Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Типология форм ландшафтного дизайна





Ландшафтный дизайн

Ландшафтоведение, отрасль физической географии, изучающая природные территориальные комплексы (или геогр. комплексы, геосистемы) как структурные части геогр. оболочки Земли. Основоположниками Л. в России были Л. С. Берг, Г. Н. Высоцкий, Г. Ф. Морозов и др. представители школы В. В. Докучаева начала 20 в., а за рубежом — немецкий географ 3. Пассарге. Ядро Л. составляет учение о ландшафте географическом как основные ступени физико- географической дифференциации Земли. Л. рассматривает вопросы происхождения, структуры и динамики ландшафтов, законы их развития и размещения и преобразование в результате хозяйственной деятельности человеческого общества. Одна из задач Л. — изучение составных частей ландшафта — геосистем низшего уровня (местностей, урочищ ландшафтных, фаций ландшафтных), их взаимного расположения, взаимодействия, типов образуемых ими пространственных структур и их преобразований с течением времени (морфология ландшафта). К Л. относится также изучение зон, секторов, областей, провинций и др. региональных геосистем высших рангов, поскольку они представляют собой закономерные группировки ландшафтов. В рамках высших территориальных единств ландшафты связаны между собой благодаря циркуляции атмосферы, а также процессам стока, миграциям растений и животных и др. Выяснение общих законов территориальной дифференциации географической оболочки (в чём Л. смыкается с землеведением) служит основой познания происхождения ландшафтов и геосистем более крупных рангов и вместе с тем теоретическим фундаментом физико- географического районирования. Элементарные географические комплексы изучаются как части сопряжённых, закономерно построенных территориальных систем (ландшафтов). Образование таких комплексов обязано процессам с ограниченным радиусом действия, присущим или отдельным ландшафтам, или их группам и вытекающим из внутреннего развития последних (деятельность текучих вод и формирование морфоскульптурных элементов рельефа, конкурентные взаимоотношения растительных сообществ и их взаимодействие с окружающей средой и т.п.). Региональная дифференциация геосистем высших рангов подчинена неравномерному распределению энергии, которая поступает в географическую оболочку извне. Следствием широтного распределения лучистой энергии Солнца являются ландшафтные пояса, зоны и подзоны (см. Зоны физико-географические). Сложные проявления внутренней энергии Земли своим главным следствием имеют азональный контраст между сушей и Мировым океаном; возникающая в результате этого континентально-океаническая циркуляция воздушных масс обусловливает формирование на материках ряда физико-географических секторов — приокеанических, континентальных и переходных. С разнообразием морфоструктур земной коры связано образование физико-географических стран, областей и районов, а в горах, кроме того, — высотных ландшафтных ярусов и поясов. Главным источником фактического материала в Л. служат полевые исследования, осуществляемые в процессе экспедиционных и стационарных работ. Первые обычно сопровождаются ландшафтным картированием и дают возможность установить границыприродно-территориальных комплексов, а также описать их основные, наиболее устойчивые черты (см. Ландшафтные карты). Существенную помощь при этом оказывает использование аэрофотоматериалов; изучаются возможности применения космических снимков. Изучение динамики геосистем требует организации стационарных наблюдений, включающих исследование балансов тепла и влаги, миграции химических элементов, биологической продуктивности. На стыке Л. со смежными науками сформировалась особая отрасль географии — геохимия ландшафта, разрабатываются основы физики (геофизики) ландшафта. В исследовании фаций как энергетических ячеек ландшафта и первичного звена в цепи геогр. взаимосвязей Л. непосредственно соприкасается с биогеоценологией. Стационарные исследования сезонной динамики ландшафта создают предпосылки для развития ландшафтной фенологии. Ландшафтный дизайн как средство оптимизации антропогенного ландшафта Н.