Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фуллерены с числом атомов, большим или меньшим 60





В масс-спектрах были обнаружены и фуллереновые молекулы с числом атомов больше, чем 60, такие как С70, С76, С80 и С84. Додекаэдрическая молекула углеро­да С20 была синтезирована при диссоциации С20НВг13 в газовой фазе. Молекула С3бН4 была получена путем испарения графита под действием импульсного лазе­ра. Была обнаружена твердая фаза С22, в которой молекулы С20 связаны проме­жуточным атомом углерода. Интересным аспектом существования таких мень­ших фуллеренов является предсказание того, что при соответствующем легиро­вании они могут иметь высокие температуры сверхпроводящего перехода.

Неуглеродные шарообразные молекулы

Возможно ли существование шарообразных молекул из других атомов, напри­мер, кремния или азота? Исследователи в Японии сумели создать корзинообразные структуры из кремния. Однако в отличие от углерода один лишь кремний не может образовывать замкнутые структуры. Исследователи показали, что крем­ний может формировать замкнутую структуру вокруг атома вольфрама в виде гексагональной клетки.

Потенциаль­ными применениями таких структур являются компоненты квантовых ком­пьютеров, химические катализаторы и новые сверхпроводники. Существует множество предсказанных на основе вычислений молекулярных орбиталей стабильных замкнутых структур из других атомов. Например, методом функционала плотности показано, что кластер N20 должен быть стабильными иметь додекаэдрическую структуру, показанную на рис. 17.10. Вычисления также показали, что этот кластер будет очень мощным взрывчатым вещест­вом, примерно в 3 раза мощнее наибо­лее энергоемких современных материалов. Однако синтез N20 может оказаться очень сложным.

 

 

 

Углеродные нанотрубки

Возможно, более интересными наноструктурами с широким потенциалом приме­нения являются углеродные нанотрубки. Углеродную нанотрубку можно предста­вить себе как лист графита, свернутый в цилиндр. На рис. 17.11 показано несколь­ко возможных структур, образованных сворачиванием графитового листа вокруг разных осей. Однослойная нанотрубка может иметь диаметр 2 нм и длину 100 ми­крон, что делает ее квазиодномерной структурой, способной служить нанопроволокой.

Методы получения

Углеродные нанотрубки можно получить лазерным испарением, углеродной дугой и химическим осаждением паров. На рис. 17.12 показана установка для производст­ва нанотрубок лазерным испарением. Кварцевая труба, содержащая газообразный аргон и мишень из графита, нагревается до 1200°С. Внутри трубки, но за пределами печи находится охлаждаемый водой медный коллектор. Графитовая мишень содер­жит небольшие количества кобальта и никеля, выступающие в качестве каталити­ческих зародышей образования нанотрубок. При попадании высокоинтенсивного пучка импульсного лазера на мишень графит испаряется. Поток аргона выно­сит атомы углерода из высокотемпера­турной зоны к охлаждаемому медному коллектору, на котором и происходит образование нанотрубок. Таким мето­дом можно получить трубки диаметром 10 - 20 нм и длиной 100 микрон.

 

 

Рис. 17.11.Примеры некоторых из возмож­ных структур углеродных нанотрубок, за­висящих от способа сворачивания графи­тового листа: (а) — кресельная структура, (б) — зигзагообразная структура, (в) — хиральная структура.

 

Нанотрубки можно синтезировать, используя и углеродную дугу. К элект­родам из углерода диаметром 5-20 мм, разнесенным на расстояние около 1 мм, в потоке гелия при давлении 500 Торр прикладывается напряжение 20 - 25 В. Атомы углерода вылетают из положи­тельного электрода и образуют нанот­рубки на отрицательном, при этом дли­на положительного электрода уменьша­ется, а на отрицательном электроде осаждается углеродный материал. Для получения однослойных нанотру­бок в центральную область положитель­ного электрода добавляют небольшие количества кобальта, никеля или железа в качестве катализаторов.

