Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Критерии оценки учебного реферата





1. Соответствие содержания теме реферата.

2. Глубина проработки материала.

3. Правильность и полнота использования источников.

4. Соответствие оформления реферата стандартам.

Задание

Напишите реферат по интересующей вас теме, используя несколько источников.

Литература

1. Алексюк А. М. и др. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения / А./Ч.Аюрзанайн, П.И.Пидкасистый, В.А.Козаков. — Киев, 1993.

2. Безрукова М. Конспект и конспектирование // Народное образование. — 2001. — № 5.

3. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И.Журавлева. — М., 1988.

4. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. — М., 1975.

5. Жуковский А. А., Малхасян А. Г. Как самостоятельно учиться. — М., 1974.

6. Карпова Е. В. Введение в специальность и культура умственного труда. — Ярославль, 1994.

7. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994.

8. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. — М., 2003.

9. Краевский В. В. Образование крупным планом // Педагогика. — 2003. - № 5.

10. Лезер Ф. Рациональное чтение: более быстрое и основательное / Пер. с нем. Н.Г.Покровской. — М., 1980.

11. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. — Новосибирск, 1991.

12.Организация и руководство самостоятельной работой студентов и учащихся в педагогических колледжах и училищах / Ред. кол.: А.К.Аксенова, Л. В. Борикова, Т.П.Мищенко, Т.А.Финогеева. — М., 1995.

13. Пискунов М.У. Организация учебного труда студентов. —Минск, 1982.

14. Поварнин С. И. Как читать книги. — М., 1971.

15. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. — М., 1995.

16. Примаковский А. П. О культуре чтения. Методы самостоятельной работы с книгой в свете научной организации умственного труда. — М., 1969.

17.Реферативный сборник рукописей по педагогике и образованию, принятых на депонирование в 1997— 1998 гг. /Сост. Н.Д.Виноградова. - М., 1998. - Вып. 2.

18.Сборник рукописей по педагогике и народному образованию, принятых на депонирование в 1993 г. / Сост. Н.Д. Виноградова. — М., 1993. - Вып. 3.

19. ХолландД. Самая большая // National Geographic. — 2003. — № 11.

20. Якубовская Л. Атлас нетронутых лесов // National Geographic (Россия. Официальное издание Национального географического общества). - 2003. -№ 11.

 

 

ГЛАВА 5

КАК РАБОТАТЬ НАД КУРСОВЫМИ И ДИ1ПЛОМНЫМИ РАБОТАМИ

Курсовые работы

Зачем нужны курсовые работы. Выполнение и оформленное курсовых работ — один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших педагогических учебных заведений.

В творческом взаимодействии студента и преподавателя фор­мируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

У студента, которому предстоит выполнить курсовую работу, появляется целый ряд вопросов.

1. Как выбрать тему курсовой работы?

2. Как обосновать актуальность темы исследования?

3. Какова структура курсовой работы?

4. Как определить основные характеристики курсовой работы?

5. Как вести работу с ключевыми понятиями по теме исследования?

6. Как оформить текст курсовой работы?

7. Как представить работу на обсуждение?

8. Какую помощь может оказать студенту руководитель?

Выбор темы исследования. Темы курсовых работ, сак правило, определяют и утверждают на заседании предметно-цикловой комиссии (ПЦК) или кафедры педагогики (если таковая есть в колледже) и доводятся до сведения студентов.

Конкретная тематика курсовых работ должна, отвечать следующим требованиям:

- соответствовать задачам подготовки специалистов;

- учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований;

- приобщать студентов к работе над проблемами:, которые исследуют отдельные преподаватели и педагогическим коллектив в целом;

-учитывать разнообразие интересов студентов в области педагогической теории и практики, а также результаты работы в науч­ном студенческом обществе;

-разрабатывать актуальные проблемы воспитания и обучения детей.

Темы курсовых работ могут определяться различными способами.

1. Тему предлагает преподаватель. Если он ведет исследовательскую работу по какой-либо проблеме, то может привлечь к ее разработке и студентов, придав их творческому поиску конкретное направление.

2. Студент выбирает тему, связанную с преодолением затруднений, возникших в его практической деятельности. Как правило, такие темы разрабатывают студенты, которые до обучения в педагогическом колледже имели опыт работы с детьми или совмещают учебу и работу.

3. Студент работает по теме, соответствующей его интересам. Самостоятельно выбрать тему исследования помогают приемы, предложенные Т. П. Приходько:

- просмотр аналитических обзоров достижений науки, написанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

- выбор по принципу повторения ранее выполненных исследований, но с использованием новых, более совершенных методов;

-проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;

- ознакомление со специальной литературой и периодическими педагогическими изданиями;

- консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов по теме, имеющих актуальное значение.

