Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Представление о познавательных процессах, основные определения.





 

ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ — общее название ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности. Ориентировка в обстановке, практическое использование средств деятельности основываются на работе психических познавательных процессов, особенно мышления. Психические познавательные процессы взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы и представления и воображения. Осмысление информации способствует се запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. Тесно связаны между собой мышление и речь. Понятие существует благодаря слову. Речевое оформление мысли центрирует се и уточняет. Мышление и речь влияют па протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов.

 

Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.

Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Итог восприятия - интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

 

Представление - это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления - это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти "первые сигналы". Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится "портрет класса объектов", и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.

 

Воображение - психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

 

Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса.

 

Память - это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

 

Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым "сквозным" психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации.

Общее определение восприятия. Основные свойства образов восприятия.

 

А.Гусев, под ред. Братуся

в философской и психологической литературе понятия «ощущение» и «восприятие» имеют различный смысл. Согласно философской традиции ощущения и восприятия понимаются как начальные (более элементарные по сравнению, с абстрактным мышлением) ступени познания человеком окружающего мира (рассматриваемые и как отдельные психические процессы, и как результат этих процессов) ­ психическое отражение действительности посредством органов чувств. В общей психологии ощущения и восприятия рассматриваются более конкретно как определенные виды образов, данные нам при самонаблюдении в результате нормального функционирования органов чувств.

Тем не менее, в силу сложившейся философской традиции, двойственное понимание этих двух понятий присутствует также и в психологии. Поэтому в психологической литературе нередки двоякие определения ощущений и восприятий: 1) как сложный психофизиологический процесс формирования чувственных образов и 2) как их результат, т.е. сами образы (сенсорные и перцептивные). В приводимых ниже трех, характерных для современной психологии, определениях понятия «ощущение» эта двойственность

нашла свое отражение.

1. В Большом психологическом словаре ощущение определяется как: «1) психофизический процесс непосредственного чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений или предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на opгaHbI чувств; 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств...» [18, 363].

2. В учебнике х. Шиффмана ощущение это: «Непосредственные, фундаментальные и прямые контакты (переживания) определённого рода... они относятся к осознанному знанию о качестве и характеристических признаках окружающих нас предметов... являясь результатом воздействия простого, изолированного раздражителя» [120, 24].

3. В учебнике с. Корена и соавт. ощущение это: «Простой осознанный опыт, связанный с воздействием некоторого стимула»

Нетрудно обнаружить общее в трех приведенных определениях: ощущения или сенсорные образы представляют собой осознанное психическое отражение отдельных изолированных свойств предметов

или стимулов путем их непосредствеННО20 воздействия на органы чувств. Так, А.Д.Логвиненко подчеркивает две ипостаси ощущения: 1) ощущение как элемент чувственного образа и 2) ощущение как элементарный образ, т.е. образ элементарного стимула [74].

Анализируя проблему происхождения процессов психического отражения, выдающийся отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев (1903­ 1979) полагал, что филогенетическая основа ощущений ­ это элементарная раздражимость низших организмов по отношению к биотическим раздражителям (тепло, свет, пища), имеющим для них прямое биологическое значение. В отличие от раздражимости ощущения животных и человека опосредствованы особенностями их поведения или практической деятельности. Они имеют абиотическое значение, выполняют сигнальную, ориентировочную функцию, т. е. несут информацию о наличии жизненно важных изменений в окружающей среде и напрямую Mогyт быть не связаны с наличным потребностным состоянием организма.

Характеризуя понятие «восприятие», также приведем три определения, взятые нами из тех же источников.

1. Из Большого психологического словаря: «Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор... Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа... Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности eгo свойств, в eгo объективной целостности».

2. По Х. Шиффману, восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление сенсорной информации, это результат упорядочения ощущений и превращение их в знания о предметах и событиях физического мира.

3. По С. Корену и соавт., восприятие ­ это «осознанный опыт, связанный с воздействием предметов и отношений между предметами».

Здесь также очевидно сходство этих определений. Разные авторы подчеркивают, что восприятие или перцептивный образ представляет собой активный процесс, создающий осознанное психическое отражение предмета и ситуации в целом в виде целостного знания и возникающий при непосредственном воздействии предмета на органы чувств. Особо подчеркивается, что это активный и созидательный процесс, опосредствованный индивидуальным опытом субъекта, рассматриваемый как решение им cBoeгo рода перцептивной задачи. В качестве синонимов восприятия в психологической литературе также используются термины «образ восприятия» или «перцептивный образ». Характеризуя восприятие как процесс, психологи часто употребляют термины «перцепция» или «перцептивный процесс». При различении ощущений и восприятий существует определенная методологическая трудность. Она обусловлена тем, что в реальной жизни и даже в исследовательской практике одно от другого отделить чрезвычайно сложно, поскольку человек очень редко воспринимает изолированные раздражители, а практически всегда имеет дело с предметной средой. В этом смысле, используя очень емкий термин известного американского психолога Найсера, можно сказать, что их разделение не обладает экологической валидностью, т. е. не очень-то соответствует реальной жизни. Тем не менее ученые...психологи создают особые экспериментальные условия, при которых можно получить «чистые» ощущения и отделить их от восприятий.