В. Веселов, ведущий специалист ООО «Садовник» В современном словаре иностранных слов понятие дизайн определяется как «художественное конструирование предметов;. То есть ландшафтный*проектирование эстетического облика предметной среды» дизайн – это художественное конструирование ландшафта, проектирование эстетического облика ландшафта. В этих определениях эстетическому отводится место приятного, но необязательного, бесполезного качества. Более правильным нам представляется определение слова «дизайн», как создание формы, наиболее соответствующей содержанию, т.е. формы, отражающей внутреннюю гармонию и функциональность предмета. А такая форма и воспринимается человеком как красивая. Таким образом, красивый ландшафт – это внутренне гармоничный жизнеспособный ландшафт, а ландшафтный дизайн в лучших своих проявлениях – это создание гармоничного, способного к саморазвитию ландшафта. Например, сосновые или еловые лесопосадки, где деревья высажены рядами на близком расстоянии друг друга, красивы только издали. Внутри же они производят впечатление чуть ли не тягостное. В то же время это искусственно созданное сообщество мало жизнеспособно. Как биоценоз такой лес слаб. В красивом лесу есть поляны, опушки, деревья растут в несколько ярусов, есть кустарники и травянистые растения. Такое сообщество устойчиво и гармонично, способно к развитию. В ландшафтоведении существуют понятия макро-, мезо- и микроландшафтов. Возможно, такое деление целесообразно сделать и в ландшафтном дизайне. Это будет полезным потому, что приемы и методы ландшафтного дизайна различны на объектах разной величины. Общее правило здесь таково: чем меньше объект, тем больше энергии на единицу площади требуется от человека для поддержания объекта в жизнеспособном состоянии. Пример дизайна макроландшафта – Куршская коса в Балтийском море под Калининградом, представляющая собой узкую полосу земли площадью 200 км2. Леснаярастительность на Куршской косе была полностью уничтожена к концу XVII в., а в XVIII веке на ней начались планомерные лесопосадки для создания условий, благоприятных для жизни людей (закрепление дюнных песков, создание и сохранение почвенного слоя, улучшение микроклимата). Эти работы продолжаются в настоящее время. Особенностью облесения Куршской косы было то, что для посадки использовались деревья не одной или нескольких пород, а привозились семена и саженцы десятков видов растений, которые никогда не встречались на побережье Балтийского моря. Сейчас Куршская коса на большей площади облесена, причем состав большинства растительных сообществ уникален. Эта территория находится под охраной ЮНЕСКО, и в то же время Куршская коса – живописный курорт. Пример дизайна мезоландшафта – старинные парки русских дворянских усадеб. Их площадь, как правило, достигала нескольких десятков гектаров. И здесь мы видим взаимосвязь красоты ландшафтов и устойчивости парков как биологических сообществ. Дело в том, что создатели парков брали за образец эстетически совершенные ландшафты нашей природы: леса, водоемы, луга, а основу видового разнообразия таких парков составляли растения нашей природной зоны. Высаживались в парках и интродуценты, требующими постоянного надзора. Эти растения обычно и создают в неухоженных парках непроходимые заросли, часто угнетая растения-аборигены. Чем больше в парке интродуцентов, тем, как правило, больше внимания и ухода он требует. Оформление городских территорий и частных садов – это, условно говоря, микроландшафтный дизайн. Площади, которые обустраиваются при этом, составляют от нескольких квадратных метров до гектара. Обычно, когда говорят о ландшафтном дизайне, подразумевают обустройство именно таких небольших территорий. Все приемы и методы работы, видовой и сортовой набор растений, о которых пишется в современной литературе по ландшафтному дизайну – все это отработано и опробовано на маленьких участках. Каково же состояние ландшафтного дизайна у нас в стране, какие он испытывает влияния, как происходит его развитие? Высшее достижение в дореволюционной России – парки пригородов столиц и парки дворянских усадеб. Для них характерно использование сравнительно небольшого количества экзотов. Основу парков составляли растения местной флоры, поэтому иногда трудно понять, где кончается парк и начинается лес. Во времена советской власти возможности декоративного садоводства были ограничены, садово-парковым искусством занимались некоторые коллективы и энтузиасты. С середины 90-х гг. прошлого века произошел, без преувеличения, взрыв интереса к ландшафтному дизайну. Причин этому несколько: у части населения появились значительные по площади участки земли и материальный достаток, позволяющий не занимать