Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Значение разграничения метапрограмм и мета-метапрограмм





Отделяя метапрограммы (МП) от мета-метапрограмм (ММП), мы подчеркиваем различие, существующее между уровнями, на которых может функционировать «сортирующая программа». В чем смысл такого разграничения?

1. ММП оказывают на всю перцептивную систему более об­
ширное влияние, чем МП. Высшие логические уровни всегда сти­
мулируют, модулируют, организуют и формируют низшие уров­
ни (Hall, 1997а). Поэтому, чтобы произвести более обширное из­
менение, мы должны адресоваться к высшим логическим уровням,
к мета-метапрограммам, включающим ценности человека, его ко­
дировку «времени», кодировку «я» и т. д.

2. МП, через привыкание, создает/генерирует ММП. Это об­
стоятельство позволяет увидеть под еще одним углом, почему че­
ловек ценит то-то и то-то и имеет определенные убеждения: они
оказываются связанными с высшим логическим уровнем. Оно
гакже говорит нам о том, что мы должны проводить «экологиче­
скую проверку» и снабжать метапрограммы пространственно-вре­
менным индексом, с тем чтобы не позволить им (через привыка­
ние) превратиться в ценности, убеждения и структуры идентич­
ности.

[Чтобы ввести пространственно-временной индекс, мы проверяем координаты, определяя, когда и где произош­ло событие. Начиная с Эйнштейна понимание «време­ни» и «пространства» как независимых элементов при­вело к современному представлению, согласно которо­му каждое событие происходит в определенном месте ив определенное время и не может быть «времени» без «пространства», а «пространства* без «времени».


Глава 7. Мета-метапрограммы__________________________ 2Q5

Отсюда формулировка Эйнштейна о пространствен­но-временном континууме, внутри которого происхо­дят все события.]



3. Данное деление также определяет границу между сферой ней-ро-лингвистики (на уровне МП) и сферой, которую мы назвали нейро-семантикой (на уровне ММП). Метапрограммы, которые мы рассмотрели на данный момент (главы 3-6), относятся преж­де всего к способам, какими мы кодируем, структурируем и фор­матируем сознание. Мета-метапрограммы относятся к другому слою, или уровню, понимания, и этот уровень влияет на саму ткань сознания.

40. Ценности

Эмоциональные потребности; системы убеждений

Концепт. Наши ценности (номинализация глагола «ценить») обусловливаются и формируются нашими мыслями, идеями и пред­ставлениями о том, что мы считаем важным (значимым и напол­ненным смыслом). Посредством своего оценочного мышления мы признаем различные объекты, людей, переживания, качества, идеи и т. д. жизненно важными в соответствии с тем, как мы понимаем

ЖИЗНЬ.

Наши «ценности» как важные абстракции появляются (на ме-тауровне), когда мы размышляем о «ценности, важности и значи­мости», об определенных идеях. Другими словами, мы придаем «ценностный* статус нашим репрезентациям человека, места, объекта, события, идеи и т. д., тем самым наполняя энергией и интенсифицируя эти репрезентации. Затем мы испытываем ме-тасостояния одобрения, радости, беспокойства, любви, желания в отношении этих номинализированных абстракций (наших ценно­стей).

Мы также начинаем верить (еще одна структура метауровня) в то, что воспринимаем как «ценность». Мы убеждены в важности и значимости «ценности» и поэтому остаемся ей верны и действу­ем исходя из нее. В результате наши убеждения и ценности опре­деляют способы, которыми мы структурируем свою жизнь и на-деляем ее смыслом.

В структурном отношении «ценность» представляет собой двух­уровневый феномен. Сначала, на первичном уровне мышления, мы включаем ее в некоторый формат метапрограммы (глобаль-



Часть II. Метапрограммы


ный/конкретный, VAK, присоединение/отсоединение и т. д.). Те­перь этот формат сопровождает мысль о его важности и значи­мости.