Метод химического осаждения из паровой фазы заключается в разложении газообразного углеводорода, на­пример, метана (СН4), при температуре 1100°С. При разложении газа образуют­ся свободные атомы углерода, конден­сирующиеся затем на более холодной подложке, которая может содержать разнообразные катализаторы, такие как железо. Этот процесс позволяет по­лучать продукт непрерывно и, возмож­но, является наиболее предпочтитель­ным для увеличения масштабов при промышленном производстве. Механизм роста нанотрубок до сих пор неясен. Так как для роста одно­слойных трубок необходим металличе­ский катализатор, механизм должен объяснять роль атомов кобальта или никеля. Одно из предложений, называ­емое «механизмом скутера», состоит в том, что атомы металлического ката­лизатора присоединяются к оборван­ным связям на открытом конце трубки и обегая ее по краю, способствуют за­хвату атомов углерода из паровой фазы и их встраиванию в стенку трубки. Обычно при синтезе получается смесь нанотрубок разных типов с различным характером и величиной электропроводности. Группа из IBM разработала метод отделения полупроводящих нанотрубок от металлических. Для разделения сме­шанные пучки нанотрубок осаждают на кремниевую подложку, а затем на эти пучки напыляют металлические электроды. Используя подложку как электрод, на него подают небольшое напряжение смещения, запирающее полупроводни­ковые трубки и эффективно превращающее их в изоляторы. Затем между метал­лическими электродами прикладывается высокое напряжение, создающее большой ток в металлических нанотрубках, что приводит к их испарению, после чего на подложке остаются только полупроводниковые нанотрубки.

 

 

Рис. 17.12.Экспериментальная установка для синтеза углеродных нанотрубок лазер­ным испарением.
Рис. 17.13.Схема вложенных нанотрубок, когда одна трубка находится внутри дру­гой.

 

 

 

 

 
 
Рис. 17.14.На графитовом листе оказаны базисные вектора а, и в двумерной эле­ментарной ячейки, направление оси Т, во­круг которой сворачивается лист при обра­зовании нанотрубки кресельной структуры, показанной на рис. 17.11 а, и перпендику­лярное вектору Тнаправление Ch вдоль окружности трубки. При других ориентациях вектора Т образуются зигзаговые и хиральные трубки, показанные на рис. 17.116 и 17.11в соответственно.


 

 

Структура

Углеродные нанотрубки могут иметь различную атомную структуру, причем труб­ки разной структуры имеют разные свойства. Хотя углеродные нанотрубки в дей­ствительности и не образуются путем сворачивания графитовых плоскостей, раз­ные структуры трубок можно разъяснить, рассматривая мысленные способы сво­рачивания графитового листа в цилиндр. Так, например, нанотрубку можно получить сворачивая графитовый лист вокруг оси Т, показанной на рис. 17.14. Век­тор Сн перпендикулярен Т и направлен вдоль окружности трубки. Три примера структуры нанотрубок, получающихся при сворачивании графитового листа во­круг вектора Т, по разному ориентированного относительно базисных направле­ний графитовой плоскости, показаны на рис. 17.11. Когда вектор Т перпендикулярен С — С связям в углеродных шестиугольниках, образуется структура, показан­ная на рис. 17.11а и называемая кресельной. Трубки, показанные на рис. 17.11а и 17.11б, называют соответственно трубками зигзаговой и хиральной структуры. Они образуются сворачиванием вокруг других ориентации вектора Т относительно графитового листа. Рассматривая трубку хиральной структуры, можно увидеть спиральный ряд атомов углерода. Обычно нанотрубки закрыты с обоих концов, что требует введения пятиугольных топологических структур на каждом конце цилиндра. По существу, трубка является цилиндром, каждый конец которого за крыт половинкой большой фуллереноподобной структуры. В случае одностенной нанотрубки на ее концах можно обнаружить металлические частицы, что свидетельствует в пользу каталитической роли атомов металла в формировании структуры трубки.

Электрические свойства

Наиболее интересное свойство углеродных нанотрубок заключается в том, что они могут быть металлическими или полупроводящими в зависимости от их ди­аметра и хиральности. Термин хиральность относится к направлению Т сворачивания трубки относительно графито­вого листа, как описано выше. В ре­зультате синтеза обычно получается смесь трубок, две трети которых имеют полупроводящие свойства, и одна треть — металлические. Металличес­кие трубки обычно имеют кресельную структуру, показанную на рис. 17.11а. На рис. 17.15 приведена зависимость ширины щели полупроводящих нано­трубок от их обратного диаметра, по­казывающая, что при увеличении диа­метра трубки щель уменьшается. Для исследования электронной струк­туры углеродных нанотрубок исполь­зовалась сканирующая туннельная ми­кроскопия (СТМ) в режиме локальной электронной спектроскопии. В этих измерениях положение зонда фикси­ровалось над нанотрубкой, и регистри­ровалась зависимость туннельного то­ка I от напряжения V, приложенного между зондом и нанотрубкой. Найден­ная таким образом проводимость G = I/V напрямую связана с локальной плотностью электронных состояний. Она является мерой то­го, насколько близко уровни энергии лежат друг к другу. На рис. 17.16 пока­заны данные СТМ-спектроскопии в виде зависимости нормализованной дифференциальной проводимости (dI/dV)/(I/V) от приложенного между трубкой и зондом напряжения V.

 
 
Рис. 17.15. Зависимость ширины запрещенной зоны полупроводящей хиральной нанотрубки от обратного диаметра трубки (10Å = 1 нм).


