Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я».





Эта работа осуществляется на материале рассказа о животных. Глав­ная цель — привлечь внимание детей к новому знаку. Поэтому вводит­ся различение — правильно по форме, неправильно по содержанию и наоборот. Упражнения, которые проводятся на данном уроке, являются пропедевтикой дифференцированной оценки. Дети должны научиться различать содержание ответа и его форму. Предлагая задание, учитель всегда подчеркивает, на что следует обратить внимание, что станет предметом оценки. Так, в данном эпизоде оценивается правильное

Ясно, что и на вопрос «Что я люблю делать больше всего?», и на вопрос «Что

я больше всего не люблю делать?» — учитель отвечает тоже и помещает свои ответы в «Хронику».

использование знака «Хор». Средством организации урока может стать схема класса. Вызывая ребенка для ответа, учитель указывает его ме­сто на схеме.

Подчеркнем еще раз, что одна из главных задач курса — под­готовить детей к новым формам взаимодействия с учителем и друг с другом в процессе обучения. Игровая «упаковка» курса дает этому ши­рокий простор.

1. Сегодня на первом уроке дети рассказывали о том, что они любят делать. Некоторые рассказали, как играют со своими домашними животными, ухаживают за ними. Учитель обращается к классу:

- Многие из вас интересуются животными. Сейчас мы поговорим о животных.

Надо научиться разговаривать так, чтобы каждый мог сказать все, что хочет и знает, чтобы никто не перебивал друг друга и чтобы каж­дый услышал все то интересное, что знают другие дети. В школе есть такое правило: какие-то дела дети делают вместе, дружно, хо­ром (показывает знак «Хор»), а что-то каждый делает один (по­казывает знак «Я»).

Я буду задавать вопросы про зверей и показывать на какой-то знак. Не путайте, когда надо отвечать хором, а когда — поднимать руку и отвечать по одному. (Демонстрирует картинки и задает вопросы, указывая то на один, то на другой знак.) У какого животного длинный хобот? (Знак «Хор».}

В древности было животное, похожее на слона, только еще гораздо крупнее. Оно было покрыто густой шерстью и могло жить в хо­лодных странах. Как его звали? (Знак «Я».) Где живут слоны? (Знак «Хор».) Правда ли, что у слона есть рога? (Знак «Хор».) Правда ли, что у слона полосатая шкура? (Знак «Я».) Как оценивать ответы детей? Предположим, что ребенок, отвечая на последний вопрос, импульсивно сказал «нет», не поднимая руку. Надо спро­сить класс: «Ваня знает, какая у слона шкура? Ваня уже научился отвечать как ученик?» Затем следует обратиться непосредственно к мальчику: «Ваня, про слонов ты знаешь много. А про школу еще не все. Постарайся на следующий вопрос ответить как ученик». Учитель объясняет, что хором можно отвечать сразу, не поднимая руку, а если многие дети захотят ответить самостоятельно, лучше поднимать руку,

2. Определение формы ответа по форме вопроса:

- Кто знает это животное? Назовите хором. Как вы узнали, что надо отвечать хором: я ведь не показывала знак «Хор»? Оказывается, тот, кто внимательно слушает вопрос, может точно определить, как надо отвечать — хором или по одному.

Поиграем в знаки. Я буду задавать вопросы, а вы будете живыми знаками. Отвечать на вопрос не надо. Надо только показывать, как


отвечает настоящий ученик, или поднимать руку (знак «Я»), или от­крывать рот (знак «Хор»).

(Показывает буквы алфавита.) Кто знает эту букву? (Поднятая рука.) Назовите эту букву. (Открытый рот.) Кто не знает этой буквы?

Кто сможет прочесть эти буквы? (Складывает или пишет на доске «мы».) Прочтите эти буквы. Дети, которые не открывают рот и не поднимают руку, требуют особого внимания учителя («Ты не подни­маешь руку, потому что ты не знаешь эту букву? А ты знаешь, как надо ответить на мой вопрос — хором или по одному? Покажи нуж­ный знак. Молодец, ты знаешь правила поведения на уроке. А буквы мы выучим потом. Главное, что ты внимательно слушаешь мои во­просы»).