эту землю под огород; многие побывали в Европе и увидели, чего достигло декоративное садоводство там; в Россию стало поступать большое количество семян и посадочного материала декоративных растений, а также литература, посвященная ландшафтному дизайну. Все это, вместе взятое, сформировало моду на стиль и способы обустройства приусадебных участков. Можно уверенно сказать, что сегодня состояние нашего ландшафтного дизайна определяется модой, основу которой составляет западно- европейское влияние. Хорошо это или плохо? В целом хорошо. Западно-европейские страны, особенно Англия и Германия, всегда славились лучшими садовниками, там были лучшие ботанические сады, лучшие коллекции декоративных растений. В российских парках работали немецкие и английские садовники, а сами парки обычно делались по образцу английских пейзажных парков. Плохо то, что элементы обустройства территории, уместные в европейском климате и ландшафте, бездумно переносили в наши условия. Например, альпинарий уместен далеко не на каждом участке. У нас он сейчас является таким же необходимымэлементом ландшафтного дизайна как газон, цветник или водоем. Но период наивного, некритического потребления западных достижений проходит, и оформляется российский стиль ландшафтного дизайна. Городской ландшафт Л.А. Смирнова, ведущий архитектор института «Тверьгражданпроект» Э.В. Баженова, кандидат технических наук, ведущий инженер института «Тверьгражданпроект» Согласно Н.Ф.Реймерсу городской ландшафт является одним из типов антропогенного ландшафта с постройками, улицами и парками. Его также называют урбанизованным ландшафтом, подчеркивая этим формы преобразований и черты искусственности. Ландшафты современных населенных пунктов относятся к ландшафтам преобразованным, культурным, где элементы, привнесенные в результате деятельности человека, преобладают над природными. Хорошо известно, что в благоустроенном городе преобладают камень, бетон, асфальт и постоянно наблюдается относительное уменьшение природных элементов, а как следствие этого – ухудшение состояния здоровья населения. Формирование ландшафта города как жизненной среды людей, имеет два аспекта: создание благоприятных санитарно-гигиенических условий и пространственная организация различных видов деятельности (труда, быта, отдыха и т.д.). Решение таких градостроительных вопросов, как разработка архитектурно- планировочной структуры населенного пункта с максимальным учетом и выявлением природных факторов, создание водно-зеленых зон, регулирующих санитарно- гигиенические режимы в местах отдыха населения, индивидуализация образа современного города, городских микрорайонов, является важнейшей задачей проектных организаций. Значительно разнообразить существующие городские пейзажи и сельские населенные пункты позволяет рельеф местности. Умение архитекторов состоит в том, чтобы с помощью незначительных антропогенных градостроительных преобразований выгодно подчеркнуть сложившийся рельеф местности. Например, в селе Кесова Гора наряду с естественными холмами прослеживаются искусственные преобразования. В центре села имеется большой пруд, в зимнее время он служит катком. В настоящее время холмы и пруд обустроены и включены в общую панораму села. Ландшафт, преобразованный в результате хозяйственной деятельности человека, может иметь положительные и отрицательные последствия. К положительным последствиям следует отнести: • создание городов, поселков с развитой инфраструктурой и улучшенным ландшафтом. Примером может служить г. Бологое, который создан на заболоченных залесенных территориях; • создание лесопарков, природных заповедников и других охранных зон с включением уникальных ландшафтов и естественных природных образований в их среду; • создание искусственных водоемов и гидротехнических сооружений в черте населенного пункта (в райцентрах: пос. Сандово, г. Вышний Волочек). В райцентре Сандово, особенно в южной, юго-западной и юго-восточной частях села, расположено несколько рядов невысоких холмов. От водосбора с холмов в 70-е годы ХХ века в русле ручья было создано водохранилище, которое очень органично вписалось в общий ландшафт села и обогатило его панораму. На базе водохранилища создана зона отдыха с парком и пляжем. Положительным примером использования существующего ландшафта в рекреационных целях служат города Белый, Бологое; поселки Кесова Гора, Лесное,Сандово, Фирово и другие. На территории города