Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Составитель - доцент Давыденко Э.Н.





ДОНЕЦК – 2016 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ


Модуль 1. Психология общения

1. Характеристика общения: Понятие «общение». Функции

и структура, цели, виды общения. Техника общения. 3

2. Средства общения. 20

3. Свойства личности, влияющие на эффективность общения. 35

4. Формы воздействия (влияния) на партнеров. 50

5. Манипулятивное общение. 75

Модуль 2. Межличностные отношения и взаимопонимание.

6. Межличностные отношения и их классификация. 89

7. Восприятие и понимание в процессе общения. 99

8.Деловое общение 115

9. Взаимодействие в группе. 129

 

 

МОДУЛЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.

Лекция 1. Психология общения.

 

1. Понятие «общение». Потребность в общении. Общение как ценность.

2. Структура общения.

3. Функции общения.

4. Виды и стили (манеры), способы общения.

5. Факторы, обусловливающие эффективность общения: Внешние факторы общения. Умение слушать, что говорят другие. Выбор партнера по общению.

В последние десятилетия возрос интерес к проблемам общения. Удивительный факт – в человеческом взаимодействии более половины всех проблем относится к недостатку взаимопонимания. Человек хочет сказать одно, говорит другое, собеседник в этом слышит третье и истолковывает, как четвертое. Психологи называют это трудностями коммуникации. Для преодоления этих трудностей специалистами были выделены те формы общения, которые максимально способствуют налаживанию взаимопонимания и сотрудничества.

Проблема общения в психологии интенсивно разрабатывалась в 20–30 гг. ХХ в. Первые попытки осветить эту проблему среди отечественных ученых предпринял В. М. Бехтерев в связи с разрабатываемой им социальной рефлексологией. Общение, писал он, служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности. Он отмечал, что чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности.

Психология позволяет понять свои возможности, достоинства и недостатки, помогает психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Она полезна человеку, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости изменятьего путем аутотренингов, нейролингвистического программирования, медитации; она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

Своим названием и первым oпределением психология обязана греческой мифологии.Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то

Психология - одна из наук о человеке. Само название «психология в переводе с древнегреческого означает «psyche» - душа, «logos» - наука, учение, т.е. – «наука о душе» или «законы жизни души». Такое понимание впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психология- это наука о закономерностях функционирования и развития психики, которая изучает внутренние, скрытые от внешнего наблюдения процессы, структуры (психические факты, явления и процессы), знание которых необходимо для объяснения поведения и психологических особенностей человека и групп людей.

Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми.

Понятие «общение» охватывает разные виды деятельности – игру, учебу, труд. Это и беседа, и убеждение, и обучение, и переговоры. Чтобы стать профессионалом в каждом из них, очень важно понимать для чего вы общаетесь, и развивать специальные умения, которые помогут достичь мастерства. Умение общаться, прежде всего, связано с умением вызвать доверие и интерес у слушателя.

Общение – это великое приобретение общественного бытия человека. Ее результат — это отношения с другим человеком. Благодаря общению человек познает мир, формирует мировоззрение, поддерживает психологическую связь с другими людьми через массовые средства коммуникации.

В процессе межличностного общения формируются человеческие отношения, которые создают основу и условия взаимодействия людей в игре, учебе и труде. Общение, пишет Б. Ф. Ломов, это одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями осуществляется социализация человека, т.е. он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Психическое развитие ребенка начинается с общения со взрослыми. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Дефицит общения, дружеских отношений усложняет жизнь, вызывает конфликты и даже заболевания. В общении важным является понимание того, что каждый человек – наибольшая ценность общества, поэтому необходимо уважать каждого с кем приходится общаться.

В психологии общение определяется как вид активности, формирующий и развивающий человека как личность, как специфическая форма взаимодействия двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера. В общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

- коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми, ведущей к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась;

- интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника;

- перцептивная сторона общения включает процесс восприятия другу друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Общение — сложный многогранный процесс, включающий:

• формирование определенных образцов и моделей поведения;

• взаимодействие людей;

• взаимное влияние людей друг на друга;

• обмен информацией;

• формирование отношений между людьми;

• взаимное переживание и понимание людьми друг друга;

• формирование образа внутреннего «Я» человека.

Наиболее простая модель общения может быть представлена схемой:

 
 

 


Мотивационной основой общения служат следующие социальные потребности:

1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;

2) в принадлежности к социальной общности;

3) в сопереживании и сочувствии;

4) в заботе, помощи и поддержке со стороны других;

5) в оказании помощи, заботы и поддержки другим;

6) в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;

7) в постоянном обмене опытом, знаниями;

8) в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;

9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.

В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Информация передаваемая от человека к человеку служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности, передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому (более подробно средства общения будут рассмотрены в отдельной теме).

Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общениевидом активности, главным образом формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение — в его интеллектуальном развитии. И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

 

Функции общения

Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Выделяют аффективно-коммуникативную, информационно-коммуникативную и регуляционно-коммуникативную функции общения.

1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека.

2. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику: осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

3. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.Например, руководитель, дает распоряжение подчиненному.

В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции общения:

информационную (передача и прием информации, знаний и умений);

экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);

регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу);

социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных — одобрение, похвала или негативных — неодобрение, порицание — санкций);

социализации ( формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.