3. Введение ордена Внимания. Учитель задает каждой группе по три вопроса. Группа выходит к доске, указывает на соответствующий знак. Остальные группы — жюри. Если все три раза группа отвечает верно, ее награждают орденом Внимания. Чтобы дети группы могли договориться без слов, учитель предлагает им встать у доски в кру­жок и сначала показать друг другу ответ с помощью жестов или ми­мики (поднятая рука или открытый рот), а потом — всем дотронуть­ся до нужного знака.

Примечание. С сегодняшнего дня и в дальнейшем учитель по­стоянно должен уделять строжайшее внимание форме своих вопросов. Дети должны четко знать, чего вы от них ожидаете. В ближайшие дни удобнее всего пользоваться знаками.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. УРОК 3

Оценка. На первом же уроке по этой теме вводится различение оценок за красоту и за правильность. Обычная проблема в школе — ребенок не знает, за что он получил оценку (отметку). Необходимо до­биться такой ситуации в классе, чтобы дети всегда четко знали, за что и какую оценку они получили. Для этого учитель, задавая какую-либо рабо­ту, всегда должен оговаривать, на что детям надо обратить внимание каков главный критерий оценки, каков предмет работы. Это крайне важно для преодоления «разнопредметности» (ситуация, когда учитель говорит об одном, а ребенок — о другом). Дело в том, что даже при специально организованном обучении установление «однопредметно-сти» происходит путем примеривания, опробования. Поэтому, чтобы определить, успешна ли проба, необходимо иметь обратную связь, роль которой и играет оценка. Ребенок получает задание, выполняет его так, как ему кажется правильным, получает оценку и узнает, верно ли он определил предмет работы. Итак, всякая оценка должна быть очень точной, т.е. дифференцированной, узконаправленной.

Подобный подход к оценке позволяет на первых порах избе­жать порицания. Ведь поначалу ребенок особенно открыт, и тем больнее ранит его негативная оценка. Если же предусмотрена оценка и за красоту, и за правильность, и за старание, всегда есть возможность по­хвалить ребенка.

1. Учитель обращается к детям: «Вы знаете, что в школе за каждую работу ставится оценка. Но в нашей школе оценки необычные. Сей­час я научу вас оценивать каждую работу с помощью линеечек. Пусть каждый напишет свое имя. Кто не умеет, пусть срисует его со своей карточки. Кто умеет, кроме имени, пусть напишет и фамилию. Когда я позвоню в колокольчик, положите ручки, даже если вы не дописали букву». Раздает бланки для графического диктанта, пока­зывает, где писать имя. Если ребенок не может написать фамилию, учитель чуть позже впишет ее сам.

2. Введение способа оценки. Учитель на доске пишет любое имя (не слишком красиво) и приглашает 4-5 помощников: «Вот мальчик Павлик записал свое имя. Давайте оценим его работу. Сначала оце­ним, красиво ли он написал. (Рисует линеечку «К» — «Красота», рис. 7.)

Рис. 7

К

     
   
 
 

 

 


Если я считаю, что слово написано очень-очень-очень красиво, кра­сивее невозможно, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик на самом верху линеечки.) Если я считаю, что слово написано не­красиво, плохо, но бывает и хуже, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик в нижней трети линеечки.) А где я поставлю свою оценку, если считаю, что работа выполнена красиво, но можно было бы сделать еще лучше? (Помощники показывают место на линееч­ке, учитель их корректирует, стирает свои предыдущие значки.) По­нятно, как оценивать красоту работы по линеечке? Теперь пусть ка­ждый мой помощник сам оценит работу Павлика. (Дети ставят кре­стики, учитель ставит свой крестик последним или же обводит оцен­ку кого-то из детей, соглашаясь с ней.) Вот так мы оцениваем работу Павлика. Каждый немного по-своему. А теперь надо оценить, пра­вильно ли Павлик написал свое имя. Если я считаю, что все буквы написаны верно, я ставлю оценку здесь (вверху). Если я считаю, что половина букв написана неверно, где я поставлю оценку?» 3. «Каждый из вас написал свое имя, — говорит учитель. — Сейчас группа оценит, правильно ли он написал, красиво ли написал. Все возьмите карандаши. Первый положит свой листок в центре, по­кажет на линеечку «К» («Красота») и спросит: «Я красиво написал?» Все поставят крестики. Потом он спросит: «Я правильно написал?»

Все снова поставят крестики на линеечке «П» («Правильность»). Так надо оценить все работы». Дети работают в верхней части бумаж­ного листа (см. Приложение, II. Материальное обеспечение, пункт 12).