Белый в 16-17 веках были созданы оборонительные сооружения – земляные валы (при войнах с Литвой и Польшей). На этих земляных валах в 1856 г. был разбит городской парк с водоемом и построен стадион. В настоящее время они включены в рекреационную зону города и служат местом отдыха горожан. Другим примером использования существующего ландшафта в рекреационных целях служит застройка города Бологое. При его застройке естественные озера с их берегами включены в рекреационную зону города. Жилая и общественная застройка развернута в сторону озера. В поселке Фирово по наземно-обвалованному (в настоящее время недействующему) водоводу – проложена дорожная аллея. При составлении генплана данная аллея сохранена и включена в парковую и спортивную зону поселка. Также положительным примером может служить использование золоотвалов, образовавшихся от сжигания топлива ТЭЦ, – в качестве исходного материала для благоустройства территории. В городе Кувшиново на существующих золоотвалах в центре города запроектирован парк со спортивными площадками. Примером рекультивации территории может служить отработанный известковый карьер в пос. Селище Селижаровского района. Здесь генпланом предусмотрено создание парковой и спортивной зоны. К отрицательным последствиям следует отнести: • использование существующего ландшафта не по назначению. Например, создание КАЭС в г. Удомля привело к отрицательному воздействию на состояние ближайших водоемов (озер Песьво и Удомля); • создание водохранилищ (Иваньковского водохранилища) на равнинном рельефе приводит к подтоплению и заболачиванию прилегающих территорий, в результате чего выведены из оборота значительные площади сельскохозяйственных угодий, произошла смена растительности, повысилась влажность, и отмечено изменение микроклимата в данном районе; • нарушение водных связей малых рек и водоемов при строительстве дорог, улиц и промпредприятий. Примером может служить река Лазурь в г. Тверь, воды которой утратили связь с водами рек Тьмаки и Волги, после строительства Тверского проспекта и комбината «Тверьхимволокно». Аналогичная ситуация сложилась и с «архиерейскими» прудами по проспекту Дарвина с рекой Тьмакой при строительстве трамвайных путей. Это привело к нарушению водообмена и самоочищения водоема, к образованию стоячей воды. Происходит зарастание водоемов болотной растительностью, гниение воды, заиливание дна. В итоге – антисанитарное состояние и опасность заболевания малярией в жаркую погоду; • возникновение необустроенных золоотвалов от работы ТЭЦ (например, ТЭЦ-4 в г. Твери); • обмеление водоемов и изменение природного ландшафта вследствие бессистемной и бесхозяйственной вырубки лесов. Новой проблемой, имеющей отношение к городскому ландшафту, стала проблема его содержания в связи с плохой организацией работ по сбору и утилизации отходов, которые отрицательно влияют на санитарно-эстетическое состояние территории городского ландшафта. Это прежде всего, несанкционированные свалки на пустырях, стройплощадках, в поймах рек, вдоль дорог и т.д. Примером стихийной свалки бытовых и производственно-строительных отходов в г. Твери служит строящаяся автодорога в продолжение ул. Красина по направлению к жилому пос. Вагонников с выходом на ул. Луначарского. На всем ее протяжении по обе стороны – кучи разлагающихся отходов и невыносимый зловонный запах в воздухе. Вывод. При создании городских ландшафтов необходима выработка всесторонне взвешенного эколого-экономического подхода при преобразовании существующихландшафтов, которые гармонично сочетались бы с достоинствами существующего природного рельефа при поддержании его санитарного состояния в соответствии с нормативными тр Ландшафтный дизайн ебованиями. Разнообразие и узнаваемость относятся к тем качествам, воплощение которых составляет одну из целей ландшафтного проектирования. Построение гармоничного ландшафта возможно при условии следования законам природы. Естественный ландшафт формируют пять основных компонентов, тесно связанных друг с другом: земля, вода, воздух, растительность и животный мир. При создании красивого пейзажа необходимо добиться сбалансированности всех пяти. Для придания земле естественного облика достаточно разрушить ощущение однообразия и монотонности рельефа. Для этого ландшафтные архитекторы используют прием геопластики - разновидность вертикальной планировки. Этот прием состоит в архитектурно-художественном преобразовании