После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы.

План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.

Как выглядит курсовая работа, ее главные части. Курсовая работа имеет следующую структуру.

I. Титульный лист оформляется с учетом следующих требований.

Вверху — название учебного заведения и учреждения, которому оно подчиняется.

В середине листа — фамилия, имя, отчество студента, а также курс и факультет (отделение), ниже — тема курсовой работы.

Ниже, справа — фамилия, имя, отчество научного руководителя.

Внизу — год написания курсовой работы.

Приведем пример.

МОСКОВСКИЙ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 12

Кольцова Инна Александровна студентка III курса факультета иностранных языков

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Курсовая работа

Научный руководитель Сазонова Елена Владимировна

II. Оглавление содержит названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны соответ­ствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последо­вательно и точно отражать ее внутреннюю логику.

Обязательно указывают страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт.

Например.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение......................................................................... 2

2. Принцип обучения как категория дидактики........... 5

3. Характеристика принципа индивидуализации обучения 12

4. Методы и приемы воплощения принципа индивидуализации на уроках английского языка 17

5. Специфика реализации принципа индивидуализации в процессе обучения английскому языку 24

6.Заключение.................................................................. 29

7Список литературы...................................................... 31

Приложение.................................................................... 33

III. Введение. Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования и др.). Для обоснования актуальности темы можно обратиться к следующей схеме (рис. 4).

Желательно, чтобы во введении нашли свое отражение первые три пункта схемы. Четвертый пункт следует раскрыть в содержательном обзоре.

Во введении также дается краткая информация о замысле исследования. При этом не нужно увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Введение должно занижать не более двух-трех страниц машинописного текста.

1. Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения 2. Показать недостатки в обученности и воспитанности учащихся, которые следует устранить 3. Показать недостатки в педагогическом процессе, которые ведут к указанным недостаткам в обученности и воспитанности учащихся 4. Показать степень разработанности выделен ной проблемы в науке, указать недостаточно изученные аспекты

Рис. 4. Обоснование актуальности темы исследования

Для того чтобы проверить, правильно ли представлены основные характеристики педагогического исследования, полезно ответить на следующие вопросы (более подробно этот материал изложен в главе 3 учебника).

1. Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? (Проблема.)

2. Как назвать исследование? (Тема.)

3. Почему данную проблему нужно в настоягцее вр емя изучать? (Актуальность.)

4. Что рассматривается? (Объект исследования.)

5. Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? (Предмет исследования.)

6. Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? (Цель.)

7. Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (Задачи.)

8. Что не очевидно в объекте, что исследователь, видит в нем такого, чего не замечают другие? (Гипотеза и защищаемые положения.)

Поскольку курсовая работа предполагает лишь первоначальное приобщение студентов к педагогическому исследованию, то, видимо, нет необходимости представлять абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, гипотеза). Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподават-еля-руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.

Студентам, ориентированным на продолжение исследования и выполнение дипломной работы, следует обратиться за более полной информацией к рекомендованной в конце учебника литературе.

IV. Основная часть курсовой работы включает в се о я содержат нескольких пунктов плана. В них раскрывают историю и теорию исследуемого вопроса, дают критический анализ литературы, излагают позицию автора. Далее освещаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.

С чего начинать. Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

Выделяют три источника библиографической и информации:

-первичный (статьи, диссертации, монографии и т.д.);

-вторичный (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.);

-третичный (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную — о самом содержании уже известных знаний.

При написании курсовой работы следует просмотреть общепе­дагогические журналы: «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр», «Классный руководитель» и др., а также методические журналы, имеющие отношение к специальности: «Русский язык в школе», «Начальная школа», «Математика в школе», «Иностранные язы­ки в школе» и др. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов.

Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по опре­деленным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения (приведенные в публикациях И.В.Усачевой, И.И.Ильясова) [25, с. 14]:

- какие исследователи, в каких научных центрах уже работали и работают по теме исследования?

- где (в каких источниках) опубликованы результаты этой работы)?

- в чем конкретно они состоят?

Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей. В соответствии с принятой классификацией научной информации материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, относят к первичным, вторичным или третичным.

Первичные материалы — записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.

Вторичные материалы — записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.