4. Проводится графический диктант. После выполнения каждого узора дети должны сами ставить себе оценку за красоту. Когда будут про­диктованы все четыре узора, учитель открывает образец работы (на доске) и предлагает, чтобы дети за каждый узор поставили себе на линеечке оценки «П» («Правильность»): «Посмотрите на правиль­ный узор и решите, такой же он у вас (крестик вверху) или немного не такой (крестик пониже)». Графический диктант

1) Учитель дает инструкцию: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно меня слушать. Я буду гово­рить, в какую сторону вести линию и на сколько клеточек. Проводите только те линии, про которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.

Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (или другой реальный ориентир, имею­щийся в классе). Когда я скажу: «Одна клеточка вправо», — вы прове­дете линию вправо, к двери. (Показывает на доске.) Диктую дальше: «Две клеточки вверх». (Показывает.) Видите, я веду линию, не отрывая руки. Новая команда: «Три клеточки влево». Вытяните левую руку, по­кажите, куда мне надо вести линию. Да, к окну. (Рисует.) Все поняли, как надо рисовать?»

Тренировочный узор

Учитель говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию на одну клеточку вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка впра­во. Одна клеточка вниз... Дальше продолжайте рисовать такой узор сами (1,5-2 мин)». (При рисовании такого узора учитель может помо­гать детям, при рисовании остальных трех узоров — только подбадри­вать.)

Учитель звонит в колокольчик. Предлагает детям найти лине­ечку «К» («Красота») и поставить самим себе оценки за красоту первого узора.

3) Контрольные узоры. Та же последовательность действий:

а) продиктовать узор:

б) дать команду: «Теперь сами продолжайте рисовать такой же узор»;

в) дать звонок, предложить оценить красоту узора

4) Учитель обращается к детям: «Поставьте карандаш на сле­дующую точку. Приготовились. Внимание! Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна кле­точка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна кле­точка вверх. Одна клеточка вправо...

Три клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Две клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Три клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Две клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Три клеточки вверх».

5) Учитель диктует: «Три клеточки вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка влево. Две клеточки вверх. Три клеточки вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка влево. Одна клеточка вниз. Три кле­точки вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка влево. Две клеточки вверх».

Рис. 8

На рисунке 8 показаны образцы узоров. Узор прерван там, где прерывается рисунок под диктовку и начинается самостоятельная ра­бота ребенка. Но на доске для сличения с образцом каждый узор надо продлить.

Когда вы откроете образцы узоров и попросите ребенка оце­нить правильность его работы, проверьте еще раз, все ли нашли лине­ечку «П» («Правильность»).

Примечание. Учителю надо собрать работы на проверку и про­следить, чтобы не было неподписанных работ. При проверке работ не следует исправлять узоры. Оценивать надо только детские оценки; на всех 10 линеечках поставить красный крестик — выше или ниже крес­тика ребенка. Если ваша оценка и оценка ребенка совпадут, надо об­вести крестик ребенка красным кружочком — это будет знаком высшей похвалы ученику за умение правильно оценивать свою работу.

Закончить второй школьный день хорошо так: дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый одним-двумя словами гово­рит, что, по его мнению, сегодня было самым интересным.

Еще один сюжет для общего разговора в конце урока: какие обязательные школьные дела каждый сделал накануне. Это можно сде­лать в виде зарядки: «Кто сам убрал форму, поднимите левую руку вверх. Кто сам собрал портфель, поднимите правую руку вверх. Кто не

забыл про домашнее задание (продиктовать взрослым свой рассказ про первый школьный день), поднимите правую ногу вверх. Кто кому-нибудь помог, присядьте...» Второй раз та же зарядка сопровождается словами: «Я сегодня уберу форму, соберу портфель...»

(Домашнее задание то же, что вчера, — рассказ или картинки про второй день в школе.)

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. УРОК 1

Меняем расстановку мебели. Теперь все парты стоят буквой П так, как это показано на рисунке 9.

 

 

 

оооооооооооо ^
о о   ! <,
  \^
о   V*
о    
о    
о    
о    
о    
о    
о о    
   
оооооооооооо

ти собираются в центре класса. Проводится игра «Зеркало». Учи­тель с ребенком дают образец игры: становятся лицом друг к другу, смотрят друг другу в глаза. Один делает медленные движения ру­ками, другой как можно точнее повторяет движения партнера. По звонку партнеры меняются ролями.