рельефа. Исходя из того, что земляные объекты: искусственные холмы, ландшафтные скульптуры, фигурные насыпи - "долговечны", всегда органично вписываются в естественный ландшафт, можно говорить о перспективности данного метода, известного человечеству с древнейших времен. Известны многочисленные варианты преобразования рельефа. Так, например, образ "священной горы" испокон веков фигурирует во многих культурах. Древние греки, арабы, египтяне возводили объект своего поклонения из груды камней, моделируя рельеф. В Японии же сооружали огромные скульптурные изображения животных. В средние века геопластика получила наиболее широкое распространение в Италии, где на горных склонах формировались системы террас, соединенных лестницами и пандусами. В 20 веке геопластика использовалась при проектировании больших ландшафтных комплексов. В этот период измененный рельеф становится обязательным компонентом многих парков и поместий. Таким образом, становится очевидно, что красивый пейзаж - это не только стандартный набор: газон, большие клумбы и альпийские горки, но и построение сада в вертикальной плоскости. Другим перспективным приемом садово-паркового проектирования является использование геометрических посадок растительности. Они позволят не только разделить открытое пространство на участки различного назначения или подчеркнуть его протяженный характер, но и расширят набор пластических средств достижения выразительности пейзажа. Сочетание же стриженного и свободно растущего кустарника в одной композиции поможет раскрыть декоративные возможности каждого из элементов. Продолжая тему геометрии, отметим, что в наши дни большое распространение получили приемы создания цветочных композиций с характерными контурными линиями: волна, дуга, сегмент и другие. Цветового разнообразия позволяют добиться необычные сочетания растений, как, например: злаки и кустарники с яркой листвой, а также пестролистные и декоративнолистные растения, посаженные большими группами,Понятие цвета в ландшафтном дизайне всегда соотносится с понятием фактуры. В инертных материалах эта связь проявлена наиболее четко. Цветной гравий, декоративная кора, скорлупа ореха и цветное стекло - каждый из материалов порождает свои ощущения и ассоциации у смотрящего. Стильный сад обычно наполнен массой неживых элементов: стеклом, металлом, камнем, декоративным бетоном. Деталь сада, которая при удачном выборе и размещении всегда будет привлекать взгляды - малая архитектурная форма. Прием расположения скульптурных композиций на панно из инертных материалов уходит корнями еще в архитектуру Сада Камней. А создание индивидуальных малых форм для подобных композиций гарантирует неповторимость таинственных уголков и обширных парковых пространств. Для того чтобы сад "заиграл", всегда необходимо помнить, что он должен нести в себе какую-то идею, различными средствами раскрывать свою основную "тему", при этом интригуя и завораживая. В нашем разговоре мы еще не затрагивали такого важного, непременного элемента будущего сада, как дом. Как правило, дизайнерское решение дома - прерогатива архитектора. Но идеи, подсказанные опытом и фантазией ландшафтных дизайнеров подчас интересны не только с точки зрения дизайна, но и с технической. Памятуя об опыте предков, вырубающих свои жилища в склонах гор, современные ландшафтные дизайнеры предлагают "врезать" жилой дом в землю. Этот прием дает большой теплотехнический эффект. Интересны и архитектурные возможности этого приема, особенно при использовании для застройки достаточно крутого склона. Это не подземные, а расположенные ниже уровня земли здания, крыша которых, а иногда и часть наружных стен защищены слоем специально насыпанной земли. Травяная крыша, благодаря воздушной подушке, которая образуется травой, дает дополнительную теплоизоляцию. Такое покрытие позволяет качественно видоизменять облик архитектурного сооружения и окружающего пейзажа. При этом предпочтение отдается живой природе. Крыша здания превращается в наклонную или ступенчато озелененную поверхность. В результате основой композиционного замысла становится взаимодействие между "природой", искусственно соданной человеком, и природой естественной, существующей в данном месте. Так что зачастую, глядя на подобные произведения, не сразу понимаешь, что перед тобой не склон холма с деревьями и даже небольшим водопадом, а архитектурно-дизайнерское развитие травяной крыши.

