|
Когнитивная обработка — восприятие, мышление, оценка, убеждения и т. д.
Метапрограммы
| Внешние признаки
| № 1. Размер чанка
| Размашистые или мелкие движения
| Общий план/
| руками, вблизи или на расстоянии.
| специфика;
| Голова/верхняя часть тела движутся
| детали/глобальность
| вперед — детали, назад — глобальность.
| № 2. Отношения (связи)
| Движения обеими руками одновремен-
| Присоединение/отсое-
| но и вблизи — тождество.
| динение; тождество/
| Руки движутся врозь, на расстоянии,
| различия
| под разными углами — различия.
| № 3. Репрезентативная
| Паттерны глазного доступа: вверх —
| система VAK Ad
| визуальная модальность, на том же
|
| уровне — аудиальная, вниз — кинесте-
|
| тическая. Визуальные, аудиальные
|
| и кинестетические предикаты.
| № 4. Сбор информации
| Сканирование глазами непосредствен-
| Аптайм/даунтайм
| ного окружения — аптайм. Глаза
|
| расфокусированы, остановившийся
|
| взгляд — даунтайм.
| № 5. Процесс познания
| Интуитивист: даунтайм (№ 4).
| Сенсоры/
| Сенсор: аптайм (№ 4)
| интуитивисты
|
| № 6. Перцептивные
| Демонстрация руками «того или этого»,
| категории
| рубящие движения руками. Демонстра-
| Полярности/
| ция руками множества промежуточ-
| континуум
| ных вариантов, шагов, стадий.
| № 7. Сценарное
| Пессимист: отрицательное качание
| мышление
| головой, глаза в К-позиции, взгляд
| Лучший случай/
| направлен вниз и направо.
| худший случай;
|
| оптимисты/
| Оптимист: утвердительное покачивание
| пессимисты
| головой, на лице улыбка, тело движется
|
| вперед, взгляд направлен вверх
|
| в преимущественно визуальной
|
| модальности.
|
Метапрограммы
| Внешние признаки
| № 8. Устойчивость
| Сфокусированный взгляд и неподвижное
| Проницаемость/
| тело — устойчивость и непроницае
| непроницаемость
| мость. Колебательные движения —
|
| проницаемость.
| № 9. Качество
| Сосредоточенность, теплые руки —
| фокусировки
| помехоустойчивые. Пугливость,
| Помехоустойчивые/
| холодные руки — непомехоустойчивые.
| непомехоустойчивые
|
| № 10. Философская
| «Почему»: преимущественно Ad доступ,
| направленность
| тело находится в покое, созерцатель-
| Почему/как;
| ность. «Как»: преимущественно VAK
| причины/решения
| доступ, большая подвижность тела, рук
|
| и т. д.
| № 11. Структура
| Обратите внимание на логические
| реальности
| объяснения, номинализации, «черно-
| Аристотелевская/
| белую» терминологию, более скованное
| неаристотелевская
| тело. Обратите внимание на процессу-
|
| альный язык, термины, соответствующие
|
| «континууму», более плавные жесты.
| № 12. Коммуника-
| Канал Ad: язык, слова, истории;
| тивный канал
| преимущественно в состоянии
| Вербальный
| даунтайм, напоминающем транс.
| (дигитальный)/
| Все невербальные аналоги: дыхание,
| невербальный
| поза, (аналоговый) мышечный тонус,
|
| движения глаз, жесты и т. д. преимуще-
|
| ственно в аптайм. Обратите внимание,
|
| какой канал человек предпочитает при
|
| передаче информации и на какой он
|
| полагается при ее приеме.
| Выбор: воля, желания, решения и т. д.
| № 13.Эмоциональное
| Пассивность: движения тела в сторону
| совладание
| и назад, заискивающие жесты
| Пассивность/агрессия/
| (категория Сатир). Агрессия: тело
| диссоциация
| движется вперед, более стремительные
|
| и определенные движения.
|
Продолжение табл. 11.1
Метапрограммы
| Внешние признаки
|
| Уверенность (сбалансированность/
|
| диссоциация): меньше признаков
|
| внешнего (то есть эмоционального)
|
| возбуждения, больший доступ
|
| к навыкам мышления и речи.
| № 14. Система отсчета
| Внутренняя: человек сначала смотрит
| Внутренняя/внешняя;
| вниз или внутрь себя, затем вовне.
| отнесение к себе/
| Внешняя: остается в модусе «аптайм»,
| отнесение к другим
| смотрит вовне.
| № 15. Эмоциональное
| Ассоциированное: тело более активи-
| Ассоциированное/
| зировано, подвижно, возбуждено,
| диссоциированное;
| состояние «эмоционально».
| чувства/мышление
| Глаза в модусе К. Диссоциированное:
|
| тело более спокойно, неподвижно.
|
| Глаза в модусе Ad.
| № 16. Соматическая
| Аналогично № 13.
| реакция
|
| Активная/рефлексив-
|
| ная/инертная
|
| № 17. Убедительность/
| Ключи глазного доступа, указывающие
| правдоподобие
| на определенную репрезентативную
| Выглядит, звучит,
| систему.