Звенит звонок. Один партнер благодарит другого: «Спасибо. С то­бой очень хорошо играть!» Теперь ребенок должен найти себе но­вого партнера. Учитель предлагает тем, кто нашел себе пару, взять­ся за руки (знак «Мы»).

Проводится игра «Попугай». Учитель с кем-то из детей показывают игру. Он просит ребенка называть любое время суток (утро, вечер, день, ночь) в любом порядке. Сам учитель играет роль попугая: ста­рается подхватывать слова партнера и говорить с ним в унисон. На игру отводится 2-3 мин (со сменой ролей). «Кто готов дальше рабо­тать вместе? — спрашивает учитель. — Укажите на нужный знак». («Мы». Задание парам — найти себе места за партами так, чтобы сидеть рядом, портфели взять с собой.)

Введение знаков «Мы», «Я». Когда дети рассядутся, учитель дает три «немые» команды (рис. 10).


Рис. 10


Рис.9

Вся работа на этом уроке сосредоточивается на противопос­тавлении индивидуальной формы работы и работы парами (игры «Зер­кало», «Попугай»).

На общем положительном эмоциональном фоне дети впервые упражняются делать что-либо вместе. Причем «вместе» на данном эта­пе означает буквальное уподобление, «слияние» действий. На этих уроках «вместе» означает — как один человек.

На этом же уроке вводят знак «Мы» и соответствующий ему жест (чтобы воспроизвести знак «Мы», дети должны взяться за руки). Хотя на уроке и обсуждается отличие знака «Мы» от знака «Я», по сво­ему психологическому содержанию здесь оба эти знака идентичны, так как на данном уроке понятие «Мы» идентично понятию «Я».

Далее от буквального уподобления переходят к упражнениям, в которых ребенок должен обратить внимание на партнера. Это первый шаг к тому, чтобы ребенок научился внимательно смотреть, слушать партнера, относиться к его высказываниям.

1. Парты переставлены. Схема класса изменена. Пока не начался урок, в классе звучит танцевальная музыка и не должно быть ника­ких руководящих указаний. Раздается звонок. Музыка умолкает. Де-


Учитель спрашивает: «Как я узнала, что вы готовы работать? (По знаку.) Но работать сейчас надо будет по двое (вдвоем). Кто готов работать вместе, покажите мне это». Часть детей дают правильный ответ жестом, часть ошибаются. Учитель дает разъяснения: подска­зывает, что, прежде чем показать жестом знак «Мы», надо догово­риться с товарищем — хотя бы кивнуть ему («Я рад с тобой рабо­тать») и увидеть, что он улыбнулся в ответ. Теперь два знака — знак «Я» и знак «Мы» — должны находиться рядом, а учитель с их по­мощью показывает, к кому он адресуется: к классу, к группам или к каждому ученику.

Что надо делать вдвоем? Это дети решат сами. Учитель предлагает им «разыграть» (нарисовать) три ситуации. Для работы раздает ка­ждой группе по три листочка бумаги с нарисованными сюжетами (рис. 11).

 

 
 

 

 


Ситуация 1. «Вы живете в разных домиках, сегодня воскресенье. Договоритесь, что вы будете делать в воскресенье, и нарисуйте свои занятия», — предлагает учитель и показывает пиктографичес­кие изображения разных дел: «сажаю цветы», «читаю», «иду с ма­мой гулять» (рис. 12).

       
   
 
 

Рис. 12

На эту работу детям дается 2 мин. Листок, на котором дети рисуют свои воскресные дела, кладется в центре между ними (более ничто не регламентируется).

Обсуждение результатов. «Поднимите руку те, кто придумал себе на воскресенье общее дело, — предлагает учитель. — Пусть каж­дый подумает, какой знак ему понадобится». (Указывает на знаки «Мы», «Я», дети выбирают нужный. По просьбе учителя дети назы­вают свои общие дела.)

«А теперь поднимите руки те, кто в это воскресенье не встречался друг с другом, а занимался своими личными, очень важными дела­ми», — говорит учитель. (Ни в коем случае не следует выказывать предпочтение индивидуальным или общим делам. Это вопрос лич­ного выбора каждого ребенка, и сюда учитель не вмешивается. Он обсуждает с детьми только знаки ученического поведения.)