­Такими условиями, например, являются психофизические эксперименты, в которых испытуемому, помещенному в специальную экспериментальную камеру и, таким образом, изолированному от внешних воздействий, предъявляются простые стимулы, у которых изменяется только один физический параметр, например: вес, длина волны cBeToBoгo излучения, концентрация глюкозы в растворе дистиллированной воды.

Поскольку все внимание испытуемого фиксируется на одном параметре стимуляции (тяжести, цвете или сладкости), то в таких условиях можно с известной долей условности полагать, что мы имеем дело с сенсорными образом, отражающим в сознании человека лишь одно качество раздражителя, действующего на определенные рецепторы. В качестве примера из реальной жизни можно привести визуальные наблюдения астрономов, определяющих звездную величину какой-либо далекой звезды по ее яркости. Другой при мер из клинической нейропсихологии: у больных при поражении теменно-височной или теменно-затылочной коры больших полушарий наблюдается так называемая предметная а2нозия: когда сенсорная чувствительность у них сохраняется, но полностью утрачивается способность воспринимать предмет целостно и, следовательно, узнавать его. Такие больные, например, Могут очень подробно описать отдельные свойства яблока (его размер, цвет, форму), но из отчетливого осознания этих отдельных качеств eгo предметная целостность не возникнет.

­Таким образом, рассматривая ощущения и восприятия как теоретические понятия научной психологии, мы в известной степени имеем дело с научными абстракциями, такими же, как гравитационное или электромагнитное поле в физике. Тем не менее в реальной работе психолога-исследователя или психолога практика, изучающего познавательную активность человека, следует четко представлять, с Какого рода образными явлениями мы преимущественно имеем дело. В силу научных традиций или исследовательских подходов, одни и те же феномены в истории психологии назывались по-разному. Поэтому начинающему психологу будет поучительно вспомнить следующее высказывание одного маститого специалиста в области исследования ощущений и восприятий: «Когда я только начинал заниматься научной работой, коллеги говорили, что я изучал познавательные процессы. Сейчас они говорят, что я работаю в области изучения процессов переработки информации у человека. Я же не знаю, что будет дальше, ­ ведь я собираюсь изучать те же самые проблемы еще лет 10!» [142, 13].

Очень часто в современной психологической литературе при рассмотрении проблем, касающихся изучения ощущений и восприятий используются два тесно связанных с данными понятиями термина ­ познание и переработка информации. Термин «познание» активно используется в психологии для определения широкого Круга процессов, происходящих где-то между восприятием и научением, он относится к широкому Кругу процессов: памяти, мышления ­ ко всему, во что включены сенсорно-перцептивные процессы. «Переработка информации» ­ относительно общий термин для обозначения ряда психических процессов преобразования стимульной энергии в осознанные образы, процессов, приводящих к опознанию и интерпретации стимульных воздействий.

 

Свойства образов восприятия

­Переходим к описанию существенных характеристик образов восприятия или основных перцептивных феноменов. Это очень важно потому, что именно эти характерные особенности отличают перцептивные образы от других видов образных явлений (образов памяти, гипногогических образов и т.д.). При изложении данного вопроса мы будем опираться на работы двух известных американских психологов Флойда Оллпорта.

Описание природы образов восприятия имеет преимущественно феноменологический характер, т. е. определяет специфику наших непосредственных чувственных переживаний и отвечает на вопрос: каким мы воспринимаем окружающий мир? Ф.Оллпорт выделял шесть классов перцептивных феноменов.

1. Сенсорное качество и его количественная представленность в образе восприятия. Это свойство перцептивного образа самое непосредственное и содержательное, поскольку оно характеризует саму фактуру или живую чувственную ткань образа.

­Касание кожи руки холодным предметом или острый укол, вкус лимона или сахара запах ландыша или полыни, напряжение усталой мышцы шеи или согнутой в локте руки, свет от лампы-вспышки или КраСНОватый отблеск вечерней зари на горизонте ­ все это те сенсорные качества, которые наполняют чувством реальности наши образы восприятия.

Как уже было указано выше, представленные в образе сенсорные качества имеют свои количественные измерения ­ интенсивность, длительность во времени и протяженность в пространстве, делая звуки громкими или тихими, запахи насыщенными или едва уловимыми. Но вариации количества определенного сенсорного качества не изменяют самого основного ­ представленности во вне некоторой чувственной реальности, отображающей определенные предметы. Таким образом, прямое,

непосредственное переживание Некоторого сенсорного качества или сеНсорных качеств и есть основа нашего восприятия.