Третичные материалы — записи, обобщающие первичные и вторичные. Их представляют в виде содержательного обзора, в котором фиксируют полученное знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «уз­ком» смыслах) должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Толкование выделенных понятий можно найти в следующих источниках:

- энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая:, философская и др.);

- толковые словари: общие (С.И.Ожегова, В. М. Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, со­циологический);

- оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируют на отдельных карточках и подвергают анализу, сравнению, классификации, обобщению и др.

Для упорядочения работы нужно представить результаты проведенного поиска и обработки в виде совокупности записей [см., например: 25, с. 18].

Текст 1 (констатирующий, текст-рассуждение). Выделяются основные понятия исследования и определяются логические связи между ними, т. е. создается понятийный аппарат будущей работы.

Текст 2 (констатирующий). Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа.

Текст 3 (творческий текст). Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.

Именно текст 3, как итог работы над понятиями, входит в основную часть курсовой разработки.

Как показала практика, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 20 источников.

Опытная работа. Далее следует описание опытно-экспериментальной работы. Дают подробную характеристику испытуемых с указанием их возраста и количества, характеризуют материал, используемый в опытной работе, и если он представляет собой изображение предметов, то его описание включают в текст или приложение. Здесь указывают, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах: и т. д. К табли­цам, рисункам нужно сделать краткие, но понятные подписи, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации следует выполнять аккуратно. Здесь, же можно привести выдержки из словесных отчетов.

Обсуждение результатов — следующий важный этап работы, в ходе которого необходимо ответить на вопросы: почему так получилось? В чем причины? Как можно объяснить тот или иной факт? На этом этапе необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, охарактеризовать полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты исследования в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была).

Что нужно знать о тексте. Текст курсовой работы составляет 25 — 30 напечатанных на компьютере страниц. Можно аккуратно и разборчиво написать его от руки. Обычно текст рукописи печата­ется шрифтом Times New Roman, размер 14 на одной стороне стандартного листа бумаги (210x300 или 210x297 мм), через полтора интервала. По ГОСТу к рукописи предъявляются следующие требования: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке содержится до 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания). Следует соблюдать поля: слева — 3, справа — 1, сверху — 2, снизу — 2,5 см. Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом и печатаются строчными буквами.

Материал должен быть изложен логически последовательно, литературным языком. Не нужно употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допус­кающих двойное толкование, и т. п.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допустимы обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых отсутствует местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов: «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», — однако предпочтительнее писать: «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.

В курсовой работе необходимо соблюсти единство стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами современного русского языка и еще раз проверить однозначность трактовки ключевых для данной работы понятий.

V. Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; в нем отмечается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению — его краткость и обстоятельность. Не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответы на следующие вопросы:

С какой целью предпринято студентом данное исследование?

Что сделано?

К каким выводам пришел автор?

VI. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилий авторов).

В список включают все использованные в процессе работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором.

В списке применяется общая нумерация литературных источников.

При оформлении исходных данных источника указывают: фамилию и инициалы его автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. Например:

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М., 2001. — 5Э6 с.

Если это коллективный сборник, то оформлять его нужно следующим образом:

Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И.Журавлева. — М., 1988. — 239 с.

Статья оформляется так:

Трофимова Н.М., Еремина Е. И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста // Педагогика. — 2ООЗ. — № 2. — С. 42—47.

Если журнал не является центральным московским изданием, то указывается место издания. Например:

Куликова С. В. Интеллигенция как образовательный феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — Волгоград, 2003. — № 1. — С. 38-41.

При оформлении газетной статьи, после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например:

Царегородцева С. Уроки доброты для всей России // Учительская газета. — 2003. — 1 дек. — № 49. — С. 6.

VII. Приложения обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятель­но), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т.д.

VIII. Руководство курсовыми работами осуществляют преподаватели колледжа, работники школ и внешкольных учреждений, различного рода центров, участвующие в исследовательской работе.

Курсовую работу студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей и работы в целом.

Руководитель курсовой работы выполняет следующие функции:

- помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения работы;

- консультирует студента в ходе курсовой работы, проводит поэтапную аттестацию (не менее двух раз в семестр) и информирует об этом кафедру педагогики;

- проверяет и рецензирует курсовую работу.

Курсовая работа подлежит публичной защите. Лучшие работы, прошедшие предзащиту, представляются студентами на студенческую конференцию. Студенты объединяются в группы по близкой тематике. Автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 мин) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает в себя состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной работы (если она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования.

В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии.

Рецензия на курсовую работу отражает:

- актуальность темы;

- глубину изучения специальной литературы;

- объективность методов исследования и достоверность результатов;

- обоснованность выводов;

- стиль и оформление работы;

- предложения и выводы.