Ситуация 2. Учитель предлагает: «Представьте, что вы находитесь на разных берегах реки. Придумайте такие дела, для которых вам понадобится вот этот знак». (Знак «Мы».)

Через 2 мин раздается звонок. Учитель просит детей взяться за руки и спрашивает каждую пару по очереди, что же они стали делать со­обща.

Ситуация 3. Задания к детям: «Вы — в лесу. Придумайте такие де­ла, про которые каждый расскажет сам...»

Учитель дает развернутые рассказы по сюжетным картинкам детей, например: «Мы ходили по лесу. Винни-Пух искал пчел, нашел улей и полез в него. А я, Сова, летала над зарослями и искала пропавше­го крошку Ру» или «Мой друг не умеет плавать. Он сидел на берегу и ждал

 

меня. А я переплыл речку и сказал: «Давай я научу тебя плавать». Дети показывают, кто отвечал «Мы» или «Я» (рис.13).

 

Рис. 13

4. Учитель обращается к детям: «Закройте глаза. Сомкните губы. Под­нимите руки те, кто знает имя мальчика или девочки, с которыми вы сейчас работали...

Откройте глаза. Если кто-то не знает имени соседа, срочно позна­комьтесь. Покажите мне знаком: мы познакомились. Снова закройте глаза. Поднимите руки те, кто помнит, какого цвета волосы у маль­чика или девочки, с которыми вы сейчас работали... Откройте глаза. Кто не успел внимательно посмотреть на своего со­седа, сделайте это. Поднимите руки те, кто уверен: я внимательно посмотрел на своего соседа. Поднимите вторую руку те, кто хочет, чтобы мы испытали вашу внимательность». Учитель вызывает к доске трех-четырех смельчаков и их партнеров. Ставит пары спиной друг к другу.

Вопросы-испытания: какого цвета глаза у твоего товарища (светлые или темные)? Твой товарищ выше или ниже тебя ростом? У де­вочки, с которой ты работал, бант синий или коричневый? (У девоч­ки может не быть никакого банта.) Твой сосед в рубашке или в сви­тере? И т.п.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. УРОК 2

Реакция на реплику. Введение знаков «+», «-». Этот урок -продолжение организации детского сотрудничества. Главная задача урока — добиться того, чтобы дети в своей работе учились слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю. Мы уже гово­рили, что в начале обучения в школе внимание детей концентрируется на учителе. Поэтому одна из задач первых дней — открыть для каждого ребенка его партнеров-сверстников, научить адресоваться к ним, об­ращать к ним свои высказывания, ждать их реакции на свои ответы.

Учителю нужно обязательно привлекать внимание детей к тем случаям, когда они обращаются не по адресу.


 

Средством организации работы является схема класса.

На этом уроке проводятся игры «Слон-пальма-скунс», «Три-четыре-пять». Обе игры предусматривают групповое распределение ролей. В зависимости от того, на кого указывает учитель, в группе должно возникать то или иное распределение по ролям. По сути эта игра представляет собой упражнение, но она проходит живо и может рассматриваться как подвижная игра. Учителю нужно обязательно об­ратить внимание на то, чтобы все группы хотя бы один раз успешно справились с заданиями.

Конец урока (обращение к схеме времени) — выделение глав­ного в уроке, требующее анализа его содержания. Это очень важный аспект всего курса. Дело в том, что дети в возрасте 6-7 лет склонны ориентироваться на сюжетную сторону заданий. Поэтому необходимо с первых дней приучать их анализировать происходящее в классе, в группе. Если не обращать внимание детей на то, зачем, ради чего ра­зыгрываются очередная сценка, игра, они легко увлекаются лишь внешней стороной занятий. Тогда весь курс может превратиться в при­ятное, но бесполезное времяпрепровождение.

1. Введение знаков «+», «-». Учитель говорит: «В другом классе в прошлом году все дети единодушно присудили Оле орден Внимания за внимательность к человеку. Оля очень добрая, она всегда стара­лась каждому помочь. Когда ученик отвечал в классе, она показыва­ла ему знак «+» (показывает перекрещенные указательные пальцы), и он был рад, что все хорошо. Иногда Оля показывала знак (указа­тельный палец вытягивает горизонтально, имитируя знак «-»), и ре­бенок мог быстро исправиться». (Предлагает детям поучиться быть внимательными друг к другу.)

