мороженым. Выполнять 10 секунд.

Упражнение 2. «Поплевывание». Ребенок высовывает кончик языка между зубами, затем старается выплюнуть его. Выполнять 10 раз.

Упражнение 3. «Блинчик». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до пяти.

Упражнение 4. «Иголочка». Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик не загибался вверх. Удерживать под счет до пяти.

Упражнение 5. «Блинчик» — «Иголочка». На счет «раз-два» чередовать упражнения «Блинчик» и «Иголочка». 5 раз.

Упражнение 6. «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз — два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Выполнять 5 раз.

Упражнение 7. «Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать широким языком сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Выполнять 5 раз.

Упражнение 8. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз — два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. Выполнять 5 раз.

Упражнение 9. «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку. Выполнять 5 раз.

Упражнение 10. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык широкий. Выполнять 5 раз.

Упражнение 11. «Грибок». Рот открыт. Широкий язык присосать к небу (подъязычная уздечка — это ножка гриба, а тело языка — шляпка). Удерживать под счет до 5.

Упражнение 12. «Гармошка». Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 раз.

Упражнение 13. «Горочка» — Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Выгнуть спинку языка горкой. Удерживать в таком положении под счет до 5.

Упражнение 14. «Киска сердится». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. Выполнять 5 раз.

Упражнение 15. «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, боковые края языка прижать к жевательным зубам, среднюю часть спинки языка прогнуть книзу. Удерживать в таком положении под счет до 5.

Упражнение 16. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «красить» твердое небо, передвигая тело языка от передних резцов кзади до небной занавески на счет «раз» и обратно на счет «два». Выполнять 5 раз.

Артикуляционная гимнастика для мягкого неба и мышц глотки. Эти упражнения рекомендуется выполнять через 18-20 дней после пластики неба, в течение 6-8 месяцев, так как именно в это время может быть расторможено мягкое небо и развита максимальная его подвижность.

Упражнение 1. Ребенок широко открывает рот и медленно, протяжно произносит звуки [А, Э, О] голосом средней громкости. Позже можно переходить к слитному проговариванию: [А-Э], [А-О], [Э-О].

Упражнение 2. Имитация зевания, жевания.

Упражнение 3. Глотание воды, слюны мелкими порциями. Сухое проглатывание. На корень языка пипеткой можно капнуть капельку сока.

Упражнение 4. Если возможно, научить ребенка полоскать горло сначала водой, затем более тяжелой жидкостью (киселем или кефиром).

Массаж органов артикуляционного аппарата, предложенный Л.И. Вансовской для детей после операции. Массаж наиболее эффективен в первые полгода после проведения операции, так как для восстановления функции органов артикуляции, помимо артикуляционной гимнастики, требуется дополнительная стимуляция, направленная на их активизацию. Массаж назначается индивидуально, с учетом психологической готовности ребенка к подобному мероприятию. Если ребенок отказывается от массажа, испытывает стресс, то на непродолжительное время можно воздержаться от его проведения, чтобы у малыша не формировалось негативное отношение к логопедическим занятиям. Но спустя некоторое время необходимо повторять попытки, заинтересовывать ребенка и обязательно проводить массаж регулярно, в начале каждого занятия в течение 5-7 минут.

Массаж мягкого неба. Все движения выполняются назад, по линии шва от верхнего зубного ряда до задней стенки глотки. Во время упражнений, как правило, задействован 1 палец ведущей руки, поэтому после обработки рук дезинфицирующим раствором на него можно надеть одноразовый стерильный напальчник.

Упражнение 1. Производить поверхностное поглаживание 30 секунд.

Упражнение 2. 30 секунд производить короткие толчки, во время которых палец ритмично двигается по направлению к задней стенке глотки.

Упражнение 3. Производить спиралевидное растирание 1 минуту.

Упражнение 4. Производить интенсивное растирание и разминание в медленном темпе 1 минуту.

Массаж верхней губы.

Упражнение 1. Рекомендуется массировать верхнюю губу подушечками указательного и среднего пальцев обеих кистей от основания носа вниз до края верхней губы, а также в сторону с легким растягиванием рубца. Таким образом проводить поглаживание, растирание, разминание и вибрацию по 2 минуты.

Упражнение 2. Подушечками большого и указательного пальцев взять губу у уголков рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивать ее вперед.

Упражнение 3. Растягивание уголков рта. Указательными пальцами надавить на уголки рта и двигать ими 3 раза в противоположном направлении.

Упражнение 4. Горизонтальное растяжение верхней губы. Указательный палец положить сверху на губу, большой под губу. Указательным пальцем сильно катать губу, большим действовать в противоположном направлении.

Упражнение 5. Растяжение нижней поверхности верхней губы. Между верхней губой и десной подсунуть маленькую зубную щеточку, щетинкой обращенной к губе. Оттягивать щеточку вперед и назад, добиваясь растяжения губы. При сопротивлении мышц губы придерживать ее сверху.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.