Для верхнего спектра (dI/dV)/(I/V)=1 в широ­кой области V, что означает выполнение закона Ома. Из нижнего графика ясно следует наличие энергетической щели в материале. Она расположенной в облас­ти энергий, которая соответствует малым приращениям тока. Ширина этой обла­сти по напряжению является мерой величины щели. Для полупроводника, пока­занного на нижнем графике рис. 17.16, она составляет 0,7 эВ. При больших напряжениях V наблюдаются острые пики в плотности состоя­ний, называющиеся сингулярностями ван Хоффа и характеризующие проводя­щие материалы низкой размерности. Пики появляются на дне и потолке множе­ства подзон. Как уже обсуждалось выше, электроны в квантовой теории можно рассматривать как волны. Если длина волны электрона не укладывается целое число раз на длине окружности трубки, она интерферирует сама с собой с пога­шением, так что разрешены только такие длины волн электронов, которые укла­дываются целое число раз на периметре трубки. Это сильно ограничивает количе­ство состояний, пригодных для проводимости вокруг цилиндра. Доминирующим направлением проводимости остается направление вдоль трубки, что функцио­нально делает углеродную нанотрубку одномерной квантовой проволокой. Электронные состояния трубки не образуют одной широкой непрерывной энер­гетической зоны, а разбиваются на одномерные подзоны, наблюдаемые на рис. 17.16. Как будет показано далее, такие состояния можно моделировать кван­товой ямой в виде колодца с глубиной, равной длине нанотрубки.

 

 

 

Исследования транспорта электронов на отдельных однослойных нанотрубках дали следующие результаты. Измерения при Т = 0.001 К на металлической нанотрубке, лежащей между двумя металлическими электродами, демонстрируют особенности в виде ступенек на вольтамперной характеристике. Ступеньки появляются при напряжениях, зависящих от напряжения, приложенного к третьему электроду, электростатически связанному с нанотрубкой. Это напоминает полевой транзистор на углеродной нанотрубке, обсуждае­мый ниже. Ступеньки на вольтамперной характерис­тике являются следствием одноэлектронного туннелирования и резонансного туннелирования через отдельные молекулярные орбитали. Одноэлектронное тунелирование происходит когда емкость трубки настолько мала, что добавление одного электрона вызывает изменение электростатической энергии, большее, чем тепловая энергия kВT. Электронный перенос блокируется при низких напря­жениях, что называется кулоновской блокадой. При постепенном увеличении напряжения на затворе электроны по одному могут проникать в трубку. Перенос электронов в трубке происходит посредством туннелирования между дискретными электронными состояниями. Изменение тока на каждой ступеньке связано с добавлением одной молекулярной орбитали. Это означает, что электроны в нанотрубке не являются сильно локализованными, а размазаны на большом расстоянии вдоль трубки. Обычно присутствие дефекта в одномерной системе вызывает локализацию электронов, однако дефект в нанотрубке не приводит к локализации из-за того, что его влияние усредняется по всему периметру трубки. Это происходит вследствие тороидальной формы вол­новой функции, напоминающей пон­чик.

В металлическом состоянии про­водимость нанотрубок очень высока. Оценочно они могут пропускать мил­лиард ампер на квадратный сантиметр. Медный провод выходит из строя при миллионе ампер на квадратный санти­метр из-за того, что джоулев нагрев приводит к плавлению провода.

 

 

Одной из причин высокой проводимости углеродных трубок является очень малое количество дефектов, вызывающих рассеяние электронов, а следовательно и очень низкое сопротивление. Поэтому большой ток не нагревает трубку так, как он разогревает медный провод. Этому также способствует высокая теплопро­водность нанотрубок. Она почти вдвое превышает теплопроводность алмаза, что означает — трубки являются очень хорошими проводниками тепла.

Магнитосопротивлением называется явление, в котором электросопротивле­ние вещества меняется при наложении постоянного магнитного поля. Углерод­ные нанотрубки при низких температурах демонстрируют магниторезистивный эффект. На рис. 17.17 показан график зависимости изменения относительного со­противления нанотрубки от приложенного магнитного поля при 2,3 К и 0,35 К. Это — отрицательный магниторезистивный эффект, так как сопро­тивление уменьшается при увеличении магнитного поля, а обратная величина —

проводимость G = 1/R- увеличивается. Такой эффект является следствием того, что приложенное к трубке магнитное поле приводит к появлению новых энерге­тических уровней электронов, связанных с их спиральным движением в поле. Оказывается, что для нанотрубок эти уровни, называемые уровнями Ландау, на­ходятся очень близко к наивысшему из заполненных уровней (уровню Ферми). Другими словами, появляется большее количество возможных состояний для увеличения энергии электронов, что повышает проводимость материала.