Игра «Да и нет не говорите, черное и белое не берите». Учитель произносит первые слова игры: «Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите: да и нет не говорите, черное и белое не бери­те». (Задаются любые вопросы. В ответах не должно быть слов «черное», «белое», «да», «нет».) Сначала игру ведет учитель. Он задает 5-7 вопросов. Прежде чем задать вопрос, на схеме класса указывает отвечающего, не глядя на него. Дети указательными жес­тами помогают найти нужного человека Он встает. Учитель задает вопрос. Ребенок отвечает. Класс показывает жестами знак «+» или «-».

Учитель должен находиться не там, где отвечающий. Это позволит взрослому увидеть тех детей, которые адресуют свои оценки не го­ворящему, а учителю. Нужно зафиксировать эту «странность»: «Аня, ты меня хвалишь за хороший ответ? Женя, ты мне ставишь плюс?» или «Валя, почему так получается: отвечает Света, а дети хвалят за это меня?» Приглашая отвечать очередного ребенка, на­до напоминать всем о необходимости повернуться к говорящему и смотреть на него.


2. На схеме класса учитель в разных углах развешивает значки групп («Ромашка», «Солнышко» и т.п.) и просит детей быстро объеди­ниться по группам. Предстоит устная работа, ее необязательно де­лать сидя.

Группа придумывает 2-3 вопроса и ведет игру «Да и нет не гово­рите...». Задание группе: сочинить 2 вопроса и показать знаком «Мы готовы...». Первой начинает группа, раньше всех закончившая под­готовку и выбравшая верный жест. Группа, ведущая игру, делает следующее:

а) назначает группу отвечающих;

б) задает вопрос;

в) жестами (имитация знаков «+», «-») оценивает ответ. Если группа не забыла оценить ответы, она награждается орденом Вни­мания. Группа отвечающих имеет право секунду посоветоваться (шепотом).

3. Все встают в круг. Учитель — в центре. Проводится игра «Слон-пальма-скунс». Главная задача игры — чтобы каждый ребенок оце­нил действия другого.

Учитель объясняет правила игры. Он, стоя в центре с протянутой рукой, кружится. Тот, на кого учитель укажет, остановившись и на­звав слово, будет ведущим. Его соседи справа и слева — помощ­ники. Если будет сказано «слон», ведущий изображает туловище животного: нагибается, вытягивает руки вперед, имитируя хобот. Помощники изображают уши слона. Если будет сказано «пальма», ведущий изображает ствол: поднимает руки вверх. Помощники изо­бражают ветви. Если будет сказано «скунс», ведущий приседает, изображая маленького зверька. Помощники отворачиваются, зажав носы. (Может быть, надо объяснить детям, что скунс, чтобы отпуг­нуть врагов, издает неприятный запах.) На доске можно условно изобразить действия трех детей (рис. 14).

Рис. 14

Вариант той же игры — игра «Три-четыре-пять». Ведущий (тот, на кого указал учитель) делает шаг вперед и поднимает один палец. Все его соседи справа должны «написать» последующие цифры: ближайший ребенок выходит, подняв два пальца, следующий под­нимает три пальца и т.д.


Остальные игроки жестами показывают знак «+» или «-». Можно иг­рать до победного конца: команды, получившие оценку, выбывают из игры, но выходят в центр круга и продолжают оценивать действия играющих.

4. Дети садятся за парты кто где хочет. Учитель предлагает подвести итоги первых двух сегодняшних уроков: чему дети учились? На схе­ме времени обозначает два прошедших урока, просит детей вспом­нить, чем они занимались, чему учились, какие новые правила школьной жизни узнали (приглашая ребенка ответить, указывает на знак «Я»). Можно задавать наводящие вопросы, на которые дети будут отвечать, воспроизводя жестами знаки «+», «-». («На первом уроке вы впервые узнали, что такое зеркало?», «На первом уроке вы впервые узнали, как по-школьному сказать: «Мы готовы...»?»). Итог обозначается на схеме (рис. 15).

 

Рис. 15

 

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. УРОК 3

Самооценка, критерии, оценка. Материалом урока является графический диктант, выполненный детьми накануне. Но на данном уроке ребенок оценивает свою работу и соотносит свою оценку с оцен­кой учителя. Таким образом, предмет работы — соотнесение внешней оценки и самооценки.