Лит.: Исаченко А. Г., Основы ландшафтоведения и физико-географическое районирование, М., 1965; Ландшафтный сборник, М., 1970; Ландшафтоведение, М., 1963; Методика ландшафтных исследований, Л., 1971; Методы ландшафтных исследований, М., 1969; Мильков Ф. Н., Основные проблемы физической географии, М., 1967; Преображенский В. С., Ландшафтные исследования, М., 1966; Топология степных геосистем, Л., 1970; Ландшафтоведение, М., 1972; Neef Е., Die theoretischen Grundiagen der Landschaftslehre, Gotha, 1967; Troll C., Die geographische Landschaft und ihre Erforschung, «Studium generale», 1950, Jg 3, Н. 4—5

 

Ландшафтный дизайн

Ландшафтоведение, отрасль физической географии, изучающая природные территориальные комплексы (или геогр. комплексы, геосистемы) как структурные части геогр. оболочки Земли. Основоположниками Л. в России были Л. С. Берг, Г. Н. Высоцкий, Г. Ф. Морозов и др. представители школы В. В. Докучаева начала 20 в., а за рубежом — немецкий географ 3. Пассарге. Ядро Л. составляет учение о ландшафте географическом как основные ступени физико- географической дифференциации Земли. Л. рассматривает вопросы происхождения, структуры и динамики ландшафтов, законы их развития и размещения и преобразование в результате хозяйственной деятельности человеческого общества. Одна из задач Л. — изучение составных частей ландшафта — геосистем низшего уровня (местностей, урочищ ландшафтных, фаций ландшафтных), их взаимного расположения, взаимодействия, типов образуемых ими пространственных структур и их преобразований с течением времени (морфология ландшафта). К Л. относится также изучение зон, секторов, областей, провинций и др. региональных геосистем высших рангов, поскольку они представляют собой закономерные группировки ландшафтов. В рамках высших территориальных единств ландшафты связаны между собой благодаря циркуляции атмосферы, а также процессам стока, миграциям растений и животных и др. Выяснение общих законов территориальной дифференциации географической оболочки (в чём Л. смыкается с землеведением) служит основой познания происхождения ландшафтов и геосистем более крупных рангов и вместе с тем теоретическим фундаментом физико- географического районирования. Элементарные географические комплексы изучаются как части сопряжённых, закономерно построенных территориальных систем (ландшафтов). Образование таких комплексов обязано процессам с ограниченным радиусом действия, присущим или отдельным ландшафтам, или их группам и вытекающим из внутреннего развития последних (деятельность текучих вод и формирование морфоскульптурных элементов рельефа, конкурентные взаимоотношения растительных сообществ и их взаимодействие с окружающей средой и т.п.). Региональная дифференциация геосистем высших рангов подчинена неравномерному распределению энергии, которая поступает в географическую оболочку извне. Следствием широтного распределения лучистой энергии Солнца являются ландшафтные пояса, зоны и подзоны (см. Зоны физико-географические). Сложные проявления внутренней энергии Земли своим главным следствием имеют азональный контраст между сушей и Мировым океаном; возникающая в результате этого континентально-океаническая циркуляция воздушных масс обусловливает формирование на материках ряда физико-географических секторов — приокеанических, континентальных и переходных. С разнообразием морфоструктур земной коры связано образование физико-географических стран, областей и районов, а в горах, кроме того, — высотных ландшафтных ярусов и поясов. Главным источником фактического материала в Л. служат полевые исследования, осуществляемые в процессе экспедиционных и стационарных работ. Первые обычно сопровождаются ландшафтным картированием и дают возможность установить границыприродно-территориальных комплексов, а также описать их основные, наиболее устойчивые черты (см. Ландшафтные карты). Существенную помощь при этом оказывает использование аэрофотоматериалов; изучаются возможности применения космических снимков. Изучение динамики геосистем требует организации стационарных наблюдений, включающих исследование балансов тепла и влаги, миграции химических элементов, биологической продуктивности. На стыке Л. со смежными науками сформировалась особая отрасль географии — геохимия ландшафта, разрабатываются основы физики (геофизики) ландшафта. В исследовании фаций как энергетических ячеек ландшафта и первичного звена в цепи геогр. взаимосвязей Л. непосредственно соприкасается с биогеоценологией. Стационарные исследования сезонной динамики ландшафта создают предпосылки для развития ландшафтной фенологии. Ландшафтный дизайн как средство оптимизации антропогенного ландшафта Н.