| ощущается правильным;
|
| дает смысл
|
| N° 18. Эмоциональная
| Направленность: тело более расслабле-
| направленность
| но, спокойно, жесты, определенно
| Направленность/
| указывающие на объект эмоции.
| диффузность
| Диффузность: тело более напряжено,
|
| больше движений, жесты более
|
| плавные и неопределенные, как бы
|
| указывающие на распространение
|
| эмоции.
| № 19. Эмоциональная
| Аналогично № 13.
| насыщенность
|
| Скудость/изобилие
|
|
Метапрограммы
| Внешние признаки
| Xs 20. Мотивирующая
| «Навстречу»: голова и туловище
| направленность
| движутся вперед, глаза в Vе"
|
| (видение цели).
| Навстречу/от;
| «От»: голова и туловище движутся
| приближение/избегание
| назад, напряженное выражение лица,
|
| как будто человек хочет «избежать»
|
| чего-то.
| Xs 21. Волевая
| Возможности: движения рук, как бы
| адаптация
| пересчитывающие многочисленные
| Возможности/
| альтернативы. Процедуры: движения
| процедуры
| рук, как бы упорядочивающие
|
| объекты в пространстве.
| № 22. Адаптация
| Суждения: «сравнивающие» движения
| Суждения/восприятие
| рук и тела, «это или то». Восприятие:
|
| плавные, «скользящие» движения рук.
| N° 23. Модальные
| Необходимость: напряжение в голосе,
| операторы
| повышение голоса, большая
| Необходимость/
| скованность в теле.
| возможность/желание
| Возможность: движения рук, как бы
|
| пересчитывающие многочисленные
|
| варианты, тело более подвижно
|
| и расслаблено.
|
| Желание: голос
|
| повышается и звучит более
|
| «приподнято» и «взволнованно».
| № 24. Предпочтения
| Места: движения рук} как бы
| Люди/места/объекты/
| указывающие на определенное место.
| деятельность/
| Информация: движения рук в сторону
| информация
| головы.
|
| Люди: кинестетические предикаты.
|
| Информация: Ad глазные паттерны.
|
| Деятельность: обилие жестов, кинесте-
|
| тические предикаты.
| № 25. Адаптация
| Перфекционисты: в модусе «аптайм»
| к ожиданиям
| (№ 4).
|
Продолжение табл. 11.1
Метапрограммы
| Внешние признаки
| Перфекционизм/ оптимизация/ скептицизм
№ 26. Ориентиры при покупке Стоимость/удобство/ качество/время
№ 27. Ответственность Повышенная/ пониженная
№ 28. Степень доверия к людям Недоверчивость/ доверчивость
| Скептики: в модусе «даунтайм» (№ 4). Оптимисты: чередуют «аптайм» и «даунтайм», делая это с легкостью.
Стоимость: Ad> «во времени». Качество: Ad, «во времени». Удобство: К иV глазные паттерны. Время: суждения (№ 22).
Повышенная ответственность: иногда опущенные плечи, как будто человек несет тяжесть. Пониженная ответственность: обвинения и упреки, вытянутый указательный палец.
Недоверчивость: жесты, указывающие на дистанцию, границы, напряжение. Доверчивость: расслабленность на лице и в мышцах, руки вытянуты вперед, прикосновения.
| Коммуникация/реагирование
| № 29. Восстановление энергии Экстраверт/ амбиверт/интроверт
№ 30. Сотрудничество/ руководство Независимый/командный игрок/ руководитель
№ 31. Коммуникативная категория
| Метапрограмма в «контексте стресса» или «подавленных» чувств. Экстраверт: в модусе «аптайм», как будто смотрит вокруг и вовне. Интроверт: преимущественно в состоянии «даунтайм», как будто смотрит внутрь себя. Амбиверт: гибкое чередование обоих стилей.
Независимый: Ad глазной паттерн, «во времени». Командный игрок: V и К глазные паттерны, аптайм. Руководитель: использует комбинацию всех паттернов глазного доступа, при этом выглядит расслабленным.
Физиологическое описание каждой из этих установок
|
Метапрограммы
| Внешние признаки
| Обвиняющий/ заискивающий/ отвлекающийся/ расчетливый/ уравновешенный
№ 32. Общая реакция Конгруэнтная/ неконгруэнтная', соперничество/ сотрудничество; полярность/ метапозиция
№ 33. Тип соматической реакции Активная/рефлективная/обе/ инертная
№ 34. Предпочтения в работе Объекты/системы/ люди/информация
| см. у Сатир. Использование рук и пальцев при разговоре!
Конгруэнтная: согласованность поведения. Неконгруэнтная: невербальные действия не согласованы, не синхронизированы. Полярность: больше движений, возбуждение. Метапозиция: большее спокойствие, меньше движений тела.
Аналогично № 13.