На уроке вводятся новые критерии оценки работы: легкость-трудность, интересно-неинтересно и т.п. (в зависимости от предложе­ний детей).

Впервые вводится взаимооценка (на материале игры «Стрель­ба по мишеням»).

Сначала дети оценивают диктанты друг друга. Вся предшест­вующая работа с ними была направлена на то, чтобы они были спра­ведливы и доброжелательны друг к другу. Это предмет внимания учи­теля. Оценка должна доставить детям удовольствие, а не привести к конфликтам. Задача учителя — обеспечить благожелательную обста­новку в классе. Ему следует быть все время наготове, чтобы успеть предупредить разногласия.

Итоги дня. Заканчивается третий день в школе, поэтому необ­ходимо уже начать подводить итог школьной жизни, а не только дня. Пора уже обратиться к «Хронике». Пока еще нельзя говорить о плохом


(конфликты и т.п.), но появляется тема «Что сделать, чтобы стало луч­ше?».

1. Подготовка к уроку. Дети получают задание достать из портфеля простой карандаш (и больше ничего), найти себе пару, показать: «Мы готовы работать вместе...» Пары усаживаются за парты, учи­тель раздает каждому ребенку листочек со вчерашними узорами. Сейчас дети впервые получили свои работы, оцененные учителем. При обсуждении результатов главное, чтобы учитель ясно сфор­мулировал, что он поощряет. А поощрять он должен только точную самооценку (а не правильное рисование узоров). Поэтому про ка­чество самих узоров учитель не говорит ни слова. Речь идет только о том, умеет ли ребенок себя оценивать.

- Вчера вы учились оценивать свои работы по-школьному — с по­мощью линеечек. Я посмотрела, как вы себя оценили. Если я со­глашалась с вашей оценкой, то обводила ваш крестик карандашом красного цвета. Встаньте те, у кого на листочке крестик обведен красным. Вы вчера очень честно себя оценили: не перехваливали и не слишком придирались. А у одного мальчика получилось так. (Ри­сует на доске — рис. 16.) Он был слишком строг к себе. Прошу этого мальчика сегодня быть к себе добрее. А что вы скажете тому, кто оценил свою работу вот так? (Рисует на доске — рис. 16.)

       
   


 
 


Рис. 16

Верно, я тоже советую этому человеку быть к себе построже. Вы, наверное, уже догадались, чему мы будем учиться на этом уроке. Правильно оценивать свою работу. Какой значок мне нарисовать на схеме времени? Линеечку с крестиком. И я вам всем желаю, чтобы завтра я смогла обвести ваши крестики красным карандашом и ска­зать: я согласна с этой оценкой.

Учитель продолжает: «Сейчас я продиктую новый узор. Две.кле­точки влево. Две клеточки вниз. Две клеточки вправо. Две клеточки вниз. Две клеточки вправо. Две клеточки вверх. Две клеточки впра­во. Две клеточки вверх. Две клеточки влево. Две клеточки вверх.

6 Эти листочки нужно обязательно собрать и сохранить: графический диктант является важнейшим диагностическим материалом. Диагностика по этой мето­дике может проводиться повторно через несколько месяцев. Оценить успехи каждого ребенка невозможно без сравнения с его исходным уровнем.


Две клеточки влево. Две клеточки вниз». (Должен получиться замк­нутый крест — рис. 17.)

Рис. 17

Учитель открывает на доске образец узора. Просит детей оценить правильность их работ, поставив над первой линеечкой букву П («Правильно»).

«А за что еще можно оценить работу?» — спрашивает учитель. Выс­лушивает предложения детей. Если ничего оригинального они не предложат, назначает свои критерии: «Оцени, легко тебе было де­лать эту работу или трудно (пометь вторую линеечку буквой Т -«Трудно»), интересно тебе было делать такую работу или нет (по­меть третью линеечку буквой И — «Интересно»). Работа парами. Взаимооценка. Игра «Стрельба по мишеням». Каж­дый ребенок получает бланк для работы, на обороте пишет свое имя (списывает с визитной карточки) и рисует три линеечки для оценки.