По итогам защиты за курсовую работу выставляется оценка в зачетную книжку студента.

Курсовую работу возвращают студенту для: продолжения исследования, которое может стать основой для: будущей дипломной работы. Лучшие курсовые могут храниться в методическом кабинете в качестве образцов для других студентов.

Дипломные работы

Дипломная работа в некоторых вузах не является для всех обязательной. Это одна из форм выпускных квалификационных работ, предусмотренных в качестве аттестационных испытаний. В постановлении Госкомвуза РФ от 25.О5.94 № 3 читаем: «Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного или нескольких испытаний следующих видов:

- итоговый экзамен по отдельной дисциплине;

- итоговый междисциплинарный экзамен по направлению (специальности);

защита выпускной квалификационной работы.(Мы руководствуемся этим положением, поскольку колледж является первой ступенью высшего образования.)

Далее указано, что темы выпускных квалификационных работ определяет учебное заведение. Студенту предоставляют право выбора темы дипломной работы, он может также предложить свою тематику с обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы студенту назначают руководителя и консультанта.

Учебные планы некоторых учебных заведений не выделяют времени на подготовку и оформление дипломных работ, поэтому студентам самим приходится изыскивать необходимое для их выполнения время. Существуют разные подходы к подготовке дипломной работы:

1) преемственность реферативных, курсовых и дипломных работ в рамках одного курса;

2) написание курсовых работ по смежным дисциплинам (психологии, частной методике);

3) использование материалов педагогической практики и т.д.

Выполнение дипломных работ в педагогических: учебных заведениях направлено на совершенствование профессиональной под­готовки будущих учителей и связано с углубленным изучением теории, приведением в систему и пополнением ранее приобре­тенных знаний, формированием и развитием навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышением эрудиции студентов.

Формированию профессионально-педагогических качеств будущих учителей в значительной степени способствуют работы, раскрывающие педагогику и методику преподавания одного из школьных предметов. Чтобы написать такую дипломную работу педагогических и специальных знаний недостаточно. Важно познакомиться с опытом работы педагогов-мастеров и других работников школ, определить возможные пути решения поставленной задачи и выбрать из них оптимальный, опираясь на результаты собственной опытно-экспериментальной работы.

Учебный план колледжа предусматривает выполнение дипломной работы. Тема утверждается и закрепляется за студентом перед направлением его на последнюю педагогическую практику.

Целесообразно составить календарный план подготовки и на­писания дипломной работы. Это позволит студенту четко организовать ее выполнение, а преподавателю даст возможность осуществлять систематический контроль и помогать дипломнику по мере необходимости. План может выглядеть так.

Календарный план

 

№ п/п Этап работы Консультант Срок выполнения
       
       
       
...      

Календарный план помогает рационально распределить время на подбор литературы и ее изучение, ознакомление с другими источниками (например, с архивными документами, школьной документацией), опытом работы (педагогов), на организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработку полученных данных, составление выводов, заключений, приложений, литературное и техническое оформление дипломной работы, подготовку ее к защите.

Как правило, тема дипломной работы определяется с учетом ранее выполненной курсовой, позволяет расширить, творчески развить ее. Однако механический перенос курсовой работы в дипломную недопустим. Дипломная работа включает в себя основные выводы курсовой, которые могут служить исходным материалом для дальнейшей исследовательской деятельности студента-практиканта.

План действий по выполнению дипломной работы можно представить следующим образом.

1. Выбор одного из аспектов курсовой работы для углубленного анализа. Уточнение темы дипломной работы. Например.

Курсовая работа Дипломная работа
Тема
Осуществление принципа индивидуализации обучения на уроках английского языка Способы осуществления личностно ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения иностранному языку (на материале преподавания английского языка)
Объект
Процесс обучения английскому языку с использованием индивидуального подхода к учащимся Процесс личностно ориентированного обучения иностранному языку
Предмет
Индивидуализация как средство повышения эффективности процесса обучения английскому языку Индивидуальные формы работы учителя с учащимися как способ реализации принципов личностно ориентированного обучения. (Можно сформулировать предмет иначе, например: Границы применения учителем индивидуальных форм работы с учащимися в процессе личности о ориентированного обучения.)

 

2. Составление списка литературы по теме исследования.

3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.

4. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.

5. Составление плана дипломной работы.

6. Обоснование актуальности темы.

7. Написание раздела «Актуальность темы» с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т.д.).

8. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.