В. Веселов, ведущий специалист ООО «Садовник» В современном словаре иностранных слов понятие дизайн определяется как «художественное конструирование предметов;. То есть ландшафтный*проектирование эстетического облика предметной среды» дизайн – это художественное конструирование ландшафта, проектирование эстетического облика ландшафта. В этих определениях эстетическому отводится место приятного, но необязательного, бесполезного качества. Более правильным нам представляется определение слова «дизайн», как создание формы, наиболее соответствующей содержанию, т.е. формы, отражающей внутреннюю гармонию и функциональность предмета. А такая форма и воспринимается человеком как красивая. Таким образом, красивый ландшафт – это внутренне гармоничный жизнеспособный ландшафт, а ландшафтный дизайн в лучших своих проявлениях – это создание гармоничного, способного к саморазвитию ландшафта. Например, сосновые или еловые лесопосадки, где деревья высажены рядами на близком расстоянии друг друга, красивы только издали. Внутри же они производят впечатление чуть ли не тягостное. В то же время это искусственно созданное сообщество мало жизнеспособно. Как биоценоз такой лес слаб. В красивом лесу есть поляны, опушки, деревья растут в несколько ярусов, есть кустарники и травянистые растения. Такое сообщество устойчиво и гармонично, способно к развитию. В ландшафтоведении существуют понятия макро-, мезо- и микроландшафтов. Возможно, такое деление целесообразно сделать и в ландшафтном дизайне. Это будет полезным потому, что приемы и методы ландшафтного дизайна различны на объектах разной величины. Общее правило здесь таково: чем меньше объект, тем больше энергии на единицу площади требуется от человека для поддержания объекта в жизнеспособном состоянии. Пример дизайна макроландшафта – Куршская коса в Балтийском море под Калининградом, представляющая собой узкую полосу земли площадью 200 км2. Леснаярастительность на Куршской косе была полностью уничтожена к концу XVII в., а в XVIII веке на ней начались планомерные лесопосадки для создания условий, благоприятных для жизни людей (закрепление дюнных песков, создание и сохранение почвенного слоя, улучшение микроклимата). Эти работы продолжаются в настоящее время. Особенностью облесения Куршской косы было то, что для посадки использовались деревья не одной или нескольких пород, а привозились семена и саженцы десятков видов растений, которые никогда не встречались на побережье Балтийского моря. Сейчас Куршская коса на большей площади облесена, причем состав большинства растительных сообществ уникален. Эта территория находится под охраной ЮНЕСКО, и в то же время Куршская коса – живописный курорт. Пример дизайна мезоландшафта – старинные парки русских дворянских усадеб. Их площадь, как правило, достигала нескольких десятков гектаров. И здесь мы видим взаимосвязь красоты ландшафтов и устойчивости парков как биологических сообществ. Дело в том, что создатели парков брали за образец эстетически совершенные ландшафты нашей природы: леса, водоемы, луга, а основу видового разнообразия таких парков составляли растения нашей природной зоны. Высаживались в парках и интродуценты, требующими постоянного надзора. Эти растения обычно и создают в неухоженных парках непроходимые заросли, часто угнетая растения-аборигены. Чем больше в парке интродуцентов, тем, как правило, больше внимания и ухода он требует. Оформление городских территорий и частных садов – это, условно говоря, микроландшафтный дизайн. Площади, которые обустраиваются при этом, составляют от нескольких квадратных метров до гектара. Обычно, когда говорят о ландшафтном дизайне, подразумевают обустройство именно таких небольших территорий. Все приемы и методы работы, видовой и сортовой набор растений, о которых пишется в современной литературе по ландшафтному дизайну – все это отработано и опробовано на маленьких участках. Каково же состояние ландшафтного дизайна у нас в стране, какие он испытывает влияния, как происходит его развитие? Высшее достижение в дореволюционной России – парки пригородов столиц и парки дворянских усадеб. Для них характерно использование сравнительно небольшого количества экзотов. Основу парков составляли растения местной флоры, поэтому иногда трудно понять, где кончается парк и начинается лес. Во времена советской власти возможности декоративного садоводства были ограничены, садово-парковым искусством занимались некоторые коллективы и энтузиасты. С середины 90-х гг. прошлого века произошел, без преувеличения, взрыв интереса к ландшафтному