­2. Фигура и фон как обязательные атрибуты перцептивного образа образуют структуру нашего восприятия. Это означает, что воспринимаемый мир всегда структурирован на фигуры и фон.

­Мы рассматриваем стоящее дерево, оно представлено в нашем еоприятии как фигура на фоне неба и окружающих деревьев, подходя ближе к дереву, мы различаем отдельные листья, оцениваем их форму, расположение на ветке и цвет, и тогда само дерево становится фоном в пространстве нашего образа, а листья ­ фигурой. Таким образом, со­держание нашего восприятия всегда целостно, а не представляет собой набор разрозненных сенсорных элементов. Эта фундаментальная особенность нашего восприятия может быть выражена простой формулой: мы воспринимаем объект всегда целостно, как отдельную фигуру, или Вообще никак не воспринимаем. Форма объекта, замкнутость его контуров, группировка нескольких объектов относительно друг друга ­ так называемые конфигурационные аспекты восприятия в значительной степени определяют его содержание.

­3. Константность восприятия ­ одно из свойств образов воеприятия, явно отличающих их от сенсорных образов. Оно проявляется в относительной неизменности воспринимаемых признаков предметов при значительном изменении условий их восприятия, Т. е. при изменении проксимальной стимуляции.

­Представим, например, что мы смотрим на человека с расстояния 5, 10 и 20 м. Мы даже Не задумываемся над тем, что, несмотря на различия в расстоянии, видимый размер человека один и тот же, потому, что мы это явно видим. Однако легко показать, что исходя из законов геометрии, размер проксимального стимула, т. е. сетчаточной проекции человека, уменьшился обратно пропорционально увеличению расстояния. Но

тогда мы должны признать, что изменение размеров раздражителя, действующего на рецепторную поверхность ­ сетчатку, почти никак не Отразилось на величине воспринимаемого объекта, т. е. физический параметр стимуляции не повлиял на изменение соответствующего феноменального параметра. То же самое происходит при восприятии нами листа белой бумаги в комнате, когда в широких пределах изменяется уровень освещения. Например, вы закрываете окна плотными шторами и видите тот же лист белой бумаги, выключаете верхний свет и видите опять лист белой бумаги, наконец, вы выключаете настольную лампу, и только небольшая часть света проникает через шторы, но вы опять видите все тот же белый лист 2. В реальной жизни мы никогда не задумываемся над тем, почему при изменении на несколько порядков интенсивности Света, отраженного от листа белой бумаги и попадающего на сетчатку (проксимальный стимул), соответствующий феноменальный параметр стимуляции ­ воспринимаемая белизна практически не меняется. Феномены константности восприятия обнаружены также и в других модальностях, например относительная неизменность восприятия громкости звука при удалении от его источника.

­Таким образом, мы приходим К чрезвычайно важному заключению: способность нашего восприятия обеспечивать относительную неизменность характеристик отражаемой действительности при значительных изменениях физических параметров стимуляции позволяет нам воспринимать окружающий мир стабильно, сохраняя существенные характеристики предметного образа и адекватно соотнося их с меняющимися параметрами проксимальной стимуляции. Константность восприятия характеризует его как активный психический процесс, процесс построения перцептивного образа, а не пассивного отображения отдельных сенсорных качеств раздражителя. На важное биологическое значение Константности восприятия обращал внимание Лев Семенович Выготский (1896­ 1934), отмечая, что, если бы не было константности Ве­личины, животному, которое опасается хищника, последний должен казаться на расстоянии ста шагов уменьшившимся во Много раз.

4. Следующий феномен восприятия связан с субъективным xарактером оценки величины или интенсивности какого-либо объекта и получил название системы отсчета в восприятии. Мы обычно не задумываемся, говоря, что этот звук «громкий», а тот предмет «тяжелый». Тем не менее, очевидно, что наши оценочные суждения должны быть субъективны и относительны и зависеть от сформированной ранее системы эталонов. Такая система эталонных оценок зависит от прошлого опыта восприятия подобных объектов, обучения, социокультурных норм. Как и любая другая высшая психическая функция, восприятие культурно и исторически детерминировано. Кроме Того, диапазон и характер наших оценок степени выраженности какого-либо сенсорного качества зависит от Того стимульного контекста, в котором даются эти оценки.