9. Написание раздела «Анализ литературы по теме исследования», в котором представлены:

а) история исследуемой проблемы (идеи, вопроса);

б) общепедагогические положения и: знания из смежных наук, характеризующие объект исследования;

в) дидактические положения;

г) методические положения;

д) психологические положения.

10. Написание раздела «Выводы по результатам анализа литературы».

11. Разработка разных способов решения выделенной проблемы.

12. Определение оптимального пути решения проблемы.

13.Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование, разработка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, воспитательных мероприятий, дидактических тестов и т.д.). (Курсивом выделены пункты, относящиеся к таким работам (а их большинство), которые выполняются в области дидактики, теории воспитания, методики преподавания учебных предметов и носят прикладной характер.)

14. Проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.

15. Анализ результатов эксперимента,, составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов.

16. Написание раздела «Констатирующий эксперимент».

17. Подготовка к осуществлению обучающего эксперимента (планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений, и т.д.) с целью проверки предположения.

18. Проведение и анализ обучающего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т.д.).

19. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д., формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным обучающего эксперимента.

20. Написание раздела «Опытно-экспериментальная работа», в котором отражаются подготовка к осуществлению обучающего эксперимента, условия его протекания, характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента, название и последовательность проведения разработанных занятий (учебных или воспитательных), анализ результатов, выводы и рекомендации.

21. Повторное проведение обучающего эксперимента (если возникает необходимость).

22. Компоновка подготовленных текстов в главы.

23. Написание выводов к главам.

24. Составление заключения.

25. Составление списка литературы.

26. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, планов-конспектов уроков или воспитательных дел и т.д.).

27. Уточнение оглавления дипломной работы.

28. Оформление титульного листа.

Повторим еще раз: в целом дипломная работа рассматривается как логическое продолжение курсовой, основные идеи и выводы которой заново осмысливаются, обогащаются новыми: фактами, результатами наблюдений и опытов.

Вместе с тем дипломная работа — это результат самостоятельного исследования на фактическом материале, полученном в ходе нового педагогического эксперимента или дополнительного, более глубокого изучения и осмысления источников.

Сходство и различия курсовых и дипломных работ

Курсовые Дипломные
Объем
1 п. л. (24 страницы машинописного)текста 2 п. л. (48 страниц машинописного текста)
План
Простой (выделение пунктов) Сложный (выделение глав, параграфов)
Опытно-экспериментальная работа
Констатирующий эксперимент(наблюдение, описание, анализ и выводы) или фрагмент формирующего эксперимента Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент
Анализ теоретических источников по теме исследования
Не менее 20 источников. Анализ общепедагогической, дидактической, методической литературы Более 20 источников. Анализ общепедагогической, дидактической, методической литературы и педагогического опыта; анализ литературы по истории педагогики, психологии
Изучение проблемы
Общие подходы к ее разрешению Характеристика общих подходов и разработка конкретного решения
Выдвижение гипотезы
Описательная Объяснительная
Характер опытно-экспериментальной работы
Подбор фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом уровне Подбор фактов для доказательства гипотезы на теоретическом уровне
Уровень обобщения
Обобщение результатов непродолжительного наблюдения за школьной жизнью (носит эмпирический характер) Обобщение результатов длительных наблюдений за школьной жизнью, результатов наблюденийза работой педагогов-мастеров и результатов собственного опыта (носит более широкий, теоретический характер)

Существенным отличием курсовой работы от дипломной, если возможно и целесообразно проведение эксперимента, является организация опытно-экспериментальной работы. Для выполнения курсовой студент может ограничиться констатирующим экспериментом, он использует методы, связанные с опросом учащихся (анкетирование, интервьюирование, беседу), наблюдение и др.

При выполнении студенческих работ наиболее часто применяются методы наблюдения, анкетирования и эксперимент. Общее представление о них было изложено в главе 3. Целесообразно, однако, вернуться к ним в контексте учебно-исследовательской работы студентов. Важным и наиболее распространенным видом сбора информации является наблюдение. Наблюдение позволяет получить «срез» знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике. Наблюдение может быть различным: неструктурированное (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуаций); структурированное (имеются детальный план наблюдения, инструкция, достаточная информация об объекте); системное, несистемное. Интересные результаты можно получить при включенном наблюдении, когда исследователь работает или непосредственно участвует в ее жизни. Это, например, работа в летнем оздоровительном лагере, где исследование проводится в естественных условиях.

Выделяют следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения[17]:

- выбор объекта, определение цели наблюдения;

- составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе бланков протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю и оборудования для наблюдений (аппаратура);

-сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.