дизайну. Причин этому несколько: у части населения появились значительные по площади участки земли и материальный достаток, позволяющий не занимать эту землю под огород; многие побывали в Европе и увидели, чего достигло декоративное садоводство там; в Россию стало поступать большое количество семян и посадочного материала декоративных растений, а также литература, посвященная ландшафтному дизайну. Все это, вместе взятое, сформировало моду на стиль и способы обустройства приусадебных участков. Можно уверенно сказать, что сегодня состояние нашего ландшафтного дизайна определяется модой, основу которой составляет западно- европейское влияние. Хорошо это или плохо? В целом хорошо. Западно-европейские страны, особенно Англия и Германия, всегда славились лучшими садовниками, там были лучшие ботанические сады, лучшие коллекции декоративных растений. В российских парках работали немецкие и английские садовники, а сами парки обычно делались по образцу английских пейзажных парков. Плохо то, что элементы обустройства территории, уместные в европейском климате и ландшафте, бездумно переносили в наши условия. Например, альпинарий уместен далеко не на каждом участке. У нас он сейчас является таким же необходимымэлементом ландшафтного дизайна как газон, цветник или водоем. Но период наивного, некритического потребления западных достижений проходит, и оформляется российский стиль ландшафтного дизайна. Городской ландшафт Л.А. Смирнова, ведущий архитектор института «Тверьгражданпроект» Э.В. Баженова, кандидат технических наук, ведущий инженер института «Тверьгражданпроект» Согласно Н.Ф.Реймерсу городской ландшафт является одним из типов антропогенного ландшафта с постройками, улицами и парками. Его также называют урбанизованным ландшафтом, подчеркивая этим формы преобразований и черты искусственности. Ландшафты современных населенных пунктов относятся к ландшафтам преобразованным, культурным, где элементы, привнесенные в результате деятельности человека, преобладают над природными. Хорошо известно, что в благоустроенном городе преобладают камень, бетон, асфальт и постоянно наблюдается относительное уменьшение природных элементов, а как следствие этого – ухудшение состояния здоровья населения. Формирование ландшафта города как жизненной среды людей, имеет два аспекта: создание благоприятных санитарно-гигиенических условий и пространственная организация различных видов деятельности (труда, быта, отдыха и т.д.). Решение таких градостроительных вопросов, как разработка архитектурно- планировочной структуры населенного пункта с максимальным учетом и выявлением природных факторов, создание водно-зеленых зон, регулирующих санитарно- гигиенические режимы в местах отдыха населения, индивидуализация образа современного города, городских микрорайонов, является важнейшей задачей проектных организаций. Значительно разнообразить существующие городские пейзажи и сельские населенные пункты позволяет рельеф местности. Умение архитекторов состоит в том, чтобы с помощью незначительных антропогенных градостроительных преобразований выгодно подчеркнуть сложившийся рельеф местности. Например, в селе Кесова Гора наряду с естественными холмами прослеживаются искусственные преобразования. В центре села имеется большой пруд, в зимнее время он служит катком. В настоящее время холмы и пруд обустроены и включены в общую панораму села. Ландшафт, преобразованный в результате хозяйственной деятельности человека, может иметь положительные и отрицательные последствия. К положительным последствиям следует отнести: • создание городов, поселков с развитой инфраструктурой и улучшенным ландшафтом. Примером может служить г. Бологое, который создан на заболоченных залесенных территориях; • создание лесопарков, природных заповедников и других охранных зон с включением уникальных ландшафтов и естественных природных образований в их среду; • создание искусственных водоемов и гидротехнических сооружений в черте населенного пункта (в райцентрах: пос. Сандово, г. Вышний Волочек). В райцентре Сандово, особенно в южной, юго-западной и юго-восточной частях села, расположено несколько рядов невысоких холмов. От водосбора с холмов в 70-е годы ХХ века в русле ручья было создано водохранилище, которое очень органично вписалось в общий ландшафт села и обогатило его панораму. На базе водохранилища создана зона отдыха с парком и пляжем. Положительным примером использования существующего ландшафта в рекреационных целях служат города Белый, Бологое; поселки Кесова Гора, Лесное,Сандово, <







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.