И наоборот, каждую метапрограмму, которой мы пользуемся регулярно и по привычке, мы ценим. Мыслит ли человек глобаль­но? Если да, ожидайте, что он будет ценить глобальное мышле­ние. Отсоединяет ли человек? Если да, будьте уверены, что он це­нит способность находить различия. Избегает ли человек каких-то ценностей? Если да, вы, скорее всего, обнаружите, что у него действительно имеется множество причин и мотивов для подоб­ного мышления! Наши ценности проистекают, частично, из самих наших метапрограмм, особенно из наших ведущих метапрограмм (рис. 7.3).

Мета-метауровень



Важность и значимость Ценный

Метауровень

Формат метапрограммы в качестве нашей операционной системы обработки информации

Первичный уровень

Мышление

 


Рис. 7.3. Формирование ценностей в человеческом сознании


Глава 7. Мета-метапрограммы________________________ 207

Извлечение. Когда вы будете задавать вопросы, спросите, что человек считает ценным, важным или значимым в отношении чего-либо, будь то работа, отношения, идея и т. д.

Идентификация. Маслоу (Maslow, 1950) составил иерархиче­ский перечень эмоциональных ценностей, куда вошли: выживание, безопасность, любовь и привязанность, общность, самооценка и са­моактуализация. Этим не исчерпывается возможный перечень мо­тивирующих ценностей, которых мы можем придерживаться в жиз­ни. В качестве «ценностей» людям служат и многие другие но-минализированные абстракции: власть, контроль, достижения, содружество, превосходство, свобода, удовольствие, влюбленность, секс, знания, религия, гармония, испытания и т. д. Мы превращаем в ценность все, что считаем значимым: политику, физическую го­товность, конфронтацию, отсутствие конфронтации, детей, добро­вольные действия, чтение и т. д.

Язык. Чтобы определить «ценности» человека, нужно прислу­шаться к номинализациям абстрактных ценностей, в которые он верит. С этой целью мысленно задайте себе вопрос: «Какая моти­вирующая ценность стоит за словами этого человека?» Затем при­слушайтесь к словам, которые подразумевают ценности. Спроси­те себя: «Какую ценность я улавливаю в словах и выражениях этого человека?», «Какие ценности кажутся основными?», «К каким ценностям этот человек устремлен?», «Каких ценностей он избе­гает?» Отметьте, насколько ценности человека соответствуют та­кому его стилю, как пассивность и/или агрессивность.

Подстройка. Чтобы подстроиться к человеку и осуществить с ним эффективную коммуникацию, сыграйте на его ценностях. Люди не могут не откликнуться на собственные ценности! Лаборд опи­сывает ценностные слова как «верные ключи к реальности [дру­гих людей]» (Laborde, 1989).

Эмоции. Ценности, как правило, оказывают на людей сильное эмоциональное воздействие. Номинализации, которые суммиру­ют процесс оценивания, функционируют как якоря, приводящие человека в его ценностное состояние. Посмотрите, как человек осуществляет эмоциональную ассоциацию, когда говорит о своих Ценностях.

Первичные контексты. Как правило, мы приучаемся ценить то, что доставляет нам удовольствие и защищает нас от неприят­ностей и боли. Мы также приучаемся ценить все, что поддержи­вает любую метапрограмму, которую мы уже выстроили. Каждая



Часть II. Метапрограммы


метапрограмма, в качестве нашей операционной системы, содер­жит какую-то ценность. Глобальные мыслители ценят общую кар­тину, детальные мыслители — специфику и т. д. Мы усваиваем многочисленные ценности также под влиянием семьи, культур­ных, религиозных, политических и расовых контекстов, в кото­рых мы живем, — если только они не вызывают у нас неприятия.

Самоанализ

• Навстречу ценностям/от ценностей

Интимные отношения Увлечения/отдых Другое:____ Ведущая метапрограмма: ДА/НЕТ

Контексты

• Работа/карьера

• Взаимоотношения

• Спорт

• Высокий/средний/низкий
уровень

Составьте иерархический перечень своих ценностей:


Содружество Безопасность

Понимание Влюбленность Оптимизм

Мир

Равноправие Интеллект

Власть

Контроль

Достоинство Любовь

Актуализация Секс Достижения Статус

Контроль

Позитивные чувства

Независимость Компетент­ность Общность









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.