Колебательные свойства

Атомы в молекуле или наночастице участвуют в непрерывном тепловом движе­нии. Каждая молекула обладает специфическим набором колебательных дви­жений, называемых нормальными колебательными модами, определяющимися симметрией молекулы. Так, молекула двуокиси углерода СО2 со структурой О = С = О имеет четыре нормальные моды. Две моды связаны с изгибом мо­лекулы в двух взаимно перпендикуляр­ных плоскостях, еще одна, называемая симметричным растяжением, заключа­ется в синфазном удлинении С = О связей. Асимметриччое растяжение, заключающееся в противофазном из­менении длин С = О связей, при кото­ром одна связь растягивается, в то вре­мя как другая сжимается, является чет­вертой модой. Одна мода, обозначавмая A1g состоит в осцилляции диаметра труб­ки. Другая мода, обозначаемая E1g,состоит в сплющивании трубки, при ко­тором она сжимается в одном направлении, одновременно расширяясь в перпендикулярном ему, по существу, осциллируя между окружностью и эллипсом. Частоты этих двух мод рамановски активны и зависят от радиуса трубки. На рис. 17.18 показана зависимость частоты моды A1k от радиуса трубки, обычно используемая в настоящее время для измерения радиуса нанотрубок.

Механические свойства

Углеродные нанотрубки очень прочны. Если к концу тонкой проволоки, при­крепленной к потолку комнаты, присоединить вес W, то проволока растянется. Механические напряжения S в проволоке определяются как отношение нагрузки, или веса, к поперечному сечению А проволоки:

σ = W/A (17.3)

Относительная деформация ε определяется как отношение удлинения ΔL прово­локи к ее длине L:

 

ε = ΔL/L (17.4)

где L — длина проволоки перед нагружением. Закон Гука утверждает, что увеличе­ние длины проволоки пропорционально силе, приложенной к концу проволоки. В более общем виде говорят, что на­пряжение σпропорционально относи­тельной деформации ε:

σ =Eε (17.5)

Коэффициент пропорциональности Е = LW/A ΔL называется модулем Юнга и является свойством конкрет-

ного материала, характеризующим его упругость. Чем больше значение модуля Юнга, тем материал менее податлив. Модуль Юнга стали примерно в 30000 раз больше, чем резины. Модуль Юнга в углеродных нанотрубок колеблется от 1,28 до 1,8 ТПа. Один терапаскаль (ТПа) примерно в 107 раз больше атмосферного давления. Модуль

Юнга стали составляет 0,21 ТПа, что означает — модуль Юнга углеродной нанотрубки почти в десять раз больше, чем у стали. Это подразумевает, что углеродная нанотрубка очень жесткая и трудно сгибаемая. Однако это не совсем так из-за того, что трубка очень тонка. Отклонение пустого цилиндрического стержня длиной L, внутренним радиусом riи внешним радиусом r0под действием силы F, приложенной к его концу нормально к оси, дается выражением:

D=FL3/(3EI) (17.6)

где I - момент инерции сечения стержня, равный в данном случае π(r04-ri4)/4. Так как толщина стенки однослойной нанотрубки составляет примерно 0.34 нм, значение r04-ri4 очень мало, что отчасти компенсирует большое значение Е.

Углеродная нанотрубка очень упруга при изгибе. Она гнется как соломинка, но не ломается и может распрямиться без повреждений. Большинство материа­лов ломаются при изгибе из-за присутствия дефектов, таких как дислокации и границы зерен. Так как стенки углеродных нанотрубок имеют мало структур­ных дефектов, этого не происходит. Другая причина того, что они не ломаются, состоит в том, что углеродные кольца стенок в виде почти правильных шести­угольников при изгибе меняют свою структуру, но не рвутся. Это является уни­кальным следствием того факта, что углерод-углеродные связи sp2 гибридизированы и могут перегибридизироваться при изгибе. Степень изменения и коэффи­циенты s-p смешивания зависят от того, насколько изогнуты связи.

Разумеется, прочность и жесткость — не одно и то же. Модуль Юнга является мерой жесткости или упругости материала. Предел прочности характеризует не­обходимое для разрыва напряжение. Предел прочности однослойной углеродной нанотрубки составляет 45 ГПа, в то время как стальные сплавы разрушаются при 2 ГПа. Таким образом, углеродные нанотрубки примерно в 20 раз прочнее стали. Многослойные нанотрубки тоже имеют лучшие, чем у стали, механические ха­рактеристики, но они не так высоки, как у однослойных нанотрубок. Например, многослойная нанотрубка диаметром 200 нм имеет предел прочности 0,007 ТПа (7 ГПа) и модуль Юнга 0,6 ТПа.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.