Правила игры учитель показывает с кем-то из детей на доске. Ре­бенок-стрелок берет мел и приставляет его к точке «Пистолет». Учитель-командир командует: «Готовься! Прицелься! Пли!» При слове «Пли» стрелок ведет линию к мишени. Учитель оценивает ре­зультат так: «Стреляешь метко (попал в мишень), но пуля должна лететь прямо (а здесь пуля петляла) и быстро». Проводится вторая попытка...

Пары должны договориться, кто стреляет первым. (После трех вы­стрелов дети меняются ролями.) Игра начинается и заканчивается по звонку.

Взаимооценка. Командир оценивает, как стреляет стрелок. Хорошо, если бы дети сами предложили критерии оценки типа «Меткость» (попадание в «яблочко»), «Скорость», «Ровно ли летела пуля» и т.п. Учитель подхватывает предложенные детьми критерии, озаг­лавливая линеечки нужными буквами. Подчеркивает, что командир­ская оценка должна быть справедливой.

Для оценки стрелок берет свой лист, отдает его командиру. Тот ста­вит свои оценки.

«Кто хочет поблагодарить своего командира за справедливость, пусть пожмет ему руку», — предлагает учитель. Итоги дня. Проща­ние. Учитель организует прощание в любой форме, можно оставить детей на их рабочих местах, можно предложить им встать в круг, а можно сесть на расставленные в кружок стулья.Но подвести эмоциональные итоги дня необходимо. (Желателен тихий музыкальный срон.)

Учитель обращается к детям: «Закройте глаза, вспомните те три дня, которые вы провели в школе. Вы работали парами. Вы рабо­тали группами. Вы работали по одному. Вы работали всем классом, отвечая хором все как один. Я хочу знать, кому что больше понра­вилось. Кто хотел бы завтра работать один, поднимите один палец, кто хотел бы работать вдвоем — два пальца, кто хотел бы работать впятером — пять пальцев, всем классом — сжатый кулак... Откройте глаза. Видите, все выбирают разное. Чтобы всем было хо­рошо, завтра будем работать по-всякому, и парами, и группами. Наша задача на завтра — научиться работать по-разному: и са­мостоятельно, и всем классом, и маленькими компаниями». Далее целесообразно прочесть несколько записей из «Хроники» о первых двух днях в школе.

Домашнее задание: принести линейку, ластик, простой карандаш: продиктовать кому-то из взрослых любую картинку из школьной жизни — описание какого-нибудь дела, случай, рассказ про нового друга. Но лучше всего подумать о серьезном и начать новый раздел в «Хронике» — «Как сделать жизнь класса совсем замечательной?». (Может быть, кто-нибудь заметил или испытал в школе что-то не­приятное, скучал... Как сделать, чтобы всем было весело, не страш­но и не скучно?)

Учитель говорит детям: «Перед уходом из класса, стоя (сидя) в кру­гу, попытайтесь встретиться глазами с кем-то из товарищей, кивните ему, улыбнитесь, помашите рукой на прощание...» Хорошо, если в конце дня учитель начнет разучивать с классом песенки или корот­кие забавные стихи. В дальнейшем с них можно начинать и ими можно заканчивать многие дела.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. УРОК 1

Отработка введенных ранее знаков: «+», «-», «Я», «Мы», «Хор».

Урок имеет две содержательные линии. Во-первых, это диагно­стика освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной атри-бутики. Важным моментом этой диагностики является то, что не детей экзаменуют, а, наоборот, дети являются экзаменаторами. В подобной ситуации всякая ошибка ребенка становится деперсонифицированной, т.е. с ребенка снимается личная ответственность за его успех или не­успех. Задача учителя на данном этапе — «сделать фотографию клас­са». Характер задания позволяет ему увидеть детей, испытывающих трудности, слишком медлительных, слишком импульсивных и вместе с тем впервые увидеть класс целиком.

 


Дети работают группами, поэтому следует обратить внимание на тех, кто становится лидером группы, а также на тех, кто, стараясь привлечь к себе внимание, вносит в общий труд дезорганизацию.

На данном уроке учитель должен убедиться, что большинство детей легко справляются с заданиями, овладели введенными ранее приемами работы. Двигаться дальше можно лишь в том случае, если большинство детей адекватно, хотя и с обдумыванием, используют средства взаимодействия.

Вторая содержательная линия урока — введение ситуации не­согласия в группах. Учитель использует этикетную форму несогласия, обсуждения, спора. Показыв<







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.