Люди: употребляет личные местоимения, имена собственные. Системы: употребляет личные местоимения во множественном числе. Информация: Ad глазные паттерны, неконкретные предикаты. Объекты: навстречу (№ 20), голова и туловище движутся вперед.
| Семантика/концепции: отношение к категориям -«я»-, времени, нравственности
| № 35. Способ сравнения Количественный/ качественный
| Количественный: обратите внимание на цифры, статистику и т. д. Качественный: обратите внимание на сравнительные допущения («хорошо», «лучше»), которые указывают на определенное качество или свойство.
|
Продолжение табл. 11.1
Метапрограммы
| Внешние признаки
| № 36. Источник знаний
| Моделирование: в модусе «аптайм»,
| Моделирование/
| внешняя фокусировка.
| концептуализация/
| Концептуализация: в «даунтайм»,
| опыт/авторитетное
| употребление более абстрактных
| мнение
| и неконкретных предикатов, обратите
|
| внимание на номинализации —
|
| злоупотребление ярлыками! Опыт:
|
| обратите внимание на активизацию
|
| «моторных» программ человека,
|
| в кинестетической модальности.
|
| Авторитетное мнение: использует
|
| «аптайм» для внешних проверок при
|
| ориентации на властную фигуру.
| № 37. Окончательность/
| Движения рук как при закрытии
| коробзавершенность
| ки, двери и т. д. — для завершенности
| Завершенность/
| или отсутствие таких движений.
| незавершенность
|
| № 38. Социальная
| Проницательность: преимущественно
| презентация
| в модусе «аптайм», наблюдение,
| Проницательность —
| изучение людей, сканирование.
| искусность/
| Безыскусность: преимущественно
| искренность —
| в модусе «даунтайм».
| безыскусность
|
| № 39. Тип
| Власть: в модусе «обвинителя».
| иерархического
| Союз: модусы «уравнитель»,
| доминирования
| «миротворец», «расчетливый».
| Власть/союз/
| Достижения: проактивность, глаза в Vе.
| достижения
|
| М° 40. Ценности
| Хранятся «внизу справа», если «важны»,
| Перечень ценностей;
| или «вверху», если «высоко ценимы».
| приближение/избегание
| Тон голоса: будничный или приподня-
|
| тый, если «важны».
| №41. Отношение
| Сильная воля: тело напряжено, скова-
| к наставлению
| но, «сдерживание» себя, челюсти сжаты.
| Сильная воля/
| Уступчивость: тело более расслаблено,
| уступчивость
| спокойно — поза «заискивающего».
|
diE
Метапрограммы
Внешние признаки
№ 42. Самооценка Высокая/низкая
№ 43. Уверенность в себе Конкретные навыки
№ 44. Самоощущение Тело, мышление, эмоции, роли
М° 45. Самоцелостность Конфликтующая/ неконгруэнтная/ конгруэнтная
№ 46. Сортировка «времени»
Прошлое/настоящее/ будущее
№ 47. Ощущение «времени» «Во времени»/ «сквозь время*
№ 48. Доступ ко «времени* Последовательный/ случайный
№ 49. Сила эго
Устойчивое/
неустойчивое
Высокая: голова высоко поднята. Низкая: голова опущена, кивание головой, говорит тихим голосом.
Контекст навыка, в котором уверен. Составьте перечень конкретных навыков человека; компетентен в чем?
Тело: К глазные паттерны. Мышление: Ad глазные паттерны. Эмоции: К глазные паттерны. Роли: какие роли человек у себя идентифицировал?
Конфликтующая: аспекты поведения (слова, тон, жесты) не согласованы. •Конгруэнтная: тело расслаблено и спокойно, все движения и жесты кажутся «едиными» и скоординированными. Неконгруэнтная: аспекты поведения человека кажутся несогласованными.
Показывает жестами туда, где кодирует «прошлое», «настоящее» и «будущее», у праворукого человека «прошлое» обычно слева, а «будущее» — справа. Прислушайтесь к предикатам времени.
«Сквозь время»: меньше движений,
возбуждения и т. д.
«Во времени»: больше движений,
возбуждения.
Последовательный: рубящие движения руками, как бы упорядочивающие пространство. Случайный: более хаотичные жесты, как бы «охватывающие все», без определенного паттерна.
Аналогично № 13.
279
Часть III. Применение'
Окончание табл. 11.1
Метапрограммы
| Внешние признаки
| № 50. Нравственные качества Сильное/слабое суперэго
№ 51. Причинность Беспричинность/ линейная/ множественная/ личностная/ магическая/ корреляционная ПСС
| Слабое суперэго: обратите внимание на язык, указывающий на безразличие к происходящему, людям, правилам и т. д. Также исключительное отнесение к себе (см. № 14). Сильное суперэго: обратите внимание на номинализации, относящиеся к справедливости, честности, добру/злу, духовности и т. д.
Беспричинность: жесты, напоминающие «вскидывание рук» и указывающие на эффекты, которые возникли сами по себе. Линейная ПСС: жестикуляция в последовательной манере. Множественная ПСС: круговые или спиральные движения руками, указывающие на различные действия, которые за счет обратной связи образуют систему реакций. Личностная ПСС: жесты, указывающие на «я», руки движутся к груди. Магическая ПСС: параллельные движения руками, как бы идентифицирующие два одновременных, но не взаимосвязанных феномена.
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|