­

5. Предметный характер восприятия ­ фундаментальное свойство перцептивного образа, тесно связанное со всеми другими феноменальными свойствами и поэтому наиболее универсальное и всеобъемлющее. Оно заключается в том, что мы воспринимаем не набор отдельных сенсорных качеств, а предмет, представленный вне нас, обладающий этими качествами и поэтому реально существующий. Чувство реальности объективно существующего предмета ­ характерная особенность образа восприятия, отличающая его от других видов образов. Мы редко задумываемся над этой характеристикой перцептивного образа, поскольку чувство реальности воспринимаемого предмета редко покидает нас. Мы верим, мы убеждены в том, что представленный в образе предмет реален и объективен. Однако, в случае потери этого чувства, мы сразу же понимаем, что с нами произошло что-то необычное. Это случается как в специально организованных экспериментальных условиях (например, при сенсорной изоляции), так и при особых состояниях сознания, вызванных высокой температурой, действием наркотических веществ и т. п. Симптом дереализаиии характерен для некоторых психических заболеваний.

­Интересные при меры потери чувства реальности предметного мира приводили А. Н.Леонтьев и А. В. Запорожец, описывая специфические переживания раненых минеров, ослепших после взрыва и перенесших ампутацию кистей рук. Ввиду потери привычных для них зрительных и осязательных ощущений, пациенты восстановительного госпиталя сообщали о появлении характерного чувства нереальности или иллюзорности окружающего их мира, мира, который, несмотря на полное понимание объективности его существования, не переживался как реальность, поскольку его образ был лишен большей части своего чувственного содержания [64].

Предметность восприятия выражается и через понятие обьективированности, т. е. чувства вынесенности содержания образа восприятия вне самого субъекта.

­Предметное восприятие определяется также через означенность его содержания, т. е. мы всегда переживаем образ предмета в виде вещи, имеющей определенное значение. Означенность перцептивного образа можно проиллюстрировать известным примером из «Маленького принца» С. Экзюпери, где герои дают различное толкование воспринимаемому рисунку. Чаще Всего говорят, что нарисована шляпа, но Маленький принц увидел другое содержание ­ это удав проглотил слона! И действительно, многозначность чувственной основы образа и отсутствие определенного контекста позволяют по-разному означивать этот объект.

Специфика перцептивного образа в том, что мы переживаем значение предмета одномоментно ­ мы просто чувствуем, что перед нами та или иная вещь. И лишь в специально организованном психологическом эксперименте, где испытуемому предъявляются зрительные стимулы на очень короткое время, можно этот процесс означивания «развернуть» во времени. Будем увеличивать время экспозиции и спрашивать испытуемого, что он увидел в очередной пробе. Сначала он скажет, что на экране мелькнуло что-то темное, затем (при увеличении времени предъявления) он сообщит, что увидел нечто прямоугольное и синее, и вдруг (после очередного увеличения времени) он уверенно скажет, что это книга в тёмно-синей обложке.

Значение образа всегда опосредствованно не только и не столько индивидуальным опытом субъекта, но в большей степени культурно­ историческим опытом Всего человечества, особенностями воспитания и обучения. Это так называемое сверхчувственное свойство образа, оно лежит вне наших органов чувств, его нельзя понять исходя из особенностей стимуляции.

Означенность перцептивного образа может пропадать в случаях локального поражения коры головного мозга, когда у больных наблюдается так называемая зрительная предметная агнозия. Такие больные Могут подробно описать детали изображенного на

картинке предмета, но не способны его опознать и воспринять целостно.

Предметность восприятия означает и его полимодальность, т. е. слияние в перцептивном образе всех чувственных впечатлений. Например, когда мы держим в руках новый предмет, мы его активно ощупываем, рассматриваем, слышим шорох от движения пальцев по неровной поверхности, ощущаем вес, теплоту и упругость.

6. Еще одно базовое свойство восприятия, объединяющее его с другими психическими процессами, связано с его избирательным характером. Избирательность восприятия проявляется во влиянии индивидуальных различий людей и эффектах доминирующей установки. Под перцептивной установкой в психологии понимается готовность субъекта к восприятию чего-либо. Феноменально влияние установки выражается в большей ясности восприятия объекта. Например, если с очень коротким временем экспозиции (т. е. в ситуации сенсорной неопределенности) на экране монитора равновероятно предъявлять буквы и цифры, то испытуемые приблизительно с одинаковой вероятностью будут опознавать изображение «13» как букву В и число 13. Но если в предыдущем опыте испытуемому предъявлялись буквы, то он воспринимал это изображение как букву, если ранее предъявлялись цифры, то как цифру.

Сходным образом на ясность и содержание перцептивного образа влияют и особенности текущего состояния человека. Состояние нужды в чем­то, т. е. то, что в психологии называют мотивационным состоянием, может существенно повлиять на характер

восприятия.

­Одним из важнейших свойств восприятия, выделяемым различными авторами и тесно связанным со всеми остальными, является его активный характер. Это свойство может быть коротко определено так: нормальное восприятие в принципе не может быть статичным. Особенно ярко оно проявляется как принципиальная изменчивость перцептивного образа при константной сенсорной стимуляции.

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.